Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дыхательные упражнения по методу




А. И. Стрельниковой

Разминка

Ноздри - парадная дверь в лёгкие. Вдох ртом - вдох через аварийный ход. Верните ноздрям естественную подвижность.

1. Встаньте прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч. И делайте короткие, как угол, вдохи, громко шмыгая носом. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха.

Тренируйте по 2, 4 вдоха подряд. Вдохов можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри сдвигаются и слушаются вас.

Вдох как угол мгновенный. Не забудьте! Ноздри двигаются как никогда.

2. Сделайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не выдох-выдох, как в обычной гимнастике.

3. Сделайте шаги-вдохи в прогулочном темпе, можно стоять на месте, можно ходить по комнате, можно переминаться с ноги на ногу: вперёд-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади.

Движение головы

1. Поворачивайте голову влево-вправо в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом, короткий, как угол, шумный.

2. «Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Следите, чтобы поворота не было. Работает другая группа мышц. Правое ухо идёт к правому плечу, левое - к левому. Малыши называли это движение «Ушки». Плечи неподвижны.

3. Малый маятник. Кивайте головой вперёд-назад, вдох-выдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?»

Главные движения

«Кошка»

Вспомните кошку, которая крадётся, чтобы схватить воробья, и повторяйте её движения: чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую, то на левую ногу, на ту, в какую сторону вы повернулись, и яростно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов.

Этим движением человек жил и живёт, хотя не так активно, как предполагала природа, создавая его. «Где? Кто? Что?» Сделайте 2 раза по 8 вдохов. Можно и больше.

«Насос»

Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - во 2-й половине поклона. Кончился поклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь и не разгибаясь до конца. Шину надо накачать и ехать быстро.

«Обними плечи»

Поднимите руки на уровень плеч, согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая подмышку, то есть, чтобы руки были параллельно друг другу, в темпе прогулочных шагов, и строго одновременно с каждым броском повторяйте вдохи.

«Большой маятник»

Это не новое движение, а комплекс 2-х, самых результативных - «Насоса» и «Обними плечи». В темпе шагов наклон вперёд, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперёд-назад, вдох-вдох, тик-так, как живой маятник. Делайте 2 раза по 8, начиная движения с «Насоса».

«Полуприсед»

1. Ноги на ширине плеч.

2. Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди. Нога, стоящая сзади, чуть касается пола.

3. Вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога, стоящая впереди, чуть касается пола, как у балерины.

Во всех положениях повторяйте лёгкий, чуть заметный присед, как бы подтанцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох, короткий, лёгкий.

Выводы: работа над дыханием, тренировка энергетической системы голосообразования является первым этапом в овладении речевым голосом.

Слово - всегда действие, поступок, задача, намерение достигнуть какой-либо цели.

В игре с помощью звукоподражаний и междометий, используя речеручной рефлекс и стихотворные тексты, мы тренируем навык переключения дыхания, фонационное дыхание должно быть:

1) глубоким;

2) высоким;

3) частым.

Перечисленные упражнения могут быть дыхательной разминкой, то есть предварять любые занятия голосом и речью.

Работа над артикуляцией

Получив энергию с помощью глубокого дыхания, образовав звук в генераторной системе и усилив её в резонаторной, превращаем звук голоса в звук речи с помощью артикуляции.

Артикуляция - это работа произносительных органов при образовании звуков речи, слогов слов.

Чтобы подготовить органы речи (губы, язык, мягкое нёбо), нужно проводить общую артикуляционную гимнастику.

Общая артикуляционная гимнастика

1.«Заборчик».

2. «Улыбка-трубочка».

3. «Лопатка».

4. «Качели».

5. «Чашечка».

6. «Лошадка».

3. «Грибок» (см. стр. 27).


Упражнение «Диктант»

(первоклассникам)

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Бобр добр до бобрят.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

Арина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

 

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Купи кипу пик.

 

Улов у Поликарпа - 3 карася, 3 карпа.

 

Пришёл Прокоп - кипел укроп,

Ушёл Прокоп - кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипит укроп.

 

Вот топор, вот топорище,

Вот тут кнут, вот кнутовище.

 

Козёл-мукомол кому муку молол,

А кому не молол.

От кого, кому молол, получал ватрушки,

От кого, кому не молол, получал по макушке.

Скороговорочные рассказы

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки,

Стоят да на соседний двор поглядывают,

А на дворе - трава, на траве - дрова,

Раз - дрова, два - дрова, три - дрова...

Не вмести двор дров - дрова выдворить.

Бросились в горки дрова таскать.

Где вместе возьмутся - толку добьются.

Вывод: подготовить органы артикуляции можно с помощью специальных упражнений, разогревая на тренировке согласные звуки, их трудные сочетания.

Чёткость произношений достигается при автоматической, рефлекторной, хорошо скоординированной артикуляции и дыхании, выравнивающем силу звука. Скороговорки позволяют осуществить сразу комплекс технических и творческих задач: отработку элементов техники речи, овладение интонационной выразительностью, разговорной интонацией, элементами общения. Они позволяют в комплексе тренировать все элементы техники речи.

Работа над голосом

Задача этого этапа - работа над силой, выразительностью, объёмным звучанием голоса. Для этого нужно использовать специальные упражнения.

Упражнение 1 «Стон»

Представьте, что вы больны. Голова медленно совершает круговые движения, глаза закрыты, мышцы шеи, лица, плеч расслаблены. Имитация стона (м-м-м) на сонорном звуке [м] позволяет не только снять мышечное напряжение, сохраняя работу дыхательного аппарата при свободе фонационных путей, но и найти свой речевой центр, то есть самый удобный, естественный ток звучания голоса.

Приблизив ладони к лицу или положив на затылок, почувствуем вибрацию. Это работают головные резонаторы и особенно резонаторы носоглотки, обогащая звук. Это второе качество фонационного дыхания: оно (дыхание) должно быть высоким, то есть усиленно головными резонаторами. Добиться работы резонирующих лопастей, ощущения объёмности звука, усиления его звонкости нам помогут упражнения на сонорных звуках, обладающих наибольшим эффектом резонирования. Это, кроме звука [м], звуки [н], [л], [р].

Упражнение 2 «Попрошайка»

Конючим: ннну...

Отказываемся: ннну...

Умоляем: ннна...

Отвергаем: ннно...

Сонорные согласные можно сделать «долгими», тянуть, как гласные.

Упражнение 3 «Глина»

Мнём старательно всеми пальцами одной руки воображаемую глину: «ммнналли - ммннулли - ммннэлли - ммннили -ммннолли - ммнналли...»

А в дальнейших упражнениях используем следующий звукоряд гласных: а, у, э, и, о.

Упражнение 4 «Колокол»

Движением всей руки ударяем в воображаемый колокол и воспроизводим долгий звук:

маммм - муммм - мэммм - миммм - моммм

Упражнение 5 «Сети»

Имитируем вытягивание сети из воды:

На мели мы лениво налима ловили,

На мели мы ловили линя.

Обязательно использовать во всех упражнениях, где требуется физическое действие, движение кистью руки. Речеручной рефлекс поможет детям не только овладеть необходимой активностью голосового аппарата, частичным мышечным напряжением, но и с помощью движений рук найти верный ритм, высоту, характер звучания. Связь речевой зоны и зоны, регулирующей движения кисти руки, в коре головного мозга настолько сильна, что малейший зажим кистей рук в момент говорения приводит к зажиму речеобразующих органов.

Не случайно, формируя речевые навыки детей, мы неизменно возвращаемся к играм наших бабушек: «Сорока-белобока кашу варила...», «Ладушки-ладушки...».

Поэтому необходимо добиваться в каждом упражнении точности и энергичности, свободы и выразительности движения рук у детей.

Голос - явление сложное, связанное со всем психофизическим аппаратом человека. Рассмотрим систему, в которой рождается звук, - генераторную систему (гортань и связки).

От разного способа смыкания связок зависит 3 вида атаки звука:

♦ мягкая;

♦ твёрдая;

♦ придыхательная.

Единственно физиологически правильной является мягкая атака, при которой момент соприкосновения голосовых связок и прохождения воздушной струи совпадают, образуя естественный мягкий звук.

Иногда мы «перенапрягаем связки и голос приобретает» металлическое звучание.

Говоря на твёрдой атаке, мы не только рискуем сорвать голос, но и вызвать негативное отношение к себе слушателей. При придыхательной атаке неозвученный голос опережает звуки.

Для работы над голосом хорошо использовать звукоподражания и звукоряд гласных а, о, у, э, и.

Упражнение «Малыш»

А-а-а, у-у-у, и-и-и, о-о-о...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...