Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особые условия воспитания, обучения и специальный педагогический подход




 

Особые условия воспитания, обучения и специальный

педагогический подход

 

Научное толкование

 

Рассматриваемая мера рассчитана на осуществление необходимого и достаточного воздействия прежде всего на несовершеннолетних, личные особенности которых выражены двояко. С одной стороны, есть положительные черты, которые позволяют достаточно уверенно прогнозировать быструю и устойчивую коррекцию личности при интенсивном на него воздействии, а с другой - достаточно развиты криминогенные и иные антиобщественные ориентации и привычки (в том числе связанные с выходом из-под влияния нормальной воспитующей среды), устранить которые невозможно, если не оторвать подростка от негативного окружения и не содержать в условиях закрытого учреждения. Режим этих учреждений, конечно, качественно мягче, чем в воспитательных колониях, но связан с реальным ограничением свободы во имя создания наилучших условий для исправительного воздействия (Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайло. М., 2001. С. 232 (автор - Г.М. Миньковский)).

Особые условия воспитания и обучения нужны несовершеннолетним, совершившим преступления средней тяжести, у которых из-за недостатков семейного воспитания, неблагоприятного влияния в сфере свободного общения и по иным причинам сформировались криминогенные наклонности, негативное отношение к нормам права и морали, что находит свое выражение в девиантном (отклоняющемся от нормы, общественно опасном) поведении таких несовершеннолетних. Исправление таких несовершеннолетних не исключается, однако для этого надо изменить окружающую обстановку, установить особый режим учета (в частности, специальный педагогический подход), отдыха, организации досуга и т.д. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: расширенный уголовно-правовой анализ с материалами судебно-следственной практики / Под общ. ред. А.П. Новикова. М., 2006. С. 200 (автор - С.Ф. Шумилин)).

Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа - специфическая и достаточно строгая принудительная мера, применяемая в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Она связана с определенными ограничениями свободы передвижения, общения несовершеннолетних, необходимостью соблюдения специальных требований режима, организации воспитательного, учебного, трудового или лечебного процесса (Уголовное право: Общая и Особенная части: Учебник / Под общ. ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. М., 2007. С. 275 (автор - В.Б. Боровиков)).

Содержание принудительной меры - помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение должно включать следующие взаимосвязанные компоненты:

- изъятие несовершеннолетнего из негативной среды и определение его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, где подросток воспитывается, обучается, соблюдает установленные правила и требования поведения;

- проведение с несовершеннолетним комплекса мер реабилитационно-психологического и лечебно-оздоровительного характера, воспитательно-педагогической и образовательно-профессиональной направленности, социальной адаптации и интеграции в общество;

- формирование всесторонне развитой, законопослушной личности подростка;

- осуществление непрерывного контроля над поведением подростка со стороны педагогического коллектива учреждения;

- необходимое ограничение прав и свобод несовершеннолетнего (например, свободы перемещения), установление дополнительных обязанностей (например, по исполнению распорядка дня) (Боровиков С.А. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива наказанию несовершеннолетних. М., 2008. С. 81).

 

Статья 96. Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет

Исключительные случаи

 

Исключительные случаи

 

Научное толкование

 

Понятие "исключительные случаи" является оценочным, и дать исчерпывающий перечень его признаков в отрыве от обстоятельств конкретного дела не представляется возможным.

В принципе здесь значимы обстоятельства, связанные с отставанием в психическом развитии (интеллектуальном, эмоционально-волевом) и вытекающими отсюда мотивами, особой податливостью влияниям; потерей источников существования, психическими расстройствами в рамках вменяемости (не противоречит закону назначение этим лицам наряду с наказанием принудительных мер медицинского характера или передачи органам здравоохранения необходимых материалов для организации лечения в общем порядке одновременно с применением мер, заменяющих уголовное наказание, предусмотренных ст. ст. 90 - 92 УК РФ). Для диагностики особенностей личности несовершеннолетних используется психологическая экспертиза (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1998. С. 204 (автор - Г.М. Миньковский)).

Понятие "исключительный случай" оценочное, и суд решает этот вопрос с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления и личности виновного. Такими обстоятельствами могут быть, например, отставание в психическом развитии, не подпадающее под признаки возрастной невменяемости (ч. 3 ст. 20 УК РФ), второстепенная роль в преступлении, совершенном под влиянием других соучастников, совершение преступления при случайных обстоятельствах (Курс уголовного права: Общая часть / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. М., 1999. Т. 2: Учение о наказании. С. 316 (автор - А.Е. Якубов)).

Распространение норм ст. ст. 87 - 96 УК РФ на лиц, совершивших преступление в возрасте от 18 до 20 лет, возможно лишь в исключительных случаях: стечение семейных и личных обстоятельств; возмещение виновным вреда, причиненного преступлением; наличие особенностей социально-психического развития личности; необходимость завершить образование; возможность достижения целей уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия или льготных условий назначения и отбывания наказания и др. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2005. С. 262 (автор - Т.Ф. Минязева)).

Исключительность случая может определяться обстоятельствами совершенного преступления (например, второстепенной ролью лица, участвовавшего в совершении преступления группой), а также характеристиками личности и условий жизни (наличие иждивенцев, трудные условия жизни в семье, задержка психического развития, наличие инвалидности и т.п. (Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. А.Э. Жалинского. М., 2005. С. 268 (автор - С.В. Полубинская)).

Исключительность случая зависит главным образом от степени тяжести совершенного преступления и нравственно-психологических качеств лица, его совершившего (уровень интеллектуального развития; наличие аномалий в психике, исключающих вменяемость; повышенная внушаемость; задержка психофизического развития; конформизм и т.п.).

Основанием для применения комментируемой статьи может быть также: стечение семейных и личных обстоятельств, возмещение виновным вреда, причиненного преступлением; наличие особенности социально-психического развития личности; необходимость завершения образования; возможность достижения целей уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия или льготных условий назначения и отбывания наказания и др. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: расширенный уголовно-правовой анализ с материалами судебно-следственной практики / Под общ. ред. А.П. Новикова. М., 2006. С. 205 (автор - С.Ф. Шумилин)).

В исключительных случаях суд может применить положения правил назначения наказания несовершеннолетним к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ). Такое решение суд должен обязательно мотивировать в приговоре наличием исключительных обстоятельств, характеризующих совершенное лицом деяние и его личность. Полагаем, что данными исключительными обстоятельствами должны выступать факторы, делающие возможным применение правила ст. 64 УК РФ (Дядькин Д. Правила учета несовершеннолетнего возраста подсудимого при назначении наказания // Уголовное право. 2006. N 6).

Основанием применения ст. ст. 87 - 95 УК РФ к лицам в возрасте от 18 до 20 лет является их отставание в психофизическом развитии, в уровне социализации (Энциклопедия уголовного права. СПб., 2008. Т. 11: Уголовная ответственность несовершеннолетних. С. 415 (автор - А.А. Примаченок)).

Возможность применения положений гл. 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет закон связывает как с категорией преступления (характер совершенного деяния), так и с личностью виновного. При этом следует иметь в виду, что понятие исключительности, используемое в данной статье, - оценочное и его следует рассматривать как исключение из общего правила, а не как нечто чрезвычайное. Положения ст. 96 УК РФ к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, могут быть применены как при наличии обстоятельств, предусмотренных в ч. ч. 1 или 2 ст. 64 УК РФ, так и при наличии иных обстоятельств, которые суд признает исключительными (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2013. С. 242 (автор - В.А. Давыдов)).

 

Судебное толкование

 

В исключительных случаях суд вправе применить правила о назначении наказания несовершеннолетним и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ). Такое решение должно быть мотивировано в приговоре наличием исключительных обстоятельств, характеризующих совершенное лицом деяние и его личность (п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...