Условия жизни и воспитания
Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц
Научное толкование
При выяснении и оценке в соответствии с требованиями ст. 89 УК РФ обстоятельств, указывающих на негативное влияние, а тем более давление со стороны старших, суд может, в частности, признать смягчающим обстоятельством доведение несовершеннолетнего перед совершением преступления до состояния опьянения, пример со стороны старшего, начавшего преступные действия, провоцирующие поведение будущих потерпевших и т.п. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1998. С. 192 (автор - Г.М. Миньковский)). При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, суды должны наиболее тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком и в случае, если в отношении несовершеннолетнего со стороны взрослого лица, под влияние которого он попал либо находился в материальной, моральной зависимости, применялось какое-либо насилие (физическое, психическое), к таким обвиняемым должно, на мой взгляд, применяться менее строгое наказание (Салеева Н. Условия назначения наказания несовершеннолетним // Российская юстиция. 2003. N 11). Влияние старших по возрасту лиц на поведение несовершеннолетних...относится к обстоятельствам, учитываемым судом при назначении наказания. Так, воздействие на несовершеннолетнего со стороны взрослых может иметь характер физического или психического принуждения, интенсивность которого подлежит установлению судом. Это необходимо, поскольку в зависимости от характера принуждения оно может иметь различное правовое значение: с одной стороны, возможна оценка принуждения как обстоятельства, исключающего преступность деяния, с другой - совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, согласно п. "е" ч. 1 ст. 61 УК РФ является обстоятельством, смягчающим наказание. Кроме того, суд вправе признать в качестве смягчающего наказание обстоятельства предшествующее совершению преступления несовершеннолетним неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу (Энциклопедия уголовного права. СПб., 2008. Т. 11: Уголовная ответственность несовершеннолетних. С. 151 - 152 (авторы - Ю.А. Кашуба, Н.П. Мелешко)).
Судебное толкование
При рассмотрении дел о преступлениях в отношении взрослых лиц, которые совершили преступление с участием несовершеннолетних, суду надлежит выяснять характер взаимоотношений между ними, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого лица в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий (п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1). Довольно редко в приговорах при назначении наказания подросткам, совершившим преступления совместно со взрослыми лицами, учитывается и дается анализ влиянию на них взрослых лиц. Как правило, наказание и взрослым, и несовершеннолетним назначается одинаковое. В тех приговорах, где имеется ссылка на учет положений ст. 89 УК РФ об учете влияния старших по возрасту лиц, не раскрывается содержание, в чем выразилось это влияние. Например, 16-летнему Ш. одинаково со взрослым А. за совершение грабежа группой лиц по предварительному сговору сотового телефона и музыкального центра на 3000 руб. назначено наказание по п. "а" ч. 2 ст. 161 УК РФ по 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года. Суд не принял во внимание, что взрослый А. за два месяца до этого освобождался судом от уголовной ответственности за квалифицированную кражу в связи с примирением с потерпевшим, он же распорядился похищенным имуществом (Справка о результатах обобщения судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних, рассмотренных за 9 месяцев 2005 г. районными и городскими судами Республики Башкортостан // Архив ВС Республики Башкортостан за 2005 г.).
Иные особенности личности
Научное толкование
Иные особенности личности, существенные для справедливого решения вопроса о наказании, - это прежде всего позиция несовершеннолетнего по отношению к обществу и его ценностям, способность и готовность к социальной адаптации, в том числе к позитивному поведению в сложных и конфликтных ситуациях, противостоянию негативному влиянию микросреды. Это также особенности характера, объективно влияющие на способность руководить своим поведением. Опираясь на эти данные, в том числе используя психологическую экспертизу (экспертную диагностику личности), суд в состоянии оценить степень влияния возрастных особенностей на совершение преступного деяния и отсюда избрать необходимую и достаточную меру воздействия (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1998. С. 191 (автор - Г.М. Миньковский)). Иные особенности личности несовершеннолетнего - индивидуальные черты его характера, которые детерминируют его поведение, в том числе и противоправное (жестокость или мягкость, альтруизм или эгоизм и др.) (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: расширенный уголовно-правовой анализ с материалами судебно-следственной практики / Под общ. ред. А.П. Новикова. М., 2006. С. 193 (автор - С.Ф. Шумилин)). Иные особенности личности - это совокупность потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего, проявляющихся в его поведении, в том числе в инкриминируемом деянии. В частности, важно установить такие характеристики личности, как жестокость или ее отсутствие, способность к сопереживанию, сочувствию, эгоизм и его крайнее выражение - эгоцентризм - или альтруизм, легкость эмоциональных срывов или сдержанность, наличие или отсутствие претензий на лидерство любой ценой, соотношение ориентации на внешний и внутренний контроль, степень готовности следовать требованиям лидера или референтной группы, отсутствие или наличие реальных жизненных планов, трудовых привычек и навыков и т.д. Обязательным является изучение физического и психического здоровья (Энциклопедия уголовного права. СПб., 2008. Т. 11: Уголовная ответственность несовершеннолетних. С. 151 (авторы - Ю.А. Кашуба, Н.П. Мелешко)).
Под иными особенностями личности понимается совокупность ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего, проявляющихся в его поведении, в том числе преступном. Они могут характеризоваться степенью проявления возрастных характеристик психики: внушаемости, склонности к подражанию и фантазированию, импульсивности и т.д. Иначе говоря, речь идет о тех особенностях личности, которые влияют на выбор методов и средств воспитательного воздействия (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 254 (автор - А.И. Чучаев)).
Судебное толкование
Разрешая вопрос о наличии или отсутствии признаков превышения пределов необходимой обороны, суды должны учитывать:...возможность оборонявшегося лица отразить посягательство (его возраст и пол, физическое и психическое состояние и т.п. (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление" (БВС РФ. 2012. N 11)). При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним судьи прежде всего рассматривают возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, учитывая не только требования, изложенные в ст. 60 УК РФ (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные ст. 89 УК РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц). Решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы применяется лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества (Дела несовершеннолетних, рассмотренные Селемджинским районным судом Амурской области (2004 - 2005 гг.) (Обзор). URL: http://www.juvenaljustice.ru).
Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство
Научное толкование
В ряде случаев, по нашему мнению, это смягчающее обстоятельство должно быть уточнено и конкретизировано в приговоре. Возраст 14 - 17 лет - это длительный период, охватывающий четыре года, каждый из которых является целым этапом, новой ступенью в развитии личности. Поэтому правильно поступают те следственные и судебные органы, которые рассматривают совершение преступления лицом, которому еще нет 16 лет, как особое, качественно своеобразное смягчающее обстоятельство. В этих случаях приговоры подчеркивают, что в учет берется не просто несовершеннолетие, а конкретный возраст подсудимого: 14 или 15 лет. Такой подход дает возможность следствию более правильно решать вопрос о виде ответственности для виновного, а суду - более точно индивидуализировать наказание подростку. Кроме того, подростки не только разных возрастов, но даже одного и того же возраста нередко значительно различаются по уровню нравственной и духовной зрелости. Поэтому степень развития несовершеннолетнего должна обязательно учитываться следственными органами и судом при индивидуализации ответственности виновного (Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М., 1968. С. 27). Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК РФ) должен учитываться не сам по себе как исключительное обстоятельство независимо от других, в том числе отягчающих по делу обстоятельств, а только в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 89 УК РФ), с учетом особенностей этих обстоятельств применительно к подросткам, тем более что некоторые из указанных в законе смягчающих и отягчающих обстоятельств вообще не относятся к несовершеннолетним либо относятся лишь частично. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что если смягчающие обстоятельства преобладают над отягчающими, то возможно и оправдано смягчение наказания виновного (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. А.С. Михлин. М., 2000. С. 190 (автор - В.В. Ераксин)). В Уголовном кодексе РФ отражено значение несовершеннолетнего возраста виновного как обстоятельства, смягчающего ответственность (ч. 2 ст. 89 УК РФ). Однако данное обстоятельство не является исключительным, а учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими наказание. Поскольку особенности уголовной ответственности несовершеннолетних четко очерчены УК, сам по себе несовершеннолетний возраст не может иметь "сверхсмягчающего" влияния при назначении наказания, а учитывается в совокупности с другими обстоятельствами, смягчающими наказание. Суд устанавливает: а) в какой мере выявленные обстоятельства обусловливают смягчение наказания несовершеннолетнему, с тем чтобы оно не было чрезмерно строгим; б) каким образом эти обстоятельства влияют на возможность исправления несовершеннолетних (Уголовное право: Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 2004. С. 252 (автор - Н.И. Ветров)).
Часть 2 ст. 89 УК РФ говорит о том, что несовершеннолетие виновного как смягчающее обстоятельство должно учитываться в совокупности с другими смягчающими обстоятельствами, тем самым закон как бы не придает несовершеннолетию характер исключительного обстоятельства. Мы обнаруживаем здесь некоторое противоречие, которое следует разрешить в пользу ст. 89 УК РФ, поскольку исключительными следует считать те случаи, когда особенности несовершеннолетнего возраста непосредственно выражаются в обстоятельствах дела, которые уменьшают степень общественной опасности преступления, и тем самым обнаруживается уже совокупность обстоятельств (Андриенко В.А. и др. Уголовная ответственность: понятие, проблемы реализации и половозрастной дифференциации / Под ред. Ю.Е. Пудовочкина. М., 2006. С. 166 - 167 (автор - Ю.Е. Пудовочкин)).
Судебное толкование
Президиум ВС РФ смягчил наказание, назначенное несовершеннолетнему осужденному, с учетом положений ст. 62 УК РФ (БВС РФ. 2008. N 2. С. 27). При назначении наказания несовершеннолетнему суд не учел все смягчающие наказание обстоятельства. Суд хотя и указал на несовершеннолетний возраст Ф., положительные данные о нем, добровольное возмещение ущерба, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, но фактически не учел их при назначении наказания. В качестве обстоятельства, не позволяющего смягчить наказание, суд сослался на совершение Ф. особо тяжкого преступления и не принял во внимание его менее активную роль. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ, учитывая явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению другого соучастника преступления в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, предусмотренного п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, и положения ст. ст. 6, 60, 62 УК РФ, смягчила Ф. наказание (БВС РФ. 2008. N 4. С. 31 - 32). При применении ч. 1 ст. 62 УК РФ в отношении несовершеннолетних следует учитывать положения ч. 6 ст. 88 УК РФ (БВС РФ. 2011. N 2. С. 37). М. осужден на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений на 9 лет, а в соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров на 9 месяцев лишения свободы в воспитательной колонии. Из материалов уголовного дела усматривается, что преступления, за которые осужден М., были совершены им в несовершеннолетнем возрасте. Как следует из приговора, при назначении М. наказания в качестве обстоятельств, смягчающих его наказание, учтен его несовершеннолетний возраст, признание вины, а также активное способствование раскрытию преступлений, т.е. фактически обстоятельство, предусмотренное п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ. Обстоятельства, отягчающие наказание осужденного, судом не установлены. Поскольку М. совершил преступления в несовершеннолетнем возрасте, то с учетом требований ч. 1 ст. 62 и ч. 6.1 ст. 88 УК РФ наказание, назначенное ему по п. п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, не может превышать 6 лет 8 месяцев лишения свободы (Определение ВС РФ N 11-Д10-58 // СПС "КонсультантПлюс").
Уровень психического развития
Научное толкование
Уровень психического развития - это состояние мыслительной, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, запас знаний и представлений и т.д. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1998. С. 191 (автор - Г.М. Миньковский)). Уровень психического развития - состояние интеллектуально-волевой сферы несовершеннолетнего, определяющее его способность осознанно управлять своим поведением. Для определения уровня психического развития необходимо выяснить: способен ли несовершеннолетний правильно оценивать требования, предъявляемые к нему обществом, и собственное поведение; способен ли несовершеннолетний сдерживать себя в конфликтных ситуациях и т.д. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: расширенный уголовно-правовой анализ с материалами судебно-следственной практики / Под общ. ред. А.П. Новикова. М., 2006. С. 193 (автор - С.Ф. Шумилин)). Уровень психического развития - состояние интеллекта, воли, эмоций несовершеннолетнего, определяющих его способность осознанно управлять своим поведением, в том числе связанным с ситуациями, значимыми для уголовного права. Необходимая достаточность уровня психического развития определяется прежде всего способностью и возможностью подходить к выбору цели и способа действий с учетом (или осознанно без учета) их последствий, оценивать деяние с точки зрения нравственных и правовых базовых норм данного общества (Энциклопедия уголовного права. СПб., 2008. Т. 11: Уголовная ответственность несовершеннолетних. С. 151 (авторы - Ю.А. Кашуба, Н.П. Мелешко)). Уровень психического развития характеризуется состоянием интеллекта, воли и эмоций несовершеннолетнего, определяющим его способности управлять своим поведением, в том числе имеющим уголовно-правовое значение. Он может проявиться в отставании от нормального для данного возраста развития и характеризоваться запасом знаний и представлений, состоянием эмоционально-волевой сферы и т.д. Для его установления рекомендуется назначать судебно-психологическую экспертизу (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 253 (автор - А.И. Чучаев)).
Судебное толкование
Психическое расстройство несовершеннолетнего, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 22 УК РФ, ч. 2 ст. 443 УПК РФ) (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1). При назначении наказания 14-летнему К. не была назначена психолого-психиатрическая экспертиза. В деле имелись сведения о том, что в 2001 г. по заключению психолого-педагогической комиссии с диагнозом "задержка развития, синдром дезорганизованного поведения" он был оставлен на повторное обучение во 2 классе на дому. К. склонен к бродяжничеству, длительное время состоял на учете в подразделении по делам несовершеннолетних за совершение краж чужого имущества. К. обвинялся в совершении шести преступлений в возрасте 14 лет, т.е. имелись основания сомневаться в его способности отдавать отчет своим действиям или руководить ими, а также в способности защищать свои права и законные интересы. Следователь в нарушение п. 3 ст. 196 УПК РФ не назначил судебно-психологическую экспертизу (Справка по обобщению судебной практики по уголовным делам и материалам в отношении несовершеннолетних, рассмотренных Устьяновским районным судом Архангельской области в 2007 г. URL: http://www.juvenaljustice.ru).
Условия жизни и воспитания
Научное толкование
Стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств как фактор, способствующий совершению преступления, приобретает в уголовном деле несовершеннолетнего особое значение. Подростку, попавшему в сложную ситуацию, гораздо труднее, чем взрослому, взвесить создавшуюся обстановку и найти правильный выход из положения. Ему труднее преодолеть отрицательное влияние внешних обстоятельств. Чаще всего они воспринимаются подростком более остро, чем взрослыми, оказывают на него более тягостное воздействие. Именно поэтому стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств способно, скорее, толкнуть на преступление несовершеннолетнего, и при прочих равных условиях оно должно больше смягчать ответственность подростка, чем взрослого (Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М., 1968. С. 54). Уголовно-правовые последствия при решении вопросов наказания несовершеннолетних имеют также условия жизни и воспитания, в которых находился виновный; его взаимоотношения со старшими и сверстниками; его ближайшее окружение, связи, времяпрепровождение. В частности, в пределах требований ст. 89 УК РФ должны быть собраны и оценены данные о выполнении родителями обязанностей по воспитанию; о материально-бытовых условиях семьи, наличие у несовершеннолетнего имущества и самостоятельного дохода; об отношении несовершеннолетнего к учебе или работе, об отношении к нему воспитателей и коллектива (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1998. С. 191 - 192 (автор - Г.М. Миньковский)). Под условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего следует понимать семейно-бытовую обстановку, в которой находится несовершеннолетний, и его внешнее окружение. Следовательно, решение о назначении наказания несовершеннолетнему должно приниматься с учетом данных, характеризующих: а) родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих (образование, профессия, место работы, моральные качества, методы воспитания, отношение к детям и т.п.); б) материально-бытовые условия семьи, в которой проживает подросток; в) условия учебы или работы несовершеннолетнего (учится или работает, где и кем, успеваемость или отношение к трудовым обязанностям); г) воспитательную роль окружающих (воспитательный потенциал учебного или трудового коллектива, кто из окружающих несовершеннолетнего оказывает на него влияние) (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: расширенный уголовно-правовой анализ с материалами судебно-следственной практики / Под общ. ред. А.П. Новикова. М., 2006. С. 193 (автор - С.Ф. Шумилин)). В процессе назначения наказания несовершеннолетним большое значение имеют данные об условиях их жизни и воспитания, в первую очередь данные о внутрисемейной обстановке и о ближайшем микро-социальном окружении подростка. Очевидно, чем сильнее влияние среды на процесс совершения преступления несовершеннолетним, тем мягче его ответственность. Эта зависимость не является жесткой, абсолютной. Влияние среды не исключает свободу воли несовершеннолетнего, однако в силу возрастных психофизиологических особенностей его возможности противостоять ей значительно ниже, чем у взрослых (Андриенко В.А. и др. Уголовная ответственность: понятие, проблемы реализации и половозрастной дифференциации / Под ред. Ю.Е. Пудовочкина. М., 2006. С. 167 (автор - Ю.Е. Пудовочкин)). Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего не замыкаются на семье. Они включают также влияние формальной или неформальной группы его общения. Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего при назначении ему наказания должны учитываться не сами по себе и не изолированно от других критериев. Они должны быть оценены судом, во-первых, с точки зрения их значения в механизме индивидуального преступного поведения подростка (влияния на формирование мотивов, создание условий совершения преступления и т.д.), а во-вторых, с позиций возможностей среды влиять на нравственное исправление несовершеннолетнего во время отбывания наказания. Очевидно, чем сильнее влияние среды на процесс совершения преступления несовершеннолетним, тем мягче его ответственность (Волошин В.М. Актуальные проблемы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. М., 2007. С. 127 - 129).
Судебное толкование
При назначении наказания несовершеннолетнему наряду с обстоятельствами, предусмотренными ст. ст. 6, 60 УК РФ, надлежит учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также обстоятельства, предусмотренные ст. 89 УК РФ, в том числе влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1). Особый порядок судебного разбирательства по правилам гл. 40 УПК РФ не допускается в отношении преступлений, совершенных несовершеннолетними. Когда речь идет о несовершеннолетнем правонарушителе, только полное исследование всех обстоятельств его личности может обеспечить принятие справедливого решения. Закон требует участия в судебном разбирательстве его законного представителя и установления судом условий его жизни и воспитания, уровня психического развития и иных особенностей личности, влияния на него старших по возрасту лиц, в том числе для решения вопроса о возможности освобождения от наказания (БВС РФ. 2008. N 6. С. 26 - 27).
Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|