Р. И. Байгутлин, А. Н. Федоров
Стр 1 из 28Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Челябинский государственный университет»
Р. И. Байгутлин, А. Н. Федоров
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ТЕРМИНАХ И НАЗВАНИЯХ
Учебное пособие
Челябинск Издательство Челябинского государственного университета
II. ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Тема 1. История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Буржуазное государство — в марксистской исторической науке последний (третий) исторический тип эксплуататорского государства. Базисом буржуазного государства является частная собственность на средства производства, основными классами — буржуазия и пролетариат (промышленные рабочие), установлено формальное равенство граждан, но при этом сохраняется их имущественное неравенство. Возникает при разложении феодального строя и становлении капиталистических отношений, и утверждается в результате ряда буржуазных революций (Английская, Великая Французская, европейские революции 1948–1949 гг. ). Согласно учёным-марксистам исторически возникло в Новое время (XVII–XIX вв. ), своего расцвета достигло на рубеже XIX–XX вв., а затем вошло в состояние глубоко кризиса. По мнению историков-ревизионистов после ряда серьёзных изменений в системе и механизме власти существует до сих пор. Вождество (англ. Chiefdom) — термин западной политантропологии, которым обозначают группу общинных поселений, подчинённых наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь), организующий экономическую, религиозно-культовую и иную деятельность сообщества. В зависимости от масштабов сообщества (количество поселений и сложности связей между ними) выделяют простые и сложные вождества. Считается промежуточной стадией между общиной и ранним государством (первым этапом развития собственно государственности).
Исторический тип права — совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе конкретной исторической эпохи. Источник права — способ возникновения и закрепления (внешнего выражения) нормы права. В современной юриспруденции выделяют такие источники права: правовой обычай (обычное право), нормативно-правовой акт (закон), нормативный договор, правовой прецедент, религиозные догмы, правовая доктрина и т. д. Либертарная типология права и государства — историческая типология государства и права, разработанная В. С. Нерсесянцом в рамках либертарного подхода. Исходя из того, что основной тенденцией в развитии общества является развитие индивидуальной свободы, сторонники данного подхода выделяют четыре типа права и государства: этнический (древность), сословный (средние века), индивидуалистический (Новое время) и гуманитарно-правовой (XX в. ) [1]. Национальная правовая система — совокупность системы права (законодательства), юридической практики и правовой идеологии отдельной страны (государства). Неолитическая революция — качественный переворот в жизни первобытного общества в XII–X тыс. до н. э., обозначивший длительный переход от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей (земледелие, скотоводство, ремесло). Такой переход вызвал усложнение техники и технологий, социальной организации (развитие родовых структур и их постепенная трансформация в территориальные общности) и становление института власти, что в конечном итоге привело к возникновению классового общества и государства в IV–II тыс. до н. э.
Община — древнейшая форма социальной организации. Выделяют родовую общину с коллективным трудом и потреблением и соседскую общину, сочетающую индивидуальное и общинное владение. Как правило, общины обладали полным или частичным самоуправлением, своими традициями и обычным правом. В Западной Европе в качестве основной формы сообщества община просуществовала до позднего средневековья и Нового времени. Обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в данном обществе в результате их неоднократного применения и санкционированных государственной властью. Представляет собой исторически первую форму права, существовавшую во всех обществах не только на догосударственной, но и государственной стадиях развития. Являлось источником и одновременно ограничителем для писаного права, появившегося вместе с государством. В большинстве развитых государств существенного значения не имеет или не признаётся источников права. Памятник права (правовой памятник) — источник информации о характере и содержании права какой-либо эпохи, общества или государства. В качестве памятников права обычно выступают правовые обычаи, тексты отдельных законов или их сборники, судебные дела, выступления юристов. Памятником права в ряде случаев могут выступать фольклор, бытовой язык, археологические памятники и т. д. Патрони́ мия (с греч. patronymí a — «наименование по отцу») — 1. Форма общественного устройства, представляющая собой группу семей, образовавшихся в результате разрастания одной патриархальной общины и сохраняющих хозяйственное и общественное единство, общее наименование. 2. Форма регулирования общественных отношений на патриархальных принципах отношений в семье. В системе политических отношений общества патронимия обеспечивает подчинение людей друг другу по принципу «старший — младший в семье». Считается одним из распространённых путей возникновения государства. Периодизация истории государства и права — выделение в истории государства и права относительно самостоятельных исторических периодов, отражающих особенности строения и функционирования политической и правовой систем каких-либо обществ.
Политогенез — в ряде гуманитарных дисциплин (антропология, история государства и права) термин, обозначающий процесс зарождения и развития политических структур или подсистемы общества, которые могут трансформироваться в государство или его аналог. Правовая семья — совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Традиционно выделяют следующие правовые семьи: континентальную (романо-германскую), общего права (англо-саксонскую), традиционно-религиозного права, социалистическую. Протогосударство — термин, бытовавший в советской исторической науке для обозначения стадии в процессе образования государства (союз племён), следующей за племенем и предшествующей самому государству. Объединение общин на определённой территории под властью одного правителя, которое формально ещё не государство (нет таких признаков, как система органов власти, суверенитет, территория), но в нём выделена политическая власть. Рабовладельческое государство — в марксистской исторической науке первый тип эксплуататорского государства, возникший в ходе разложения первобытного общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу классов — рабовладельцев и рабов, помимо которых существуют прослойки мелких земледельцев и ремесленников. В своём развитии это государство проходит две стадии (формы): древневосточные государства и античные государства. Существовало с конца IV тыс. до н. э. и до середины I тыс. н. э. Развитое государство — согласно ряду современных концепций происхождения государства, вторая стадия государственности, на которой политическая власть оформляется в систему институтов, получает обоснование в законе (а не только религии и традиции), отличается сложным аппаратом управления (центральные, региональные и местные органы) и возможностью частично изменять общественные отношения [2].
Раннее государство — согласно некоторым современным концепциям происхождения государства, первая стадия развития государства; форма политической организации довольно сложного общества, в котором имеется сложная (двух- или трёхуровневая) организация власти, обладающая суверенностью (выделена из общества), простым аппаратом принуждения и построенная в основном не на принципе родства [3]. Социалистическое государство — в марксистской исторической науке тип неэксплуататорского государства, который отличается контролем всего общества (а не отдельного класса) над производством и распределении доходов. В своём развитии проходит два этапа: диктатура пролетариата и общенародное государство. Его появление и развитие приходится на XX в. (СССР, Китай, страны Восточной Европы после Второй мировой войны). Тип государства — в марксистской исторической науке совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации. В современной правовой науке – совокупность общих признаков, свойственных определённой, как правило, исторически или культурно (религиозно) обособленной группе государств. Тип права — совокупность наиболее существенных черт права, выделяемых на основе определённых, имеющих научное и практическое значение критериев, выражающих специфику познания генезиса, сущности и социальной роли права. Типология государства — научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данным государствам закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, выделить общее и уникальное. Феодальное государство — в марксистской исторической науке второй тип эксплуататорского государства; организация политического господства класса крупных землевладельцев (феодалов) для подавления и эксплуатации зависимого населения (крепостных крестьян), закреплённое в сословном строе. Возникало либо путём постепенного разложения рабовладельческого строя и постепенного возникновения феодализма (романская теория), либо разложением первобытнообщинного строя и возникновением на его основе феодального строя (германская теория). Существовало в средние века (с V в. по XV–XVI вв. ). Формационный подход к типологии государства — подход к исторической типологии государства, предложенный во второй половине XIXв. К. Марксом и Ф. Энгельсом, представляющий всемирно-исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной или буржуазной), которые определяют и относящийся к надстройке тип государства. Формация представляет собой способ производства и классовую структуру, состоящей из эксплуататорских (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и эксплуатируемых классов (рабы, крепостные крестьяне, рабочие), а государство – аппарата насилия, «орудие в руках господствующего класса».
Цивилизационный подход к типологии государства — подход к исторической типологии государства, предложенный рядом учёных на рубеже XIX–XX вв., согласно которому тип государства (его функции, форма и организация) определяется спецификой цивилизации (менталитетом, системой ценностей, приоритетами общественной жизни) и стадией развития данной цивилизации [4].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|