Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие права. Тема 3. Государство и право Древней Греции. Общественный строй




Развитие права

Артхаша́ стра (с санскрита —«руководство к практической деятельности царя») — политико-экономический трактат, содержащий наставления царю по управлению государством; выдающийся памятник политико-правовой мысли Древней Индии, приписываемый брахману Каутилья, главному советнику Чандрагупты (321–297 гг. до н. э. ).

Ача́ ра (садача́ ра) — обычай, поведение «добродетельных людей».

Ба́ о — в Древнем Китае воздаяние за совершённое преступление, как правило, по принципу талиона.

Ве́ ды — литературные произведения религиозного содержания и народный эпос в Древней Индии.

Дха́ рма — совокупность моральных и этических норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения.

Дхармасу́ тра — название древнейших дхармашастр (Гаутама, Баудхаяна, Апастамба и др. ), на основе которых возникла обширная правовая литература дхармашастр.

Дхармаша́ стра — древнеиндийские религиозно-правовые трактаты, выросшие из дхармасутр, но более систематизированные, предназначенные для изучения, записанные стихами для лучшего запоминания.

Законы Ману́ — наиболее известная из дхармашастр, т. е. сборников древнеиндийских религиозных, моральных и правовых норм, составленная одной из брахманских школ не позднее II в. н. э. В дошедшей до нас редакции имеется 12 глав и 2685 статей, имеющих форму двустиший (шлок).

Законы Хаммура́ пи — известный памятник древневавилонского права; сборник законов древневавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э. ), составленный в качестве руководства судьям для регулирования главным образом уголовно-правовых, имущественных и брачно-семейных отношений.

И́ лку — в Древнем Вавилоне земельный надел, имущество, изъятое из оборота, переданное должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарём).

Казуисти́ чность — термин, выражающий низкий уровень юридической техники (отсутствие дефиниций и абстрактных норм); регулирование правовой нормой конкретного случая (казуса) из правовой практики.

Кровная месть — возмездие за общественно опасное деяние, обычно осуществляемое родичами потерпевшего; как правило, осуществлялось по принципу талиона и предполагало смерть обидчику.

Легисты (от лат. lex, legis — «закон») — в Древнем Китае с IV в. до н. э. сторонники философско-правового учения, активно настаивавшие на усилении государства с помощью чётких и даже жестоких законов, а не на основе традиций.

Ли — в Древнем Китае этические и моральные нормы, определявшие отношение членов общества к правителю и внутрисемейным отношениям.

Мононорма — единая нерасщеплённая норма первобытного общества, которая одновременно является нормой организации общественной жизни, нормой морали, ритуальным и обрядовым правилом. Термин появился и получил широкое распространение в советской антропологии и этнографии.

Нья́ я — в Древней Индии общеобязательное нормативное предписание, подкреплённое санкцией со стороны государства (закон).

Орда́ лия (с позднелат. — «суд божий») — вид доказательств, основанный на представлении о возможности призвать божество к участию в разрешении споров между людьми. Осуществлялась через испытание подозреваемого водой или огнём, или организацию поединка.

Син — в традиционном праве Китая система пяти наказаний, включавшая клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь.

Смри́ ти — в Древней Индии правовое знание священного характера, передаваемое по памяти и затем оформленное в сборники религиозных и правовых предписаний.

Сян — система символических уголовных наказаний в Древнем Китае, когда в силу происхождения или каких-либо заслуг виновного калечащее наказание для него заменялось знаком, нанесённым тушью на теле.

Сяо (с кит. — «сыновняя почтительность») — важнейшее понятие конфуцианской этики, предписывавшее полное подчинение детей родителям и народа своему государю.

Талио́ н (от лат. talioni — «возмездие») — возмездие, выражающееся в нанесении аналогичного (равного) ущерба обидчику. Применялся за опасные деяния против личности (убийство, телесные повреждения). Принцип талиона исключает установление субъективной стороны преступления (умысел, неосторожность, случайность).

Фа — в Древнем Китае наказание, предусмотренное законом за нарушение норм конфуцианской морали.

Фацзин — в Древнем Китае сборник законов, составленный в конце V — начале IV в. до н. э., содержавший действовавшее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Химса — в Древней Индии общее понятие для обозначения обиды, нанесённой другому лицу, или повреждения его имущества.

Тема 3. Государство и право Древней Греции

 

Общественный строй

Всадники — граждане Древних Афин, отнесённые по реформе Солона (конец VI в. до н. э. ) ко второму разряду с годовым доходом 300 медимнов зерна, оливок или вина.

Геомо́ ры (с греч. — «получающие свою долю земли») — древнегреческие землевладельцы, в Афинах — крестьяне, сельский демос.

Гипомейо́ ны — безземельные, обедневшие спартиаты, не способные делать взносы на общественные трапезы (сисситии) и лишённые в силу этого гражданских прав.

Демиу́ рги (от греч. demiurgos — «мастер», «творец») — ремесленники и торговцы, лица свободных профессий (врачи, поэты и др. ) в Древней Греции. В Афинах — категория свободного незнатного населения, выделенная, по преданию, Тесеем около XIII–XII вв. до н. э.

Де́ мос (от греч. demos — «народ») — в Древней Греции свободное население, обладавшее гражданскими правами в отличие от иностранцев и рабов. С конца V–IV вв. до н. э. демосом называли бедные, преимущественно городские слои населения.

Зевгиты — свободные граждане Древних Афин, отнесённые реформой Солона в 594 г. до н. э. к третьему имущественному разряду с годовым доходом в 200 медимнов зерна, оливок или винограда.

Илоты — жители Лаконики и Мессении, подчинённые Спартой в VIII–VI вв. и обращённые в государственных рабов. Не имели своей земли и работали на участке, предоставленном спартиату полисом, но имели своё хозяйство и орудия труда. Около половины урожая платили хозяину земли в качестве оброка. Илоты несли военную службу в качестве легковооружённых воинов. Спартиат с разрешения властей мог убить, передать или отпустить на волю своего илота. Для поддержания послушания илотов против них периодически устраивали криптии.

Клер (от греч. kleros — «жребий», «участок») — земельный надел гражданина древнегреческого полиса.

Клеру́ хии — вид древнегреческих колоний, военно-земледельческих поселений, основанных на территории подчинённых или союзных государств для контроля над ними, а также для наделения землёй безземельных граждан полиса. Жители клерухии сохраняли связь с полисом и статус его гражданина.

Меди́ мн — греческая единица измерения ёмкости, мера сыпучих тел в древней Греции. Наиболее распространённый, аттический медимн равнялся 52, 53 литра. Использовался как цензовая и денежная единица.

Мете́ ки — иностранцы, постоянно или долгое время проживавшие в Древних Афинах; лично свободные, но не пользовавшиеся гражданскими правами (право иметь собственность, участвовать в общественной жизни полиса и т. д. ).

Пентакосиомедимны — свободные граждане в Древних Афинах, отнесённые по реформе Солона 594 г. до н. э. к первому разряду. Имели годовой доход не менее 500 медимнов зерна, оливок или винограда.

Периэ́ ки (от греч. perioikoi — «живущие вокруг») — в Спарте, Аргосе и некоторых других полисах Пелопоннеса неполноправная категория населения. В отличие от илотов были лично свободными, могли иметь земельную собственность, служили в армии, но были лишены политических прав.

По́ лис (от греч. polis — «город») — гражданская община, состоявшая из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг городского центра; особая форма социально-экономической и политической организации в Древней Греции и Древней Италии. Население полиса составляли полноправные граждане, каждый из которых имел право на земельную собственность и участие в политической жизни и обязанности перед полисом (воинская служба, денежная и другая помощь). Государственная организация полиса могла быть различной (олигархия, демократия, аристократия и др. ).

Синойкизм — 1. Реформа, приписываемая легендарному герою Тесею, заключавшаяся в объединении населявших Аттику племён в единый афинский народ (IX–VIII вв. до н. э. ). 2. Объединение родовых общин и образование территориальных структур, происходившие на начальном этапе формирования античных греческих и римских полисов.

Спартиаты — полноправные граждане Древней Спарты.

Феты — свободные неимущие граждане в Древних Афинах, отнесённые по цензовой реформе Солона 594 г. до н. э. к четвёртому разряду, мелкие землевладельцы, арендаторы, подёнщики, батраки, городская беднота.

Фила — в древней Аттике родовая община, а после реформы Клисфена в 509 г. до н. э. территориальная единица, населённая этой общиной. Фила образовывала сообщество со своими жрецами, управлением и воинским подразделением, также называемым филой (во главе которого стоял филарх).

Эвпатриды (от греч. —«сыновья благородных отцов») — аристократическая родоплеменная знать Древних Афин, чей статус как владельцев крупных земельных наделов и монополистов в системе управления (прерогатива на занятие всех должностей) был закреплён реформой Тесея около XIII–XII вв. до н. э.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...