Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие права. Тема 4. Государство и право Древнего Рима. Общественный строй




Развитие права

Адейя — процессуальная норма в праве Древних Афин, совокупность религиозных обрядов, необходимых для изменения закона.

Атими́ я (от греч. «бесчестие») — специфический для Древних Афин вид наказания, состоявший во временном или постоянном лишении осуждённого прав гражданина, всех или их части.

Гортинские законы — свод древнегреческих законов с острова Крит, обнаруженный в 1884–1885 гг. на месте города Гортина. Относится к VI–V вв. до н. э., но содержит нормы более раннего времени.

Законы Драконта — древнейший правовой памятник Афин (621 г. до н. э. ), содержавший в основном уголовно-правовые нормы. Отличались жестокостью, устанавливая в качестве основного наказания за большинство деяний смертную казнь. Впоследствии стали нарицательным выражением, обозначающим крайне жестокие законы.

Ипотека — в Древних Афинах VI в. до н. э. форма ответственности должника перед кредитором своей землёй. Происходит от столба с надписью («ипотека»), который ставился на границе земельного участка заёмщика.

Исономия — в Древних Афинах равенство перед законом всех граждан страны.

Но́ мос — в Древней Греции религиозная, этическая или правовая норма, имеющая обязательный характер. Положение, первоначально постулируемое как закон, могло со временем укорениться и приобрести статус номоса. Например, законы Драконта и Солона в Афинах.

Псефи́ зма — индивидуально определённое ненормативное решение народного собрания в Древних Афинах, имевшее юридическую силу закона.

Ретра (с греч. «речение», «договор») — закон, принятый народным собранием, передававшийся устно и имевший вид общественного договора. Рассматривалась как одобренное дельфийским оракулом постановление народного собрания. Самым известным примером является Большая Ретра Ликурга, закреплявшая основы организации полисной жизни Спарты.

Те́ мис — в Древней Греции обычай, основанный на справедливости (дике).

Эсанге́ лия — в Древних Афинах заявление гражданина в булэ о преступлении государственной важности (заговоре против демократии, измене, подкупе оратора, притеснении сирот, наследниц и вдов). Нередко применялась в случаях, когда опасное деяние не считалось преступлением.

 

Тема 4. Государство и право Древнего Рима

 

Общественный строй

Всадники — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме. По реформе Сервия Туллия в VI в. до н. э. всадники, выделенные в 18 центурий, составили часть высшего цензового разряда римских граждан. Впоследствии, в связи с образованием нобилитета в III в. до н. э., всадники превратились во второе после сенаторов сословие.

Квири́ ты (от Квирина — одного из воплощений Марса, покровителя римлян) — название коренных жителей римской общины, имевших привилегированное положение на основе цивильного и квиритского права.

Клиент (от лат. clients — «зависимый», «подчинённый») — свободный человек в Древнем Риме, отдавшийся под покровительство другого гражданина — патрона — и находившийся в зависимости от него.

Колонат — форма зависимости крестьян от крупных землевладельцев в Римской империи периода домината. Начинался с краткосрочной аренды, когда собственник передавал участок земли арендатору (колону), нередко своему бывшему рабу. Закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле (разрешил возвращать самовольно покинувших землю колонов, но запретил сгонять их при продаже земли). Считается основой для зарождения феодальных отношений.

Лати́ ны — италийские племена, заселявшие Лаций. По преданию, латины вместе с сабинами основали Римский полис.

Либертины (от лат. libertinus — «вольноотпущенник») — в Древнем Риме отпущенные на свободу или выкупившиеся рабы, которые продолжали оставаться в определённой зависимости от бывшего хозяина (патрона).

Муниципии (от лат. munus — «обязанность» и capio — «беру») — в Римской республике города, связанные с Римом договором, свободные жители которых получали в полном или ограниченном виде права римского гражданства. Делились на две категории в зависимости от характера договора с Римом — равноправного или неравноправного.

Но́ били (от лат. nobilis — «знатный, благородный») — высшая знать в Древнем Риме, замкнутый круг богатейших патрицианских и плебейских семейств, имевших доступ к высшим государственным должностям, из числа которых формировался Сенат.

Патерфамилиас — в Древнем Риме отец семейства, домовладыка; наиболее полноправный римский гражданин.

Патриции (от лат. pater — «отец») — в Древнем Риме первоначально всё коренное население, входившее в родовую общину, составляющее римский народ и противостоящее плебеям; после включения плебеев в римскую общину — наименование родовой аристократии.

Патрон (от лат. patronus — «защитник, покровитель») — знатный гражданин в Древнем Риме (обычно из числа патрициев), покровитель зависимых от него клиентов и вольноотпущенников, представлявший их интересы в суде.

Перегри́ ны (от лат. peregrinus — «чужеземец, иностранец») — свободные, но не принадлежавшие к римскому и латинскому гражданству лица в Древнем Риме. После эдикта императора Каракаллы (212 г. н. э. ), предоставившего права римских граждан всему свободному населению Римской империи, на положении перегринов остались лишь жители отдельных пограничных районов империи.

Плебе́ и (от лат. plebs — «простой народ», «толпа») — в Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землёй. В результате борьбы с патрициями в V–III вв. до н. э. добились включения в состав римского народа, уравнения в правах с патрициями.

Пролетарии (от лат. proles — «потомство») — в Древнем Риме по реформе царя Сервия Туллия VI в. до н. э. низший неимущий слой граждан; с I в. — деклассированные слои римского общества.

Саби́ ны — италийские племена, жившие в области рек Тибр, Атернус и Анио. Часть сабинов участвовала в римском синойкизме, положив начало формированию римской народности и полиса.

Сеце́ ссия — выход плебеев за пределы города Рима как одно из средств их борьбы с патрициями за уравнение в правах. Плебеи, составлявшие основу римского войска, с целью оказания давления на патрициев покидали Рим, оставляя город практически без защиты, обычно в условиях внешней угрозы.

Трибы — три племени (Рамны, Тиции, Луцеры), из которых состояла римская патрицианская община в эпоху становления римского полиса. Каждая триба включала 10 курий по 10 родов. Позднее трибой называли территориально-административные единицы для проведения ценза, набора и голосования; территориальный округ и его население.

Фамилия (от лат. familia — «семья») — в Древнем Риме хозяйственно-юридическая единица, семья, возглавляемая домовладыкой (патерфамилиасом) и включающая помимо кровных родственников рабов и зависимых лиц.

Федераты (от лат. foedus — «союз», «договор») — 1. Во времена Римской республики — общины, связанные с Римом союзом, обычно назывались «союзниками». 2. Во времена домината — варварские племена, поступившие на военную службу к римлянам и нёсшие её на границах Римской империи.

Ци́ витас (от лат. civitas — «город») — в Древнем Риме самоназвание общины (римского полиса), образовавшейся в результате объединения племён древних латин, сабин и этрусков. Первоначально включала только патрициев, а с III в. до н. э. — и плебеев. Представители цивитас наделялись гражданскими правами: могли участвовать в работе комиций, занимать государственные должности, вступать в законный брак и приобретать римскую собственность.

Этруски — племена, населявшие в I тыс. до н. э. северо-западную часть Апеннинского полуострова и создавшие развитую цивилизацию, оказавшую большое влияние на римскую.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...