Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный строй




Агогэ́ — государственная система воспитания детей и подростков в Древней Спарте, обязательная для будущих граждан полиса (за исключением царских детей). Отличалась крайней суровостью, нацеленностью на развитие качеств будущего воина и командира, защитника полиса и его порядков.

Апе́ лла — народное собрание в Древней Спарте, в котором участвовали полноправные граждане полиса, достигшие 30-летнего возраста.

Ареопаг (с греч. — «совет Аресова холма») — аристократический совет старейшин, один из высших органов полисного управления и суда в Древних Афинах. Образован в середине VIII в. до н. э., состоял из бывших архонтов.

Архаге́ ты — название двух одновременно правивших в Древней Спарте царей из родов Агидов и Эврипонтидов. Имели наследственную власть, осуществляли военные и религиозные функции, суд по некоторым делам.

Архонт — одна из высших должностей Афин, учреждённая после отмены царской власти. Из числа эвпатридов избиралось 9 архонтов, составлявших особую коллегию, полномочия которой соответствовали религиозным, военным, судебным и административным функциям царя (базилевса).

Афинская архэ́ (Афинский морской союз) — объединение греческих полисов в V в. до н. э. для координации торгово-экономической деятельности и политической поддержки. Включал до 150 полисов, но главенствующее место в нем сразу же заняли Афины. В отличие от многих других подобных объединений имел общую казну, куда все участники в зависимости от своего статуса делали взнос (форос), шедший на строительство флота и укрепление коммуникаций.

Базиле́ вс (с греч. — «царь») — древнегреческий племенной царь-вождь, военачальник племени, жрец и верховный судья.

Булэ́ — общегреческое название полисных советов, а также Совет четырёхсот, учреждённый в Древних Афинах реформой Солона в 594 г. до н. э. Каждые 100 человек совета избирались от определённой племенной филы. Ведал вопросами текущего управления полисом, организации народных собраний, контроля над выборными должностными лицами. В 509 г. до н. э. преобразован в Совет пятисот, сохранив компетенцию и изменив лишь порядок формирования — по 50 человек от каждой из 10 фил.

Ге́ лиэя (с греч. — «солнце») — учреждённый реформой Солона в 594 г. до н. э. один из высших судебных и контрольных органов власти в Афинах. Представлял собой суд присяжных из 6 тысяч судей (5 тысяч — основные, 1 тысяча — запасные), отправлявший правосудие по судебным коллегиям декастериями. Также контролировала деятельность высших должностных лиц, утверждала законы, принятые народным собранием.

Геру́ сия — совет старейшин в Спарте, орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. Состояла из двух царей-архагетов и 28 членов-геронтов, избранных народным собранием из числа граждан, достигших 60-летнего возраста. Имела право законодательной инициативы, готовила и рассматривала законопроекты, осуществляла исполнительную власть, вершила суд по делам о государственных и религиозных преступлениях, вела переговоры с иностранными государствами.

Гра́ фэ парано́ мон (от греч. grapho — «пишу», paranomos — «беззаконный, несправедливый») — в Древних Афинах право любого гражданина оспорить в гелиэи законопроект, внесённый в экклесию и противоречащий действующему законодательству.

Дем — низшие административно-территориальные округа в Древних Афинах, учреждённые реформой Клисфена в 509 г. до н. э.

Докима́ сия — предвыборная проверка граждан на предмет их пригодности к избранию на общественные должности, проводимая булэ.

Исегория — равенство в праве голоса, равенство граждан Древних Афин при выступлении в народном собрании; один из важнейших элементов правового статуса гражданина, не имевшего долгов перед обществом.

Криптии — карательные мероприятия (облавы, избиения, убийства), периодически организовывавшиеся спартанцами для устрашения илотов. Служили для уменьшения численности илотов и воспитанию спартиатов.

Литурги́ я — крупные денежные повинности, которые возлагались на богатейших граждан полисов Древней Греции. Например, триэрархия — постройка военного корабля, хорегия — постановка драматических и лирических произведений.

Навкра́ рия — территориальные округа в Древних Афинах (общее количество — 48 единиц), жители которых были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль вместе с экипажем, а также выставить двух вооружённых всадников. Деление населения на навкрарии производилось без учёта племенной принадлежности, а главой округа было особое должностное лицо — притан. Существовали до V в. до н. э., когда флот стал сооружаться на средства государства и богатых граждан.

Ора́ кул (от лат. oro — «говорю», «прошу») — в Древней Греции распространённая форма прорицания, состоявшая в том, что по запросу верующих предсказание от имени божества оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. Наиболее известен был дельфийский оракул, предсказания которого часто определяли политическую жизнь греческих полисов.

Остракизм (от греч. — «черепок») — в древних Афинах народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя нежелательного гражданина; если имя одного и того же человека написали 5 тысяч и более человек, его изгоняли на 10 лет. По разным источникам был введён в конце VI в. или начале V в. до н. э. как мера против тирании.

Педоном (от греч. — «дитя» и «управляю») — должностное лицо в Спарте, назначавшееся советом старейшин для наблюдения за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями детей и подростков.

Прита́ ны — члены афинского Совета пятисот, преимущественно занимавшиеся подготовкой народных собраний. Коллегии пританов (50 человек, по 5 от каждой из 10 фил) осуществляли полномочия Совета в назначенную им десятую часть года, сменяя друг друга по жребию.

Реформы Клисфена — реформы государственного строя Афин, проведённые Клисфеном в 509 г. до н. э. для окончательной ликвидации остатков родового строя. Включали введение территориального деления (вместо 4 родовых учреждено 10 территориальных фил, каждая из которых была разделена на 3 триттии), замену Совета четырёхсот на Совет пятисот (по 50 представителей от каждой филы), образование коллегии 10 стратегов, оттеснивших архонтов, и учреждение института остракизма.

Реформы Солона — реформы в Афинах, проведённые архонтом Солоном в начале VI в. до н. э. в интересах городских кругов и против земельной аристократии. Включали сисахфию (отмену долгового рабства граждан), деление граждан на 4 разряда в зависимости от имущества (пентаксиомедимны, всадники, зевгиты и феты), создание Совета четырёхсот (по 100 представителей от каждого разряда) и гелиэи. Реформы носили компромиссный характер, так как за аристократией сохранялись некоторые привилегии. Окончательное упразднение родовых институтов в полисной жизни связано с реформой Клисфена.

Симма́ хия (от греч. «вместе» и «сражаюсь») — в Древней Греции военный союз, заключавшийся между полисами. Вступавшие в союз полисы обязывались сообща вести военные действия, имели общую казну, ряд органов управления. Наиболее известны симмахии во главе со Спартой (Пелопоннесский союз), Афинами (Делосский союз), Фивами (Беотийский союз), Мегалополем (Аркадский союз), Этолийский и Ахейский союзы. Некоторые историки считают симмахию альтернативным (полису, империи) путём развития государственности в эпоху античности. [6]

Сиса́ хфия (от греч. «стряхивание бремени») — долговая реформа Солона 594 г. до н. э., содержанием которой была одномоментная отмена долгов, включая ликвидацию долгового рабства и возвращение заложенной земли, выкуп государством проданных за пределы Афин рабов-должников.

Сисси́ тии (от греч. «совместная трапеза») — в Спарте и других полисах Древней Греции обязательные для полноправных граждан общественные обеды. Символизировали имущественное равенство граждан и сохранение единой гражданской общины. Неучастие в сисситиях вело к потере статуса гражданства.

Стратег (с греч. stratos — «войско» и ago — «веду») — военачальник в Древней Греции, облечённый широкими военными и также политическими полномочиями.

Тирания (с греч. «произвол») — узурпация власти лицом или группой лиц и её использование в собственных, а не общественных интересах.

Фесмофе́ ты — шесть афинских архонтов, которые не занимались законодательством, а председательствовали при рассмотрении судебных дел, неподсудных остальным государственным чиновникам; в их обязанности входили также ежегодный пересмотр законов и устранение обнаруженных в них недостатков или противоречий.

Эккле́ сия — народное собрание, высший законодательный орган в Древних Афинах. Право участия в народном собрании имели полноправные граждане, достигшие 20 лет, независимо от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция экклесии не имела чётких границ и помимо принятия законов распространялась на все важнейшие вопросы общественно-политической жизни.

Эфе́ ты — особая комиссия в Древних Афинах из 51 члена, входившая в состав ареопага или состоявшая при ареопаге, судившая за убийство.

Эфо́ ры (от греч. ephoroi — «наблюдатели») — коллегия пяти высших должностных лиц в Спарте, ежегодно избираемых народным собранием. Первоначально эфоры были уполномоченными царей при рассмотрении гражданских дел в суде, но постепенно их власть расширилась, поглощая полномочия царей. Во главе комиссии эфоров стоял первый эфор, именем которого назывался год.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...