Лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила
Лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила
Научное толкование
Конструкция нормы такова, что в качестве субъекта преступления позволяет рассматривать как лиц, занимающих определенные должности на транспорте (работников транспорта), так и любых других граждан, фактически выполняющих работу по управлению или эксплуатации соответствующих видов транспортных средств (Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 105). Субъект преступления специальный - лицо, непосредственно управляющее транспортом, а также лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации указанных в ст. 263 УК РФ видов транспорта (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.) (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2008. С. 486 (автор - А.В. Рагулина)). Это лицо, чья деятельность связана с организацией безопасности функционирования транспорта либо непосредственно с его движением или эксплуатацией. Определить круг таких лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции того или иного работника транспорта (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 756 (автор - А.И. Чучаев)). Следует выделить два вида субъекта преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ: работники транспортных учреждений, предприятий и организаций и другие лица, обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации при управлении принадлежащими им на праве собственности транспортными средствами или в силу иных оснований выполняющие работу, связанную с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта. Правила безопасности и эксплуатации на предприятиях железнодорожного, воздушного и водного транспорта имеют строго определенного адресата - специального субъекта (машинист локомотива, капитан судна, пилот, лоцман, штурман воздушных судов, бортмеханик, диспетчер, дежурный по станции, составитель поездов и т.п.). Специальные признаки субъекта определяются либо занимаемой должностью, либо видом работы, выполняемой им в силу своих профессиональных обязанностей. Для того чтобы вменить субъекту невыполнение обязанностей, необходимо установить, что они были возложены на данное лицо в установленном порядке (Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под общ. ред. В.М. Лебедева; отв. ред. А.В. Галахова. М., 2009. С. 759 - 760 (автор - Н.И. Пикуров)).
Субъект преступления специальный - лицо, обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в силу выполняемой работы или занимаемой должности. Указанная обязанность должна определяться на основе соответствующих нормативных правовых актов. Необходимо обратить также внимание и на то обстоятельство, что субъект рассматриваемого преступления будет иметь место только при условии, что лицо, нарушившее правила безопасности движения или эксплуатации транспорта, во-первых, зачислено на работу в систему железнодорожного, воздушного или водного транспорта и, во-вторых, нарушило определенные правила, находясь при исполнении своих обязанностей (когда лицо исполняет или должно исполнять служебные функции). Во всех остальных случаях деяние виновного следует квалифицировать по иным статьям УК РФ, например по статьям, устанавливающим ответственность за преступления против личности (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2010. С. 1017 (автор - А.В. Бриллиантов)).
Характер объективной стороны рассматриваемого состава преступления позволяет вести речь о субъектах двоякого рода: а) лицах, обязанных обеспечивать безопасность самого движения транспорта, и б) лицах, обязанных обеспечивать безопасность его эксплуатации, в том числе во время движения. К первым следует относить машиниста, его помощника, пилота летательного аппарата, штурмана, радиста, капитана корабля, лоцмана, механика и т.п., ко вторым - диспетчеров службы движения, руководителя полетов, капитана порта и т.п. Субъектом посягательства может быть лицо, на которое в данный момент возложены функции по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта (зачисленные в штат системы железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Неисполнение функционально-служебных обязанностей в нерабочее время не влечет уголовной ответственности (например, несообщение о поломке железнодорожного пути лицом, работающим обходчиком, во время его отпуска) (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2010. С. 1013 (автор - А.В. Сумачев)). Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2013. С. 778 (автор - А.Я. Петроченков)).
Судебное толкование
Субъектом преступления являются не только штатные работники транспортной организации или предприятия, но и лица, проходившие стажировку, если они исполняют обязанности, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта (БВС РСФСР. 1991. N 6. С. 7).
Лица, обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, обоснованно осуждены по ч. 3 ст. 263 УК РФ. А. - командир звена в государственном унитарном предприятии и К. - командир вертолета признаны виновными в том, что, являясь лицами, в силу выполняемой ими работы и занимаемой должности обязанными соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, нарушили эти правила, что повлекло по неосторожности смерть восьми человек, а также причинение тяжкого вреда здоровью пяти пассажирам и одному члену экипажа (БВС РФ. 2005. N 2. С. 14 - 16). Субъектом преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета, - старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (цит. по: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2013. С. 777). Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (Там же. С. 778).
Статья 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|