Структура и функции государственного бюджета.
Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при помощи бюджетов различных уровней. Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетной системой – называется совокупность бюджетоввсех уровней и государственных внебюджетных фондов. В России бюджетная система страны включает в себя 3 уровня: Первый уровень включает в себя федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды. Второй уровень составляют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды. К третьему уровню бюджетной системы относят местные бюджеты. Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты. Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога. В настоящее время в России действуют 3 внебюджетных фонда: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) - ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц. Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений - от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды.
Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней). К неналоговым доходам бюджета, согласно Бюджетному кодексу, относятся: · доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые, в свою очередь, включают: арендную плату за временное владение и пользование государственным или муниципальным имуществом, проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях, средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог, проценты за кредиты, предоставленные бюджетам других уровней, иностранным государствам или юридическим лицам, прибыль, приходящуюся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, а также дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, часть прибыли государственных унитарных предприятий (ГУПов), остающейся после уплаты налогов; · доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; · доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; · средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям; · доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
· доходы от внешнеэкономической деятельности (чистый экспорт); · доходы от приватизации (в развитых странах достигают до 10% доходной части бюджета). Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы обеспечивают функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах: · ассигнования на содержание бюджетных учреждений; · средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам; · трансферты населению; · бюджетные кредиты (в том числе налоговые кредиты и другие отсрочки по уплате налогов) юридическим лицам; · субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; · бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам; · кредиты иностранным государствам; · средства на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии. Дотация -это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция - средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определенные цели. Примером получения субвенции может служить Москва, получающая от федерального правительства субвенцию в $4 млн. в год за выполнение функций столицы Российской Федерации. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит - предоставление средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев.
Организация может получить также инвестиционный налоговый кредит на срок от 1 до 5 лет. Такой кредит предоставляется в случае технического перевооружения предприятия, внедрения им новой техники и технологии или в случае выполнения им особо важного заказа, связанного с социально-экономическим развитием региона или предоставлением особо важных услуг населению. За инвестиционный налоговый кредит взимаются проценты в пределах от половины до 3/4 ставки рефинансирования Банка России. Структура доходов и расходов федерального бюджета на 2006 год представлена в таблице 8.1.
Таблица 8.1. Федеральный бюджет 2006 и 2007 годов. (млрд.руб.)[4].
8.3. Налоговая система. [5] Налоговая система – это совокупность налогов, принципов налогообложения, методов и механизмов исчисления налогов. Она является одним из основных инструментов фискальной политики государства. Цель налоговой системы – обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики. Определение налога лучше всего характеризует Статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации, детализирующая понятия налога и сбора. «1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)». Правовую категорию налога можно выразить следующим определением. Налог – это обязательный взнос в бюджет, который либо непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом налогового законодательства. Неналоговый платеж (квазиналог) – это обязательный платеж, который, тем не менее, не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся взносы в Пенсионный фонд РФ (с 1 января 2001 года, являющиеся частью Единого социального налога) и другие государственные внебюджетные фонды, патентные пошлины, сборы за регистрацию предприятий и т.д.
Разовые государственные изъятия – это платежи, взимаемые государством в особом порядке и, как правило, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний. В качестве разовых изъятий рассматриваются реквизиции, конфискации и штрафы. Различие между налогами и штрафами состоит в поводе изъятия. Поводом налогового платежа является перераспределение национального дохода, а поводом уплаты штрафа – совершение того или иного правонарушения. Термины “налог”, “сбор”, “пошлина” и т.д. являются синонимами, так как имеют одно и то же значение, а их употребление объясняется лишь сложившейся практикой и традициями. В то же время между самими налогами, сборами и иными платежами существуют определенные различия теоретического плана. Под термином “налог”, как правило, понимается систематический взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо удовлетворения. Что касается сборов и пошлин, то они обычно взимаются государственными и местными органами, учреждениями за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Сбор представляет собой плату, взимаемую государственными органами за право участия, пользования чем-либо или осуществления той или иной деятельности. Пошлина в большинстве случаев представляет собой плату, взимаемую с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий. Таким образом, как бы частичное “возмещение” пошлин и сборов отличает их от чистых налогов. Кроме того пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступает в отношения с соответствующими органами или учреждениями по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно, обязательность уплаты пошлин и сборов наступает в результате свободного выбора плательщика. Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения. Иные платежи, к которым относятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду, платежи за использование природных ресурсов, принадлежащих государству, носят характер платы за использование принадлежащих государству природных ресурсов и направлены на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния. Однако они также относятся к категории налогов, как к более общему состоянию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|