Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. до н.э.
1. Условия получения афинского гражданства. Народное собрание Афин и его полномочия. 2. Совет 500 (буле). 3. Суд присяжных (гелиея). 4. Отношение греков к афинской демократии. Рекомендуемая литература 1. История Древней Греции / Ю.Андреев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1986. 2. Хрестоматия по истории Древней Греции: Уч. пособие; сост. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. 3. Хрестоматия по истории древней Греции; Сост. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. 4. Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель; перевод с древнегреч. С.И. Радцига. – М.: Мысль,1997 5. Виппер, Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки по истории Римской империи (начало). Рим и раннее христианство / Р. Виппер. – Ростов, 1995. 6. Новиков, С.В. Древняя Греция; Уч. пособие для вузов /С.В. Новиков, Л.Л. Селиванова, А.В. Стрелков. – М.:Астрель, 2006. 7. Хаммонд, Н. История древней Греции /Николас Хаммонд; пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
Методические рекомендации Готовясь к вопросам семинарского занятия, выясните, кто и с какого возраста мог принять участие в работе Народного собрания, Совета 500 и суда присяжных. Как часто и где проходили заседания, какими полномочиями обладали эти органы власти. Подумайте, как в системе государственного устройства Афин проявились принципы исономии (равноправия) и элевтерии (свободы). Отношение греков к афинской демократии можно изучать по хрестоматии (Хрестоматия по истории Древней Греции: Уч. пособие; сост. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009), где необходимые документы сгруппированы в отдельном разделе. Определите, какие достоинства и недостатки видели греки в афинской системе управления, и в каких случаях мы можем с ними согласиться. Найдите дополнительные положительные и отрицательные стороны афинского государственного строя. Сравните систему государственного управления в Афинах и в Спарте.
Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике 1. Отношение к рабам и рабству свободных афинян. 2. Источники рабства в Аттике после реформ Солона. 3. Использование рабского труда в экономике Афин. Рабы как обслуживающий персонал. 4. Отличия классического рабства от патриархального.
Рекомендуемая литература 1. История Древней Греции / Ю.Андреев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1986. 2. Хрестоматия по истории Древней Греции / С. Лурье [и др.]; под ред. Д.П. Каллистова. – М.: Мысль, 1964. – С. 310-322. 3. Хрестоматия по истории древней Греции; Сост. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009 4. Аристотель, Политика. Афинская полития / Аристотель; перевод с древнегреч. С.И. Радцига. – М.: Мысль,1997. Кн.I.I.4;I.II.11-16,18,20-22;I,V.3,9,11;VII.IX.9. 5. Валлон, А. История рабства в античном мире / Анри Валлон; перевод с фр. С.П. Кондратьева. – Смоленск: Русич, 2005. – С. 77-312. 6. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М., 1988 7. Доватур, А.И. Рабство в Аттике в VI-V вв. до н.э. / А. Доватур. – Л.: Наука, 1980. 8. Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. – С. 130-143. 9. Кузищин, В.И. Античное классическое рабство как экономическая система / В.И. Кузищин. – М.: Наука, 1990.
Методические рекомендации Целью семинарского занятия является изучение классического рабства на территории Аттики. При подготовке к семинару следует широко использовать письменные источники – «Политику» Аристотеля и выдержки из «Законов» Платона, сочинения греческих историков (Фукидида, Ксенофонта, Плутарха) и ораторов (Демосфена, Лисия). Необходимые фрагменты, отражающие содержание исследуемой проблемы, можно найти в хрестоматии по истории древней Греции.
Доклад по первому вопросу рекомендуется составить по сочинениям Аристотеля и Платона, создавшим довольно стройную теорию рабовладения. Обратите внимание, как греческие философы характеризуют раба и обосновывают необходимость рабского труда. В их представлении раб из «варваров» отличается от свободного человека - грека в психическом и физическом отношении; раб и свободный взаимно дополняют один другого, а потому быть рабом «варвару» и полезно и необходимо. Философы пытаются понять, присуща ли рабам добродетель, дают советы как разумнее содержать раба и общаться с ним. Доклад по первому вопросу должен содержать цитаты с адресными ссылками и комментарии докладчика. Источники рабства в Аттике после реформ Солона хорошо просматриваются в сочинениях греческих историков и ораторов. Их следует изучить и по дополнительной литературе. О захвате и порабощении пленных много пишут Фукидид и Ксенофонт. Найдите цифры пленных персов, проданных в годы греко-персидских войн, расскажите о продаже рабов на рабских рынках. Следует учитывать, что греки, плененные в междоусобных войнах, не всегда становились рабами: часто их или убивали, или возвращали родным за выкуп. Демосфен, живший в период кризиса греческого полиса, свидетельствует о пиратстве как источнике рабства. Обратите внимание на его речь «Против Никострата»; выясните, как захваченный пиратами мог стать рабом и каким способом он мог обрести свободу. Прочие источники пополнения рабов в Греции V-IV вв. до н.э. можно изучить по предложенным монографиям и статьям. Там же найдите цифры, характеризующие количество рабов, а также соотношение численности рабов и свободных жителей. Классическое рабство характеризуется широким использованием рабского труда во всех сферах жизни. Выясните, насколько активно афинские рабы были задействованы в сельском хозяйстве и ремесле, какие работы в этих отраслях экономики они выполняли, каким образом был организован их труд на земле и в эргастериях, была ли специализация и кооперация труда рабов. Отдельно расскажите об использовании рабского труда в рудниках Лавриона. Рабы не были однородны, а потому необходимо выделить и отдельно рассмотреть категорию государственных рабов, находившихся в несколько привилегированном положении – полицейских, тюремщиков, глашатаев, писцов. Сведения о численности, служебных обязанностях и материальном положении полицейских – скифов в Афинах можно найти в предлагаемой статье.
Рабы являлись собственностью своего господина и относились к той ее категории, что могла приносить чистую прибыль. Расскажите о сдаче рабов в аренду государству и частным лицам. Одной из форм повышения производительности рабского труда был отпуск рабов на оброк. Подробно расскажите об этой форме эксплуатации, обратив внимание на состав пекулия, а также имущественное и юридическое положение раба на оброке. Доклад по четвертому вопросу должен базироваться на изучавшемся ранее и рассмотренном выше историческом материале. Опираясь на сведения, полученные при изучении гомеровской Греции, а также курса истории древнего Востока, дайте характеристику патриархального рабства. Подумайте, какие события в истории Греции, и почему, способствовали трансформации патриархального рабства в классическое. Назовите основные черты классического рабства, прокомментировав их необходимым фактическим материалом. Дополнительные сведения по классическому рабству можно найти в монографии В.И. Кузищина. Сравните две рассматриваемые формы рабства, обратив особое внимание на процентное соотношение рабов и свободных, степень участия рабов в производительном труде, их юридическое и имущественное положение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|