Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. до н.э.




Занятие проводится в форме конференции.

1. Положение рабов в древнем Риме. Причины восстаний рабов.

2. Первое Сицилийское восстание рабов.

3. Второе Сицилийское восстание рабов.

4. Римские гладиаторы

5. Восстание Спартака.

6. Восстание Спартака глазами современных историков и кинорежиссеров.

 

Рекомендуемая литература

1. История Древнего Рима / И. Маяк [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 2002.

2. Плутарх. Красс // Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2т. / Плутарх; пер. с древнегр. / Сост. М. Томашевской. – М.: Правда,1986.

3. Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С. 70-85, 136-150.

4. Древний Рим. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997.

5. Ковалев С.И. История Рима. Курс лекций / С.И. Ковалев. – Л.: ЛГУ, 1986.

6. Машкин, Н.А. История древнего Рима / Н.А. Машкин. – М.: Высш. школа, 2006.

7. Мишулин А.В. Спартаковское восстание. – М., 1936

8. Остерман, Л. Римская история в лицах / Лев Остерман. – М.: ОГИ, 1997.

 

Методические рекомендации

Цель семинарского занятия – рассмотрение причин, хода и последствий наиболее известных восстаний рабов в древнем Риме периода республики, а также дальнейшее совершенствование навыков работы с историческими источниками и научной литературой, навыков публичных выступлений, оппонирования и рецензирования. Доклады, в основном, должны составляться на материале документов, размещенных в хрестоматии. Готовя доклад по первому вопросу, используйте учебные пособия С.И. Ковалева и Н.А. Машкина, а также сообщение Диодора Сицилийского о положении рабов накануне первого сицилийского восстания. Подберите сведения, характеризующие положение сельских и городских рабов, а также рабов, работавших на рудниках. Назовите и прокомментируйте основные черты классического (античного) рабства, покажите, как они проявлялись в древнем Риме. Сделайте вывод о причинах восстаний рабов в древнем Риме.

Доклады по второму, третьему и пятому вопросам рекомендуется составлять, в основном, по сведениям античных авторов, включенным в хрестоматию. Принимая во внимание, что продолжительность доклада не может быть более 20 минут, а сведения римских писателей обширны, следует ответственно подойти к задаче отбора необходимого материала. Кратко сообщите какие причины возникновения восстаний рабов указывают Диодор Сицилийский, Плутарх, Аппиан и Флор, и какими они были по мнению современных историков. Далее укажите, какие слои населения участвовали в восстаниях, чего добивались рабы (программа восставших). Более подробно расскажите о ходе восстания (численность армии рабов, действия восставших и правительственных войск, основные сражения и их итоги), обратив внимание на попытки создания государства в ходе сицилийских восстаний. Далее расскажите о разгроме восставших, о причинах подавления восстания и о его последствиях. Избегайте включения в доклад второстепенного материала. Для лучшего усвоения материала слушателями разделите восстания на этапы и укажите их особенности. Выясните, как относились к восставшим и их вождям античные авторы и чем, на Ваш взгляд, объясняются отличия в их характеристике. Подбирая материал по четвертому вопросу, найдите сведения о том, кто такие гладиаторы, кто становился гладиатором, на какие категории они делились, каким было их вооружение и тактика боя, как проводились тренировки гладиаторов, где и как проходили гладиаторские бои и прочее.

Выступая с докладом по шестому вопросу не следует пересказывать ход восстания Спартака (хотя материал по восстанию докладчику должен быть очень хорошо известен). Выделите лишь те аспекты восстания, которые, на Ваш взгляд неверно или искаженно представлены в современном кинематографе. Для этого Вам необходимо будет изучить античные источники, специальную литературу, после чего (с учетом полученных знаний) внимательно просмотреть и проанализировать современные зарубежные фильмы о Спартаке. Обратите внимание, в частности, на то, в чем режиссеры видят причины восстания, насколько верно и адекватно они характеризуют и показывают восставших и их вождей, вооружение и ход восстания, Доклад по этому вопросу может быть оценен до 7 баллов.

 

Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов

1. Обострение социальных противоречий накануне реформ Гракхов. Причины реформ.

2. Реформаторская деятельность Тиберия Гракха.

3. Реформаторская деятельность Гая Гракха. Значение реформ.

Рекомендуемая литература

1. Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С. 85-111.

2. Аппиан. Гражданские войны // Историки античности: в 2т. Т.2: пер. с лат.; сост. И прим. М. Томашевской. – М.: Правда, 1989. – С. 527-543.

3. Алферова, М. Истории и легенды древнего Рима /М. Алферова. – СПб.: «Северо-Запад»,2006. – С.158-171.

4. Вегнер, В. Рим. Начало, распространение и падение всемирной империи римлян / В. Вегнер: в 2 т. Т.2. – Мн.: Харвест,2002. – С. 3-16.

5. Древний Рим. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. – С. 94-102.

6. Машкин, Н.А. История древнего Рима / Н.А. Машкин. – М.: Высш. школа, 2006. – С.245-259.

7. Остерман, Л. Римская история в лицах / Лев Остерман. – М.: ОГИ, 1997.

 

Методические рекомендации

Целью семинарского занятия является изучение аграрных реформ братьев Гракхов, положившим начало мощному движению, направленному на оздоровление государственного строя и укреплению внутреннего единства римского общества. Исследуя данную проблему, необходимо обратиться к письменным повествовательным источникам – «Римской истории» Веллея Патеркула, биографиям Тиберия и Гая Гракхов, составленным Плутархом и «Гражданским войнам» Аппиана. Необходимые выдержки из этих документов содержатся во всех хрестоматиях по истории древнего Рима.

В первом вопросе следует рассмотреть ситуацию в римской республике накануне реформ и причины острого социально-политического кризиса. Дайте обзор развития рабовладельческих отношений в римской республике 30-х годов II в. до н.э., выясните причины роста крупного землевладения в Италии и влияние этого процесса на положение среднего и мелкого крестьянства. Расскажите, как разорение земледельцев сказалось на боеспособности римской армии и, в конечном итоге, на внутриполитической ситуации в республике. В качестве иллюстрации используйте материал по Нумантинской войне в Испании и Сицилийским восстаниям рабов. Выясните, как Веллей Патеркул, Плутарх и Аппиан понимали причины разорения мелких производителей и падения боеспособности армии. Расскажите о деятельности кружка Сципиона Эмилиана в 40-х годах II в. до н.э. и о попытке Гая Лелия провести аграрные реформы. Подумайте, какие социальные слои римского общества выступали за реформы, какие – противились их проведению и какие относились к ним равнодушно.

Доклад по второму вопросу начните с краткой биографии Тиберия и Гая Гракхов. Расскажите, как Веллей, Плутарх и Аппиан объясняли причины реформаторской деятельности братьев. Используя документы и монографическую литературу расскажите о разработанной Тиберием программе аграрных реформ и о борьбе в народном собрании и в сенате вокруг законопроекта. Выясните, на какие слои римского населения опирался Тиберий. Отдельное внимание обратите на деятельность Марка Октавия, представлявшего крупных землевладельцев. Приведите доводы сторонников и противников реформ (взгляды последних хорошо представлены Аппианом). Выясните, благодаря чему законопроект был утвержден, расскажите о составе и практической работе аграрной комиссии. Далее расскажите о формировании оппозиции и о гибели Тиберия и его сторонников. Подводя итоги, сообщите о значении реформаторской деятельности Тиберия и о причинах его неудачи.

Несмотря на убийство Тиберия Гракха аграрная комиссия по наделению землей продолжала работу. Более того, ее влияние в Риме неуклонно возрастало. Готовясь по третьему вопросу, обратите внимание на деятельность аграрной комиссии в период 131-125 гг. до н.э. Подумайте, как ее работа способствовала новому подъему движения за демократические и аграрные реформы. Очередной этап реформ был связан с именем Гая Гракха. Обратите внимание на стремление Гая сплотить вокруг себя различные слои римского гражданства и противопоставить их нобилитету. Последовательно расскажите о мерах, направленных на обеспечение поддержки сельского плебса, городского населения и всадников. Далее сообщите о мероприятиях Гая по завершению аграрной реформы и о проведенной им военной и судебной реформе. Расскажите о расширении полномочий народного собрания и народных трибунов. Сделайте вывод о характере реформационной деятельности Гая.

Подбирая материал, касающийся причин поражения и гибели Гая Гракха, обратите внимание на деятельность сенатской оппозиции и ее ставленника – Ливия Друза. Дайте оценку законопроекта Гая о союзников и программе Ливия Друза; сделайте вывод относительно причин падения популярности Гая. Кратко сообщите обстоятельства гибели Гая Гракха. Дайте оценку реформам Тиберия и Гая Гракха, назовите основные последствия борьбы за аграрные и демократические реформы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...