Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики




Заполнение кластеров

1. Римские комиции в период республики.

2. Сенат и высшие магистраты.

3. Низшие и экстраординарные магистратуры.

 

Рекомендуемая литература

1. Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С.46-56.

2. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М.: 1988.

3. Дементьева, В.В. Магистратская власть Римской республики и содержание понятия imperium / В.В. Дементьева // Вестник древней истории. – 2005. - № 4.

4. Машкин, Н.А. История древнего Рима / Н.А. Машкин. – М.: Высш. школа, 2006. – С.107-113,143-150.

5. Остерман, Л. Римская история в лицах / Лев Остерман. – М.: ОГИ, 1997. – С. 49-56.

6. Утченко, С.Л. Цицерон и его время / С.Л. Утченко. – М.: Мысль, 1986. – С. 60-69.

 

Методические рекомендации

Целью семинарского занятия является изучение системы управления в древнем Риме периода республики. Этот важный аспект, определяющий специфику римской цивилизации, в той либо иной мере рассматривается авторами практически всех учебных пособиях и обобщающих монографий по истории античного Средиземноморья. Собранные по каждому вопросу сведения необходимо пополнить материалом письменных источников, размещенных в хрестоматиях.

Готовя доклады по всем вопросам семинара, используйте, в частности, работы Машкина Н.А., Винничук Л., Остермана Л., а также выдержки из «Всеобщей истории» Полибия, являющейся главным источником наших знаний об устройстве Римской республики. В дополнение к сообщениям грека Полибия целесообразно привлечь и другие источники – Дигесты Юстиниана, трактаты Марка Теренция Варрона «О латинском языке» и Феста «О значении слов».

Высшим государственным органом в Риме считалось народное собрание (комиция). Отвечая на первый вопрос, последовательно расскажите о трех видах комиций – куриатных, центуриатных и трибутных. После вступительного слова сообщите, в какой последовательности, когда и кем они образовывались, какие слои римского общества были в них представлены, и как со временем менялся социальный состав участников. Расскажите, где и по чьей инициативе комиции собирались, как проходило заседание, какие вопросы на них рассматривались. Обратите внимание на олигархический характер центуриатных комиций; подумайте, как это сказалось на представительстве центурий и на порядке голосования. О центуриатных комициях времени Сервия Туллия довольно подробно сказано в сочинении Тита Ливия (История Рима от основания Города; Кн.I.43). Сравните процедуру голосования в центуриатных и трибутных собраниях. Подумайте, какие тенденции внутриполитической жизни привели к росту государственного авторитета трибутных комиций. Сравните полномочия римских комиций, афинского народного собрания и спартанской апеллы, подумайте, чем объясняются существенные отличия между ними.

Важную роль в государственной жизни Рима играл сенат. Сообщите, в какой период римской истории был образован сенат, представители каких слоев римского общества в него входили, какова была численность сенаторов в разное время и где они заседали. Рассмотрите порядок пополнения сената новыми членами и юридические поводы лишения сенатора должности. Особое внимание обратите на полномочия сената; выясните, что позволяло сенаторам контролировать внешнюю и внутреннюю политику и руководить деятельностью народного собрания в нужном для них направлении. Расскажите, кто мог собирать сенат на заседания и как они проходили (обсуждение вопросов и голосование). Выясните, какое место сенату отводил Полибий, дайте оценку его позиции.

В Риме не было постоянного чиновничьего аппарата, вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам – магистратам. К высшим магистратам обычно относят консулов, преторов и цензоров. Их полномочия довольно подробно изложены Полибием во «Всеобщей истории». Выясните, на каких комициях, и на какой срок они выбирались, какие служебные функции исполнял каждый из высших магистратов. Рассмотрите принципы коллегиальности, временности и безвозмездности при исполнении магистратами должностных обязанностей; дайте им оценку.

К низшим магистратам причисляют квесторов, эдилов и народных трибунов. Расскажите, как и на какой срок они выбирались, каковы были их служебные обязанности. Особое внимание уделите народным трибунам, обладавшим правом «вето» в отношении решений магистратов и благодаря этому имеющим возможность отстаивать интересы плебса. Выясните, как и благодаря чему росло влияние народных трибунов на внутреннюю и внешнюю политику государства. К экстраординарным магистратам относят диктатора. Расскажите, в каких случаях, как и на какой срок он назначался, какими были его полномочия. Подумайте, в чем отличия между правлением римского диктатора и диктатурой как формой правления. Дайте общую характеристику римского государственного устройства в сравнении с государственным строем Афин и Спарты.

Занятие 32. Тема: Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э.

По трактату М.П. Катона «О земледелии».

Занятие проводится в форме поисковой лабораторной работы

(работа с первоисточником)

Вопросы для изучения

1. Организация хозяйства и его доходность.

2. Рабочая сила и способы ее эксплуатации.

3. Товарные связи поместья М.П. Катона с рынком.

Литература

1. Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С. 58-70.

 

Методические рекомендации

Трактат Марка Порция Катона «О земледелии» дает богатейший материал по экономике, социальному строю и быту Италии. В нем содержится подробная характеристика поместного хозяйства, показаны связи поместья с рынком, степень развития агрикультуры, доходность хозяйства. Цель семинарского занятия – изучить картину жизни рабовладельческого поместья II в. до н.э.

Готовя письменное сообщение по первому вопросу, обратите, прежде всего, внимание на описание Катоном лучшего имения: в каком месте оно должно находиться, каковы его оптимальные размеры. Далее следует рассказать о выращиваемых в имении культурах и необходимом инвентаре. Вторым после хозяина лицом в имении был вилик. Сообщите, кто обычно назначался на должность вилика, какие обязанности он исполнял и какими личными качествами должен был обладать. Найдите в тексте документа сведения о прочих работниках рабовладельческого поместья, выясните, какую, по мнению Катона работу они должны были выполнять в будние и праздничные дни, в хорошую и дождливую погоду, летом и осенью.

Отбирая материал для сообщения по второму вопросу, обратите внимание на рабов, арендаторов, подрядчиков и издольщиков. Выясните, в чем отличие между этими категориями работников. Кратко сообщите какую работу выполняли рабы, что входило в их ежедневный летний и зимний паек и каким образом Катон стимулировал их труд. Далее расскажите об арендаторах, подрядчиках и издольщиках. Выясните, какую работу они выполняли, как оплачивался их труд и каким способом хозяину имения, по мнению Катона, следует защищать свои интересы. Последнее у Катона прописано достаточно подробно и касается всех категорий наемных работников.

Хозяйство Катона не было натуральным и в его трактате можно найти советы по организации торговли произведенными в поместье продуктами. Напишите, что, по мнению Катона, следует хозяину имения продать, а что разумно купить. Катон приводит перечень необходимых в хозяйстве вещей и здесь же рекомендует читателю области и города, где они изготовляются хорошего качества и продаются по сходной цене. Эти сведения дают нам прекрасный материал по экономической географии Италии и должны быть использованы в докладе по третьему вопросу. Отдельное внимание Катон уделяет продаже произведенной в поместье сельскохозяйственной продукции. Выясните, кому и на каких условиях продавались выращенные в имении маслины и виноград, как организовалась продажа и вывоз проданного.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...