Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства




1. Египетская армия Нового царства.

2. Борьба египетских царей с гиксосами.

3. Завоевания фараонов XVIII-XIX династий.

А) походы Тутмоса III и Аменхотепа II в Сирию и Палестину; укрепление позиций Египта на юге;

Б) походы Рамсеса II; договор между Египтом и Хеттской державой.

4. Египетская военная держава; эксплуатация завоеванных земель.

 

Рекомендуемая литература

1. История Древнего Востока. Тексты и документы / М. Дандамаев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 2002.

2. Авдиев, В.И. Военная история древнего Египта: В 2 т. Т. 2. / В.И. Авдиев. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.

3. Брестед, Д. История Древнего Египта: в 2 т. / Д. Брестед, Б. Тураев. – Мн.: Харвест, 2002.

4. Веркуттер, Ж. Древний Египет / Жан Веркуттер. – М.: Астрель, 2004.

5. Дейнека, Т.А. Идеологическое обоснование внешней политики Египта в XVI-XIV вв. до н.э. / Т.А. Дейнека // Вестник древней истории. – 1990. - № 2.

6. Дюпюи, Т. Всемирная история войн: В 3 т. Т.1. Период древности / Т. Дюпюи, Э. Дюпюи. – СПб-М.: Полигон, 1997.

7. История Востока / А.Б. Алаев [и др.]; отв. ред. В.А. Якобсон: В 6 т. Т.1. – М.: Восточная литература, 1999.

8. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации: В 2 ч. Ч. 2. / Г.М. Бонгард-Левин [и др.]; отв. ред. Б.Б. Пиотровский. – М.: Восточная литература, 1988.

9. Монтэ, П. Египет Рамсесов / Пьер Монтэ. – Смоленск: Русич, 2000.

10. Перепелкин, Ю.Я. История древнего Египта / Ю.Я. Перепелкин. – СПб.: «Летний сад», 2001.

11. Разин, Е.А. История военного искусства: В 5 т. Т.1. / Е.А. Разин. – М.: Военное издательство,1955.

12. Тураев, Б.А. Древний Египет / Б.А. Тураев. – М.: Высшая школа, 2007.

13. Тураев, Б.А. История Древнего Востока / Б. А. Тураев. – Мн.: Харвест, 2002.

14. Хорботл, Т. Битвы мировой истории: словарь / Т. Хорботл. – М., 1993.

Методические рекомендации

Цель семинарского занятия состоит в том, чтобы на материале древнеегипетской истории составить общее представление о причинах, предпосылках, ходе и последствиях образования древневосточных империй. При подготовке и в ходе семинарского занятия необходимо активно использовать историческую карту и включенные в хрестоматии источники.

Материал, рассматриваемый в рамках первого вопроса, имеет принципиальное значение: египетское войско Нового царства представляло собой сложный и высокоэффективный инструмент внешней политики, позволивший фараонам сформировать одну из первых в мировой истории империй. При подготовке к первому вопросу рекомендуется обратиться к монографиям В.И. Авдиева, Н.В. Гарелика, Э. Дюпюи, Е.А. Разина и Т. Хорботла. Следует рассказать об организации и порядке комплектования новоегипетского войска, его приблизительной численности, вооружении, о порядке походного и боевого построения. Необходимо отметить появление у египтян Нового царства военного флота и колесничных подразделений. Подумайте, какое влияние эти нововведения оказали на древнеегипетскую стратегию и тактику. Интересные сведения о системе наград и поощрений и о боевом духе египетской армии периода борьбы с гиксосами приведены в «Табличке Карнарвона» и в «Жизнеописании начальника гребцов Яхмоса» - документах, включенных в хрестоматии.

Борьба египтян с гиксосами достаточно хорошо представлена в документальном материале из хрестоматий. Подробные и интересные сведения относительно хода и результатов этой борьбы содержатся в «Табличке Карнарвона», в «Стеле фараона Камоса», в «Жизнеописании начальника гребцов Яхмоса» и в «Истории» египетского жреца Манефона. При подготовке ко второму вопросу следует ознакомиться со всеми перечисленными источниками. В докладе необходимо вкратце рассказать о времени гиксосского владычества в Низовье и подробно остановиться на совещании Камоса с египетскими вельможами. Обратите внимание на аргументы вельмож, отказавших царю в поддержке; подумайте, в чем была истинная причина этого отказа. Расскажите о ходе военной компании, особо остановившись на осаде и штурме египтянами Авариса.

Излагая материал по третьему вопросу, следует, прежде всего, акцентировать внимание на международной обстановке, сложившейся на Ближнем Востоке в начале XV в. до н.э. Накануне завоеваний в Восточном Средиземноморье столкнулись политические и экономические интересы двух сильнейших на тот момент государств – освободившегося из-под гиксосского влияния Египта и государства Митанни. Используя рекомендованную литературу, расскажите об усилении позиций Митанни в регионе и о формировании под его началом антиегипетской коалиции во главе с городом Кадеш. Рассказ о военных походах фараонов XVIII династии должен предваряться экскурсом в историю правления царицы Хатшепсут, поддерживаемой жрецами Фив. Следует подробнее остановиться на борьбе военной и жреческой партий и положении Тутмоса III при дворе. Походы Тутмоса III изложены в анналах очень подробно и при отборе материала важно определиться с приоритетами. Основное внимание рекомендуется уделить военной экспедиции 1478 г. до н.э. Расскажите о составе, вооружении и численности войск противников, о походе египетской армии через пустыню до города Газа, о военном совете у Ихема, о сражении и осаде города Мегиддо. Завершая рассказ, дайте анализ причин побед египтян. Работая с источниками, стоит иметь в виду, что «Анналы Тутмоса III», «Поэма Пентаура о походе Рамсеса III» и текст стелы Аменхотепа II являются официальными версиями египетских царей, а значит, их содержание носит субъективный характер и требует критической оценки. Текст стелы Аменхотепа II менее информативен и содержит, преимущественно, сюжеты, иллюстрирующие личную доблесть царя. Необходимо найти отличия внешнеполитических задач Тутмоса III и Аменхотепа II.

Походы Рамсеса проходили в иной геополитической обстановке. После реформ Эхнатона Египет ослаб, а в Восточном Средиземноморье закрепилось сильное Хеттское царство. Следует рассказать о международной ситуации в Восточном Средиземноморье накануне похода, мероприятиях египетских царей, направленных на усиление центральной власти, о походе 1296 г. до н.э. и сражении у города Кадеш. Подробно остановитесь на египетско-хеттском мирном договоре 1280 г. до н.э: кто был его инициатором, как проходило согласование содержания статей, каковы его основные положения. Выясните, кому и почему был выгоден мирный договор, как изменилась расстановка сил в Восточном Средиземноморье после его заключения.

Готовясь к четвертому вопросу, определите по карте границы египетской державы времени правления царей XVIII-XIX династий и выделите входившие в ее состав регионы. Выясните, каким образом осуществлялось управление подвластными Египту Нубией и Сирией-Палестиной. Каковы были степень и формы контроля египетской администрацией органов местного самоуправления, размеры ежегодно взимаемой дани (что, откуда и в каком объеме доставлялось). Расскажите, какие изменения произошли в египетской экономике в связи с новой геополитической ситуацией. Завершая доклад, сообщите, какие особенности новоегипетского государства позволяют отнести его в разряд восточных империй.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...