Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Историография истории Греции и Рима.




Форма отчетности – опрос на экзамене.

Сроки отчетности – V промежуточная аттестация (экзамен)

июнь, 1 неделя.

Рассматривать историографию античности рекомендуется с XIX в. – именно тогда началось серьезное изучение истории Греции и Рима. Обратите внимание на обстоятельства, способствующие этому – на достижения в филологии и в источниковедческом анализе. Особое значение имело становление в европейском источниковедении историко-критического метода, рождение которого связано с именами Ф. Вольфа и Г. Нибура. Рассмотрите суть этого метода, как он возник и развивался. Плодотворное воздействие на разработку античной истории имело введение в научный оборот новых источников – археологических и эпиграфических. Выясните, какие археологические изыскания проводились в это время, кем и с каким результатом. Безусловно, самыми выдающимися из археологических работ были раскопки Г. Шлимана в Трое, Микенах и Тиринфе и А. Эванса на о. Крите, а также раскопки в Помпеях и Геркулануме. Рассмотрите их более подробно. Изучите особенности антиковедения в Англии, Франции и Германии. Обратите внимание на вклад в эту отрасль исторической науки И. Винкельмана, А. Бёка, И. Дройзена, Э. Курциуса, Д. Грота, А. Валлона, Фюстель де Куланжа, Т. Моммзена. Выясните, в чем проявлялась модернизаторская концепция социально-экономических отношений античности в трудах исследователей XIX в., в чем суть культурно-исторического направления и кем оно было представлено.

Особое внимание уделите русской историографии античности до начала XX в. Успехи отечественных антиковедов этого времени связаны, в первую очередь, с трудами М.Г. Куторги, Д.Л. Крюкова, Т.Н. Грановского, Ф.Ф. Соколова, В.В. Латышева, С.А. Жебелева, Р.Ю. Виппера, М.И. Ростовцева, В.П. Бузескула, Ф.Ф. Зелинского. Выясните, какими проблемами истории античности они занимались, в чем состоял их вклад в науку. Говоря о российской историографии, нельзя не упомянуть об археологических раскопках греческих колоний Северного Причерноморья – Ольвии и Херсонеса.

В XX в. продолжилось накопление источникового материала, велись крупномасштабные археологические раскопки, совершенствовались методы исторического исследования, стали применяться методы естественных наук. Историки стали обращать внимание на культурные связи между Востоком и Западом, Грецией и Римом. Обратите внимание на создание сводных трудов, развитие старых и рождение новых научных теорий, разработку новых проблем античной истории. Акцентируйте внимание на концепции М.И. Ростовцева и М. Финли. Рассмотрите, как в зарубежной и отечественной историографии исследовалась проблема рабства, рабских восстаний, рабовладельческого способа производства, колоната и античной экономики (труды У. Уэстермана, М. Финли, Й. Фогта, К. Гопкинса, Я.А. Ленцмана, А.И. Доватура, Л.А. Ельницкого, Е.М. Штаерман, В.И. Кузищина). Большое влияние на развитие советской науки об античности оказала проведенные дискуссии об общественно-экономических формациях, сущности древнегреческого общества и характере эллинизма. Выделите основные концепции, развившиеся в рамках этих дискуссий (взгляды В.С. Сергеева, С.И. Ковалева, Б.Л. Богаевского, А.Б. Ранович, К.К. Зельина). Особое внимание специалистов привлекла одна из кардинальных проблем античной истории – проблема полиса. Выясните, как древнегреческий полис и проявления его кризиса исследовались в работах Ю.В. Андреева, Л.С. Глускиной, Г.А. Кошеленко, Э.Д. Фролова.

Данная тема предусматривает изучение объемного и содержательного материала. Эффективность его усвоения будет много выше, если заполнить предложенную ниже таблицу.

Эпоха, время исследователь публикации результаты исследования, новые идеи
       

 

Рекомендуемая литература к теме 3

1. История Древней Греции / Ю.Андреев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1986. – С. 19-33.

2. История Древнего Рима / И. Маяк [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 2002. – С.17-33.

3. Бузескул, В.П. Введение в историю Греции / В. Бузескул. – СПб.: «Коло», 2005. – С. 291-646.

4. Историография античной истории; под ред. В.И. Кузищина. – М., 1980.

5. Фролов, Э.Д. Парадоксы истории – парадоксы античности / Э.Д. Фролов. – СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2004. – С.335-415.

6. Фролов, Э.Д. Русская наука об античности / Э.Д. Фролов. – СПб.: СПбГУ, 1999.

Тема 4. Пунические войны.

Форма отчетности – опрос на экзамене.

Сроки отчетности – V промежуточная аттестация (экзамен)

июнь, 1 неделя.

 

Рекомендуемая литература к теме 4

1. История Древнего Рима / И. Маяк [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 2002.

2.Ливий, Т. История Рима от основания Города / Тит Ливий; пер. с лат. М. Сергеенко [и др.]; отв. ред. Е. Голубцова. – М.: Наука, 1989.

3. Вегнер, В. Рим. Начало, распространение и падение всемирной империи римлян: в 2т / В. Вегнер. – Мн.: Харвест,2002

4. Дюпюи, Т. Всемирная история войн: В 3 т. Т.1. Период древности / Т. Дюпюи, Э. Дюпюи. – СПб-М.: Полигон, 1997.

5. Ковалев, С.И. История Рима. Курс лекций / С. Ковалев. – Л., 1986.

6. Махлаюк, А. Римские войны. Под знаком Марса / А. Махлаюк.–М: Центрполиграф,2003.–447 с.

7. Машкин, Н.А. История древнего Рима / Н.А. Машкин. – М.: Высш. школа, 2006. – 750 с.

8. Остерман, Л. Римская история в лицах / Лев Остерман. – М.: ОГИ, 1997.

9. Ревяко, К.А. Пунические войны /К.А. Ревяко. – Мн.: Изд-во «Университетское»,1988. – 270 с.

III. Виды, методические указания и темы

Самостоятельных письменных работ

Пополнить общее количество баллов по практическо – исследовательскому блоку можно не только на практических занятиях, но и самостоятельно выполнив письменное задание - написав реферат, конспект статьи по истории древнего мира, составив тест, разработав электронную презентацию доклада по вопросу лекции или семинарского занятия. Общее количество баллов, полученных за письменные задания практическо-исследовательского блока не должно превышать десяти по каждому модулю.

 

Написание реферата

Реферат – текст, представляющий собой продукт реферирования – сжатого изложения содержания некоторого текстуарного материала (монографий, статей и др.). Реферат может быть репродуктивным (воспроизводящим содержание первичного текста) и продуктивным (содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого текста).

Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или по согласованию с преподавателем. Студентам предоставляется возможность написать по одному реферату к каждому модулю. Крайний срок сдачи реферата для проверки – 4 дня до экзамена.

Реферат по курсу «История древнего мира» представляет собой научное исследование и должен соответствовать определенным требованиям. Он должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Титульный лист реферата включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения; название факультета; название (тему) реферата; ФИО автора; номер группы; ФИО проверяющего преподавателя. Во введении необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования, характеристику использованных источников; в заключении делаются выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи.

При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из номера, под которым это издание располагается в списке использованной литературы, а также указание на номер страницы цитируемой части текста: например: [1, с. 20] или [2, с. 5-6]. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 10 страниц рукописного текста (не менее 30 строк на страницу). При нарушении какого-либо требования реферат не оценивается.

 

Темы рефератов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...