27. Аднаўленне і рэканструкцыя прамысловасці, сельскай гаспадаркі, матэрыяльнае становішча насельніцтва у другой палове 40-х – першай палове 50-х гг. ХХ ст.
27. Аднаўленне і рэканструкцыя прамысловасці, сельскай гаспадаркі, матэрыяльнае становішча насельніцтва у другой палове 40-х – першай палове 50-х гг. ХХ ст. Из союзных республик наибольшие потери (относительно общего количества населения) в годы Великой Отечественной войны понесла Беларусь: погиб почти каждый третий ее житель. В 1945 г. численность населения снизилась до 6, 3 млн человек. Было разрушено большинство городов, сожжены тысячи деревень, почти полностью перестали функционировать промышленность, транспорт, связь, в тяжелом положении находилось сельское хозяйство. Республика потеряла более половины своего национального богатства. 1. Послевоенное восстановление БССР включало преодоление военных разрушений и постепенное формирование индустриального общества. Черты, характерные для становления такого типа общества, проявились в годы первой послевоенной (четвертой по счету) пятилетки (1946—1950) в опережающих темпах восстановления и развития тяжелой промышленности по сравнению с легкой. В БССР особенно быстрыми темпами развивалось машиностроение, были выпущены первые автомобили-самосвалы на Минском автомобильном заводе, начался серийный выпуск тракторов «Беларусь» на Минском тракторном заводе. Сельское хозяйство Беларуси переживало глубокий кризис. Коллективизация сельского хозяйства западных областей, воссоединенных с БССР в 1939 г., проводилась в сжатые сроки, очень часто с применением насильственных методов. Зажиточные хозяйства были ликвидированы, их хозяева высланы в Сибирь и Казахстан. 2. Восстановление советской общественно-политической системы. Эта система установилась еще в 1920—1930-е гг., характеризовалась полным контролем со стороны государства над общественной жизнью и внедрением марксистско-ленинской идеологии. Существовала однопартийная система, представленная Коммунистической партией (большевиков) Беларуси. Первым секретарем ЦК КП(б)Б в 1938—1947 гг. был П. К. Пономаренко, который в 1942—1944 гг. руководил Центральным штабом партизанского движения. В 1944— 1948 гг. II. К. Пономаренко занимал пост Председателя Совета Народных Комиссаров БССР, переименованного в 1946 г. в Совет Министров. Этот исполнительный орган государственной власти осуществлял реализацию решений, которые исходили от ЦК КП(б)Б. Органы исполнительной власти фактически являлись инструментом в руках коммунистической партии по выполнению ею своей административной функции. В 1947 г. состоялись первые в послевоенные годы выборы в высший законодательный орган государственной власти республики — Верховный Совет БССР, которые имели безальтернативный характер. Председателем Президиума Верховного Совета БССР в 1948 г. был избран В. И. Козлов.
В БССР власть с определенным недоверием относилась к населению, проживавшему на оккупированной территории. Настороженным было отношение также к гражданам, которые подверглись репатриации то есть к бывшим военнопленным, гражданским пленным, беженцам и переселенцам, вернувшимся на Родину. Партийно-государственное руководство считало, что гитлеровская пропаганда на оккупированной территории и среди вывезенных в Германию успела сформировать у части населения антисоветские настроения и недоверие к коммунистической партии. В 1951 г. был утвержден новый Государственный флаг республики. Изображение флага состояло из двух горизонтально расположенных полос красного и зеленого цвета. В левом верхнем углу размещались золотые серп и молот и красная звезда в золотом обрамлении. Около древка вертикально располагался белорусский национальный орнамент белого цвета на красном фоне. Государственный флаг в таком виде просуществовал до 1991 г.
3. Развитие в сфере образования. Чтобы привлечь к учебе детей, которые в связи с войной не посещали школу в течение трех лет и стали переростками, в начальные школы принимали детей до 15-летнего возраста, а в первый и второй классы — одиннадцатилетних. Для образования работающей молодежи открывались школы рабочей и сельской молодежи. В западных областях БССР проходила ликвидация безграмотности. Возобновились занятия в высших учебных заведениях, в которых занималось на 10 тыс. студентов больше, чем перед войной.
28. Грамадска-палітычнае жыццё БССР у др. п. 1950-х – п. п. 1980-х гг. После смерти И. В. Сталина в 1953 г. в общественно-политической жизни республики, как и всей страны, отличился отход от сталинской репрессивной системы. К руководству страной пришел Н. С. Хрущев. В 1956 г. состоялся XX съсзд КПСС, на котором впервые был поднят вопрос о культе личности Сталина и злоупотреблениях во время его руководства. На съезде были обоснованы принципы мирного сосуществования государств с различным политическим строем, приняты решения по обустройству законности и правопорядка, обсуждены меры на улучшении дел в промышленности, науке. В БССР начиная с 1956 г. должность первого секретаря ЦК КПБ занимал К. П. Мазуров-активный участник борьбы в годы войны с фашизмом, первый белорус, занявший этот пост, так как до него после войны все первые лица республики направлялись на этот пост из Москвы. Те мероприятия, которые проходили в СССР и соответственно в БССР после смерти Сталина, получили название политики " оттепели". Характерный черты хрущевской либерализации: 1) прекращение массовых репрессий, начало реабилитации безвинно осужденных. Верховный Суд БССР реабилитировал около 40 тыс. жителей республики. 2) расширение руководством СССР законодательных прав республик. В распоряжение БССР попало несколько сотен предприятий, которые ранее подчинялись союзным министерствам. В 1954 г. в республике было упразднено пять областей, остальные были увеличены; 3) принятие постановления, направленного на улучшение деятельности Советов, в результате чего они получили более широкие права. Выборы в Советы носили формальный характер, проводились на безальтернативной основе, под строгим контролем партийных органов;
4) КПСС была заинтересована в существовании профсоюзов, заботилась о повышении роли профсоюзов в обществе. В сферу деятельности профсоюзов были предоставлены: социальное обеспечение населения, санаторно-курортные учреждения; расширен общественный актив профсоюзов, большинство которого составляли рабочие и служащие. 5) воспитание молодежи происходило через комсомол. 6) больше внимания стало уделяться улучшению условий жизни и труда людей. Во-первых, были отменены большие налоги и обязательные поставки государству сельскохозяйственной продукции с приусадебных земельных участков. Во-вторых, в 1960 г. состоялся перевод рабочих и служащих на сокращенный рабочий день. В-третьих, по закону 1964 г. колхозники впервые приобрели возможность получать небольшие пенсии. Однако дальше некоторого ослабления контроля " сверху" и расширения роли местных органов дело не пошло, поскольку командно-административная система управления осталась непоколебимой. На XXII съезде КПСС (1961 г. )была принята программа строительства коммунизма, определены сроки, когда этот процесс повинен завершиться, - 80-е гг. Но ничего такого не произошло, а та политика, которая проводилась Н. С. Хрущевым без учета объективных законов развития общества и реальных обстоятельств, получила название " политического авантюризма". Прогрессивные явления в общественно-политической жизни не были продолжительными и закончились тем, что во второй половине 60-х гг. усилились консервативные тенденции. На смену" оттепели " пришла эпоха " застоя". Это стало возможным не столько потому, что произошли изменения в руководстве государством, сколько в результате противоречия между демократизацией и сохраненной политической системой. В 1964 г. к власти пришел Л. И. Брежнев. Усилились гонения на политических мотивах. Партия стремилась сохранить власть, полученную из рук Сталина, и вступать ее никому не собиралась. Происходила трансформация партии в направлении ее полного преобразования в государственную организацию. Отраслевые отделы партии непосредственно занимались вопросами народного хозяйства. Хотя официально говорилось об усилении роли партийных организаций, на деле шло усиление позиции партаппаратной власти, которая предпринимала попытки перехода к прямому руководству экономикой и другими сферами жизни общества. Отбор на все руководящие должности осуществлялся узким кругом лиц по припципу " сверху вниз". Существовали и выборы, но они проводились таким образом, что только фиксировали то, что предопределялось сверху, об альтернативности выборов не могло быть и разговора. Существовал строгий принцип регулирования состава советов по полу, партийности, возрасту, социальной притче. Избиратели не имели никакого отношения к реальному выбору депутатов, а лишь механически опускали избирательные бюллетени в урну для голосования. Советы, профсоюзы, комсомол только на словах защищали интересы народа. Для каждого уровня, от райкома до ЦК, существовал свой перечень (номенклатура) руководящих должностей, проходивших утверждение на этом уровне. Сюда включалось все руководство государством, общественными организациями, культурой, наукой. Номенклатура - это социальная прослойка, которая была сформирована партийными органами и поставлена по сути над обществом. Номенклатурный принцип формирования руководящих органов существовал и раньше, но теперь он получил всеобщий характер и стал нормой жизни (в начале 80-х гг. в масштабах страны номенклатурная элита достигла 18 млн человек). В этом и заключалась особенность советского тоталитаризма послевоенного времени, который реализовывался не через диктатуру личной власти, а через государствленную партию, расширявшую социальную базу тоталитаризма.
В 1965-1980 гг. Компартию Беларуси возглавлял П. М. Машеров. Он немало сделал для развития хозяйства, науки и культуры Республики. Высокие моральные качества, трудолюбие, демократичность Петра Машерова обрели ему авторитет и уважение в народе. Но и на него оказывали влияние обстоятельства, в которых ЕП работал. Негативные явления нарастали в деятельности партийно-государственных структур Беларуси. Существовал тоталитарный контроль за средствами информации, печатью, культурной жизнью. Но люди находили другие пути для обмена мнениями и идеями. Например, выпуск самоиздательской литературы, распространение информационных писем, личные контакты, встречи. Комитет государственной безопасности (КГБ) вместе с партийными организациями делал все, чтобы выкорчевать из общественно-политической жизни " инакомыслие".
Таким образом, Общественно-политическая жизнь Беларуси была неоднородной и противоречивой. Можно выделить два этапа: в 1954-1964 гг., с одной стороны, предпринимались попытки демократизации общественно-политической жизни, улучшения социального обеспечения трудящихся, с другой — сохранялись приоритеты административно-командной системы, предусматривалось централизованное управление, качественно новые задачи решались старыми методами. в 1964-1985 гг., с одной стороны, усиливались консервативные направления в деятельности государствленной партии, шло установление полного контроля за общественно-политической жизнью, а с другой-трудолюбивые, демократические, честные, преданные своей Родине люди, такие как П. Машеров, делали все, чтобы улучшить состояние людей, решить проблемы в развитии экономики республики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|