Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

33, 35. Станаўленне і рэалізацыя беларускай мадэлі сацыяльна-эканамічнага развіцця (к. ХХ – п. ХХІ стст.).




33, 35. Станаўленне і рэалізацыя беларускай мадэлі сацыяльна-эканамічнага развіцця (к. ХХ – п. ХХІ стст. ).

Разработка и реализация белорусской модели социально-экономического развития. В качестве национальной модели развития Республики Беларусь определена социально ориентированная рыночная экономика, которая должна сочетать преимущества рыночной конкуренции и эффективной системы социальной защиты, идеи рыночного саморегулирования и государственного управления.

В экономической политике первоначально была сделана ставка на сохранение и модернизацию крупных предприятий, существовавших во времена СССР, а не на поддержание мелкого и среднего бизнеса. Большое значение имело государственное финансирование крупных промышленных предприятий и колхозов. Благодаря усилиям власти удалось предотвратить обвальную приватизацию, а частный сектор экономики был подчинен государственному регулированию.

Во второй половине 1990-х гг. реализовывалась стратегия экономического развития, ориентированная на восстановление позиций Беларуси, достигнутых еще в советское время. Для реализации этой стратегии использовалась главным образом система директивного планирования, которая базировалась на определении государством плановых социально-экономических показателей, регулировании ценообразования и валютного курса.

В 1996 г. на первом Всебелорусском народном собрании были утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Их выполнение позволило преодолеть кризисные тенденции в экономике и восстановить в 2000 г. уровень производства промышленной продукции 1990 г. Вместе с тем оставалась нерешенной проблема структурной перестройки промышленности, где происходило вымывание высокотехнологичной продукции, увеличение доли убыточных предприятий, наращивание объемов производства в условиях отсутствия спроса на нее и затоваривание складов.

В 2001 г. на втором Всебелорусском народном собрании были приняты основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг. Ее стратегическая цель состояла в повышении благосостояния и приближении уровня жизни белорусов к уровню жизни населения в экономически развитых европейских странах. Был провозглашен лозунг «За сильную и процветающую Беларусь! ».

За заслуги в реализации белорусской модели социально-экономического развития страны ряд хозяйственных деятелей был удостоен звания Героя Беларуси. Среди них — генеральный директор производственного объединения «БелАЗ» Я. Мариев. «БелАЗ» входит в число ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. Заводу принадлежит около 30 % мирового рынка карьерных самосвалов. В 2013 г. здесь был разработан и изготовлен самый большой в мире самосвал грузоподъемностью 450 тонн. Звание «Герой Беларуси» получил также генеральный конструктор по автомобильной технике в Республике Беларусь М. Высоцкий, получивший на Западе уважительное имя Майкл Грузовик. Он создал шесть поколений магистральных автопоездов «МАЗ», соответствующих требованиям международных стандартов и предназначенных для использования на трансконтинентальных транспортных коридорах.

Принятая на третьем Всебелорусском народном собрании в 2006 г. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. была направлена на дальнейший рост благосостояния населения на основе повышения конкурентоспособности экономики и создания государства, удобного для жизни людей. Девиз пятилетки — «Государство для народа».

Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг. были определены в Программе, принятой на четвертом Всебелорусском народном собрании в 2010 г. Главной целью объявлено улучшение условий жизни населения на основе использования инноваций (создание и внедрение новшеств) и повышения конкурентоспособности национальной экономики. По индексу человеческого развития (охрана и состояние здоровья, состояние образования и уровень грамотности) Беларусь в 2015 г. заняла 50-е место среди 188 стран мира. На пятом Всебелорусском народном собрании в 2016 г. была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 гг. Не все из экономических показателей были выполнены в предшествующий пятилетний период. Поэтому на новом этапе планируется перейти от догоняющей к опережающей стратегии развития с основной целью повышения качества жизни.

 


34, 36. Знешнепалітычны курс Рэспублікі Беларусь ( сяр. 90-х гг. ХХ ст. – пачатак ХХІ ст. ) Геапалітычнае становішча Рэспублікі Беларусі: сучасны стан і перспектывы.

1. Основными приоритетами внешней политики Республики Беларусь на международной арене являются: интеграция в мировое сообщество как равноправного, суверенного, независимого государства; содействие строительству новой мировой и европейской системы безопасности; активное участие в работе международных организаций.

Беларусь стремится приобрести статус нейтрального государства. Внешнеполитический курс такой страны характеризуется неучастием в вооруженных конфликтах (войнах). Все ядерное оружие, располагавшееся ранее на территории Беларуси, было выведено за ее пределы. Беларусь стала участником Международного договора о нераспространении ядерного оружия. Республика Беларусь является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Беларусь в качестве партнера присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», в которой кроме стран — членов НАТО участвуют 17 государств. Эта программа направлена на создание партнерства как постоянного элемента структуры европейской безопасности. Наша страна исходит из того, что ни одно из государств, в том числе страны НАТО, на современном этапе не является для нас потенциальным противником.

2. Деятельность Беларуси в Организации Объединенных Наций (ООН). Беларусь учитывает рекомендации «Порядка дня на XXI век». Этот документ был принят в 1992 г. с участием представителей 179 стран мира. В нем предусматривается программа мирового сотрудничества с целью гармонизации взаимоотношений между человеком и природой.

Беларусь получила помощь по линии ООН, которая приняла специальную резолюцию «Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции».

Вместе с представителями 189 государств Беларусь в 2000 г. подписала на саммите в Нью-Йорке Декларацию тысячелетия. Это базовый документ, направленный на достижение к 2015 г. целей, связанных с улучшением положения человека, преодолением бедности, нищеты и голода, укреплением здоровья, обеспечением безопасности, охраной окружающей среды, защитой прав и демократии. В целях реализации Декларации тысячелетия ООН по инициативе Беларуси приняла в 2010 г. Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.

3. Развитие интеграции между Беларусью и Россией. В мае 1995 г. на республиканском референдуме большинство белорусских избирателей высказалось за углубление интеграции между Беларусью и Россией. 2 апреля 1996 г. подписан Договор о создании Сообщества Беларуси и России, а день 2 апреля был объявлен Днем единения народов Беларуси и России.

8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, который предусматривает не механическое слияние двух государств или поглощение одного государства другим, а их объединение для реализации взаимовыгодных задач при сохранении за Беларусью и Россией статуса субъектов международного права.

4. Развитие связей со странами Содружества Независимых Государств стало приоритетным направлением с середины 1990-х гг. В 1995 г. Республика Беларусь создала с Россией и Казахстаном Таможенный союз, который в 2000 г. был преобразован в новое интеграционное объединение — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) с участием Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана (с 2006 г. ). С началом действия Таможенного союза образовался общий рынок товаров, рабочей силы и капиталов с огромной территорией и населением около 170 млн человек, на котором каждый товар может свободно перемещаться между тремя странами без таможенного оформления.

В 2011 г. президенты Беларуси, России и Казахстана подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, которая означала постепенный переход от действующего Таможенного союза к формированию Единого экономического пространства и далее к созданию на ее основе в 2015 г. Евразийского экономического союза. В него входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия.

5. Сотрудничество Республики Беларусь с Советом Европы и Европейским союзом является важнейшим направлением внешнеполитической деятельности. После проведения республиканского референдума 24 ноября 1996 г. политические отношения Беларуси с Западом начали ухудшаться. В 1997 г. министры иностранных дел стран Европейского союза приняли решение о «замораживании» контактов с Беларусью на политическом уровне. Несмотря на это, программы экономического сотрудничества с Республикой Беларусь продолжились. Европейский союз является одним из ключевых торгово-экономических партнеров Беларуси, занимает вторую позицию после России. Беларусь в 2009 г. вошла вместе с Украиной, Грузией, Арменией, Азербайджаном в созданное под эгидой Евросоюза объединение «Восточное партнерство», которое пока имеет больше символический характер, чем практический.

Западный вектор внешней политики Беларуси имеет перспективу гармонизации отношений, связанную с восстановлением взаимного доверия и разрушением негативных стереотипов борьбы. Республика Беларусь выступает за Европу без разделительных границ, придерживается образа Европы, которая построена на основе коллективной ответственности за будущее всего континента.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...