Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

31. Палітыка перабудовы (1985–1991 гг.). Галоснасць. Пачатак фарміравання шматпартыйнасці. Палітычны крызіс у СССР, асаблівасці яго праяўлення ў Беларусі.




31. Палітыка перабудовы (1985–1991 гг. ). Галоснасць. Пачатак фарміравання шматпартыйнасці. Палітычны крызіс у СССР, асаблівасці яго праяўлення ў Беларусі.

1. Реформирование общественно-политической системы было начато Генеральным секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) М. С. Горбачевым. Его политика получила название «перестройка». Однако в результате противоречий и непоследовательности в реализации перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни советского общества.

Одним из реальных достижений перестройки стала гласность — принцип открытости информации о прошлом и настоящем страны, возможность выражать критическое отношение к власти и идеологии, реализовывать на деле провозглашенные Конституцией БССР 1978 г. демократические свободы слова и печати. Важным шагом стало принятие Закона «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни Белорусской ССР».

В 1990 г. в соответствии с новым избирательным законом состоялись выборы на альтернативной основе народных депутатов в Верховный и местные Советы народных депутатов БССР. При такой избирательной системе каждый из нескольких кандидатов должен был сам участвовать в избирательной кампании, разработать и предложить свою избирательную программу, а окончательное решение было за избирателями. В условиях существования однопартийности большинство мест получили сторонники Коммунистической партии Беларуси. Вместе с тем впервые в истории Верховного Совета БССР в нем появилась парламентская оппозиция — группа (фракция) депутатов, чьи взгляды не совпадали или противоречили мнениям депутатского большинства. В этих условиях вместо формального единогласного утверждения законов в Верховном Совете БССР проходило их острое обсуждение.

Рост общественного и политического сознания населения привел к возникновению в 1989 г. общественно-политического движения под названием Белорусский народный фронт за перестройку «Возрождение» (БНФ). В 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который закрепил право граждан на свободное объединение и создание политических партий и движений. По мере того как в республике складывалась многопартийность, Компартия Беларуси утрачивала монополию на власть. Ее авторитет в обществе быстро падал, и многие рядовые члены партии выходили из ее рядов. Однако высшее партийное руководство стремилось сохранить коммунистическую партию в качестве силы, которая должна стоять над обществом. Попыткой этого стал так называемый августовский путч 1991 г. в Москве. В связи с этими событиями 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял постановление «О временном приостановлении деятельности КПСС — КПБ на территории Беларуси», которое действовало до 1993 г.

2. Попытки ускорения социально-экономического развития были вызваны застоем (стагнацией) в экономике и предусматривали переход на интенсивный путь развития на основе увеличения качественных показателей за счет использования новейших достижений науки и техники, приоритетного развития машиностроения, роста производительности труда. Основной задачей пятилетки на 1986—1990 гг. был определен переход от преимущественно административных методов управления к экономическим. На предприятиях внедрялись хозяйственный расчет и самофинансирование. Предполагалось, что предприятия будут сами зарабатывать деньги за счет доходов от реализации своей продукции и не будут нуждаться в государственном финансировании.

В конце 1980-х гг. социально-экономическое положение продолжало ухудшаться. Начала расти инфляция — обесценивание бумажных денег, то есть падение их покупательной способности в результате повышения цен на товары и услуги. В сельском хозяйстве сохранялась колхозная форма производства. В условиях существования разницы между высокими ценами на промышленные товары и низкими государственными закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию колхозы почти перестали приобретать необходимую технику. Началось падение производства продуктов питания. Для обеспечения населения продуктами была введена система талонов. В этих условиях стали подниматься вопросы о необходимости перехода к разнообразным формам хозяйствования на земле. Были приняты Закон «О собственности», предусматривавший частную, коллективную и государственную собственность, и Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

 


32. Дасягненне незалежнасці Рэспублікі Беларусь. Змены ў сістэме органаў улады і кіраванння.

1. Процесс оформления государственного суверенитета — политической независимости и самостоятельности государства во внутренней и внешней политике, не допускающей иностранного вмешательства, — связан с принятием Декларации о государственном суверенитете БССР 27 июля 1990 г. В ней БССР провозглашалась суверенным государством. Дата принятия этой Декларации являлась Днем Независимости Республики Беларусь (Днем Республики) до референдума 1996 г.

25 августа 1991 г. был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». С этого времени прямое вмешательство союзной власти в деятельность республики прекратилось. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон об изменении названия Белорусской ССР на «Республика Беларусь», а в сокращенном названии — Беларусь. С этого момента новейшей истории Беларуси началось становление суверенного государства.

18 октября 1991 г. был принят Закон «О гражданстве Республики Беларусь». Гражданство — правовая принадлежность лица к государству — стало неотъемлемой частью государственного суверенитета Беларуси. Между девятью республиками СССР велись переговоры о принятии нового Союзного договора. В марте 1991 г. на референдуме — всенародном голосовании — 76, 4 % от количества граждан СССР, принимавших участие в голосовании, высказались за сохранение Союза. В БССР за сохранение Союза ССР проголосовало 82, 7 % населения.

В условиях неудачных попыток центральной власти разработать новый Союзный договор, который бы сохранил обновленный СССР, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. С. Шушкевич объявили на встрече в Беловежской пуще 8 декабря 1991 г., что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Одновременно состоялось подписание Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), которое представляет собой межправительственную региональную организацию. Достигнутые договоренности получили название Беловежского соглашения.

Верховный Совет Республики Беларусь 10 декабря 1991 г. принял постановление, которое расторгло Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. В состав СНГ вошло 11 стран (бывшие союзные республики, кроме Грузии и трех Прибалтийских республик). Центром СНГ была определена столица Беларуси город Минск.

2. Принятие Конституции и введение института президентской власти. Для преодоления кризиса, связанного с распадом СССР, необходимо было определить модель будущего общественного и политического устройства Республики Беларусь, которая являлась парламентской республикой. Введение в Республике Беларусь в 1994 г. президентской формы правления положило начало новому этапу правового оформления государственного суверенитета. Согласно Конституции, принятой 15 марта 1994 г., Республика Беларусь была провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством.

Согласно Конституции Верховный Совет Республики Беларусь являлся высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти. Главой государства и исполнительной власти стал Президент Республики Беларусь. Его полномочия включали важнейшие вопросы жизнедеятельности страны: защиту суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечение политической и экономической стабильности, сохранение прав и свобод граждан.

В 1994 г. состоялись президентские выборы на альтернативной основе, которые стали первыми демократическими выборами в новейшей истории Беларуси. В результате после второго тура первым Президентом Республики Беларусь был избран А. Г. Лукашенко. За него проголосовало 80, 3 % избирателей.

Важную роль в процессе правового оформления государственного суверенитета сыграл республиканский референдум, проведенный по инициативе Президента 14 мая 1995 г. Президент получил поддержку граждан по всем четырем вопросам, вынесенным на общенародное обсуждение: о придании русскому языку статуса, равного с белорусским; об установлении новых Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь; об одобрении действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., позволяющих Президенту досрочно прекратить полномочия Верховного Совета в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...