Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура учебной деятельности.




Психология обучения

1. Сущность научения, обучения, учения.

2. Структура учебной деятельности.

3. Мотивы учения и их классификация.

4. Формирования мотивации учения

Все основные изменения в поведении человека связаны с научением.

Научение предполагает такие изменения внешней предметной и внутренней психической деятельности, которые позволяют достичь определённой цели.

К научению не относятся те изменения, которые вызываются врождёнными свойствами организма, механическими воздействиями из вне, действиями психических аппаратов, нет научения и тогда, когда изменения поведения носят мимолётный характер. Научение – это устойчивое целесообразное, изменение деятельности, которая возникает благодаря предшествующей деятельности. Научение может быть стихийным без плана, программы, системы, а может быть в специально организованных условиях с наличием программы, плана систематически.

Научение в специально организованных условиях – это и есть обучение. Обычно обучение определяют так: целенаправленная передача определённых знаний, умений, навыков. Знания, умения, навыки – это не физические предметы, а результаты, определённых процессов психики, то есть качественные изменения в психики проявляющиеся в поведении.

Значит, знания умения и навыки могут возникнуть у человека только в результате его собственной деятельности. Знания, умения и навыки нельзя просто получить от кого-то, они должны получиться в результате, собственной психической активности самого учащегося. Если это активности нет, нет знаний умений и навыков.

Обучение – процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым в результате которого у обучаемого формируются определённые знания, умения, навыки.

Каким же должно быть формирующее воздействие на обучаемого, чтобы у него возникло активность и получились необходимые качественные изменения в психики. Отвечая на этот вопрос педагогическая наука пришла к разработке 2-х видов обучения:

1) Попутное – обучение в ходе деятельности, имеющей другую не учебную цель. Такое обучение естественно хорошо мотивировано, так как побуждается самим учеником, а не навязывается учителем, поэтому активность ученика очень высока, а знания умения и навыки, прочные.

Главными недостатками попутного обучения являются отрывочность и безсистемность знаний, умений и навыков, которые ведут к тому, что закономерности и связи между явлениями не усваиваются.

2) Организация особой деятельности целью, которой является само научение. Такую специфическую деятельность человека, имеющую своей прямой целью научение называют учение/учебная деятельность.

Структура учебной деятельности.

Учебная деятельность предполагает достижения ряда целей. Учебные цели бывают общие и частные. Общие цели всегда на всех этапах обучения задаются из вне учителем, который выступает от лица общества. Общей целью формулируется в государственном образовательном стандарте, в учебном плане, в программе учебной дисциплины. Частные цели на первых ступенях образования ставит сам ученик с помощью учителя, на последующих ступенях образования сам ученик под руководством учителя. Частные учебные цели бывают близкие и далёкие. Из учебных целей вытекает структура учебной деятельности. По Василию Васильевичу Давыдову в структуру учебной деятельности входит четыре компонента:

1. Учебная задача

2. Учебные действия

3. Действия по контролю усвоения ЗУН

4. Действия оценки степени усвоения ЗУН

Учебная задача – направлена на усвоение определённых ЗУН и осознание этого усвоения. Учебные задачи не совпадают с конкретно практической. Учебная задача включает в себя алгоритм способов как это делать.

Учебные действия – могут быть внешние и внутренние (перцептивные, мнемические, мыслительные, имажетивные действия) в процессе обучения внешние и внутренние действия тесно переплетаются.

Классические работы психологов показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризаии. Установлено, что основным средством интериоризации является слово, оно позволяет как бы оторвать действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятиями о предмете. Внешняя деятельность обязательна для учения пока у человека ещё не сформировались образы, понятия и действия с ними. Если же образы, понятия и действия с ними уже имеются, то для учения, видимо, достаточно внутренней деятельности. Поэтому организуя, учебную деятельность необходимо проанализировать, какого рода деятельностью владеет ученик. Если человек не обладает необходимыми образами, понятиями и действиями с ними то учение начинается с внешней деятельности.

 

 

Действия оценки степени усвоения – оценка ЗУМ. Позволяет ученику определить меру своего продвижения в усвоение ЗУМа. Оценку следует отличать от отметки. Главная задача оценки – определить характер личных усилий учащихся по усвоению ЗУМ. Главная задача отметки – установить уровень усвоения учащимся единообразного образовательного стандарта. Оценка направлена на личность учащегося, а отметка на вне – строго формализована.

В истории образования оценка и отметка были введены вместо, применявшихся в иезуитских школах физических наказаний. В 19-ом веке оценка всё чаще заменяется цифровой системой отметок. Эта система была 3-х, 5, 8, 12 бальная.

После жёсткой критики бальной системы в 1916 году, министерством народного просвещения было рекомендовано заменять цифровые баллы «возможно частыми осведомлениями родителей об успеваемости детей».

На протяжении 20-х годов вместо отметок существовали словесные оценки в виде развёрнутых характеристик учителей.

В сентябре 1935 года была восстановлена 5-бальная система отметок, сначала в виде словесной отметки. С января 1944 года в виде цифр.

Во второй половине 20-го века усилилась критика 5-бальной отметочной системы и к концу 20-го века сложились 3 основных подхода к модернизации бальной системы отметок. Оценивались все виды активности ученика на уроке и выставлялось определённое количество плюсов, когда их накапливалось достаточное количество, они оформлялись в отметку. Особенно активно поурочный балл применялся в старших классах.

Второй подход: в 90-ые годы были сделаны попытки перейти от пятибалльной системы на многобалльную, известную как модульно рейтинговую. Смысл её заключается в том, что каждое задание в зависимости от сложности оценивается по определённой шкале. Затем все баллы суммируются от ста до 1000.

Третий подход: различные методики оценивания учебной деятельности по конечным результатам – попытка ввести в старшие классы школы зачёты. В конце 90-ых годов стала применяться система учебного портфолио заимствованная из США, суть её в том, что организуется накопление результатов учебной деятельности учащегося, затем эти результаты подвергаются количественной и качественной уровня обученности учащегося.

В настоящее время, в начале 21-го века, намечаются следующие тенденции модификации уже существующей 4-балльной шкалы отметок.

Тенденции:

· разведение системы отметок и оценок

· предлагается ввести 10-балльную отметочную систему и каждую сумму баллов качественно охарактеризовать

· переход к накопительному статусу баллов, который переименовывается в зачётные единицы или кредиты

· рекомендуется вообще отказаться от отметок в начальной школе и при текущем оценивании, при обязательном использовании оценки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...