Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие знания, виды и свойства знаний.




Понятия знания имеет несколько определений. В российской-педагогической энциклопедии знание определяется так: проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков.

Многозначность в определении понятия знания связана с рядом функций знания:

· Знания как результат обучения.

· Знания как содержание обучения.

· Знание как средство обучения – знание выступает потому, что входя в структуру прошлого индивидуального опыта учащегося, оно преобразует эту структуру и переводит учащегося на новый уровень психического развития.

Виды знаний:

1) Житейские знания – основываются на здравом смысле и обыденном сознании. Важны для повседневной жизни. Отражают главным образом внешние связи между предметами и явлениями окружающей действительности. Развиваются и обогащаются по мере прогресса научных знаний.

2) Научные знания. Вбирают в себя опыт житейских. Систематизированные, обобщённые знания, формирование которых основано не только на опытных эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностях его развития. Научное знание фиксируется в форме абстрактных понятий, которые выражают научные законы и теории. Научное знание доступно не всем и не всегда, поэтому его презентация в форме учебного знания должны обеспечить. Таким образом, учебное знание является производным научного знания – это познание уже познанного. Поскольку учебные знания основаны на научном, оно может противоречить житейскому знанию.

Известный ученый Владислав Ильич Геницинский выявил, что учебные знания существуют в трёх формах:

1. В форме учебной дисциплины – адаптированная форма научного знания.

2. В форме учебного текста - языковая форма учебного знания.

3. В форме учебной задачи - познавательная активность ученика направленная на усвоение учебного знания.

Свойства знания:

· системность

· обобщённость

· осознанность

· гибкость

· действенность

· полнота

· прочность

· глубина, которая связана с адекватностью усвояемых знаний возрасту, с индивидуальными особенностями, с уже имеющимся запасом знаний.

 

Проблема понимания. До сих пор нет единого мнения о термине понимание.

1) Главный признак понимания – видение одного и того же объекта в различных связях и отношениях с другими объектами.

2) По Самарину главный признак понимания - использование знаний в других условиях.

3) Понимание – процесс обратимого перевода абстрактно логических форм информации в её образно-наглядные формы.

4) По Зимней понимание – это адекватность воспроизведения смысла.

 

Сущность умений и навыков.

Умения и навыки различаются по степени овладения действием. Умение – это способность к действию, совершаемому сознательно. Навык – это способность к действию совершаемому автоматизированно. Термин умение имеет два значения: 1) элементарное умение – первоначальный уровень овладения каким-то действием, 2) умение- мастерство – способность осознанно выполнять сложные действия с помощью ряда навыков. Способность использовать усвоенные навыки для получения новых – это интеллектуальные навыки.

 

 

Тема 5. Психология обучения как целенаправленного педагогического процесса.

Обучение – двусторонний процесс активного целенаправленного взаимодействия учителя и учащегося, направленный на формирования у учащегося знаний, умений и навыков, развития познавательной деятельности, формирования личности. Деятельность учителя в процессе обучения называется преподавание. В ней выделяют стимуляцию – воздействия направленные на активизацию познавательной деятельности. Управление – действия направляющие учебный процесс.

Обучение выполняет три основные функции:

1. Обучающая

2. Развивающая

3. Воспитывающая

Обучение зависит от трёх основных факторов:

· чему обучают

· кто и как обучает

· кого обучают

Основные особенности процесса обучения:

1) Обучение всегда предметно – учебная информация всегда излагается в логике предмета науки.

2) Основная форма обучения – урок. Его типы в зависимости от целей – объяснение, контрольно-проверочный, комбинированный.

3) Обучение – это общение с постоянной сменой ролей – коммуникатор – реципиент. ТО есть в обучении всегда присутствует обратная связь. Её виды:

1. Пошаговая обратная связь – материал делиться на небольшие смысловые единицы и проверяется правильность усвоения каждой из них.

2. Отсроченная обратная связь - излагается большая законченная по смыслу часть материала и проводится контроль за её усвоением: а) после изучения раздела или темы текущий и промежуточный контроль; б) итоговая проверка по нескольким разделам, включающим ряд тем.

3. Прогностическая – учитель в сам процесс объяснения вводит вопросы для контроля.

4. Когнитивная обратная связь – учащийся сам, основываясь на логике изложения материала проверяет правильность его понимания. Используется в программированном обучении.

4) Обмен информацией в ходе обучения может иметь форму, может иметь форму опроса, семинара, дискуссии.

 

Основные направления современного обучения.

Проблемное обучение. Мирза Измаилович Махмутов, Алексей Михайлович Матюшкин. Исаак Яковлевич Лернер.

Проблемное обучение основано на получении новых знаний, умений и навыков, посредством решения практических и теоретических задач, возникающих в проблемных ситуациях.

Этапы:

1. Постановка проблемы и осознание проблемной ситуации.

2. Формулировка проблемы как задачи на основе анализа условий ситуации

3. Решение проблемной задачи, включающее выдвижение, проверку и смену гипотез.

4. Проверка решения.

 

Проблемное обучение считается обучением с наиболее развивающим эффектом. Оно может быть разного уровня трудности для учащегося в зависимости от того, какие и сколько этапов решения проблемы он осуществляет. Вадим Андреевич Крутецкий предложил таблицу уровней проблемности обучения.

Уровень Количество этапов, сохраняемых за учителем Количество этапов передаваемых ученику Что делает учитель Что делает ученик
Нулевой (традиционный)   ____________ Ставит проблему формулирует задачу, решает проблему, проверяет решение Запоминает решение проблемы
I. III I Ставит проблему, формулирует задачу, проверяет решение Решает проблемную задачу
II. II. II. Ставит проблему, проверяет решение Формулирует проблемную задачу, решает её
III. I. III. Ставит проблему Формулирует задачу, решает, проверяет
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...