Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение как фактор воспитания.




С точки зрения социально-психологической воспитание – это общение людей рассчитанное на личностное развитие каждого из них. Психолог Мая Ивановна Лисина изучала процесс развития общения и его роль в воспитании детей. Она установила, что с рождения ребёнка его общение с окружающими направляется особенной потребностью, которая состоит в стремлении к познанию окружающих и к самопознанию. На основе этой потребности формируется образ Я. Лисина установила, что на протяжении первых семи лет жизни возникают 4 основных формы общения:

1) Ситуативно-личностное (1 полугодие жизни, средства доречевые, возникают на фоне ведущей деятельности общения со взрослым и наиболее ярко проявляется в синдроме оживления)

2) Ситуативно-деловое – от 6 месяцев до двух лет. Возникает на фоне предметной деятельности, средства общения в основном доречевые.

3) Внеситуативно-познавательное – от 2-х до шести лет. Возникает на фоне ролевой игры. Средства общения речевые – показатель вопросы познавательного характера.

4) Внеситуаивно-личностное – 6-7 лет. Возникает на фоне высоких уровней развития игры, средства общения речевые. Показатель внеситуативно личностного общения – интерес ребёнка к миру человеческих взаимоотношений

Коллектив и проблема воспитания

Чтобы назвать группу коллективом она должна соответствовать ряду высоких требований – успешно справляться с возложенными на неё обществом задачами (быть эффективной в отношении основной для неё деятельности), иметь высокую мораль, доброжелательные отношения. Создавать для каждого члена коллектива возможность развития его как личности. Групп, которые бы полностью отвечали всем требованиям коллектива в действительности очень мало. Большинство реальных групп занимают промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. Исследования детских групп показали, что их сильными сторонами приближающими к коллективу являются доброжелательные отношения, а слабыми замкнутость невысокая сплочённость, низкая ответственность.

На пути продвижения к коллективу группа обычно проходит ряд этапов. Динамику развития группы на путик коллективу выявил А. Г. Кирпичник

Долгое время в отечественной педагогики система воспитания строилась в основном на основе тезиса согласно которому воспитание, а следовательно полноценное развитие личности возможно только в коллективе или через коллектив. Коллектив понимался не только как инструмент воспитания, но и как его необходимая цель. Эти мысли принадлежат Антону Семёновичу Макаренко.

Макаренко и его последователи показали, что развитый детский коллектив действительно играет важнейшую роль в формировании личности и эта роль особенно велика по отношению к тем детям, которые по личностному развитию значительно отстают от коллектива. Факты полученные в современных исследованиях современных детских групп показывают, что коллективов из них не более шести-восьми процентов. Большинство составляют слабо и средне развитые группы. Теоретически правильный тезис о положительном воздействии коллектива на личность по отношению к абсолютному большинству реальных групп. Не вполне соответствует разработанной теории. Следовательно коллектив необходим для формирования личности, но оказывает воздействие на неё в зависимости от уровня своего развития. Поэтому Кирпичник и его сотрудники рекомендуют следующие положения. В следствии того, что в действительности высоко развитых коллективов не так уж много, следует критически относится к двум утверждениям: о безусловном приоритете группы над личностью и об однозначно положительном влиянии любого коллектива на личность. В связи с тем, что абсолютное большинство коллективов находится на среднем или даже низком уровне, рекомендуется не только коллективу права требовать чего-то от личности, но и право личности требовать от коллектива.

Ребёнку должно быть предоставлено, закреплённые в педагогической теории и на практике право выражать своё несогласие не только с ученическим, но и с педагогическим коллективом. Право отстаивать своё собственное мнение и право свободного выхода из одного не устраивающего его коллектива и перехода другой.

 

Основные вопросы семейного воспитания.

Семья, как древнейший институт человеческого общества, прошла сложный путь развития: от родо-племенных форм, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью объединявшую под одной крышей несколько поколений к современной нуклеарной семье состоящей из родителей и детей. Изначально традиционной функцией семьи была хозяйственная. Сейчас хозяйственные функции семьи не занимают главного места. Возникла и стала доминирующей новая функция семьи – создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Изменилась и структура семьи: в ней сместился психологический центр, если раньше его составляли детско-родительские отношения, то сейчас в основном являются супружеские отношения. В настоящее время наблюдается кризис семейных отношений. Он проявляется в нестабильности семьи, в дезорганизации семьи, то есть увеличение числа конфликтных семей. Появление различных типов супружеских отношений:

· гражданский брак – совместное проживание без регистрации

· юридический брак – совместное проживание с регистрацией

· церковный брак

· визитный брак

· родительский брак – разница в возрасте больше 15 лет

Осознание себя родителем – процесс длительный требующий обычно пересмотра жизненных ценностей. Осознание себя родитем всегда ведёт к повышению ответственности. Женские и мужские роли в семье имеют свою специфику. Считается, что от женской роли матери зависит эмоциональной сферы ребёнка и его нравственные качества. Роль отца по мнению Фромма заключается в предоставления ребёнку мира мысли, созданных человечесикм трудом вещей, порядка и дисциплины. Отсутствие отца проявляется в следующем:

· нарушается гармоническе развитие интеллектуальной сферы ребёнка, особенно страдают математические способности ребёнка

· в нечёткой половой идентификации

· в избыточной привязанности к матери

Наличие в семье других детей значимый фактор влияющий на развитие личности ребёнка. Первый ребёнок, до появления второго был единственным. Такой ребёнок испытывал со стороны родителей безраздельную любовь и заботу. Второй ребёнок и следующий никогда не были единственными, они растут в более спокойной обстановке, как правило с такими детьми общаются и занимаются меньше. Очень часто между вторым и первым ребёнком наблюдается конкуренция, она особенно остра, если разница в возрасте год-два. В таких ситуациях часто наблюдается детская ревность. Важнейший фактор формирования личности в семье стиль воспитания.

Гоноболин выделяет следующие компоненты

· дидактические способности – благодаря им учитель осуществляет отбор методов и содержания обучения

· экспрессивные способности – позволяют найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала

· перцептивные способности – выражаются в наблюдательности, педагогической интуиции

· организаторские способности – обеспечивают создание сплоченного коллектива

· суггестивные способности – способности к сильному эмоционально-волевому влиянию на учащихся

· научно-познавательные или академические способности связаны с успешным усвоением знаний умений и навыков соответствующей области науки

· педагогический такт – чувство меры в отношениях

В исследованиях Нины Васильевны Кузьминой выделены аналогичные компоненты педагогических способностей. Все исследователи педагогических способностей обязательно выделяют педагогический такт как особую способность. Педагогические способности не только условия, но и результат педагогической деятельности. Целенаправленное формирование их самим педагогом вполне реально. Каждый учитель кроме педагогических способностей проявляет в педагогической деятельности индивидуальные особенности.

Индивидуальные особенности определяют индивидуальный стиль педагога или его «почерк». Индивидуальный стиль педагога изучен под руководством Марковой. Индивидуальный стиль проявляется:

1) В особенностях темперамента педагога – время и скорость реакции, индивидуальный темп работы и эмоциональная откликаемость.

2) В особенностях характера (в реагировании на действия детей, в манере поведения, предпочтении тех или иных наказаний и поощрений)

3) В стиле педагогического общения

Педагогический стиль необходимо учитывать при анализе передового педагогического опыта. Следует помнить что такой опыт практически всегда не отделим от личности его автора и представляет собой сочетание общезначимых педагогических технологий и индивидуального стиля педагога. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта безрезультатны. Выход в том, чтобы выделив сущность технологии сознательно решать задачу её переработки в соответствии со своим индивидуальным стилем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...