Полномочия органов бюджетного и финансового контроля.
Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно представительными (законодательными) органами РФ, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления (ст. 265 Бюджетного кодекса РФ). Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов соответствующего уровня (ст. 266 Бюджетного кодекса РФ). Счетная палата РФ вправе также проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Контрольные органы, созданные представительным (законодательным) органом субъекта РФ, а также финансовые органы субъекта РФ либо иные органы, уполномоченные органом исполнительной власти субъекта РФ, вправе проводить проверки местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из бюджета данного субъекта РФ. В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ федеральное казначейство осуществляет контроль за:
1. соблюдением лимитов бюджетных обязательств, распределенных между распорядителями и получателями средств федерального бюджета; 2. соблюдением лимитов кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств; 3. соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации; 4. наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств. Федеральная служба финансово—бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она также вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств (ст. 268 Бюджетного кодекса РФ). Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств с бюджетными средствами соответствующих бюджетов (ст. 270 Бюджетного кодекса РФ).
Цели деятельности и источники финансирования Федерального дорожного фонда. Федеральный дорожный фонд формируется в составе федерального бюджета, то есть самостоятельной финансовой субстанцией, как, например, ФОМС, не является. Его «стартовый» объем (из бюджетных средств) утвержден в размере 254,1 млрд рублей. В дальнейшем объем базовых бюджетных ассигнований фонда не может быть меньше и должен корректироваться с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Помимо бюджетных ассигнований, пополнение фонда будет происходить за счет иных источников доходов, в том числе средств от уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в федеральный бюджет; от использования имущества, входящего в состав автодорог общего пользования; от сборов за проезд иностранных автомобилей по автомобильным дорогам на территории РФ; а также субсидий и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц.
Еще одним дополнительным источником формирования дорфондов станут платежи за вред, причиненный автотрассам транспортом с разрешенной массой выше 12 тонн. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», а именно, с 1 января 2012 года для большегрузов вводится новый вид платежа – плата за возмещение вреда, причиняемого федеральным трассам. Тем же законом определяется порядок внесения платы, а также основания для освобождения от нее. Одновременно внесены изменения в КоАП РФ – установлена административная ответственность за несоблюдение требований о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. За данное правонарушение предусмотрены штрафы: от 5 до 140 тысяч рублей за невнесение платы, а в случае повторного правонарушения – от 105 до 343 тысяч рублей. Все источники доходов закреплены законодательно и поделены. Так, установлены нормативы распределения доходов от акцизов: в федеральный бюджет зачисляется 28%, в бюджеты субъектов РФ – 72%. Кстати, изменения, внесенные «по случаю» в Налоговый кодекс, предусматривают увеличение акцизов на нефтепродукты на три рубля за литр до 2013 года – по рублю ежегодно. Решения о создании дорожных фондов субъектов РФ должны быть приняты и на местном уровне вместе с региональными законами о бюджете не позднее 1 января 2012 года. Предусматривается также создание муниципальных дорожных фондов. Причины возрождения В России дорожные фонды существовали с 1992-го по 2001 год и были ликвидированы как по причине низкой эффективности, так и из-за многочисленных обвинений в коррупции. Известно, что к «нулевым» годам в сфере дорожного строительства были вскрыты многочисленные злоупотребления. Неслучайно уже в 1999 году Российское дорожное агентство приостановило финансирование 20 субъектов РФ в связи с нецелевым использованием денег территориальных дорожных фондов. В этом были уличены, в частности, ТДФ Карелии, Мордовии, Бурятии, Архангельской, Ленинградской, Владимирской, Рязанской, Тверской, Ярославской областей, а также Алтайского и Приморского краев.
Масштабы нарушений были огромны. Скажем, в Ярославской области не по назначению было израсходовано 508,4 млн рублей (61% всего дорожного фонда региона за 1999 год). В Липецкой области нецелевое использование средств фонда в том же году составило 448,8 млн рублей, что более чем вдвое превысило объем финансирования, необходимого для содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог. Кроме того, с 1 января 2003 года отменили налог на пользователей автодорогами, который составлял основу формирования дорожных фондов, но почему-то был признан нерыночным. Впрочем, несмотря на вышеперечисленное, оснований для возрождения «дорожных копилок» нашлось таки больше, чем мнений «против». Один из главных идеологов этого процесса, председатель Комитета ГД РФ по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, считает, что без опережающего развития транспортной инфраструктуры, прежде всего строительства автомобильных дорог, нельзя всерьез говорить о модернизации экономики и переходе к инновационной модели развития. Необходимо искать пути максимального повышения эффективности инвестиций в дорожную отрасль. Нельзя в буквальном смысле слова зарывать «дорожные» деньги в землю, начиная работы поздней осенью, и тем более – допускать их расхищение. По мнению экспертов, дорожные фонды гарантируют стабильное обеспечение дорожного хозяйства на достаточно длительный период, и их возрождение поможет формированию положительного инвестиционного климата в отрасли, что крайне важно не только для России в целом, но и для российских регионов особенно. В 2008-2009 годах только выделение кредитов из федерального бюджета позволило большинству субъектов остановить отрицательную динамику финансирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|