Правовые основы образования социальных внебюджетных фондов
Правом образовывать целевые социальные внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и региональные органы. Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных органов. Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов является прежде всего Конституция Российской Федерации [1] и Бюджетный кодекс РФ.[2] Право на социальное обеспечение граждан России записано в статье 39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Государственные целевые социальные внебюджетные фонды имеют самостоятельные источники их формирования, обособленные от источников формирования бюджета Российской Федерации и региональных бюджетов. Государственные социальные внебюджетные фонды действуют на основе положений о фондах, утвержденных законодательными органами, либо положений, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии законами. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Определенные полномочия по регулированию деятельности государственных целевых фондов возложены на органы Федерального казначейства. Главной задачей единой централизованной системы Федерального казначейства служит организация обслуживания государственного бюджета, а также регулирование финансовых отношений между федеральный бюджетом и федеральными целевыми фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием средств целевых федеральных фондов. С этой целью Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджетной системы, в том числе целевых фондов.
Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации имеют социальную направленность и строго целевое назначение. В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды делятся на две группы: целевые социальные фонды и целевые экономические фонды. [14, 54] К государственным целевым социальным внебюджетным фондам относятся: - Пенсионный фонд Российской Федерации; - Фонд социального страхования Российской Федерации; - Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). К государственным целевым экономическим фондам относятся: территориальные дорожные фонды; внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения. Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. Пенсии, пособии и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-I.[8] Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд имеет в регионах РФ свои отделения. Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:
- получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат пенсий; - организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; - индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров пенсий за счет вносимых гражданами средств; - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда. Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» предусмотрено: 1. Закрепить за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий; 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в течение 2001 г. Заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ. [6] Таким образом, Президент, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием по начислению и выплате государственных пенсий (до Указа это полномочие принадлежало государственным органам социальной защиты - собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял лишь финансирование выплат пенсий). Конституционный суд РФ постановлением от 25 июля 2001 г. №9-П признал, что Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречит Конституции РФ. Следовательно, этот Указ будет действовать до издания соответствующего федерального закона.[9] Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному собранию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ, находящиеся в государственной собственности, не входят в состав федерального и территориального бюджетов.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой. [15, 154] Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия. В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионного фонда России с полномочными представителями президента РФ в федеральных округах правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управление Пенсионного фонда РФ во всех федеральных округах России. Основными задачами Управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются: · Координация и контроль за деятельностью отделений Пенсионного фонда в федеральном округе; · Взаимодействие с полномочными представителем президента РФ; · Координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан; · Взаимодействие с органами Федерального казначейства, Управлением Федеральной налоговой службы, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам происхождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: · Страховых взносов работодателей - организаций (предприятий) и взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, которые поступают в Фонд в виде социального налога (страхового взноса) из госбюджета, по установленным ставкам; · Минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения - по нормативу 60%; · Дотаций из федерального и регионального бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц. Предприятия (организации) - работодатели уплачивают Единый социальный налог (взнос) один раз в месяц - в сроки установленные для получения заработной платы. При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.
Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы. На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Средства Пенсионного фонда РФ используются на: · Выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России; · Оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; · Выплаты пособий на погребение получателям пенсий; · Финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов; · Прочие расходы. Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ подавляющую часть составляют страховые взносы организаций и безвозмездные перечисления из федеральных и других бюджетов. В расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату всех пенсий населению приходится около 90% (с доставкой и пересылкой пенсий). Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: 1. федеральные государственные служащие; 2. военнослужащие; 3. участники Великой Отечественной войны; 4. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Назначаются следующие виды пенсий по государственному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным государственным служащим назначается пенсия при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка. Закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основы обязательного пенсионного страхования, регулирует финансовые правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования.[3] Согласно закону бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств пенсионного страхования добровольных взносов. Закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» устанавливает права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях.[4]
В законе определены следующие виды трудовых пенсий: 1. трудовая пенсия по старости; 2. трудовая пенсия по инвалидности; 3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих частей: 1. базовой части; 2. страховой части; 3. накопительной части. Право на рудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|