Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольно-затратная часть бизнеса




НАУКА АНТИЗАТРАТНОЙ ЛОГИКИ

После интервью на радио и ТВ, которое Елена Павлова дала по случаю присвоения ей звания «Лучший логистик России», ей радостно звонили друзья: «Поздравляем, ты стала первым лингвистом России». Она не удивлялась. За время становления бизнеса в России логис­тика, наверное, натерпелась больше остальных областей ме­неджмента, и искажение названия было самой безобидной ошибкой. Гораздо более серьезный просчет, допускаемый до сих пор, — это недооценка значения логистики для компании, реду­цирование ее до транспорта и склада. И это становится все более важным по мере насыщения рынков и усиления конкуренции.

А вот по мнению Елены Павловой, практически любая проб­лема предприятия связана с неправильной постановкой логис­тики. Даже если сделать скидку на естественный пафос влюб­ленного в свое дело профессионала, эту позицию подкрепляет солидный опыт. В 90-е годы Елена Павлова возглавляла управле­ния логистики в российских филиалах «Крафт Якобе Сушард», «Кодака», в компании «Русал». С 2001-го по 2003 год была чле­ном экспертного совета при подкомитете по таможенным воп­росам и внешнеэкономической деятельности комитета по бюд­жету Государственной думы РФ. Она ведет авторские семинары по логистике и с недавних пор возглавляет собственную консал­тинговую фирму.

О том, почему российскому бизнесу остро необходимо повы­сить свою компетентность в области логистики и как это сде­лать, Елена Павлова рассказала «Эксперту».

 

Контрольно-затратная часть бизнеса

Елена, прежде всего объясните, что такое логистика. В учебниках написано, что это управление длинной цепоч­кой операций, пронизывающей бизнес насквозь. На практике же чаще всего это транспорт или склад. И ничего вроде, биз­нес работает. В чем тут дело? Книги, что ли, «умничают»?

— Да, верно. До сих пор читаешь, например, обязанности, указанные рекрутерами в вакансии «логистик», и видишь, что в действительности требуется кладовщик или водитель грузови­ка. Сел за баранку — и ты логистик. Но складской работник, во­дитель автотранспорта, специалист по таможенному законода­тельству — это другие профессии. А логистика — это экономи­ческая часть бизнеса. И, пожалуй, самая наукоемкая. Необходи­мо знание теории вероятности, математической статистики, ис­следования операций.

Я бы дала такое определение. Логистика — это часть бизнеса, которая связана со всеми расходами. Вся цепочка поставок от момента закупки до момента передачи товара конечному пот­ребителю — это логистика, поскольку все это процессы, кото­рые требуют расходов, до доходов еще дело не дошло.

Иностранцы раньше тоже объявляли логистикой только транспорт и склад. Теперь они стали называть то, что я называю логистикой, Supply Chain — «управление цепочками поставок».

То есть цель логистикиэто контроль затрат?

— Совершенно верно. Нет другой части бизнеса, которая ими занимается.

Разве затратами не занимается финансово-экономи­ческий блоке компании?

— Дело в том, что они не знают физических процессов. У них другие цели и задачи: считать деньги, подводить итоги, зани­маться кредитной политикой, инвестиционной политикой, ди­видендами, портфелем ценных бумаг. Но должна быть структур­ная единица, которая от начала до конца занимается процесса­ми и знает, сколько на них тратится денег.

Значит, производство тоже находится в ведении ло­гистики? Это ведь процесс.

— Да, безусловно. Не технологически — потому что логистик не знает, как этот процесс можно усовершенствовать. Но коли­чество товара, находящегося на производстве, от входа сырья на первый станок и до выхода с последнего, и время его прохождения от одного этапа к другому — это абсолютная ответствен­ность логистика. От этого зависят страховые запасы как для обеспечения производства, особенно непрерывного, так и для обеспечения продаж. Логистик должен четко понимать, что на­ходится в незавершенном производстве, особенно если произ­водство дискретное: что именно, сколько, на каком станке, сколько времени обрабатывается и так далее.

У логистики несколько функциональных направлений, в том числе пресловутые транспорт, склад, таможня.

И каждый занимается на своем месте сокращением расходов?

— Конечно. Везде свои тонкости. Например, по моей оценке, пятьдесят процентов взяток на таможне — следствие абсолют­ного незнания законов. Причем и с той и с другой стороны — и таможенники на постах, и люди, которые занимаются внешне­экономической деятельностью, по моему опыту, часто демон­стрируют полную безграмотность.

Или транспортные документы. Чем отличается Master Bill of Lading от Express Bill of Lading? Тут можно много денег потерять, если не знать, что Master B/L является эквивалентом валюты и, если вы его теряете и просите дубликат, — это все равно что по­терять сто рублей и попросить в банке копию.

А в сервисе, например, есть клише: самое главное — улы­баться клиенту.

Погодите, при чем тут логистика?

— Customer Service, или функция «обслуживание клиен­тов» — это тоже часть логистики. Сейчас все больше компаний, и наших, и западных, уделяет первейшее внимание сервису. Добавленная стоимость возникает в основном не в процессе созда­ния нового продукта, а за счет совершенствования услуг: вовре­мя привезти товар, на стол положить, ничего не перепутать.

Поэтому когда мне говорят, дескать, «у нас такие бабушки, они просто летают по складу», — я прошу показать учетную сис­тему. «Летающие» бабушки — это хорошо. Но ни одна, даже са­мая быстрая, бабушка всего не запомнит. Она должна открыть учетную базу на компьютере и хотя бы точно узнать, куда ей бе­жать, а не разыскивать товар по всем стеллажам. То есть улыбки улыбками, но сервис — это прежде всего технологии. Все при­выкли, что склад — это, по Далю, место, где что-то хранится, а это точно такое же производство, а самый лучший склад — это его отсутствие. Склад в конечном итоге предназначен для от­грузки товара точно вовремя, нужного количества и без пере­сортицы.

Логистик, безусловно, должен знать и понимать и производ­ство, и склад, и транспорт, и таможню. Но при этом основная его задача — управление расходами компании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...