Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С чего начинается логистика




Иными словами, современная логистика появляется там, где всерьез считают затраты?

-Да.

И такой потребности в российских компаниях, очевид­но, раньше не было.

— Конечно. Только последнее время, когда конкуренция ста­ла нарастать, а рентабельность снижаться, менеджеры ощутили дискомфорт: мол, что-то нас тревожит, мы не можем это сфор­мулировать, но рост прибыли снизился.

Первое, что я прошу: покажите, пожалуйста, ваши расходы и структуру управленческого учета. Никто не может толком отве­тить, девяносто девять процентов компаний в принципе не по­нимают, что такое управленческий учет.

Объясните, пожалуйста, связь между управленческим учетом и затратами.

— Только управленческий учет позволяет компаниям выде­лить собственные реальные расходы. Потому что в управленчес­ком учете главный критерий распределения расходов по ви­дам — их экономическое содержание, а не место в принятой сис­теме бухгалтерского учета. Фактический управленческий учет должен формироваться строго по месту возникновения затрат.

А в бухгалтерском учете это невозможно?

— У бухучета другая цель — отчитаться перед налоговыми органами. Беру два разных отчета за один месяц, которые выч­ленены из учета, называемого в компании управленческим, а на самом деле он построен по логике все того же бухучета: в одном амортизация семь тысяч, в другом — четыре. В чем дело? В пер­вом случае в амортизации учтена реклама, а в другом она идет отдельной статьей, потому что так в тот момент было бухгалтеру.

Во многих компаниях ситуация с учетом напоминает детский сад. Бухучет для налоговой в полном порядке, потому что есть внешняя организация, которая придет, проверит и в случае чего накажет. Для самих себя — нулевое понимание того, кто сколь­ко денег тратит, кто сколько зарабатывает! Это, мол, дело деся­тое. Но смешав все в кучу, а потом разделив — или в соответ­ствии с бухучетом, или поровну на всех, — вы фактически дела­ете внутри себя бюджетную организацию. До сих пор рынок все это позволял. Сейчас это уже невозможно.

Значит, построение логистики на предприятии начи­нается с управленческого учета?

— С определения структуры. Я считаю, что построение логис­тики невозможно, пока нет структуры на предприятии.

Вы имеете в виду оргструктуру?

— Нет. В моем понимании структура — это не блок-схема

«директор—подчиненные», такие блок-схемы есть практически у всех. Структура — это когда обязанности соединены с ответ­ственностью. Обязанности — это функции, а ответствен­ность — это статьи расходов. Должно быть жесточайшее соот­ветствие между ними: такая-то функция связана с такой-то рас­ходной статьей управленческого учета.

На одном заводе мне похвастались отлично поставленным управленческим учетом. Смотрим. Служба главного инженера, поддерживающая бесперебойную работу предприятия — элек­тричество, тепло, оборудование, — ничего не тратит.

То есть их расходы не учитываются?

— Они по привычке, в соответствии с бухучетом, списывают­ся на себестоимость. Главный инженер порадовался. Я говорю: вы напрасно радуетесь. У вас даже зарплаты нет, не видно ее в вашем учете. А как проконтролировать, хорошо или плохо вы работаете? Вы утверждаете, что убиваетесь на работе, я готова поверить, но покажите ваши расходы в динамике. Я так пони­маю, что человек, отвечающий за расходы, работает хорошо, ес­ли сегодня было потрачено сто рублей, завтра девяносто девять, послезавтра девяносто восемь. Или, если у вас есть какое-то фи­зическое измерение работы, давайте посмотрим, так ведь его тоже нет.

Кстати, почти на всех предприятиях система показателей ка­чества собственной работы отсутствует. А они должны быть, и они должны быть тоже связаны со статьями управленческого учета и с функциями, с бизнес-процессами. И наличие управлен­ческого учета означает, что если в бизнес-процессе (регламенте, процедуре — в разных компаниях это называют по-разному) произошел сбой, то есть прервался информационный поток и за этим последовали дополнительные издержки, то они относятся именно на тот отдел, где прервался информационный поток, то есть «по месту возникновения затрат».

Как это выглядит на практике?

— Допустим, я юрист и планирую свои расходы. Структура управленческого учета для всех одинакова — это список расход­ных статей. Начинаю заполнять: графа «зарплата» — тысяча, командировочные — тысяча, представительские — две тысячи. Дохожу до транспорта, ставлю ноль, склад — ноль, таможня — ноль. Кстати, если управленческий учет построен правильно, то по этим цифрам можно определить мои функции: где нули — я этим не занимаюсь, где не нули — я с этим связана. Все просто.

А теперь пример. В компании оформляется контракт на за­рубежную поставку. На первой странице контракта значится условие перевозки FCA, на десятой — совсем другое, CIP. Если бы логистик прочитал этот контракт, он бы сразу заметил ошибку. Но контракт посмотрели коммерсанты, финансист, юрист и решили: хватит уж, чего там к логистику идти, ноги топтать. Контракт идет в работу. Дальше за неправильное оформление документа налагается таможенный штраф и авто­матически — бухучет так устроен — списывается на логисти­ку. А при чем здесь логистики? Они свою функцию не реализовали, так как контракта просто не видели. По правилам же уп­равленческого учета штраф должен быть отнесен на меня, юриста, поскольку я последняя, кто этот контракт видел. То есть таможенные штрафы возникнут в моем фактическом уче­те, несмотря на то что при планировании они были равны ну­лю. И в следующий раз я скорее всего донесу необходимую ин­формацию до логистика, хотя бы для того, чтобы у меня эти расходы не появлялись.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...