Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Героико-романтич изображ пролетарских поэтов.

Октябрь и рус лит-ра

Лит 20 века-это лит нового времени. На рубеже 19-20 веков произошёл кризис классического рализма, он не мог отразить усложнившееся представление о чел-ке и дейст-ти. Позитивизм поспринимался более сложно. Ему на смену приходит модернизм, не просто как направление, а мировоззрение. Символизм задал новые параметры для эстетики. Произошла худ революция. Лит нового времени стала отказыв-ся от представления об ис-ве как подражании. Ис-во перестало восприниматься как прямое отражение соц.дейст-ти. Худ мир стал пониматься как создание новой реальности. Октябрь 17 года яв-ся рубежом, положил конец эволюц развитию. Рус культура разрывается на несколько частей: 1 Потаённая (неофиц)лит-ра, непризнаётся за правильную, враждебная для совет культуры. 2 Лит-ра иммиграции 3 Офиц советская лит-ра. Были писатели, кот приняли октябр революцию (Блок, Брюсов, Есенин). Были те кто равнодушны (Ахматова, Кузьмин, Мальденштам). Революция стала главной темой публицистики. Жанры были разнообразны. (дневник – Бунин «Окоян дни»; письма – Короленко к Луночарскому; заметки -Горький «Несвоевр мысль»; эссе – Ремизов)Одним из первых откликов революции стала ст Ремизова «Слово о погибели Рус земли» 1917г.Автор испол-т сходную с памятником д.р.л жанровую модель. Его слово это и плачь и проклятие и восхваление. 13в памятник посвящен нашествию Батыя на русь. Это плачь о погивших. 17год Ремизов видел перекличку с прошлым. Проводит параллель му революцией и нашествием злой орды. Отличия: появляется образ автора,к-й играет активную роль, повест от 1 лица, что было недопустимо в д.р.л.(автор нейтр лицо). У Ремизова всё пропущено чз авторское восприятие. Его личная трагедия. В статье нет дат, имён, никакого конкр полит события, всё обобщено. Единст обознач Россия – святая Русь. «Пособники» - весь рус народ, к-й допустил всё это. В статье есть оттенок злорадства («плюхнулся свиней в навоз»). Автор приписывает грех непрощаемый всему народу. Блок «Интеллегенция и революция» янв 17г. Статья остро полемическая, адресована той части интел-и, кот посчитала, что революция вызывает гибель России. Обращена против Ремизова. Блок считает, что Россия проходит чз испытание не для того, чтобы погибнуть,а для того, чтобы обновиться, качественно измениться. Блок считает, что интеллег должна подумать о своей ответ-ти за всё случившееся. Он видит зарождение в новой России.Г-т, что интел-я спровоцир акт возмездия. Статья завершается призывом. «Всем сердцем слушайте революцию». После статьи на Блока все озлобились, все проклинают(газеты, партии). Бунин «Окаянные дни». Московские и Одесские впечатления.Дневниковые записи. Абсолютное неприятие, злость и ненависть по отношению к большивикам. Это монолог чел-ка,к-й ненавидел и проклянал революцию. «День и ночь живём в оргии смерти, в дьяволском страхе». Он видел револ только с тёмной сторны, задействованы дьявольские силы. Особенную вражду вызывают деятели культуры, к-е сотруднич с властью (Блок, Маяковский). По отнош к народу как и Ремизов считает- виновен. Замятин «Я боюсь». Проблема свободы тв-ва. Выступает против попыток превратить писателей в чиновников, а лит тв-во в гос службу. После 17 г рус пис разделились на 2 группы: 1 группа «юркие» - те кто знают когда надеть красный колпак и когда его скинуть, те кто угождают, не перечат власти. Относят футуристов (кроме Маяков-го), имажинистов, пролетарские поэты (Герасимов, Кириллов) «Неюркие» не способные к тв-ву, а только к подражанию футуристам, пролетарские слои.Блок полностью неюркий. Замятин считает что писатель не д.б на побегушках у власти. Наст лит делается безумцами, мечтателями, бунтарями, отшельниками. Если в лит победят юркие, то у неё останется только одно будущее, её прошлое.

Основные лит течения

Лит 20 века-это лит нового времени. На рубеже 19-20 веков произошёл кризис классического рализма, он не мог отразить усложнившееся представление о чел-ке и дейст-ти. Позитивизм поспринимался более сложно. Ему на смену приходит модернизм, не просто как направление, а мировоззрение. Символизм задал новые параметры для эстетики. Произошла худ революция. Лит нового времени стала отказыв-ся от представления об ис-ве как подражании. Ис-во перестало восприниматься как прямое отражение соц.дейст-ти. Худ мир стал пониматься как создание новой реальности. Октябрь 17 года яв-ся рубежом, положил конец эволюц развитию. Рус культура разрывается на несколько частей: 1 Потаённая (неофиц)лит-ра, непризнаётся за правильную, враждебная для совет культуры. 2 Лит-ра иммиграции 3 Офиц советская лит-ра. Были писатели, кот приняли октябр революцию (Блок, Брюсов, Есенин). Были те кто равнодушны (Ахматова, Кузьмин, Мальденштам). Лит группировки. 1 Коммунистич футуристы (комфуты) – Маяковский, Бурлюк, Коменский, Бриг, Хлебников. Газета «Ис-во коммуны». Числилась газетой правительства. Министер-во делило на отделы. Был отдел «ИЗО». Опплёвывали классич ис-во, буржуазное ис-во(национальное). Шёл разгром нац рус культуры. Бриг: «нужно ежедневно плевать на алтарь ис-ва». Маяк-й стих «Радоваться рано». Разрыв с нац традициями. Деление на дигуманизацию (утрата гуманистических начал, общечеловеческих духовных и нравственных ценностей в жизни людей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости и человечности) и диэстетиз-ю ис-ва.Лозунги: «Пересоздание культуры на коммунист-х началах», «Долой чистое ис-во». Футуризм распался на 3 течения: конструктивизм, лнвый фронт, формализм. 2Пролеткульт(пролетарская культура). Возн в 17г Самая массовая организ-я. В неё входило несколько тыс чел-к. Издавал более 20 журналов.Поэты: Кириллов, Герасимов,Садовьев, Казин и др. Лидером был Богданов. Были выходцы из рабочего класса, поэты –самоучки. Ведущая тема – прославление раб коллектива, его сплочённость. Образ рабочего кол-ва даётся суммарно, без выделения конкретных представителей. Поэты не говорят о том, что отличает одну лит от др. Они пишут о том, объединяет отд лит в массу. Проолет поэты выступали от имени «Мы», лирич «я» отсут-т. (Кириллов «Мы», Алексанровский «Мы»).Главная тема: заводской рабочий труд. Прославление раб коллектива. Воспевали железо, сталь(Клюев «Железо»).Ещё одно св-во –урбанизм(стремление заменить живую жизнь бетонно-стальными конструкциями, орицание природной красоты)Для поэзии хар-но абстрактное, отвлечённое видение мира, отсут-е реалий челов чувств в поэзии. Много аллегорий, эмблем, символики, гиперболы. Имажинизм. Возникло на западе, накануне мировой войны. Родоначал были анг поэты Хьюм, Паун. В Росси узнали о имаж-ме в 15г из статьи Зинаиды Венгеровой жур-л «Стрелец».Шершиневич организ-л направление. Сущест-л Москов-й и Петерб-й. В Мосвке «Ассоциация вольнодумцев». Было 2 крыла: левые (радикальные) – Шершеневич, Никол и Борис Эрдман, Мар; правые – Есенин, Ивнев, Пусиков, Грузинов. Правые рассматривали образ как ср-во, а левые как самоцель. Некот-е им-ты сотрудничали с футуристами, печатали с ними журнлы. В 19 г появилась «Декларация им-ма» (Есенин). Провозглашает смерть футуризма: «Фут-м издох». «Дважды два пять» Шершеневич. Очень активно сотрудничали с властью. Их ТВ-во связано с политикой. Нект-е яростно ненавидели христианство. «Магдалина»-переосмысление христиан ценностей, христос-антигерой, а Ирод полож герой. Расчитывали на поддержку власти: Троцкий хорошо к ним относился. Каменев – их покровитель.Самое главное было утверждение: в слове выделяют его образное значение, они разгранич слово, как понятие, ставшее орудием только логики и слово, в кот главное чувственный зрительный образ

Героико-романтич изображ пролетарских поэтов.

Пролеткульт(пролетарская культура). Возн в 17г Самая массовая организ-я. В неё входило несколько тыс чел-к. Издавал более 20 журналов. Поэты: Кириллов, Герасимов,Садовьев, Казин и др. Лидером был Богданов. Были выходцы из рабочего класса, поэты –самоучки. Ведущая тема – прославление раб коллектива, его сплочённость. Образ рабочего кол-ва даётся суммарно, без выделения конкретных представителей. Поэты не говорят о том, что отличает одну лит от др. Они пишут о том, объединяет отд лит в массу. Проолет поэты выступали от имени «Мы», лирич «я» отсут-т. (Кириллов «Мы», Алексанровский «Мы»).Главная тема: заводской рабочий труд. Прославление раб коллектива. Воспевали железо, сталь(Клюев «Железо»).Ещё одно св-во –урбанизм(стремление заменить живую жизнь бетонно-стальными конструкциями, орицание природной красоты)Для поэзии хар-но абстрактное, отвлечённое видение мира, отсут-е реалий челов чувств в поэзии. Много аллегорий, эмблем, символики, гиперболы.

Пролеткультовцы считали необходимым отказаться от культурного наследства, резко противопоставляли пролетарскую культуру всей предшествующей ("буржуазный язык", "буржуазная литература", по их мнению, должны исчезнуть). Эстетическими принципами, соответствующими психологии рабочего класса, были объявлены "коллективно-трудовая" точка зрения на мир, идея "одухотворенного единства" с машиной ("машинизм"). Привлекая и воспитывая писателей из рабочей среды, пролеткультовцы изолировали их от всех других слоев общества, в том числе от крестьянства и интеллигенции. Так, теоретик Пролеткульта Федор Калинин полагал, что только писатель-рабочий может услышать "шорохи души" пролетариата. КИРИЛЛОВ В дореволюционных стихах К. о придавленных нуждой жильцах городских подвалов, бедняках-одиночках, К. то приходит в отчаяние от нужды и одиночества, то стремится уснуть и забыться от больных тревог на лоне природы Стихи периода империалистической войны проникнуты мечтательным, расплывчатым пацифизмом.Революция 1917 совершенно перестраивает поэзию К. Наряду с М. Герасимовым он — один из самых характерных и выдающихся пролетарских поэтов эпохи военного коммунизма. Его лучшие стихи — «Железный мессия», «Мы», «Матросам», «25 Октября», — представляют собой яркие поэтические памятники эпохи гражданской войныК. сумел запечатлеть специфическую атмосферу первых дней Октябрьского восстания. Стиль поэзии К. времен гражданской войны отражает все особенности поэзии того времени. Революционные и урбанистические мотивы разработаны абстрактно-романтически. Господствует гиперболизм, часто проявляющийся в космических образах («нашей планете найдем мы иной, ослепительный путь», «звезды в ряды построим, в вожжи впряжем луну»). Чувствуется сильнейшее влияние символистской поэтики, особенно Бальмонта: напевные ритмы, эпитеты «бесконечный» и «сказочный», нередкие — даже в лучших стихах — мистические образы.

Герасимов — едва ли не крупнейший пролетарский поэт эпохи Пролеткульта и «Кузницы» Центральная тема поэзии Г. — завод. Вокруг и на основе этой темы разрабатываются темы деревни и города, техники и природы и т. д. Ранняя поэзия Г. богата деревенскими мотивами. Из стихов Г., напечатанных в первом сборнике пролетарских писателей, стихотворение «Весеннее» воспевает крестьянский труд на лоне природы. Завод вызывает ненависть. Завод — чугунная темница. Рабочие скованы цепью, каждый — ржавое звено. Но ненависть к темнице завода постепенно сочетается с осознанием социальных противоречий, рождается ненависть к эксплоататорам и жажда борьбы.

Крестьянская ветвь»

Твор-во новокрестьян-х поэтов Клюева, Клычкова, Карпова и др.

В содержании и поэтике текстов отразились традиции как древнерусской лит-ры так и фольклора. Темы крестьянского рая, нового, идеального мира, богоизбранности крестьянина развиты у большинства крест-х писателей. Начало «новокрестьянской» поэзии в русской литературе поло­жил Клюев. Февраль и Октябрь писатели увидели глазами «скифов», восприняв народные движения как стихийные явления, революции как духовное преображение России.

Октябрьскую революцию крестьянские поэты восприняли с энтузиазмом, посвятив ей свое творчество. Но и в послереволюционное время их поэзия оказалась на поло­жении второстепенной, периферийной. Крестьянские поэты, изна­чально воспевавшие, поэтизировавшие неразрывную связь чело­века с миром живой природы, воспротивились культу стали и железа. Одним из самых ярких и трагических свидетельств такого сопротивления стал знаменитый есенинский «Сорокоуст».

Все они были уничтожены как кулацкие поэты. И затем на долгие годы вычеркнуты из истории советской литературы.

Клюев пришел в литературу с другими темами. Он с гордостью заявил о своем крестьянском происхождении, в клюевских интонациях не могло быть ни униженности, ни покор­ного смирения. Первая же книга Клюева «Сосен перезвон» (1911) стала заметным явлением в поэзии тех лет. Стихотворения первой поэтической книжки Клюева поражали; читателей своей необычностью, отсутствием нивелирующей инди­видуальности, упорядоченностью ритмов, образов, тропов. В первой книге поэта четко обозначились отличительные черты клюевской поэзии — активное использование образов, тем, поэтических приемов песенного народного творчества, бунтарские мотивы. Угадывалось в этих произведениях и сугубо личное, автобиографическое. Непокорность, гордость своим крестьянским происхож­дением, бунтарские мотивы — отличительные качества новой крестьянской поэзии. Еще одна особенность этой поэзии — высокая степень поэтизации крестьянского быта. Крестьянская изба — основа мироздания, целый мир, избяной космос. Процесс строительства избы упо­добляется акту высокого поэтического, художественного творе­ния. Революцию Клюев приветствовал «Песнью Солнценосца», цик­лом стихотворений «Ленин», «Гимном великой Красной Армии». Клюев верил, что революция приведет русский народ к мужицкому раю. Созданные Клюевым в 20-е годы поэмы «Мать-Суббота», «Заозерье», «Деревня» с обилием фольклорных мотивов и этно­графических подробностей, вызвали весьма противоречивые отклики в печати. Много и громко звучали обвинения поэта в приверженности патриархальному, старому, уходящему. А стало быть, в неприятии современной советской действительности. В клюевских сказочных идиллиях углядели пропаганду кулацких представлений о крестьянской зажиточной жизни. Объединенные единой темой, каждый из крестьянских поэтов творил свой особый художественный мир. Но и в клюевских уто­пически-сказочных стихах о Белой Индии, и в пейзажно-мифоло-гических миниатюрах Клычкова, и в реалистических кар­тинах сельского быта у Орешина есть общее, главное – чувство беспокойства за судьбу родной земли, челове­ка, живущего на ней. Чувство сильное и предельно искреннее, острое, часто до боли сердечной.

Клюев

представитель новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.Родился в старообрядч крест семье. Его тв-во сформиров-сь под влиянием старообрядческих традиций Русского севера. Закончил лишь церковно-приходскую школу и училище. 1906 г арестовали за распр революцион-х прокломаций среди крестьян. Стихи его появл-ся в печати с 1904. Первый сборник — «Сосен перезвон» — вышел в 1911 году. Творчество Клюева было с большим интересом воспринято русскими модернистами, о нём как о «провозвестнике народной культуры» высказывались Блок (в оказал большое личное и творческое влияние на Клюева), Брюсов и Гумилёв. В 14-16 создал посвящённый умершей матери поэтич цикл о бессмертии души «Избяные песни». Цикл состоит из 15 стих-й. Жанры разные: плач по усобшему, устойчивый обращения к умершему(«родитель», «родная»). Все 15 объеденены сюжетом о матери-заступнице: смерть матери, погребальные обряды, сыновий плач, посещение матерью покинутого ею дома и её помощь крест-му миру, преодоление скорби и пасхальный праздник, гимн ковриге – избяному светиле. Коврига, хлеб в образной системе – символ христа. Образ матери сливается с образом Богородицы и матерью-русью.Если ранее в поэзии Клюева было выражено мучительное сомнение в том, что ждёт его после смерти, то в песнях воплатились мысли поэта о цикличности жизни, о вкл-ти избяного космоса во вселенскую жизнь. Пространст мир многомерен: это –изба, церквушка, космос. Церковь –образ небесного мира.В конце утраченная гармония мира восстанавливается. Во второй сборник «Братские песни» вошли духовные стихи Клюева. Книга «Лесные были» 13г наметила новый этап в ТВ-ве пис-ля. К этому времени сложились устойчивые черты его поэзии:отражении нац самобытности, философия и эстетика нар быта. Клюев принимает революцию 1917 г. поначалу восторженно, ошибочно предполагая в ней силу, способную содействовать историческому воплощению той Руси, которая была намечена в поэзии Клюева как «берестяной рай», «сак «мужицкое царство». Наряду с А. Белым, А. Ремизовым, С. Есениным и др. он входит в лит. группу «Скифы», участники которой придерживались идеи крестьянского социализма, понимаемого в духе христианской утопии. В 1919 г. выходит двухтомник Клюева «Песнослов»-итог исканий поэта. Цент становится идея преображения мира. В центре художественного мира «Песнослова» – крестьянская изба углубленная и расширенная до пределов некоего «избяного космоса». Изба- святидище земли. Как и у Есенина природа очеловечена, а чел-к природоспособен (я-древо, а сердце дупло). Клюевская Русь предстаёт во всём великолепии «берестяного рая» и крест-го уклада. Домаш вещи, предметы бытового обихода (веретено, чугун), детали костюма (одежда, обувь) сакрализуются (Наделяет свещенным). Клюев не отвергает городскую культуру. Его стихи переполнены именами хужожни-в, представ-х городскую проф культуру, от Верлена до Скрябина, рядом с Пушкиным и Есениным он ставит имя пролеткульт-го поэта Кириллова, к-му посвещено стих-е «Мы ржаные..». Клюев не приемлет ис-во, не связанное с народной жизнью. Он призываетавтров железных гимнов вернуться в лоно Руси. Противополст-ю чугунных, бетонных и ржаных завершается утверждением: «И цвести на русью новою будут гречневые гении».Сборник «Львиный хлеб». Наз Россию Белой Индией.Это книга трагич метаний, разочар, разрывов. Предчуствие смерти, образы распятия, отрубленные головы бесов. Преслед во снах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...