Лит-ра рус зарубежья(Шмелёв
Последовавшая за октябрьскими событиями 1917г Гражданская война привела к глубокому раколу рос. общества и междоусобице. Массовый исход начался с 19 по 20г. Именно в эти годы годы возникло понятие российское зарубежье. Центром литературной эмиграции сначала стали Берлин, Белград, затем Париж; на Востоке — Харбин. Организовывались общества; одно из самых крупных — «Союз русских литераторов и журналистов» в Париже под председательством И. Бунина. Выходили за рубежом русские газеты и журналы. были открыты школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь. была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. в эмиграции литература была поставлена в неблагоприятные условия: отсутствие массового читателя, крушение социально-психологических устоев, 1927 начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги.Большин-во писат первой волны рус эмиграции осознавали себя хранителями и продолжателями рус нац культуры.Тема России, тоски по ней. Воспоминания о России, её красоте и людях вызвали ряд автобиограф произ-й о детстве(Шмелёв) Шмелёв. В первые годы эмиграции создал «Солнце мёртвых». Жанр определил сам Ш –эпопея, т.е предельно широкое повествование о судьбе народа, страны, истории, космоса в годину великих испытаний. Источник жизни и радости-солнце-превратилось в солнце смерти.Оно, а с ним и жизнь, совершает «круг адский», «круг смерти». Рассказчик воспринимает свою жизнь и происходящее вокруг как наказание за грехи интеллегенции.Второе значение заголовка солнце-надежда для мёртвых, надежда на воскресение. «Лето Господне». Название книги взято из библии. Две первые части построены по принципу календарного круга:от весны до весны. И лишь в третьей круг не завершён:начавшись с мая, время повест-я обрывается зимой, что соответствует атмосфере скорби.В 1й части герой, открывая мир предметов, в обычной свекле увидит кроваво-красный арбуз, в солёных огурцах-золото. Юный герой ошушает своё родство с миром, всеединство людей, зверей, природы. В чувстве такого всеединства, согласно Шмелёву, - важнейшая особенность рус. нац. хар-ра. Церковные праздники воспринимаются героем не как историч. воспоминания об ушедшем прошлом, а как сегодняшняя жизнь.Тема всеединства продолжается во 2й части «Праздники-радости». Отец мальчика Сергей Иванович, приказчик Вас Вас Косой, праведник старик Горкин при всей разнице их индивидуальност-ей и соц. положения являют единый нац тип рус чел-а-христианина.При этом писатель не скрывает, что многие из них подвержены нац недугу:отравляют себе жизнь пьянством. Но главное для Ш не это, а то лучшее, что несёт в себе чел-к. 3я част «Скорби». Автор не употреб слово «умирать». Сер Иван «уходит». В «Л.Г» в полную меру проявился талант Ш-художника слова(описания лавок, еды, явлений природы, людей).
Набоков Произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым сюжетом. Среди известнейших образцов творчества Набокова можно отметить романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар». Известность у широкой публики писатель получил после выхода в свет скандального романа «Лолита», по которому впоследствии было сделано несколько экранизаций. В романах «Защита Лужина» (1929—1930), «Приглашение на казнь» (антиутопия; 1935—1936),— коллизия духовно одарённого одиночки с тоскливо-примитивным «среднечеловеческим» миром — «мещанской цивилизацией», или миром «пошлости», где властвуют мнимости, иллюзии, фикции.
«Защита Лужина». Написанный в 1930г, это один из самых ярких романов Набокова. Романтич аспект жанрового содержания обусловлен предметом изображения:это судьба частного чел-а, прослеженная на протяжении всей его жизни-с детства до зрелости, до странной болезни, когда жизнь героя обрывается. То, что предметом изображения становится судьба личности, подчёркивается кольцевой композицией. Роман начинается обретением фамилии «лужин».Родители отдают мальчика в школу, где учителя и товарищи будут звать его по фамилии. В последних строках романа, в момент самоубийства, герой обретает имя и отчество-Александр Иванович. Сюжет романа составляет драматич история сосуществ-я 2х реальностей: действительности в её соц и бытовых обстоят-х, с одной стороны, и мира шахматной игры с другой.Субъективизация повест, ориентация на сознание персонажа становится худ принципом автора. Лужин-чел-к, обладающий замкнутым и углубленным типом сознания, он интроверт (ч-к погружённый в себя).Он чужд шумных мальчишеских игр в школьном дворе, он одинок, но не тяготится этим одиночеством. Действит оказыв-ся для героя скучна и неинтересна. Жизнь как бы в ином мире, в ином измерении делает героя глухим к естест челов чувствам, к проявлениям отцовской любви, к женской любви. Он как бы лишён нравственного императива. Специфика романа состоит в том, что сознание героя формирует свой собственный хронотоп, противостоящий хронотопам реальным. Их несколько. Первый-детский, связанный с дачей, с летом, с уютным домом, садом, лесом. Второй-школьный, жестокий и ужасный для героя, полный обид(разорванная книжка).Третий-хронотом Петербурга, по улицам кот гуляет Л. Наиболее ярко дан хронотоп эмигрантского Берлина, к-й связан с невестой Л. Истинным хронотопом его жизни станов-ся мир шахмат. Это сложный роман метафора, насыщенный множеством смысловых оттенков. Это шахматная защита чёрных фигур перед атакой белых. «Приглашение на казнь». Герой отличается от всех, он прячится. У Набокова нет гос-ва, благодетеля,как у Замятина «Мы». Эта казнь бессмысленна, ничего неизменится. Проблемы: Духовные богатства Ц. Отстаиваивается право ч-а на внут свободу, о праве думать не так как все. Он совершил гносеологич гнустность. Гносиология-теория познания.Он неправильно воспринимал жизнь. Всё искусст-е(в конце всё разрушается, герои уменьш-ся, паук станов игруш-м), отсюда нужно понимать где иллюзия.. Проблема способ познания бытия. Сцены бытия. «Дуб» пародия на модернист роман(Джеймс «Улисс»), «Фотогороскоп»-созд Пьер. Пытался представить судьбу Эммочки (изменение лица). Время условно. Автор нас путает. Не можем опред-ть страну, время. В конце Ц обретает внутр свободу.
Горький Роман «Дело Артамоновых» - это история русского капитализма, история угасающего рода, показа того, как положение «хозяев жизни» уродует и духовно губит людей, превращает их из хозяев «дела» в его рабов. Основой сюжета романа служит развитие дела Артамоновых.Эта тема была очень значима для писателя, т.к он делился замыслом с др писателями, вынашивал очень долгое время(больше 10 лет). Повесть написана в 1924 - 1925 годах. Первоначально «Атамановы». Изменил, т.к атаманы-это те кто впереди, несут что-то положительное. Артамоновы-обычная, нейтр фамилия. Не навязывает читателю заголовком мнение. Он хотел написать роман о вырождающейся из поколения в поколение буржуазной семье. Разорёновы владели большими ткацкими фабриками в Вичуге, Костромской губернии, и прядильнями в Кинешме, на Волге. Фактическим хозяином фабрики, «дельцом» был только старший брат, имени его я не помню. Средний брат - Сергей - пьяница, кутила, бездельник. Сестра была психически больной. Горький был хорошо знаком с младшим братом - Алексеем Александровичем Разорёновым. Именно он в какой-то мере послужил прототипом образа Ильи Артамонова-младшего.Соц проблематика на 1м плане. Вторая-смысл бытия, о смысле жизни(Илья пытается найти этот смысл в «деле») Дрёмов небольшой провинц городок. Таких по России много. Название символич. Это не просто город-это модель, образ России. Староста Евсей-тихий, как и город. Нет харизмы, нет воли. Илья Артамонов - основатель дела. Он энергичен, деловит, знает радость труда. У его сына Петра нет ни сильной воли, ни напористости, ни трудового задора, отличавшего отца. Он не любил «дела». «Дело» не только не подчиняется ему, но становится его повелителем, в душе появляется страх. Петр боится и ненавидит рабочих, Тихона, с остервенением ухватывающегося за Илью-младшего, ищет забвение в пьянстве, скандалах, окружает себя утешителями. В конце концов в большом артамоновском «деле» он оказывается «почти лишним, как бы зрителем».Другое артамоновское «среднее поколение» - Алексей. В отличие от Петра деловит, энергичен. Но история неумолимо клонит артамоновское «дело», как и весь капитализм, к закату, и его «ненасытная жадность» к игре делом, «неприятная торопливость» не могли остановить исторические процессы.
Пытается уйти от социальной действительности другой брат Петра Артамонова - Никита. Фабрика похожа на гроб без крыши. «Дело» начинает жить своей жизнью. «Как плесень растёт в погребе своей силой». Оно разъедает всё вокруг. Лишь один Илья-внук в новых условиях сохранил энергию и силу, прямоту и независимость деда, но, чтобы сохранить эти черты, он уходит из отчего дома, перестает быть Артамоновым, чтобы, в конце концов, вместе с революционным пролетариатом вернуться и уничтожить артамоновское господство.Вывод:Дело подчиняет ч-а(Пётр занимается делом, отсюда рушится его судьба). Лит процесс 20х годов. Этот период-время кружков и объединений, время экспериментов. Были писатели пролетарские, крестьянские, писатели-попутчики (интеллигенты, кот не были врагами совет власти), Группировки: «Серапионовы братья» (по названию кружка друзей в одноименном романе Э.Гофмана).Возник в феврале 21 г в петрограде. Были очень разнородной по своему составу. Входили Федин, Иванов, Каверин, Зощенко, Никитин и др. «мы пишим не для пропоганды, а для ис-ва. Мы не товарищи, мы братья» Гов-ли о независ-ти ис-ва, за ис-во свободное Они неореалисты. Делились 1 западники (Каверин, Лунц) 2 писатели, тяготеющие к нац традициям. У них особое внимание к технике письма, мастерству художника. Задача: показать читателю все своеобразие современности, т е дать эпоху во всей ее противоречивости, сложности. "Серапионы" уделяли большое внимание многообразию творческих подходов к теме, занимательности сюжетостроения ("Города и годы" К.Федина), фабульному динамизму (произведения В.Каверина и Л.Лунца), мастерство орнаментальной и бытовой прозы (Вс.Иванов, Н.Никитин, М.Зощенко). В 29г их группировка распалась. ЛЕФ. Возник в нач. 23г в Москве. В основном сост бывшие комфуты. Возглавлял Маяковский. Входили: Кирсанов, Асеев, Пастернак, Каменский и др. Издавали свой журнал 27-28г «Новый ЛЕФ». Программу писал Маяковский. Он заявляет, что они будут отстаивать взгляды коммунистич партии. Журнал ставил задачу служить коммун партии. Маяк выступал за классовое ис-во. Ориентация на твёрдую жёсткую власть. Себя объявляют проводниками гос-ва, нуждались в поддержке гос-ва. Левидов ст «О футуризме необходимая статья». В ней он разоблачает сущность ЛЕФа 1 Лефы делают ставку на сильную власть 2 всякое пессимист. ис-во контреволюционно по своей природе 3 группа должна служить совет. власти. Основные идеи: 1. Проповедовали обнажённый утилитаризм, стремление превратить ис-во в простое дело вещей. 2. Выступали против принципа типизации 3. Призывали игнорировать лит. жанры. Лозунг «Лит-ра фактов» Писатель должен показывать реальные факты, конкрет. жизнь. Они пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг; отрицали вымысел в литературе, противопоставляя ему литературу факта. Летом 28 г Маяк. ушёл из журнала и группиров-ки. Он создал новую путём обновленя старых программ «РЕФ» Покидает её в конце жизни, вступает в группир. пролет поэтов (они были врагами). ЛЦК.( лит центр конструктивизма)Это разновидность футуризма. Возник в 23г. В25 сформир. как ЛЦК. Выпускали сборники: «Бизнес» и др. Входили: глав. теоретик Зелинский, поэты – Сельвинский, Луговской, прозаики- Гобрилович. «констромо»-конструктивицкая молодёжь. Наз себя организ-но рационалист. течением. Произ-е это строение, как конструктор. Лозунг: «Техника реконструкции решает всё». Это привело к полному отрыву от нац лит-ры. Принципы: 1 Принцип грузофикации. Каждое слово должно было ёмким «грузить») 2 локальный, т.е хар-ка героев, пейзажей близкими к изоброжаемой теме словами. «Эпитет медузная волна» в стих-и Сельвинского «Море», т.е намекает на морскую фауну, а в «мозолистом канате» дана хар-ка матроса. В своих программных сборниках они именовали себя выразителями " умонастроения нашей переходной эпохи", сторонниками "техницизма", игнорирующими национальную природу искусства, а свой метод определяли как " итог мирового масштаба".в 1930 г. ликвидации ЛЦК
Перевал», РАПП Этот период-время кружков и объединений, время экспериментов. Были писатели пролетарские, крестьянские, писатели-попутчики (интеллегенты, кот не были врагами совет власти), Группировки: «Перевал» 24 г в Москве. Возникло вокруг журнала «Красная новь» Главный редактор Воронский – критик, литуравед. Это был период перехода от бесклассового общества к классовому. Ис-во не должно иметь классовое деление. «Перевал» объединил писателей интел-в. Входили писатели попутчики. – Горбов, Лежнев, Пильняк, Весёлый, Катаев, Пришвин. Поэты –Светлов, Кедрин Принципы: гуманизма, моцартианство, эстетич культуры, искренности. Писатели пишут не то, что нужно, а то, что пропагандируют лозунги того времени. Лозунг искренности за то, что художник должен писать искренне, не приспосабливаясь к партиям, власти. Перевальцы отстаивали творческую свободу. Лозунг моцартианства. Был напрвлен против рационализма, прогматизма лефовцев, конструктивистов. Писатель должен полагаться на худ интуицию, а не на разум. Лозунг гуманизма. Христианский принцип. В 20 г был подвергнут диструкции (от лат. разрушение). Это слово было неприятным, гадким. «Перевальцы» стремились в своих произведениях сочетать изображение быта с художественной фантастикой, реализм с романтизмом. На рубеже 30х объединение было разбито. Многие были расстреляны. РАПП Российская ассоциация пролетарских писателей- рос ассоциация пролетарских писателей. Возникла в 23г, когда стал выходить журнал «На посту». От названия журнала появилось название программы РАППа. В 23г в Москве на базе этого журнала была проведена 1 Всерос. Конференция пролет. пистателей. МАПП объеденила несколько маленьких группировок: «Молодая гвардия», «Октябрь», «Рабочая весна». В январе 21г. на всесоюзной конференции пролет. писателей была создана РАПП. Входили сотни писателей. Это самое массовое, влиятельное лит. объединение. РАПП-символ нетерпимости, всего негативного, бюракратич. организ-я. Во главе был генеральный секретарь. Был политбюро-5 секретарей. Руководил Авербах. С 23-25 возглавлял РАПП Рогов. Активные представители: Фурманов,Киршон, Авербах, А.Фадеев, А.Серафимович РАППовцы выступали за создание так называемой «пролетарской» литературы и противопоставляли ей литературу «непролетарскую», к коей относили всё классическое наследие. При этом непролетарская литература мыслилась как нечто ненужное и отжившее своё время. Писатель, по их мнению, должен служить политике Коммунистической партии и являться орудием организации пролетарских масс. В отличие от Пролеткульта и "Октября" рапповцы призывали к учебе у классиков, особенно у Л.Толстого, в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию. Теоретики и критики РАППа объявляли М.Горького "индивидуалистическим певцом городских низов", Маяковского называли буржуазным индивидуалистом. "Попутчики" Л.Леонов, К.Федин, С.Есенин, А.Толстой и др. третировались как буржуазные, а все крестьянские писатели - как мелкобуржуазные. Рапповцы считали, что только рабочие-писатели могут выразить пролетарскую идеологию, но никак не мещанин Горький, дворянин Маяковский, крестьянин Есенин. Авангардные течения ОБЭРИУ Объединение реального искусства», группа писателей, существовавшая в Ленинграде с 1926 по 1932 гг. Первоначальные названия – «Левый фланг», «Академия левых классиков». Участники: Хармс (настоящая фамилия – Ювачёв), Введенский, Заболоцкий, Вагинов (настоящая фамилия – Вагенгейм), к ним примыкал также Шварц.. ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Это направление было несерьёзным. У них не было глубокого содержания, морали, идейной направленности. Их поэзия разрушала иерархичные структуры. Они возвышали незначительное, мелкое, бытовое. Проявляли особый интерес к алогизму (синтаксич. и семантич.), т.е нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики. Мир дисгармоничен и алогичен, абсурдный и хаотичный. Многие участники ОБЭРИУ были репрессированы, погибли в заключении. Даниил Хармс самый загадочный, странный, чудаковатый из всех ОБЭРИУтов. Устраивал свою жизнь как игру. Псевдонимов было много:Гармониус, Шардан,Иван Топорыжкин. Начинал со стремлением к авангардной поэтике, а закончил писателем-неоклассицистом. Цикл «Случаи». Собран из разножанровых произ(случаи, эпизоды, анектоды, истории, иллюстрации). Название носит программный хар-р. Случай-то, что было, случившееся. Реальность, достоверность происходящего. Каждый случай сущест-т сам по себе. Цепь несвязанных отдельных незаконченных эпизодов. Особенности поэтики Олейникова. – примитивизм; инфантилизм, детский синтаксис;несоответствие содержания и выражения;приём совмещения несовместимого. Сам себя называет Офидием, описывающим вожделение и насыщение. Баллада «Перемена фамилии».Персонаж рассказывает галантерейным языком, т.е высокий стиль обывательской речи. Происходит раздвоение личности, кот. приводит к самоубийству: «Козловым я был Александром, А больше им быть не хочу. Зовите Орловым Никандром,За это я деньги плачу.», Я черного яду купил в магазине, В карман положил пузырек.Я вышел оттуда шатаясь. Ко лбу прижимая платок. С последним коротким сигналом. Пробьет мой двенадцатый час. Орлова не стало. Козлова не стало. Друзья, помолитесь за нас!» Проблема утраты собст-го «я». Отказ от своей сущности. Тема трагической участи маленького беззащитного существа, жертвы трагич. обстоят-в. Заболоцкий. В 1929 году они вышли из печати в сборнике «Столбцы» и принесли Заболоцкому шумную, скандальную известность. Сборник «Столбцы» состоит из двух циклов: «Городские столбцы» и «Смешанные столбцы». Циклы различны и как бы противопоставлены один другому по тематике и по настроениям, побудившим автора к их созданию.Каждое стихотворение «Городских столбцов» — выхваченная из городского быта картина, словно сфотографированная памятью художника в виде уродливой фантасмагории(причудливая картина, рисующаяся человеку в его болезненно-расстроенном воображении.), где однообразно и бездумно живут сытые, плотоядные существа, Персонажи стихотворений не способны к волеизъявлению, их движения бездумны, автоматизированы. Происходящее вокруг них и с ними фатально. Их жизнь не имеет духовных идеалов и обречена на бесследное исчезновение. Значительный художественный прием, использованный поэтом для выражения противоестественности происходящего, — мотив сна. Сон в «Столбцах» — инструмент для передачи трансформированной действительности, фантасмагорическая суть которой не отличается от сути сновидения. В стихотворениях «Футбол», «Болезнь», «Фигуры сна» имеют место приемы «нанизывания», «вырастания» одной детали из другой без логической мотивации, обрывочность, из которой в результате складывается сюжетная целостность.: «Ликует форвард на бегу.», «В душе у форварда пожар, Гремят, как сталь, его колена,», «Открылся госпиталь. Увы, Здесь форвард спит без головы.»(«Футбол»). «Болезнь»: «Во сне он видит чьи-то рыла, Тупые, плотные, как дуб. Тут лошадь веки приоткрыла, Квадратный выставила зуб. Она грызет пустые склянки, Склонившись, Библию читает,Танцует, мочится в лоханки И голосом жены больного утешает.» «Офорт»: «Покойник по улицам гордо идет,его постояльцы ведут под узцы;он голосом трубным молитву поет и руки ломает наверх.Он – в медных очках, перепончатых рамах,Переполнен до горла подземной водой…» (столкновение с привычной логикой существования мира) "Часовой": мы встречаемся с очень странными "героями": «Вот – в щели каменных плит мышиные просунулися лица, похожие на треугольники из мела с глазами траурными по бокам…Одна из них садится у окошка с цветочком музыки в руке, а день в решетку пальцы тянет,но не достать ему знамен.» в стихотворении "Пекарня" "оживает" тесто:«Тут тесто, вырвав квашен днище,как лютый зверь, в пекарне рыщет,ползет, клубится, глотку давит,огромным рылом стену трет…» в стихотворении «Движение» у коня 8 ног. Бабель Родился в Одессе в образ состоят европейской семье. Публикация первых новелл связанных с темой Гражданской войны, заставила говорить о появлении нового яркого таланта. "Конармия" И. Э. Бабеля - это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. "Конармия" написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова. На основании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает мировоззрение самого Бабеля. Книга состоит из 34 новелл. Предст-т собой единое целое. «Конармия» одна из самых беспощадных, откровенных книг. Реальность показана со всеми жестокостями. Вкл в себя и романтич потетику и сгущённый натурализм, и историч конкретику. Появление этих рассказов вызвало ожесточённые споры. РАПП резко против цикла Бабеля. Они обвиняли его за то, что Бабель не показал руководящую роль партии, что Б не видит в революции строительства, а видит только разрушение, анархию, что не показывает как крестьянство превращается в дисциплиниров тему, что показ не Красную армию, а Махновщину. В основе каждой новеллы положен реальный конкретный случай, свидетелем кот был Бабель. В описании много натурализма, антиэстетич деталей. Композиционное единство цикла создаётся введением рассказчика, некого Лютова, кандидата прав Петерб универ-та, очкарика-интеллигента, попавшего на фронт Гражд войны. Он единст, кто причастен в той или другой форме практически ко всем эпизодам. Столкновение Лютова с конармейцами позволяет Бабелю представить общественное сознание эпохи как явление переходное. в новелле “Мой первый гусь” мы узнаем о том, как тяжело ему освоиться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к ему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от своих позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне герой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладнокровие. В семи новеллах Бабель демонстрирует классическую сказовую манеру. Перед нами слово героя, живописный парадоксальный характер, создаваемый не просто действием, но и чисто языковыми средствами. Это знаме-нитое «Письмо» Васьки Курдюкова о том, как «кончали» врагов отца и сына (вариация «Тараса Бульбы»); другое письмо мрачного и загадочного Сидорова с просьбой отправить его делать революцию в Италии («Солнце Италии»); В сборнике «Конармия» Исаак Эммануилович Бабель показывает нам гражданскую войну без всяких прикрас. Писателя волнует проблема гуманизма на войне. Остается ли место для добра среди суровых военных будней, сохраняются ли добрые чувства у привыкших к убийствам солдат, как соотносятся на войне гуманизм и жестокость? Все эти вопросы поставлены, в частности, в рассказе с очень простым названием «Соль». Сюжет рассказа представляет собой трагическую историю женщины-спекулянтки. На самом деле Бабель заставляет нас задуматься о стихийной жестокости народа в гражданской войне, о том, что тяга к дому, к нормальной мирной жизни, сохраняющаяся в обожженной войной душе буденновских казаков, может прорасти ростками гуманизма, и тогда они заботливо оберегают от опасности женщину с ребенком. Но может прорасти и необузданной жестокостью, когда, раскрыв обман, конармейцы легко расправляются с беззащитной женщиной, невольно посмеявшейся над их сокровенными чувствами. Проза 20х годов Общая картина:Лит процесс 20х годов не был однородным. Не существовало единого потока, писатели не были едины ни по эстетики, ни по мировоззрению. Лит была очень многообразна. Условно в прозе 20х можно выделить несколько стилевых течений: 1. Традиционалисты (писатели-реалисты старшего поколения, кот сформировались ещё до октября, они опирались на традиции классич. реализма)- Пришвин, Вересаев, А. Толстой, Неверов и др. 2. Неореализм (молодые писатели) Сочетает в себе приёмы прежние и развивает новое мироощущение. Федин «Города и годы», Леонов 3. Формирующаяся лит-ра соц реализма. Фадеев «Розлив», Островский, Фурманов «Чапаев» 4 разные разновидности романтизма (Грин, Кин) 5 натуралистические черты (Романов, Зазубрин) 6. Сатирическая проза 7. Орнаментализм (украшение). Крупнейшее стилевое течение. Пильняк, Весёлый, Иванов и др. Отражает бурлящую жизнь революц. событий. Хар-ны острые сюжеты, резкие контрасты, языковая вычурность, включение заговора, частушек, яркая изобразит-ть. Хар-на ритмизация, т.е музык начало. Система сквозных лейтмотивов. 8 экспрессионизм. Платонов «Котлован», Булгаков «Роковые яйца». Авторы давали панораму гражданской войны в разных районах России. Проблематика этих произведений строилась главным образом вокруг идеи духовного роста народной массы в огне революции и гражданской войны. В центре внимания большинства произведений на эту тему был коллективный образ народа, ищущего в революции и гражданской войне осуществления социальной справедливости. Романтический пафос органически соединился с реализмом изображения человеческих характеров и жизненных обстоятельств. Вс. Иванов «Бронепоезд 14-69» (1923 г.). Молодой писатель тонко ощутил и передал психологию МАССЫ. Герои повести – ПАРТИЗАНЫ. По глубине психологического анализа и силе обобщения выделяется образ их вожака – крестьянина Никиты Вершинина. Автору удаётся лаконично, 1-2 штрихами воссоздать событие, передать душевное состояние героев. Лавренев «41». у двух, ненавидящих друг друга людей, вспыхивают взаимные чувства любви и признательности… это революционно-романтическая новелла. Тема актуальна для 20-х годов – любовь и революция. Марютку нельзя обвинять в убийстве любимого человека, она не виновата в том, что ей пришлось убить того, за которого она бы сама отдала жизнь. Виной же трагедии является то, что они – “дети страшных лет России”, и читатель должен понять это. Композиция четко обозначена: основное действие укладывается в промежуток времени от выстрела до выстрела. Серафимович «Желез поток». В традициях героико-революционной прозы былнаписан роман А.Серафимовича «Железный поток» (1924 г.). Главный герой – масса, образ которой складывался из множества мастерски обрисованных писателем эпизодических лиц. Особенностью стиля произведения явилось выделение в каждом из героев главной, наиболее характерной, «ударной» черты. Баба Горпина – привязанность к своей жалкой, нищенской, выстраданной собственности – к предметам нехитрого крестьянского обихода, например, «кадушечки». Главная тема – гуманная мысль о непременном духовном изображении людей, о росте сознательности масс в ходе совместной борьбы за правое дело революции. Разные люди – герои Таманского похода в конце и в начале повествования.
Фадеев «Разгром» Первоначально наз «Враги» (враги внутри красного лагеря: Мечик и Морозко) Конфликт:противопост 2х хар-р. Новаторство: показывает внут процессы в чел-ке. Название «Разгром» -это поражение полностью, а их осталось 19 чел (надежда) Разгром, т.е душевный разгром. Проблемы: Интеллег и революция; становление личности (Морозка); проблема формирования коллектива; проблема полож героя; проблема гуманизма; Худ метод: опирается на Толстого (повторение одной и той же детали, постепенное описание наружности в связи с изменением образа. Всегда отмечаюся глаза-отражение внутр силы. Жанр: соц –психолог р-н. Истор контекст ограничен. Главное, что занимает писателя-изображ самой жизни партизан, их переживаний. Образы: главные: Левисон, Морозка, Мечик, Метелица и второстипенные: Фролов, Пила, Бакланов и др. Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Разгрома»: каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Метелицы». Фурманов «Чапаев» В марте 19 года Фурманова назначили комиссаром 25-й стрелковой дивизии, во главе которой стоял легендарный герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев Полки этой славной дивизии нанесли решительное поражение колчаковцам и освободили Уфу И вместе с ним всегда был его неизменный друг комиссар Дмитрий Фурманов.«Чапаев» так и не получил авторского жанрового определения (не имеет подзаголовка). Как отмечал Горький в письме Фурманову «по форме "Чапаев" не повесть, не биография, даже не очерк, а нечто нарушающее все и всякие формы». Между этим в жанровом составе книги все эти формы присутству-ют. Повествование развертывается как документально-историческая хроника очеркового типа, в которой, однако, портретно-биографическая хар-ка главного персонажа получает значение самостоятельной жанровой доминанты. В то же время «Чапаев» и повесть: во-первых, потому что ряду персонажей даны вымышленные имена; во-вторых, потому, что в обрисовке характеров героев автор использует приемы художественной типизации в-третьих, потому, что повествование органично включает в себя элементы привычной беллетризации, такие, как портретные и пейзажные зарисовки, описаний внутренних состояний героя-повествователя, приемы картинной обрисовки массовых сцен, речевой хар-ки персонажей и т.д. В структуру повествования включаются также и авторские отступления: отступления исторически-аналитического плана (о причинах разложения колчаковской армии, о казаках и их участии в граж войне), художественно-публицистические отступления (о трусости и храбрости), смешанного типа (о грабежах и жесток гражданской войны) и др. В повество-вании присутствуют и иные фрагменты: рапорты, письма, дневниковые записки, сценки, оперативные материалы и т.д. Все это не отменяет общепринятой хар-ки «Чапаева» как романа, если считать достаточным определяющим признаком романа проблемную масштабность и проблемное единство целого. Доминан-той книги Фурманова является обрисовка Чапаева как типичной фигуры времени. Его индивидуальная судьба, его взлет и слава связаны, по Фурманову, с теми качествами его личности, кот характерны для низовой народной среды и Революционной эпохи. Особое внимание автора привле-кает «чапаевщина» - стихийное начало в психологии человека из народа, который приходит к постижению происходящего интуитивно, ведомый своим социальным чутьем, а не рациональным осознанием общественных процессов. Проблема Чапаева-героя разрабатывается Фурман в разных аспектах: каков Чапаев на самом деле и каким видится со стороны; как преображаются в восприятии окружаю-щих его реальные достоинства и недоста-тки; что порождает легенду о нем, о живом человеке, и как он сам относится к ней, как пытается соответствовать своему легендарному образу и как преображается под его влиянием. Федин «Города и годы» «Города и годы» — роман о путях интеллигенции в революции. Центральный образ романа — Андрей Старцев — пассивный, запутавшийся в противоречиях гуманист-интеллигент, «с тоской ждавший, чтобы жизнь приняла его». Развенчивая своего героя, Ф. утверждает обреченность и неизбежность гибели той части интеллигенции, к-рая не может выйти из индивидуалистического тупика. Тем не менее автор сочувствует своему герою, не нашедшему своего жизненного пути, относится к нему с жалостью и скорбью. В противовес Старцеву контрастирующие с ним образы большевиков, Курта и других партийцев, говорящих готовыми формулами, даны обезличенно, обездушенно. Ф. стремится разрешить в романе ряд социально-исторических проблем, выясняя причины возникновения мировой войны, революции и т. д Роман Ф. сложен и в отношении стиля. Художественно более самостоятельный, чем ранний сборник рассказов, роман «Города и годы» представляет своеобразное сочетание психологически насыщенного повествования с авантюрной интригой. Повествование нередко прерывается развернутыми отступлениями автора, написанными в приподнято-патетическом тоне, иногда ритмической прозой с обилием лирических восклицаний, риторических вопросов и т. д. Патетическое напряжение романа создается также благодаря ряду описаний, носящих символически обобщенный характер, выдержанных в торжественном тоне. Ядовито-саркастический тон лирических отступлений автора, в к-рых он стремится к разоблачению мировой войны, немецкой буржуазии, немецкого филистерства, сменяется романтически приподнятым там, где он стремится передать пафос революции.
Это контекст пространственный, историч, то что происходит в России. Федин увидел в целом европейскую культуру. Германия-страна воспринималась как самая цивилизов-я, породила две миров войны. Много великих философов, поэтов, композиторов. Это страна к-я дала идиалистич основу миру (Канта). Старцов-представляет христианское время, «старое поколение» Начинается с речи гл героя. Он одинокий, болезненное состояние. Человек доведён до отчаяния отсюда письмо адресовано Мари. Сравнивает себя с собачённой. Всю жизнь стремился в центр, но так и не попал в центр жизни (катушики-большивики).Старцов «царапается» туда-это противоречит всему, поэтому трагизм. Сатирическая проза М.Кольцов, И.Ильф, Е.Петров, В.Катаев, В.Ардов, М.Зощенко, Сатира начиналась с самой жизни. Жизнь предлагала сатирикам темы для статей, фельетонов, романов и рассказов. На первом месте среди негативных явлений тогдашней жизни был тоталитарный воинствующий бюрократизм. В сатирических произведениях того периода возникает и тема религиозности и лже- религиозности Отношение сатириков к этому вопросу неоднозначно Некоторые писатели, такие, как И Ильф и Е Петров, стояли на позициях атеизма, а потому в своих романах вдоволь поиздевались над религиозностью некоторых персонажей, изобразив служителей культа лживыми и жадными (вспомним, например, хамоватого отца Федора из "12 стульев") Особой темой в творчестве многих писателей стало хамство В рассказах М Зощенко хам постоянно безобразничает в коммунальной квартире, в трамвае, в учреждении. ) М.М.Зощенко (1895-1958) осваивал новую историческую действительность, опираясь на богатую национальную традицию, черпал из всех источников. Нередко высмеивал цинично-расчётливых или сентиментально-задумчивых добытчиков индивидуального счастья, интеллигентных подлецов и хамов («Гримаса НЭПа», «Няня», «Брак по расчёту»). Юмор Зощенко насквозь ироничен. Комичен не только его слог, но и положения. Стиль его рассказов – это не просто смешные словечки, неправильные грамматические обороты. Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” были построены на фактическом материале, который писатели собрали, работая в редакции газеты “Гудок”. Сюжет “Двенадцати стульев” таков: два жулика рыщут по стране, гоняясь за бриллиантами, зашитыми “старорежимной” дамой в обивку стула. В книге изображена галерея жуликов Таковы деятели “Меча и Орала” — бездельник Полесов, нэпман Кислярский, воришка Альхен, обкрадывающий беспомощных старушек в богодельне во имя прокормления обширного семейства сытых бездельников. Это и поэт-халтурщик Никифор Трубецкой-Ляпис с его неизменными стихами о Гавриле, который был хлебопеком, лесорубом, почтальоном, охотником — в зависимости от того, в какой отраслевой журнал предла
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|