Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Есенинская тема в тв-ве Клюева

Вторая половина 1920 начало 30х период творческой активности Клюева. Он создаёт трагич эпос об «отлетающей Руси» - поэмы «Деревня», «Погорельщина», а также циклы «Разруха». Основным содержанием лирич эпоса Клюева становит-ся воскресение силой слова облика уходящей Руси-Китежа и оплакивание «родины-вдовицы». В цикле «Разруха» возникает апокалиптич образ наст и будущего. Настоящее представляет «памятником великой боли», картинами народных страданий в эпоху коллективизации, строительства Беломорско-Балтийского канала. Вторая поэма этого периода – «Деревня», вся поэма проникнута ощущением катастрофы, которая произошла с Россией, болью за ее судьбу. Оптимистические нотки, которые звучат в начале, и в конце поэмы, - это неугасающая надежда Клюева на осуществление его крестьянской утопии – избы с «матицей пузатой» и «урожайным Богом». К тому же поэма содержала и весьма прозрачные угрожающие намеки. Не удивительно, что сразу же после появления «Деревни» в печати начались росные нападки на Клюева.

Поэма «Погорельщина»1928-худож завещание поэта. Её чтение было причиной ареста поэта. Впервые она была опублик-на в 54 году в Америке. В России вышла в 87г. В «Погорельщине» перевлетаются мифологич и реальные события, трагические события прошлого и наст-го, судьба России и судьба поэта. Многие образы явл-ся иносказаниями и требуют расшифровки, знаний мифов, истории раскола. Фабула Погорельщины – это рассказ плач о гибели поморской деревни Сиговый Лоб, или Сиговец,к-ю победил змий Антихрист. Историч пласт поэмы отсылает к нач 18 века, к разорению старообрядческих монастырей на реке Выг. В нач рассказ-ся о временах расцвета Выга-Сиговца. История в поэме трансформируется в миф. Название деревни-это авторская версия мифа о рыбе, на кот держится земля. Но Сиговец обречён. Прежде чем погибнуть ему были явлены вещие знаки и сны:ожившая птица, сон Прони о нашествии на Сиговец змей., и др.Гибель Сига обусловлена не только мифолог и историч причинами, но и политич.. Сиговец превращается в царство хаоса. Возникают картины наоборотного мира. Ушла из озера рыба, наступает великий мор и др. Поэма завершается надеждой на Воскресение России –Китежа.

«Погорельщина» написана в 1928г.

Поэтический мир «Погорельщины» включает несколько взаимопроникающих временных пластов. Здесь контрастно обозначено время дотрагическое, затем трагическое, и, наконец, те дали, объединяющие запредельное прошлое и запредельное будущее, которые можно определить как чаемые. Россия в поэме «Погорельщнна» - живая и всевременно страдающая, погорелая - пребывает на крайнем ритмическом спаде космического и исторического витка, когда движение замедлено до неподвижности и состояние ее близко к состоянию преждевременной клинической смерти.

Эпические масштабы приобретает звучание поэмы с самого начала. Универсальная многомерность в воссоздании как бы доисторического, изначально благодатного мира проявляются в описании деревни Сиговый Лоб. В разные времена года и в любой сезон здесь «порато баско». Повествование отличается утонченной музыкальностью.

Явь и сон, мир вымышленный и реальный взаимопроникают. Власти зла в реальной жизни предшествует его победа во сне. Здесь уже не может быть и речи о стилизации или тем более о фольклорных заимствованиях. Сказочные элементы органически включаются в оригинальный строй поэмы. Как и в древнем эпосе, смешиваются реальное и мифологическое, предчувствие и событие, сон и явь, поступок и его сказочная версия: «На бабьих шеях, люто злы, Шипят змеиные узлы. Повсюду посвисты и жала, И на погосте кровью алой Заплакал глиняный Христос...»

Образы дракона, змеи, удава традиционно означали мощные злые силы. Вмешательство злых сил разрушает гармонию бытия, причем разрушению подвергается и прикладное искусство. Поэтическое сказочное повествование и авторский обобщающий голос почти что сливаются, как будто взаимопроникают мир искусства и мир пошатнувшегося бытия: «Не стало кружевницы Прони... С коклюшек ускакали кони, Лишь златогривый горбунок За печкой выискал клубок. Его брыкает в сутеменки... А в горнице по самогонке Тальянка гиблая орет- Хозяев новый обиход».

Авторские оценки отчетливо проявляются в употреблении эмоционально окрашенных слов, в контрастном противопоставлении сокровищно богатого мира сиротски скудному его антиподу. Взор лирического лица устремлен объять всю «нерукотворную Россию», с ее чарующей душу красотой, столь властно внушающую молитвенное преклонение, что никакие беды и уродства не могут погасить пылающей в сердце любви: «Оледенелыми губами Над росомашьими тропами Я бормотал: «Святая Русь, Тебе и каторжной молюсь!»

Многоступенчатые метафоры рисуют два мира в едином внутреннем переживании, и через это переживание социальный и природный планы сливаются в одном действе. Умирают люди... Уцелевшие превращены в «человечий сброд». Орбиты движения людей и солнца одинаково смещены, путь одинаково неровен. Великий Сиговый Лоб погибает как живой рыбий организм, вспомнив о своем происхождении, закодированном в топонимике, мучается перед смертью, «сдирая чешую и плавни!..». Художественная ткань поэмы вбирает в себя жанровые элементы фольклорных конструкций, литературной поэмы начала XIX века, пейзажной, патриотической,древнерусской литературы, западного, восточного и русского эпоса. Все слагаемые подчинены единой власти оригинального творческого духа, создавшего произведение удивительного и по сути беспрецедентного жанра. В поэме «Погорельщнна» образы Чирина, Парамшина, Андрея Рублева служат своеобразным оплотом избяного космоса, старой деревни, которую грозит опустошить змей. Исчезновение с иконы образа Георгия Победоносца — свидетельство неминуемой катастрофы. «На божнице змий да сине море...» Жители Сиговца станут жертвами чудовища, морские волны поглотят последний оплот старого народного, родного поэту крестьянского мира, живущего по своим древним тысячелетним законам.

Последняя молитва жителей этого сказочного мира — мольба о возвращении Егория, обращенная к Святому Николаю, к Богоматери-Приснодеве, перед иконами гениальных русских мастеров, воплотивших разные лики Богородицы, исполнена силы, поистине трагической. Герои «Погорельщины» — мужики-богомазы под руководством лучшего из них— иконописца Павла—пишут образы красками, ни одна из которых не названа своим именем. Как некогда в стихах Клюева совершалось «Рождество избы», рождение избяного космоса под рукой «Красного Древодела», так теперь совершается «Рождество Иконы», оставляя при этом ощущение нерукотворности. Сама природа помогает иконописцам в их работе, отдавая свои лучшие краски образу, который перестает восприниматься, как собственно искусство художника. «Божественный промысел» вбирает в себя все богатство и разнообразие мира внешнего, природного, зримого.

В 1931 году поэт переехал в Москву, а еще через три года был арестован и сослан в Нарымский край. Поводом для репрессии стало чтение крамольной поэмы: «Я сгорел на своей «Погорельщине».

«Погорельщина» (28 г.) – вершина творчества. Сила мифотворчества. Русь погорелая. Главное – погорели духовные ценности; символ Руси – поморская деревня, она захвачена змием. Но действие происходит в 1919 году → появляется образ Настеньки Романовой. Финал → возникает новый прекрасный город Лидда (библейский город; беглая Индия) – образ сливается с образом России.

Волошин и Цветаева

Лирика изменилась. Она становится публицистически злободневной. Преобладает соц-истор. тема. (Гиппиус, Блок, Ахматова, Цветаева). Она отражает всё то что происходит в стране, осмысливает судьбу России. 17-20г цикл «Лебединый стан» Цветаева. Всего входит 59 стих-й. Отдельная книга появ в 57 в Швейцарии. Отношение к циклу неоднозначное. Павловский в книге «Куст рябины» счит, что «Леб стан» стал чудовищным провалом в фальши. Солоухин «Эти стихи отчеканенные золотом» даёт восторженную оценку. Это лирическая хроника, события граж войны в форме дневника. В это время Цветаева жила в Москве. Муж был на войне. 3 года не видила его. Отдала 2х дочек в приют. Были голодные дни. Всё продала. Полит идеал Ц. это прошлое, Россия допетровского периода. Она сопоставляла себя с Ярославной, оплакивавшей князя Игоря:

«С башенной вышечки

Неперерывный

Вопль — неизбывный:

— Игорь мой! Князь

Игорь мой! Князь

Игорь!»

«— Ветер, ветер!

— Княгиня, весть!

Князь твой мёртвый лежит —

За честь!»

«Москве» - символ святости Руси, антизападности, оплот рус духа, патриотизма. Образ Петра – символ истребления русскости, православия. Москва это символ сопративления большевизма. Лирич героиня (Софья) симпотизир-т белой гвардии. «О грибок, ты мой грибочек, белый груздь». Смерть уровняла всё. Лирическая героиня выступает в 3х ипостасиях. 1 жена белого рыцаря 2 мать белого рыцаря 3 мать в широком смысле, покровительнеца всей России. Цикл пронизан полемикой с др авторами. Полемика направлена против Блока «Прав или не прав Блок». Цветаева: Бури-вьюги, вихри - ветры вас взлелеяли,

А останетесь вы в песне - белы - лебеди!

Знамя, шитое крестами, в саван выцвело.

А и будет ваша память - белы - рыцари.

И никто из вас, сынки! - не воротится.

А ведет ваши полки - Богородица!

25 октября 1918

Обращено к произ-ю Блока «Двенадцать». Отличия: жанр плачь, у Блока чёрный и белый цвет, у Цв только белый, нет контраста;Белый цвет чистота, святость; у Блока атрибут холода, смерти. У Цв знамя, у Блока флаг, У Цв богородица, у Блока Христос. Стихот насыщены цветовой символикой. Присут чёрный и белые цвета. В цикле Цв нет реальных белогвардеецев. Они в её представлении сражаются за святое. Они войны света. Контрастное сопоставление белого стана с лебедью. Птицы соединяют землю и небо. Линию лебединого стана Цв продолжила в 2х др своих циклах «Благая весть», «Георгий». Волошин. Сборник «Неопалимая купина». Включает: книги «Демон и глухонемые»; цикл «Пути России», «Усобецы»; поэма «Россия». 1 Носили историч хар-р 2 В широком культурном и историч контексте 3 Осмысление революции как события глобального космического масштаба 4 Много параллелей с библией, историей. Цикл «Пути России» - события февраля и октября 17 года. Это смута, солдатский бунт, кот-й приведёт к гибели. Революция – катастрофа космического масштаба. Это преступление за него нет прощения. Стих-е «Москва». Март 17г Воспринимает события как гибель России. Стих-е «Мир» Испол-ся мифологич образы Китежград. Цикл «Личины» Посещён тем, кто осущест-л революцию («Большевик», «Матрос», «Красный гвардеец» и др) Личины-маска. Волошин рассказыват о судьбах людей кот делали революцию. Цикл «Усобица» Самый мрачный цикл. Усобица –гражданская война. Поэма «Россия» Диспотизм власти.

В жанровом отношении – это плач. Разная колористика –Блок(черное и белое), Цветаева – белое – цвет чистоты и святости. У Блока – белый цвет враждебный, красный флаг в финале – кровавый. У Ц. – белое знамя. Красный цвет у Блока – смерть, насилие. У Ц. белый - победа над смертью, природа оказывает покровительство. У Б.-каторжники, у Ц. –рыцари. Кресты – знак благословения, святости. У Б. – отреклись от креста. У Б. – во главе Христос(возможно он дьявол), у Ц.- Богородица, покровительница православных русских.

 

Творчество Замятина

Имя Замятина было забыто в России, было вычеркнуто из рус лит-ры. Он находился в изгои. «Твор-во еого проникнуто вражднбным отнош к революции». В период с 17-20 создаёт цикл рассказов, где действие происходит в послеоктяб России, В Петербурге. Это рассказы «Мамай», «Дракон», «Пещера».

Рассказ «Пещера» одно из самых талант произ З. Толчком к созданию послужило незначит впечатление. Проблема интеллегенции и революции, проблема нравст-го выбора, исторические судьбы России, проблема гуманизма, судьба цивилизации-осн проблемы повести. Хронотоп: прост-во сужается, время – бытовое, историч и др. Двухуровневая система: вверх, низ. Заголовок- Пещера- отсылает нас в прошлое. Это углубление в скале. Пещера – духовный центр и служила местом встречи чел-ка с богом в моностырях. Революция – ассоциация с холодом, со льдом. Потоп – кара за грехи людские. Это связано с революцией. Кара за саму революцию.

Роман Е. Замятина“Мы” написан в 21г Время сложное и судьб-ое, написано в необычайном жанре “антиутопии”. Ведущ тема-драматич судьба лич-ти в условиях тоталитарн общ-го устройства.
Замятин крупный инженер-кораблестр-оитель и лучше других знал, как создается механизм, машина, сооружение. Он понимал, как это делается в полном соответствии с замыслом, по схеме, чертежам, многочисленным расчетам. И всего этого достаточно, чтобы объект выполнял свои функции, но умный человек Замятина сознавал, что таким способом не может быть спроектировано общ-во людей, т.к. каждый сугубо индиивидуален и в той или иной степени духовен. Живет он в обществе других людей, в чем-то похожих, но всегда особенных. Человек не может быть “винтиком”. Когда ч-ка делают винт-ом, он теряет значительную часть своей чел-кой сущности. История показала, что превращение чел-ка в совокупность “винтиков” ведет к преступлению перед чел-м и человеч-м. В “Мы” в фантаст-ком и гротесковом облике предстает возмож-ный вариант общ-ва будущего. Перед нами возникает странный, неузнаваемый и страшный мир, отгороженный от всего живого глухой стеклянной стеной. Мир Единого Государства, мир несвободы, единообразия, мир без любви, музыки, по-эзии, личности, души. Имена заменены номерами. Д-503 — “нумер” главного героя. О-90-кругл подруга,I-330-Р-ка мир “нумеров”, кот верят и слепо подчиняют-ся Единому Государству, а в сущности, одному человеку-Благодетелю. Бездуш-ная техника вместе с деспотичес-кой властью превратили чел в придаток машины, отняли у него свободу и воспитали в рабстве. Человеку -“нумеру” было внушено:“наша несвобода” есть “наше счастье”, “счастье” -в отказе от “я”, что худ-ое тв-во “уже не беспардонный соловьиный свист”, когда “всякий писал, что ему вздумается”, а “гос-ая служба”.
Последующие события показали, что опасения писателя были не напрасны. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, страх и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое: манифестация в честь Благодетеля, единогласные выборы. Но Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется каждое человеческое “я”, где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способ-ность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию- последнее, что заставляло его поднимать гордо голо-ву,чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что чел-кое дост-во не умирает при любом режиме. Эту надежду высказывает женщина, кот своей красотой побуждает на борьбу. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общ-ва, жизнь- это стремление к идеалу. В романе есть еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это экологическая тема. “Антиобщество”, изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изоли-руя чел-во от природы. Автор мечтает выгнать “обросших цифрами” людей “в леса, чтобы они научились там у птиц, цветов, солнца”. Только это, по мнению автора, может восстановить сущность человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...