Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанр фантастики у Булгакова

Сочетание реального и фантастического планов - принципи альная черта творчества М.А.Булгакова, начиная с фельетонов двадцатых годов и кончая его романом "Мастер и Маргарита". Двадцатые годы - время расцвета советской фантастики, появления множества романов и повестей о невероятном. Булгаков воспринимался как антисоветский, запретный писатель. Признание его таланта было только после смерти, после романа «Дни Турбиных».Тв-во всерьёз стало изучатся только в 90-е. «Собачье сердце» повесть писалась с января по март 25г. Другое авторское наз-е «Собачье счастье-чудовищная история». Об этом произ-и узнали во МХаТе и заключили в 26г с Б договор на инсценировку. Но в 27г договор быр расторгнут(узнали что цензуру не прошёл). Редактор Ангарский советует написать слёзное письмо к меценату. Он ответил «Это острый памфлет на современность, печатать нельзя» На квартире Б был произведён обыск и у него изъяли черновики. Б с этим не смирился стал писать различные заявления в разные инстанции, обращался к Горькому.Б пригрозил если не вернут рукопись, он публично заявит о своём выходе из Союза писателей.Рукопись вернули. Первая публикация за границей в Париже 68г. Сюжет:физическая метаморфоза-превращение. События накануне рождества. Жизнь рождает существо. Клим Чугункин-пьяница от кот взят гипофиз. Убит в пьяной драке. Полиграф Полиграфович Шариков – новое ф.и.о. Сюжет аллегорический, иносказание. Это явная притча. Смысловые пласты: можно прочесть как 1. Перед нами сатира на чиновников (хотят продлить сексуал жизнь, омолодиться). 2. Жанр научной фантастики. Шекловский-лидер формальной школы обвинил в воростве сюжета у Уэлся «Остров д Моро».3. памфлет политич аллегория, где отраж-ся реальная полит жизнь. Реальные историч лица. Преображенский-Ленин. Борменталь- Троцкий, Дарья Петровна-Джержинский, Зина-Зиновьев(правая рука Ленина). Клим Чугункин-Сталин, пёс Шарик-Сталин, только в др период своей жизни. 4. Булгаков выступает противником революц насилия. Революция у Б-это попытка насильст-м путём изменить культуру. Гл идея-протест против революц развития. Операция-революция,т.к революция-операция. 5. Жанр соц прогностики(предугад-ся то, что произ-т в дальнейшем). «Роковые яйца» Повесть «Роковые яйца» была написана в 1924 году, а опубликована в 1925 году, вначале в сокращённом виде в журнале «Красная панорама» По своему пафосу и идеологии эта повесть близка к антиутопии, что усиливается за счёт научно-фантастического колорита и авантюрного сюжета. Есть план реальный и аллегорический. Персиков-профессор разных наук. Божье чудо спасает Россию. Красный цвет-изображ аллегорич революцию. Научный эксперимент профессора Преображенского, как и использование открытия профессора Персикова, — булгаковские картины пролетарской революции, несущей гибель культуре.

Платонов Котлован

Наст фамилия Климентов(отца). Отец паравозный машинист, талант изобритатель. Платонов унаследовал любовь к технике, особенно к паравозам. Образ отца угадывается во многих героях. «Усомнившийся макар» вызвал болезненную реакцию со стороны властей и критиков. Он был напечатан в журнале «Октябрь» 29г. Небольшой рассказ-притча. Представлена модель бытия. Главного героя зовут Макар Галушкин. Начало рас-за строится на антитезе, противопост-ся 2 героя Макара и Льва Чумового, жители гос-ва. Герой П-это всегда житель гос-ва. Действия Чумового бестолковые, несуразные, умная голова, только руки пустые.Макар имеет золотые руки, но пустую голову.Макар не хочет подчиняться Ч.Отправляется в Москву на зароботки.Герой П путник, странник движущийся к некому сокральному центру. Платоновский герой всегда единоличник, он сам по себе. В Москве Макар видит некие несообразности. Везут бедоны с молоком, а обратно пустые. Макар предлагает сделать молокопровод. Плат герой всегда сомнивающийся (Макар усомнился в распределении ролей в гос-ве, когда одни исполнители чужой воли, а др часть только командует. Сомнения в гос-ве, гос устройстве)Идейно композ центром явл-ся сон Макара. (видит гору, на вершине научный чел-к, а Макар смотрел на него и ждал от ч-а дела. Но чел-к думал о «целостном масштабе» Гора метафора цели, смысла жизни. Плат герой всегда ищет смысла жизни. Появл-ся рабочий Пётр. Идут в РКИ(рабочий крест-я инспекция), сели за столы напротив Чумового и стали гов-ть с простым бедным народом. Конфликт между одной личностью и народом в целом и между бюрократом и бюрокт в целом, между живым чел и бездушной системой. «Котлован».

Работа над повестью «Котлован» датируется: «Декабрь 1929 – апрель 1930». Повесть «Котлован» относится к тем немногим в русской лите­ратуре XX в. произведениям, в которых с поразительным муже­ством была выражена, сущность эпохи «великого перелома».

В повести отразились главные исторические события конца 1920-хнач30-х годов: проводимые в СССР в годы первой пятилетки, индустриализация и коллективизация. Символом осуществляемых в стране преобразований Платонов избрал проектирование и строительство «общепролетарского дома». В «Котловане» переплетись два сюжета: сюжет-странствие главного героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества.Герой повести Вощев — странник поневоле, он насильно вы­толкнут из привычной жизни, уволен с «механического завода» и лишен средств к существованию. Он чувствует себя ненужным, становится бездомным нищим. Вощев попадает на строительство символического «общепролетарского дома». Первое, что он видит на стройке, — барак мастеровых, где спят вповалку на полу измученные люди. Жизнь в бараке схожа с пребыванием в аду. Положение здесь нестерпимо и указывает на необходимость скорейшего одоления их «гибельной участи».

Платонов хотел рассказать как строится новое общество, какими путями.

Образ «общепролетарского дома» в повести многозначен: его основу составляет библейская легенда о Вавилонской башне. Со­отнесение строительства «общепролетарского дома» с безуспеш­ной и наказуемой попыткой человечества построить «город и баш­ню высотою до небес...» свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма». Образ-символ «дома-башни» в «Котловане» обогащается содержанием, которое он приобрел в контексте пролетарской культуры и искусства авангарда.

В «Котловане» мечтают о том, что, поселившись в «общепро­летарском доме», люди оставят «снаружи» враждебную природу, освободятся от воздействия ее смертоносных сил.

В сюжете строительства общепролетарского дома просвечивает символика «дерева». Его фундамент закладывают с надеждой, что сажают в землю «вечный корень неразрушимого зодчества».

Но строительство «вечного дома» остановилось на стадии рытья котлована под фундамент. Вместо ожидаемого возрождения мате­рии происходит обратное: люди тратят себя на мертвый камень. Че­ловеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Землекопы. Ключевое слово «Котлована» - ликвидация - создает лейтмо­тив повести. Мотив уничтожения людей и природы ради дома постоянно звучит в произведении. Ощущение гибельных по­следствий работы на котловане испытывают все землекопы. Каж­дый мечтает «спастись» — вырваться со стройки, где царит атмо­сфера безысходности.

«Котлован» — уникальный по честности и мужеству документ эпохи, передавшим картину «сплошной коллективизации». Ее сим­волом становятся гробы, которые заготовлены крестьянами, ожи­дающими коллективизации со смертным страхом. Мужики воспри­нимают ее как «колхозное заключение», «плен». Смысл «Котлована» был раскрыт самим Платоновым: проис­ходит превращение котлована в могилу не только для его строите­лей, но и для будущего России, воплощенного в образе девочки Насти. Одна из героинь «Котлована» — удочеренная землекопами девочка-сирота. На ее глазах умерла мать, завещая пятилетнему ребенку забыть, что она — дочь «буржуйки». Осиротевшую Настю бригадир землекопов Чиклин приводит в барак. Настя умирает в бараке землекопов от голода и холода Смерть Насти заставляет землекопов думать, что «нет никакого коммунизма».

Платонов Чевенгур

Это главная книга Платонова. В поном объёме был напечатан в 88г.К печати цензура не допустила. Печатал роман фрагментами. 2 издательства. 1-е оценили как контрреолюц-е В 29г 1я часть «Происхождение мастера»-как повесть. Обратился за помощью к горькому. Пишет ему письмо. «Скажите, что автор прав, в романе честная попытка рассказать о начале капиталистич общества» «Ваш роман вряд ли напечатают. Это лирико-сатирич жанр. Люди окрашены иронически. Цензура этого не приемлет» Горький отказал ему в поддержке. Обращать больше не куда было. Платонов не стал писать. Это соц-философ роман, рассказ-й о попытке реалтзации комунистич утопии в России. Композиц-но р-н распадается на 3 части, каждая из частей новая жанровая модель. – прошлое Саши (1-7части). Напоминает модель воспитания. Гл ед герой Саша, сын утопив-ся рыбака и неизвест матери. Фамилию взял от другой семьи-Дванов. В образе Захара мастера воплотились черты отца Платонова. Юноша читает книги, осознаёт свою принадлежность к пролетарской среде после революции вступает в большевистскую партию. Ему кажется, что только революция поможет разрешить загадку смерти и преодолеть себя. – 2 часть повесть «Строители страны»(8-18 гл)Это путешествие в поисков ростков социализма. Жанр: роман путешествия. На смену воспитания приходит хронотоп-дороги. Гл герои –анархисты, бандиты и др, т.е нет одного гл героя Саши. – 3 часть (19-27) Появл-ся г.Чевенгур. Жанр:дорога заканчивается и нач-ся утопия и антиутопия. Сюжет: более 280 персонажей. Дванов-фамилия двоист-ти. Говорит о 2х отцах(Захар и Прохор). Спутник Саши Степан Копенкин-освоб-т Сашу из рук анархистов. Он командир полевых большевиков. Одинокий поломник Розы Люксембург (мучительница 19 в Германии). Роза-земной рай. Самое ценное на земле для него. Конь «Пролетарская сила». Странная мечта найти и откопать могилу Розы. Роза-воплащение фанатичных идей. Два героя-романтик социалист и Копенкин ищут ростки социализма. С.Ханские дворики олицетворяет персонаж, называвший себя Достоевский, раньше он был Мошенкиным. Пытается быстро построить социализм. Коммуна Дружбы бедняка. Никто не работает. Дважы в день они заседают, проводят собрание, выбирают того, кто будет против, кто воздержится при голосовании. Платонов изображ наивную модель бюракратич организ общества. Ревзаповедник-место где законсирвир революция. Пашенцев символиз эпоху коммунизма. Последняя часть. гЧевенгур-вымышленный город. Прототипом яв-ся город Богучан. Во главе 12 коммунистов. Комунизм-это отсут эксплуатации. В конце романа появл-ся вооруж кадеты, убивают всехОст-ся Прошка. Саша уходит к озеру. Такой конец говорит либо о крушении мировозренчиских иллюзий Дванова, либо предвидение краха. Попытки построения комм-ма. Худ. время. Время не может быть датировано точно. Всё появл-ся мимо ходом и не в порядке хронолог последоват-ти. Это неленейное истории время, небытовое время, это время мифа,к-е движется вместе с героями. Худ.пространство-фрагментарно. Представляет собой некие пространственные островки, му ними пустота, кот соед-ся дорогой. Персонажи некие тени, контуры. У них нет внешности, портрета, нет биографии. Концепция Эроса. Связан со смнртью (ранен вспоминает о Сони). Тяга к умершиму (Роза) Мотивы- тоска, скука, одиночество-основ мотивы ТВ-ва Плат.Гланая идея Платонова-преодоление смерти Подеда над смертью-революция.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...