Жанр фантастики у Булгакова
Сочетание реального и фантастического планов - принципи альная черта творчества М.А.Булгакова, начиная с фельетонов двадцатых годов и кончая его романом "Мастер и Маргарита". Двадцатые годы - время расцвета советской фантастики, появления множества романов и повестей о невероятном. Булгаков воспринимался как антисоветский, запретный писатель. Признание его таланта было только после смерти, после романа «Дни Турбиных».Тв-во всерьёз стало изучатся только в 90-е. «Собачье сердце» повесть писалась с января по март 25г. Другое авторское наз-е «Собачье счастье-чудовищная история». Об этом произ-и узнали во МХаТе и заключили в 26г с Б договор на инсценировку. Но в 27г договор быр расторгнут(узнали что цензуру не прошёл). Редактор Ангарский советует написать слёзное письмо к меценату. Он ответил «Это острый памфлет на современность, печатать нельзя» На квартире Б был произведён обыск и у него изъяли черновики. Б с этим не смирился стал писать различные заявления в разные инстанции, обращался к Горькому.Б пригрозил если не вернут рукопись, он публично заявит о своём выходе из Союза писателей.Рукопись вернули. Первая публикация за границей в Париже 68г. Сюжет:физическая метаморфоза-превращение. События накануне рождества. Жизнь рождает существо. Клим Чугункин-пьяница от кот взят гипофиз. Убит в пьяной драке. Полиграф Полиграфович Шариков – новое ф.и.о. Сюжет аллегорический, иносказание. Это явная притча. Смысловые пласты: можно прочесть как 1. Перед нами сатира на чиновников (хотят продлить сексуал жизнь, омолодиться). 2. Жанр научной фантастики. Шекловский-лидер формальной школы обвинил в воростве сюжета у Уэлся «Остров д Моро».3. памфлет политич аллегория, где отраж-ся реальная полит жизнь. Реальные историч лица. Преображенский-Ленин. Борменталь- Троцкий, Дарья Петровна-Джержинский, Зина-Зиновьев(правая рука Ленина). Клим Чугункин-Сталин, пёс Шарик-Сталин, только в др период своей жизни. 4. Булгаков выступает противником революц насилия. Революция у Б-это попытка насильст-м путём изменить культуру. Гл идея-протест против революц развития. Операция-революция,т.к революция-операция. 5. Жанр соц прогностики(предугад-ся то, что произ-т в дальнейшем). «Роковые яйца» Повесть «Роковые яйца» была написана в 1924 году, а опубликована в 1925 году, вначале в сокращённом виде в журнале «Красная панорама» По своему пафосу и идеологии эта повесть близка к антиутопии, что усиливается за счёт научно-фантастического колорита и авантюрного сюжета. Есть план реальный и аллегорический. Персиков-профессор разных наук. Божье чудо спасает Россию. Красный цвет-изображ аллегорич революцию. Научный эксперимент профессора Преображенского, как и использование открытия профессора Персикова, — булгаковские картины пролетарской революции, несущей гибель культуре.
Платонов Котлован Наст фамилия Климентов(отца). Отец паравозный машинист, талант изобритатель. Платонов унаследовал любовь к технике, особенно к паравозам. Образ отца угадывается во многих героях. «Усомнившийся макар» вызвал болезненную реакцию со стороны властей и критиков. Он был напечатан в журнале «Октябрь» 29г. Небольшой рассказ-притча. Представлена модель бытия. Главного героя зовут Макар Галушкин. Начало рас-за строится на антитезе, противопост-ся 2 героя Макара и Льва Чумового, жители гос-ва. Герой П-это всегда житель гос-ва. Действия Чумового бестолковые, несуразные, умная голова, только руки пустые.Макар имеет золотые руки, но пустую голову.Макар не хочет подчиняться Ч.Отправляется в Москву на зароботки.Герой П путник, странник движущийся к некому сокральному центру. Платоновский герой всегда единоличник, он сам по себе. В Москве Макар видит некие несообразности. Везут бедоны с молоком, а обратно пустые. Макар предлагает сделать молокопровод. Плат герой всегда сомнивающийся (Макар усомнился в распределении ролей в гос-ве, когда одни исполнители чужой воли, а др часть только командует. Сомнения в гос-ве, гос устройстве)Идейно композ центром явл-ся сон Макара. (видит гору, на вершине научный чел-к, а Макар смотрел на него и ждал от ч-а дела. Но чел-к думал о «целостном масштабе» Гора метафора цели, смысла жизни. Плат герой всегда ищет смысла жизни. Появл-ся рабочий Пётр. Идут в РКИ(рабочий крест-я инспекция), сели за столы напротив Чумового и стали гов-ть с простым бедным народом. Конфликт между одной личностью и народом в целом и между бюрократом и бюрокт в целом, между живым чел и бездушной системой. «Котлован».
Работа над повестью «Котлован» датируется: «Декабрь 1929 – апрель 1930». Повесть «Котлован» относится к тем немногим в русской литературе XX в. произведениям, в которых с поразительным мужеством была выражена, сущность эпохи «великого перелома». В повести отразились главные исторические события конца 1920-хнач30-х годов: проводимые в СССР в годы первой пятилетки, индустриализация и коллективизация. Символом осуществляемых в стране преобразований Платонов избрал проектирование и строительство «общепролетарского дома». В «Котловане» переплетись два сюжета: сюжет-странствие главного героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества.Герой повести Вощев — странник поневоле, он насильно вытолкнут из привычной жизни, уволен с «механического завода» и лишен средств к существованию. Он чувствует себя ненужным, становится бездомным нищим. Вощев попадает на строительство символического «общепролетарского дома». Первое, что он видит на стройке, — барак мастеровых, где спят вповалку на полу измученные люди. Жизнь в бараке схожа с пребыванием в аду. Положение здесь нестерпимо и указывает на необходимость скорейшего одоления их «гибельной участи». Платонов хотел рассказать как строится новое общество, какими путями.
Образ «общепролетарского дома» в повести многозначен: его основу составляет библейская легенда о Вавилонской башне. Соотнесение строительства «общепролетарского дома» с безуспешной и наказуемой попыткой человечества построить «город и башню высотою до небес...» свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма». Образ-символ «дома-башни» в «Котловане» обогащается содержанием, которое он приобрел в контексте пролетарской культуры и искусства авангарда. В «Котловане» мечтают о том, что, поселившись в «общепролетарском доме», люди оставят «снаружи» враждебную природу, освободятся от воздействия ее смертоносных сил. В сюжете строительства общепролетарского дома просвечивает символика «дерева». Его фундамент закладывают с надеждой, что сажают в землю «вечный корень неразрушимого зодчества». Но строительство «вечного дома» остановилось на стадии рытья котлована под фундамент. Вместо ожидаемого возрождения материи происходит обратное: люди тратят себя на мертвый камень. Человеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Землекопы. Ключевое слово «Котлована» - ликвидация - создает лейтмотив повести. Мотив уничтожения людей и природы ради дома постоянно звучит в произведении. Ощущение гибельных последствий работы на котловане испытывают все землекопы. Каждый мечтает «спастись» — вырваться со стройки, где царит атмосфера безысходности. «Котлован» — уникальный по честности и мужеству документ эпохи, передавшим картину «сплошной коллективизации». Ее символом становятся гробы, которые заготовлены крестьянами, ожидающими коллективизации со смертным страхом. Мужики воспринимают ее как «колхозное заключение», «плен». Смысл «Котлована» был раскрыт самим Платоновым: происходит превращение котлована в могилу не только для его строителей, но и для будущего России, воплощенного в образе девочки Насти. Одна из героинь «Котлована» — удочеренная землекопами девочка-сирота. На ее глазах умерла мать, завещая пятилетнему ребенку забыть, что она — дочь «буржуйки». Осиротевшую Настю бригадир землекопов Чиклин приводит в барак. Настя умирает в бараке землекопов от голода и холода Смерть Насти заставляет землекопов думать, что «нет никакого коммунизма».
Платонов Чевенгур Это главная книга Платонова. В поном объёме был напечатан в 88г.К печати цензура не допустила. Печатал роман фрагментами. 2 издательства. 1-е оценили как контрреолюц-е В 29г 1я часть «Происхождение мастера»-как повесть. Обратился за помощью к горькому. Пишет ему письмо. «Скажите, что автор прав, в романе честная попытка рассказать о начале капиталистич общества» «Ваш роман вряд ли напечатают. Это лирико-сатирич жанр. Люди окрашены иронически. Цензура этого не приемлет» Горький отказал ему в поддержке. Обращать больше не куда было. Платонов не стал писать. Это соц-философ роман, рассказ-й о попытке реалтзации комунистич утопии в России. Композиц-но р-н распадается на 3 части, каждая из частей новая жанровая модель. – прошлое Саши (1-7части). Напоминает модель воспитания. Гл ед герой Саша, сын утопив-ся рыбака и неизвест матери. Фамилию взял от другой семьи-Дванов. В образе Захара мастера воплотились черты отца Платонова. Юноша читает книги, осознаёт свою принадлежность к пролетарской среде после революции вступает в большевистскую партию. Ему кажется, что только революция поможет разрешить загадку смерти и преодолеть себя. – 2 часть повесть «Строители страны»(8-18 гл)Это путешествие в поисков ростков социализма. Жанр: роман путешествия. На смену воспитания приходит хронотоп-дороги. Гл герои –анархисты, бандиты и др, т.е нет одного гл героя Саши. – 3 часть (19-27) Появл-ся г.Чевенгур. Жанр:дорога заканчивается и нач-ся утопия и антиутопия. Сюжет: более 280 персонажей. Дванов-фамилия двоист-ти. Говорит о 2х отцах(Захар и Прохор). Спутник Саши Степан Копенкин-освоб-т Сашу из рук анархистов. Он командир полевых большевиков. Одинокий поломник Розы Люксембург (мучительница 19 в Германии). Роза-земной рай. Самое ценное на земле для него. Конь «Пролетарская сила». Странная мечта найти и откопать могилу Розы. Роза-воплащение фанатичных идей. Два героя-романтик социалист и Копенкин ищут ростки социализма. С.Ханские дворики олицетворяет персонаж, называвший себя Достоевский, раньше он был Мошенкиным. Пытается быстро построить социализм. Коммуна Дружбы бедняка. Никто не работает. Дважы в день они заседают, проводят собрание, выбирают того, кто будет против, кто воздержится при голосовании. Платонов изображ наивную модель бюракратич организ общества. Ревзаповедник-место где законсирвир революция. Пашенцев символиз эпоху коммунизма. Последняя часть. гЧевенгур-вымышленный город. Прототипом яв-ся город Богучан. Во главе 12 коммунистов. Комунизм-это отсут эксплуатации. В конце романа появл-ся вооруж кадеты, убивают всехОст-ся Прошка. Саша уходит к озеру. Такой конец говорит либо о крушении мировозренчиских иллюзий Дванова, либо предвидение краха. Попытки построения комм-ма. Худ. время. Время не может быть датировано точно. Всё появл-ся мимо ходом и не в порядке хронолог последоват-ти. Это неленейное истории время, небытовое время, это время мифа,к-е движется вместе с героями. Худ.пространство-фрагментарно. Представляет собой некие пространственные островки, му ними пустота, кот соед-ся дорогой. Персонажи некие тени, контуры. У них нет внешности, портрета, нет биографии. Концепция Эроса. Связан со смнртью (ранен вспоминает о Сони). Тяга к умершиму (Роза) Мотивы- тоска, скука, одиночество-основ мотивы ТВ-ва Плат.Гланая идея Платонова-преодоление смерти Подеда над смертью-революция.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|