Правовая природа канонического (церковного) права
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Курсовая работа Католическая церковь и каноническое право Введение Начиная со второй половины XVIII в. и до второй половины XIX в., взгляды на каноническое право в России развивались примерно в одном направлении - историко-богословском. Следствием этого явилось изучение и преподавание канонического (церковного) права в течение длительного периода времени как исторической и богословской науки, а не как юридической. Только в начале XX в. каноническое право было отнесено к ведению юристов и причислено к юридическим дисциплинам, хотя его преподавание по-прежнему велось в духовных образовательных учреждениях. Это объясняется тем, что среди исследователей прошлого недостаточно было профессиональных юристов-практиков, занимающихся юридическими аспектами канонического (церковного) права как системы норм, регулирующей особую область социальных отношений. Рассматривая философско-теоретические аспекты существования права в государстве, можно заметить, что пути к изучению канонического (церковного) права в рамках юридической науки лежат через правопонимание. Причем, мнения ученых прошлого и настоящего расходятся по этим вопросам. С позиций юристов прошлого столетия, каноническое (церковное) право, в объективном смысле, представляет собой совокупность всех норм или законов, которыми управляются жизнь и отношения церкви, как видимого самостоятельного общества. В субъективном же смысле, оно есть совокупность различных прав и обязанностей, принадлежащих членам церкви относительно их положению в церковном обществе. Однако такое понимание не в полной мере соответствует современным взглядам на каноническое (церковное) право.
В настоящее время в современной российской правовой теории, несомненно, одно из первых мест занимает понимание права в позитивно - нормативном аспекте. Между тем понимание права исключительно в позитивном смысле имеет ряд особенностей, в силу которых подобный подход к феномену права является теоретически узким и не может в полной мере отразить всю его сущность. При таком подходе, когда право рассматривается неотрывно от государства, за рамками права остается обычное право обществ, находящихся на догосударственной, патриархальной стадии развития цивилизации, корпоративное право и право каноническое (церковное), в частности. Современная правовая ситуация не может не учитывать того обстоятельства, что влияние религиозных норм на жизнь общества стало вполне реальным. Вследствие этого, в области правовой науки возник переход от строго позитивистского понимания права как совокупности общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством и выражающих волю господствующего класса к естественно - правовому, социологическому, а в последнее время, и к интегративному пониманию права. Соответственно, новые подходы в правопонимании открывают нам сегодня возможность по-новому взглянуть на такое социально-правовое явление как каноническое (церковное) право. В этом случае, некоторыми учеными (С.А. Муромцев, Р.О. Халфина, Д.А. Керимов, М.Ю. Варьяс и др.) отмечается необходимость изучения дополнительных социальных связей, которые по своей сущности являются правовыми, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. При этом надо иметь в виду, что в современном понимании каноническое (церковное) право - это есть действующая корпоративная правовая система, регулирующая конкретные, реально существующие отношения людей внутри особого религиозного общества - Церкви.
Внешняя жизнь церкви как корпоративного общества предполагает существование соответствующего порядка, согласного ее внутреннего существа и назначения. С этим порядком церковь вступает в область права, и притом, как заметил А.С. Павлов, двояким образом: «1) как носительница своего собственного права, т.е. тех норм своей жизни, которые имеют свое основание в самом существе церкви и которыми определяются ее внутренние правоотношения; и 2) как общественный союз, существующий в мире наряду с другими человеческими союзами, политическими и религиозными, и, следовательно, необходимо вступающий в известные к ним отношения». Из этого следует, что юридическому нормированию подлежат как внутрицерковные отношения, так и внешние, порожденные соприкосновение церкви как общественного союза с иными общественными союзами и отдельными лицами. Все обозначенное лежит в пределах регулирования канонического (церковного) права. Следовательно, оно заключило в себе непосредственное отражение правовых начал христианской религии: религиозные установления приобрели правовую форму. Поэтому на вопрос о том, совместимы или не совместимы церковь и право, В.А. Цыпин отвечает: «…для нас же, православных, предание обладает безусловным авторитетом, так как оно включает в себя и Правила Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов. Сомневаться же в правовом, юридическом характере этих правил нет разумных оснований». Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать каноническое право. Исходя из цели, поставлены следующие задачи: Выделить этапы эволюции правовых взглядов на каноническое (церковное) право и определить место церковного права в системе права Рассмотреть источники церковного права Понятие канонического (церковного) права Правовая природа канонического (церковного) права византийский церковный право канонический Итак, с позиций юристов и канонистов прошлого столетия - каноническое (церковное) право, в объективном смысле, представляет собой «совокупность всех норм или законов, которыми регулируется жизнь и отношения церкви, как видимого самостоятельного общества. В субъективном же смысле, оно есть совокупность различных прав и обязанностей, принадлежащих членам Церкви относительно их положения в церковном обществе».
Однако такое понимание не в полной мере соответствует современным взглядам на каноническое (церковное) право. Наибольшее распространение в кругах исследователей получила трактовка канонического (церковного) права, как корпоративной правовой системы. Т.В. Кашанина дает следующее понятие: «Каноническое право (церковное право) - это система правил поведения людей, закрепляющих нравственные ценности, регулирующая организацию церковной власти, отношения ее со светской властью и некоторые другие». Кроме того, с учетом исторического аспекта: «Каноническое (церковное) право - это система правил поведения, принятых синодами, соборами, отдельными епископами, систематизированных и записанных в сборниках». Прежде, чем приступить к рассмотрению канонического (церковного) права с данной позиции, остановим внимание на следующем важном моменте: право, которым регламентируется жизнь церкви в государстве, имеет название как канонического, так и церковного. Соответственно в кругах специалистов данной области вопрос о тождестве этих понятий решается неоднозначно. Необходимо отметить, что в западной юридической литературе принято различать церковное и каноническое право, как два различных понятия. Каноническое право (jus canonicum) - это право, которое содержится в средневековом Corpus juris canonici католической Церкви и состоит из норм, определяющих не только церковные, но и другие правовые отношения, которые в продолжение средних веков составляли предмет церковной юрисдикции, т.е. право, исключительно церковного происхождения, в том числе созданное в эпоху Вселенских Соборов на Востоке, независимо от того, касается оно церковных или гражданских дел. А церковное право (jus ecclesiasticum) - это право, которое имеет своим предметом исключительно дела и отношения чисто церковные, хотя своим происхождением оно обязано не только Церкви, но и государству, т.е. по сути касающееся Церкви, независимо от законодателя.
Русский канонист А.С. Павлов придерживался обратного мнения, отождествляя каноническое и церковное право: «Православный, и в частности русский, канонист может безразлично давать своему предмету и то, и другое название». Дело в том, что, по его мнению, и надо заметить не без оснований, «на православном Востоке право, церковное по происхождению, и по содержанию своих норм всегда было церковным». Церковь входила в область светского права и никогда не придавала принципиального значения своей законодательной деятельности в этой области. С другой стороны, православная Церковь никогда принципиально не отрицала права светской власти на участие в образовании не только внешнего, но и внутреннего церковного права - при условии, конечно, что светский законодатель действовал бы так же, как действовала бы сама Церковь, т.е. в полном согласии с основными началами церковного права или, по крайней мере, в духе положительных канонов древней Вселенской Церкви. При наличии этого условия восточная православная Церковь не полагала внутреннего, принципиального различия между своими канонами и государственными установлениями. Отсюда и название практических сборников источников церковного права - номоканон, так как в них содержались и церковные правила, и законы светской власти по делам церкви. По мнению А.С. Павлова: «…если мы назовем наш предмет каноническим правом, то этим названием укажем на господствующий и определяющий элемент в церковном праве, каковой составляют каноны древней Вселенской Церкви, служащие критерием и основанием для действующего права всех православных автокефальных церквей. Если же дадим ему название права церковного, то укажем на исключительное содержание его норм и тем самым отличим его не от канонического, а от всякого другого - нецерковного права. Последнее название заслуживает предпочтения разве только по его общеупотребительности и общепонятности». Однако, при всем этом, по мнению русского канониста Н.С. Суворова, разграничение канонического и церковного права вполне приемлемо и для православной церкви. Он говорит от том, что «церковные отношения… как в автокефальных церквах Восточного Православия, так и на Западе, только отчасти определяются каноническим правом, главным же образом определяются нормами позднейшего происхождения, как церковного, так и государственного». Для того чтобы обосновать необходимость различать каноническое и церковное право применительно к православной церкви, профессором Н.С. Суворовым приводится 12-е правило VII Вселенского Собора (о недействительности отчуждительной сделки) и 85-е правило Трулльского Собора (о форме отпущения рабов на волю). Но, по сути, эти каноны представляют собой все-таки исключения, причем эти два канона не лишены нравственного содержания, которое имеет особое значение для церковного правосознания, а не для гражданских правоотношений.
По рассуждению современного отечественного канониста прот. В.А. Цыпина, «довод этот верен, однако, лишь в том отношении, что количественно законодательный материал позднейшего происхождения превосходит канонический свод. В этом смысле «каноническое право» - лишь часть всей совокупности церковно-правовых актов. Но каноны образуют основу и сердцевину церковного права, для позднейшего церковного законодательства они служили непререкаемым авторитетом и критерием». И действительно, исходя из этого понимания, каноны, являясь первоосновой всего церковного законодательства, дают возможность провести условную классификацию канонического (церковного) права, отличную от принятой отечественными канонистами, и, следовательно, обозначить понятия «каноническое» и «церковное» право в целях подробного изучения этой нормативной системы социально-правового регулирования. Для большей ясности приведем общепринятые положения, касающиеся данного вопроса. Канонисты делят каноническое (церковное) право, в зависимости от его источника, на божественное (jus divinum), которое некоторые ученые называют еще и естественным (naturale), основанное на ясно, выраженной божественной воле, и положительное (positivum), или церковное право в узком смысле слова, основанное на точно установленных законодательных актах самой церкви. Нормы jus divinum не составляют в своей совокупности законодательного кодекса, который бы определял весь строй и порядок церковной жизни. Они служат первооснованием, высшим началом и критерием законодательства самой церкви, руководствующейся в своем правотворчестве духом церковного учения. Источником Апостольских правил, а также правил Соборов и Отцов является Священное Писание и Предание. В зависимости от того, идет ли речь о праве, регулирующем внутреннюю жизнь церкви или ее отношения с иными общественными и политическими образованиями, прежде всего, государством, различают внутреннее (internum) и внешнее (externum) церковное право. Таким образом, А.С. Павлов, отмечает: «…по своему положению в сфере мирского права Церковь находится в зависимости от государства и от него получает нормы, определяющие ее внешние права и отношения. Таким образом, право Церкви, по своему происхождению, есть или божественное (jus divinum), или человеческое, созданное частью самой Церковью (внутреннее право), частью государством (внешнее право)». Право церкви принято разделять также на писаное (scriptum), когда известные законы были изданы, утверждены и письменно изложены компетентной законодательной властью, и обычное, или неписаное (nonscriptum, per consuetudinem), если оно выражено в форме предания или обычая. Наконец, существует общее (commune) и частное (particulare) церковное право. Первое подразумевает основные законы, обязательные для Вселенской церкви, второе же составляют законодательные акты, действующие в отдельных Поместных церквях. Конечно, приведенная классификация, сложившаяся достаточно давно при участии известных канонистов, довольно полно отражает структуру, состав и функции канонического (церковного) права. Целесообразность такой градации канонического (церковного) права по источникам, объектам регулирования и другим основаниям, не вызывает ни малейших сомнений. Исследуя мнения авторитетных отечественных юристов-канонистов (А.С. Павлова, Н.С. Суворова, В.Г. Певцова и др.) по поводу разграничения канонического и церковного права, автором предлагается иной подход к рассмотрению этого вопроса. Суть его заключается в классификации божественного (jus divinum) закона по первоисточнику, лежащему в основании самого божественного закона. Безусловно, при рассмотрении данного вопроса возникают некоторые трудности, как в обосновании критериев, лежащих в основе классификации и типологизации обозначенных понятий, каждое из которых имеет отличительные признаки, не исключающие их тесной взаимосвязи, так и в выборе самих соответствующих критериев. Несмотря на это, попытаемся изложить некоторые идеи в отношении рассматриваемых понятий. При глубоком экклезиологическом анализе божественного (jus divinum) закона обнаруживаем, что этим первоисточником являются каноны данные самим Создателем Церкви относительно существа церкви - Его Тела (Кол. 1:24-25). Причем данную первооснову следует отличать от второй части божественного закона, которая, как видим, является не чем иным, как духовной интерпретацией первой его части. Эта указанная духовная интерпретация первоосновы канонов, являлась как раз базисом для построения всего последующего положительного (positivum) церковного законодательства, в дальнейшем основанного на точно установленных законодательных актах самой Церкви. Говоря о том же, сам А.С. Павлов пишет в своей монографии: «На первом плане стоят, конечно, правила, данные церкви самим ее Основателем или от его имени апостолами как продолжателями божественного дела устроения церкви. Затем следуют правила церковной жизни и дисциплины, предписанные апостолами от своего собственного лица и ими же отличенные от правил божественных…». Следует заметить, что и прот. В.А. Цыпин в своих исследованиях уже обращал внимание на это обстоятельство: «…каноны образуют основу и сердцевину церковного права, для позднейшего церковного законодательства они служили непререкаемым авторитетом и критерием». Несмотря на это, до настоящего момента в наиболее значимых исследованиях канонического (церковного) права и публикациях по данной проблеме, не затрагивался важный вопрос о принципиальном разграничении понятий «каноническое» и «церковное» право. Дело в том, что в трудах большинства отечественных исследователей эти два понятия отождествляются и акцент не заостряется на важном юридическом аспекте в понимании права, принадлежащего церкви. Поэтому многие из современных исследователей продолжают придерживаться вышеизложенной точки зрения проф. А.С. Павлова о тождестве данных понятий. На наш взгляд, исходя из основополагающего значения слова «канон», уместно будет провести классификацию и самого божественного закона, как основания положительного права церкви. Отсюда, выделяются две его составляющих: внутренняя каноническая часть права Церкви - сфера канонических установлений, первооснова, «правила, данные церкви самим её Основателем»; и внешняя каноническая часть права Церкви - сфера канонов, данных Церкви от имени Основателя апостолами, а также правила церковной жизни и дисциплины, «предписанные апостолами от своего собственного лица и ими же отличенные от правил божественных». Кроме этого к сфере внешней части канонического права относятся правила и законы, закрепленные в большинстве источников, имевших место до возникновения положительного права Церкви, которое выражалось в ее законодательстве. В данном случае, имеется ввиду совокупность правил церковной веры и жизни, полученных Церковью от тех же боговдохновенных авторитетов, от которых она имеет и священные писания, но переданных не письменно, а устно или в непосредственно апостольских установлениях. Все это дает возможность условно обозначить внутреннюю и внешнюю канонические части божественного права, как, соответственно, внутреннее и внешнее каноническое право. В соответствии с этим, под каноническим правом (jus canonicum) понимается та часть права церкви, которая является «первооснованием и критерием ее положительного права», другими словами, охватывает все канонические установления и предписания, обозначенные в первоисточниках, в том числе в источниках, где церковь объективно выступает в роли толковательницы норм jus divinum. По своей сущности каноны носят не правовой, а в большей степени религиозно-догматический характер, то есть они содержат постулаты христианского вероучения, которые объединены в систему, составляющую само каноническое право. К церковному же праву (jus ecclesiasticum) можно отнести все церковно-правовые нормы, обозначенные в законодательных актах церкви и в государственных законах по делам церкви, основанных на предписаниях канонического права. Другими словами, церковное право - это право, которое имеет своим предметом регулирование церковно-правовых отношений, при этом являясь результатом деятельности не только церкви как источника своего права, но и государства, как власти, определяющей правовой статус церковной организации с учетом исторических особенностей развития государства, до момента отделения церкви от государства и утраты своей юридической актуальности. Соотношение того и другого права «можно представить себе в образе двух взаимно пересекающихся кругов, так что каждое из них отчасти шире, отчасти уже другого». Другими словами, если представить соотношение канонического и церковного права в широком понимании, то имеем следующее: с одной стороны, каноническое право, в буквальном смысле представляет значительно меньшую часть в объеме права церкви, по сравнению с церковным, охватывающим собой все церковное законодательство до настоящего момента; с другой, каноническое право является более емким понятием по отношению к церковному, проникая за пределы церковного законодательства, так как последнее является его неотъемлемой частью, инструментом, выражающим принципы и предписания канонов, во исполнение основного назначения церкви. В свою очередь, церковное право заключает в себе сочетание двух больших сфер регулирования: область внутренних и внешних церковно - правовых отношений, в основе регламентации которых лежит именно каноническое право. Церковное право включает в себя систему норм, регулирующих отношения, складывающиеся как внутри церкви, так и ее отношения с другими общественными объединениями и с государством. Фактически оно охватывает своим содержанием все существенные стороны жизни церкви и верующих. В этом праве тесно переплетаются друг с другом канонические и правовые нормы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|