Глава 3. Психолого-педагогическое исследование формирования
⇐ ПредыдущаяСтр 53 из 53 у дошкольников экологических представлений.................................... 58 Исследование как метод познания и метод обучения................... 58 Формирование у дошкольников представлений о взаимосвязи растений и животных с внешней средой ……60 Понимание дошкольниками приспособительных особенностей животных (результаты констатирующего обследования детей)...................................................................... 60 Формирование у дошкольников представлений о приспособленности животных к среде обитания........... 64 Развитие у дошкольников представлений об онтогенетических процессах в живой природе.................. 71
Возможность познания дошкольниками изменчивости в природе....................................................................................... 71 Исследование сенсорных возможностей дошкольников замечать изменения предметов............................................... 77 Понимание дошкольниками роста и развития растений и животных.................................................................................... 82 Формирование у детей динамических представлений о росте и развитии живых существ........................................ 83 Развитие у дошкольников представлений о многообразии вживой природе................................................................................. 89 Особенности знаний детей о животных...................................... 89 Экологический подход в упорядочивании представлений о многообразии животных........................................................ 93 Формирование представлений о многообразии животных на основе многоаспектного анализа..................................... 97 Формирование у дошкольников представлений о сообществах живых организмов (экосистемах).................. 101 Отношение к природе как результат экологического образования...................................................................................... 104
Глава 4. Методы экологического воспитания дошкольников............................. 110 Теоретические основы педагогического метода экологического воспитания дошкольников............................. 110 Создание и поддержание экологоразвивающей среды ДОУ — ведущий метод экологического воспитания дошкольников........................................................... 115 Предметная среда и ее влияние на человека (психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия) 115 Ребенок в предметной среде (анализ экспериментального материала).................................................................................. 124 Создание экологоразвивающей среды в ДОУ: экологический подход и педагогическая целесообразность..................................................................... 125 Совместная деятельность воспитателя и детей в экологоразвивающей среде ДОУ...................................... 139 Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде детского сада.................................................................. 144 Содержание наблюдения. Его значение для экологического воспитания детей............................................................................. 146 Содержательный подход к наблюдению................................. 146 Циклическая организация наблюдений................................... 151 Наблюдение закономерных изменений в природе................ 154 Формирование у детей отношения к природе в процессе наблюдения........................................................... 161 Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников................................................................................... 164 Модели и моделирующая деятельность в педагогическом Развитие у дошкольников отношения к природе в процессе моделирования..................................................... 174 Роль наглядных пособий в экологическом воспитании детей............................................................................................. 173 Игровая деятельность как метод экологического
воспитания дошкольников........................................................... 178 Теоретическая основа использования игры в ознакомлении с природой................................................... 178 Различные типы Игровых обучающих ситуаций (ИОС)..... 182 Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей...................................................................... 189 Глава 5. Формы экологического воспитания дошкольников............................. 192 Занятия, их роль в обучении дошкольников. Словесный метод работы с детьми.................................................................. 192 Типы экологических занятий............................................................. 194 Занятия первично-ознакомительного типа............................. 194 Занятия углубленно-познавательного типа............................ 196 Формирование обобщений в дошкольном возрасте............. 198 Обобщенные представления — средство упорядочивания знаний детей о многообразии природных явлений........ 203 Занятия обобщающего типа........................................................ 206 Занятия комплексного типа.......................................................... 211 Экологическое, воспитание дошкольников в повседневной жизни.................................................................................................. 212 Общение и совместная деятельность — главные факторы повседневного воспитания................................... 2 12 Педагогические мероприятия в повседневной жизни, различные.формы их организации..................................... 215 Комплексные и развлекательные мероприятия..................... 220 Глава 6. Современные подходы к экологическому образованию....................... 225 Зарубежные и отечественные программы экологического образования...................................................................................... 225 Зарубежный опыт образования в области окружающей среды ………………………………………………………225 Отечественные программы экологического воспитания дошкольников................................................................................. 236 Роль педагогической технологии в экологическом воспитании дошкольников........................................................... 250 Системообразующая роль «педагогической технологии в воспитательно-образовательном процессе.......... …….250 Технологии экологического воспитания дошкольников …..252 Диагностика экологической воспитанности детей............... 256 Организационно-методическое руководство экологическим
воспитанием детей в ДОУ............................................................ 259 Роль заведующей» и старшего воспитателя в постановке экологического воспитания............................................... 259 Роль эколога и других специалистов ДОУ в экологическом воспитании детей………………….. 270
Приложения.............................................................................................................. 277 Приложение 1. Анкеты конструирующего обследования детей.................................................................................................... 277 Приложение 2. Анализ решения детьми задач о приспособленности животных к среде обитания............... 278 Приложение 3. Ход и диагностика экспериментального обучения детей................................................................................ 287 Приложение 4. Представления детей о росте и развитии живых объектов (анализ констатирующего эксперимента).................................................................................. 291 Приложение 5. Ознакомление детей с ростом и развитием животных (поисковый обучающий эксперимент)................. 296 Приложение 6. Ребенок в новой предметной среде: анализ экспериментального материала................................... 303 Приложение 7. Экологический анализ содержания циклов наблюдений за предметами в разных возрастных группах....................................................................... 314 Библиография......................................................................................................... 321
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|