Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтез монетарной и фискальной политики.




Заканчивая описание тем, посвященных государственному регулированию экономики следует отметить, что государство, проводя политику воздействия на экономику в целях ее роста, как правило, не может ограничиваться только монетарными, либо фискальными методами. Неизбежно возникает процесс их сложного взаимодействия, особенно в тех случаях, когда проводимая фискальная политика вызывает дефицит государственного бюджета. Влияние дефицита государственного бюджета на процентную ставку и его потенциальное воздействие на монетарную политику показывает, что органы, проводящие фискальную и монетарную политику должны координировать свои действия. Только в этом случае может быть обеспечена стабильность экономической системы в целом.

Синтез монетарной и фискальной политики называется стабилизационной политикой. Она поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, сглаживает колебания экономики, стимулируя ее в периоды спада и сдерживая в периоды подъема.

Стабилизационная политика включает в себя фискальную и монетарную политику. При этом первая регулирует налогообложение и государственные расходы, а вторая – предложение денег. Для получения ожидаемого эффекта от проведения стабилизационной политики необходима согласованность действий в обеих ее составляющих при распределении полномочий и ответственности между проводящими ее органами власти.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйствующих субъектов, а они в свою очередь влияют на ее результаты. Поэтому проводимая политика стабилизации должна быть предсказуема для хозяйствующих субъектов.

Стабилизационная политика проводится путем стратегии активизма. Такой политики придерживаются представителикейнсианского и неокейнсианского направления. В то же время представители неоклассического направления считают стабилизационную политику бесполезной и предлагают установление долгосрочных правил экономической политики, заключающихся в поддерживании определенного уровня роста денежной массы, дающего стабильность безинфляционного экономического роста, стабильности увеличения номинального национального дохода и сбалансированности бюджета по завершении экономического цикла.

Стратегия активизма подразумевает активное регулирование рыночной экономики путем проведения одновременно фискальной и денежно-кредитной политики. При этом она базируется на следующих постулатах:

1) невозможно самостоятельное перемещение экономики в точку долгосрочного равновесия совокупного спроса и совокупного предложения;

2) развитие экономики и последствия применяемой политики прогнозируемы;

3) необходима политическая поддержка правительства курса на долгосрочное равновесие экономики.

Последний пункт, как правило, не выполняется, поскольку от проводимой экономической политики зависит популярность власти и ее шансы на выборах. Поэтому правительство сосредоточивает свою деятельность на краткосрочных целях экономической политики, оставляя без должного внимания долгосрочную экономическую перспективу.

На результаты активисткой экономической политики оказывает отрицательное влияние запаздывание принимаемых правительством решений, так называемые временные лаги. Различают:

А) внутренний лаг – время от появления отклонения до внедрения решений по его ликвидации;

Б) лаг распознавания – время от момента появления отклонения до момента осознания необходимости принятия решения;

В) лаг решения – время от момента осознания необходимости принятия решений до его принятия;

Г) лаг действия – время от момента принятия решения до момента начала внедрения.

При проведении монетарной политики внутренний лаг незначителен, так как финансовая информация распространяется быстро и легко доступна, при проведении фискальной политики – весьма значителен, так как, например, принятие решения об отмене или введении того или иного налога осуществляется законодательным путем.

Д) внешний лаг – время от начала внедрения решения до появления ощутимого результата в национальной экономике. Внешний лаг является достаточно продолжительным, причем в монетарной политике он длиннее, чем в фискальной.

Существование временных лагов заставляет проводить экономическую политику на основе прогнозов. При ошибке в прогнозах принимаемые меры могут привести к дестабилизации в экономики. Если отклонения малы и носят временный характер, то активистскую политику лучше не применять.

 

Тесты для самопроверки

1. Денежный агрегат М0 это:

а) наличные деньги в обращении + срочные вклады населения;

б) наличные деньги в обращении;

в) наличные деньги в обращении + средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций + средства страховых компаний.

 

2. Деньги выполняют функцию обращения в следующем случае:

а) книга стоит 100 руб.;

б) клиент открывает депозитный счет в банке;

в) покупатель оплачивает покупку в кассе магазина наличными;

г) выплата заработной платы 1 числа каждого месяца.

 

3. Денежная масса это:

а) совокупность наличных денег;

б) совокупность всех платежных средств, находящихся в обращении;

в) совокупность всех денежных средств, имеющихся у Центрального банка.

 

4. Величина денежного агрегата М1 отличается от М2 на сумму:

а) сберегательных вкладов;

б) срочных депозитов;

в) депозитных сертификатов;

г) государственных краткосрочных облигаций.

 

5. Агрегат М1 более ликвиден чем:

а) денежная база;

б) М2;

в) М0;

г) наличные деньги.

 

6. В кейнсианской теории линия трансакционного спроса на деньги имеет форму:

а) прямой, параллельной оси 0Х;

б) кривой с положительным наклоном;

в) кривой с отрицательным наклоном;

г) прямой, параллельной оси 0У.

 

7. Банковский мультипликатор — это величина:

а) прямо пропорциональная учетной ставке;

б) обратная ставке рефинансирования;

в) прямо пропорциональная норме резервирования;

г) обратная норме резервирования.

8. Банковская система включает:

а) Центральный банк, коммерческие банки;

б) Центральный банк, кредитные организации, их ассоциации и страховые компании;

в) Центральный банк, коммерческие банки, биржи и инвестиционные фонды.

9. Функцией Центрального банка не является:

а) хранение государственных золото-валютных резервов;

б) хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;

в) привлечение депозитов населения;

г) кредитование коммерческих банков;

д) контроль за деятельностью кредитно-денежных организаций.

 

10. Кредитная экспансия предполагает:

а)увеличение налогов;

б) расширение предложения денег в экономике;

в) снижение государственных расходов;

г) одновременное снижение налогов и увеличение государственных расходов.

 

11. К инструментам кредитно-денежной политики не относится:

а) изменение нормы обязательного резервирования;

б) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

в) изменение объемов государственных расходов;

г) проведение операций на открытом рынке;

д) изменение налоговых ставок.

12. Гибкая монетарная политика означает:

а) поддержание на заданном уровне денежной массы;

б) поддержание на заданном уровне ставки процента;

в) поддержание на заданном уровне реального ВВП;

г) поддержание на заданном уровне темпа инфляции.

13. На стадии спада экономики для ее оживления Центробанк:

а) понижает ставку рефинансирования;

б) повышает ставку рефинансирования;

в) покупает ценные бумаги;

г) повышает норму резервирования.

 

14. Если Центробанк намерен сократить предложение денег, он:

а) покупает ценные бумаги;

б) продает ценные бумаги;

г) понижает норму резервирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...