Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антенатальный и неонатальный периоды




Антенатальный период. Структура коры большого мозга достигает высокой дифференцировки уже к концу антенатального пе­риода развития, что связано с ее интенсив­ным функционированием. За 2—3 мес. до рождения плод, реагируя отчетливыми дви­жениями на внезапное звуковое раздраже­ние, при повторении звука постепенно сни­жает двигательную реакцию, а затем и совершенно прекращает движения. Если же после этого предъявлять другие раздражители, в том числе и другие звуки, то можно вновь на­блюдать двигательную реакцию плода. Таким образом, во второй половине антенатального онтогенеза функции коры следует определять уже как ориентировочно-исследовательские.

Неонатальный период (от момента рож­дения до 1 мес.). К концу 1-й недели жизни у ребенка возникает условный рефлекс на время кормления. Так, при строгом режиме за 30 мин до кормления обнаруживаются лейкоцитоз и усиление газообмена, а затем ребенок просыпается. Мигательный услов­ный рефлекс (условный раздражитель — яркий свет, безусловный — вибрация), двигательно-оборонительный на звук (безуслов­ный стимул — электрокожное раздражение) также образуются в конце 1-й — начале 2-й недели жизни ребенка. Условный рефлекс можно выработать у недоношенных детей.

К концу 2-й недели жизни появляется ус­ловный сосательный рефлекс на «положение кормления» (рефлекс Бехтерева—Шелованова). Условными раздражителями служат по­ложение тела ребенка, типичное для кормле­ния, а также тактильные, проприоцептивные и вестибулярные раздражения, которые воз­никают при предшествующем кормлению пе­ленании; подкреплением является кормле­ние. Условный рефлекс проявляется в иска­тельных движениях головы, сосательных дви­жениях и при открывании рта. К концу 1-го месяца жизни образуются условные рефлек­сы на обонятельные, вкусовые и звуковые раздражители; в начале 2-го месяца появля­ются условные рефлексы на кожно-тактиль-ные, затем — на зрительные раздражители.

Условные рефлексы у новорожденных не­устойчивы, вырабатываются значительно труднее, чем в старшем возрасте ребенка. Внешнее безусловное торможение условных рефлексов проявляется раньше, чем внутрен­нее (условное).

Эмоции новорожденного отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, поэтому служат надеж­ным сигналом любого неблагополучия (мок­рые пеленки, голод, болевые ощущения) и прекращаются с устранением причины, вы­звавшей их. Однако уже в первые дни жизни при приближении взрослого человека у ре­бенка повышается двигательная активность и усиливаются сосательные движения — реак­ция общего оживления, предвосхищающая кормление. На 2—3-й неделе жизни в про­цессе кормления ребенок внимательно рас­сматривает лицо матери, грудь, ее руки.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ (1-12 МЕС.)

У ребенка на 2-м месяце жизни возникает специфическая человеческая, социальная по своей природе потребность общения со взрослым человеком. В этот период в связи с созреванием ЦНС и анализаторов, а также воздействием внешней среды и окружающих ребенка лиц ВНД бурно развивается. Быстро вырабатываются и становятся более прочны­ми условные рефлексы, вырабатывается внутреннее торможение их, появляются эмо­ции на окружающую обстановку и окружаю­щих лиц; после 6 мес начинает развиваться речь.

Импринтинг. Наблюдение за развитием детей свидетельствует о том, что важную роль в нервно-психическом развитии ребенка имеет импринтинг, влияющий на будущее по­ведение, предопределяя его на долгие годы. По-видимому, в развитии детей имеются критические периоды, определяющие даль­нейшее их развитие, но они, очевидно, сдви­нуты на более поздние сроки, чем у живот­ных. В частности, высказывают мнение, что возраст от 6 недель до 6 мес. является критичес­ким для оформления отношений ребенка с матерью, у цыплят это 5—15 ч после вылупления, у щенят — 4—8 мес. Импринтинг — это запечатлевание в памяти детенышей всей окружающей действительности. Обычно он лучше выражен у видов с продолжительными родительско-детскими отношениями. Разли­чают несколько разновидностей (форм) про­явления импринтинга.

• Запечатлевание образов и объектов: роди­телей, братьев, сестер, вида пищи и др. — это более поздний импринтинг, его разно­видностью является половой импринтинг.

• Реакция следования — «слепое» (автома­тическое) следование новорожденного за родителями. Реакция хорошо выражена у животных, она наблюдается и у детей, только в более поздние сроки. Так, если новорожденный окажется с особями дру­гого вида, он будет следовать за ними или даже за любым движущимся объектом (например, за движущейся игрушкой). Эта форма импринтинга наиболее демонстра­тивна и хорошо изучена. Считают, что мо­торным эквивалентом реакции следова­ния животных у ребенка являются улыбка, постоянная смена мимики, появление комплекса оживления уже на 2-м месяце жизни.

• Усвоение поведенческих актов (дети по­вторяют действия родителей).

Импринтинг имеет сходство с безуслов­ным и условным рефлексами. Ему присущи некоторые свойства условных и безусловных рефлексов: подобно безусловным рефлексам эти реакции сохраняются, как правило, всю жизнь; они являются врожденными, но для их проявления нужны определенные усло­вия. Например, реакция следования является врожденной, но в процессе жизни она пре­вращается в приобретенную. Если изолиро­вать детеныша от родителей сразу после рож­дения на определенный промежуток време­ни, то реакция следования не формируется, т.е. сама конкретная реакция по наследству не передается, имеется только готовность к ее выполнению у новорожденного.

Импринтинг отличается и от условных, и от безусловных рефлексов: проявляется в оп­ределенные критические периоды (чаще либо сразу после рождения, либо вскоре после рождения, причем в ограниченные сроки, иногда сроки могут быть отдалены); запечат­левание происходит очень быстро, иногда с первого раза (например, реакция следова­ния), поэтому реакцию следования иногда называют (с нашей точки зрения, неверно) условным рефлексом «с одного подкрепле­ния». Условный рефлекс надо вырабатывать, а для безусловного рефлекса ни запечатлевания, ни выработки не требуется.

У новорожденных детей первых месяцев жизни определяющими факторами в возник­новении привязанности к матери являются чувство комфорта и ощущение безопасности, существенное значение для которых имеют кормление матерью своего ребенка, гигиени­ческий уход, интонация голоса и звуки речи, обязательные при общении с бодрствующим ребенком грудного возраста. Таким образом, импринтинг — это особая, третья форма реа­гирования (кроме условного и безусловного рефлексов) на окружающую среду, родите­лей, партнеров. Импринтинг имеет особо важную роль для выживания на ранних эта­пах онтогенеза.

Условнорефлекторная деятельность. Су­щественной чертой условнорефлекторной де­ятельности ребенка в первом полугодии жизни нужно считать то, что действенным для него являются комплексные раздражите­ли. Например, «положение для кормления», при котором раздражаются и, естественно, возбуждаются тактильные, проприоцептивные и вестибулярные рецепторы одновре­менно. Условные рефлексы (по сравнению с таковыми периода новорожденности) выра­батываются быстрее, становятся более проч­ными, начинают проявляться различные виды условного (внутреннего) торможения. Угасательное торможение условных рефлек­сов возникает на 2-й неделе жизни, т.е. одно­временно с появлением условных рефлексов, затем формируются дифференцировочное торможение (3—4-й месяцы), на 5-м меся­це — условный тормоз, на 6-м — запаздывательное торможение.

Эмоциональные реакции. Если у ново­рожденного ребенка эмоциональные реак­ции, как уже отмечалось, являются отрица­тельными и всегда рациональными, то у ре­бенка грудного возраста возникают и отри­цательные, и положительные эмоции. В част­ности, на 2-м месяце жизни у ребенка фор­мируется улыбка, в первую очередь как ре­акция на лицо матери, на 3-м месяце к улыбке присоединяются смех и общее дви­гательное оживление со вскидыванием ру­чек, перебиранием ножек, радостными воз­гласами. Ребенок реагирует комплексом оживления не только на лицо человека, но и на вид ванночки с водой, приготовление к кормлению.

Развитие речи. Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет посто­янный разговор с ним при любом контакте во время его бодрствования. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровож­дать объяснением всех манипуляций, не­смотря на то, что ребенок еще не только не говорит, но на ранних этапах онтогенеза и не понимает, что ему говорят. Когда ребенок научится говорить и произносить отдельные слова, искажая их произношение, взрослые ни в коем случае не должны подражать этому искажению, чтобы предотвратить развитие «птичьего» языка, тормозящего развитие и речи, и мышления. Следует всегда помнить: чем раньше начинают разговаривать с ребен­ком и побуждают его к разговору, тем бы­стрее и лучше он овладевает речью и тем бы­стрее развивается его мышление. Критичес­ким возрастом для овладения речью является возраст до 10 лет. Позднее способность к раз­витию нейронных сетей для построения центра речи утрачивается.

Первые слова, произносимые ребенком в порядке подражания, относятся не к кон­кретному предмету, а к ситуации в целом. Так, в возрасте 8—10 месяцев дети еще не выделя­ют отдельные предметы и объекты внешней среды. Хотя они в этом возрасте произносят слоги «па», «ма», оказывается, что платье мамы и ее кровать — тоже «ма», а ту же маму (свою маму), но в новой одежде или в не­обычном окружении ребенок может не уз­нать. Ребенок в этом возрасте может понимать запрет, разрешение, другие простые ин­струкции.

Однако прежде чем ребенок научится по­нимать слова взрослого (сенсорная речь) и тем более научится сам произносить слова (моторная речь), он проходит подготовитель­ный период (развитие гуления и лепета), ко­торый начинается с конца 2-го месяца. Это происходит всегда на фоне ожидания, ра­достного состояния и свидетельствует о хо­рошем самочувствии и хорошем настроении ребенка.

Сенсорная речь развивается у ребенка в возрасте 7—8 мес. К году он знает названия многих (нескольких десятков) действий, по­нимает значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», знает имена близких ему людей, названия игрушек.

Моторная речь начинает развиваться в воз­расте 10—12 месяцев, к году словарный запас со­ставляет обычно 10—12 слов. Слово стано­вится сильным сигналом и приобретает само­стоятельное значение. Следует отметить, что девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков. Наиболее яркие переходные пе­риоды в развитии детей наблюдаются в 3 и 7 лет; кроме того, у девочек в 11—15 лет, а у мальчиков — в 13—17 лет. Эти переходные периоды называют критическими периодами.

ЯСЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1-3 ГОДА)

Условнорефлекторная деятельность в этом возрасте характеризуется не только выработ­кой отдельных условных рефлексов, но и формированием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время, чем у взрослых.

Условные рефлексы. У двухлетнего ре­бенка вырабатывается огромное количество условных рефлексов на соотношение величи­ны, тяжести, удаленности, окраски предметов. Этот вид условных рефлексов определяет ин­тегрированное отражение явлений внешнего мира и считается основой понятий, форми­руемых на базе первой сигнальной системы. Примером динамического стереотипа этого возраста могут служить изменения особен­ностей ВНД ребенка согласно распорядку дня: сон — бодрствование, питание, прогул­ки, требующие последовательности поведен­ческих элементов, из которых складываются процедуры умывания, кормления, игры.

Системы условных связей, выработанные в это время, отличаются особой прочностью, и большинство из них сохраняет свое значе­ние в течение всей последующей жизни человека. Поэтому можно думать, что в этот пе­риод в ряде случаев еще продолжает действо­вать импринтинг. Воспитание детей в сен­сорно обогащенной среде ускоряет их психи­ческое развитие. Взаимодействие проекцион­ных и непроекционных отделов коры боль­шого мозга обеспечивает более глубокое вос­приятие окружающей среды. Особенно большое значение при этом имеет взаимодействие возбуждений, обеспечивающих возникнове­ние ощущений и двигательную активность, например зрительное восприятие объекта и охватывание его рукой.

Познавательная деятельность в возрасте 1—3 года. На 3-м году жизни познавательная деятельность нерасторжимо связана с мы­шечными ощущениями, получаемыми в ре­зультате манипулирования с предметом. Мышление ребенка на первых этапах форми­руется как «мышление в действии». Поведе­ние ребенка 2-го и 3-го годов жизни поража­ет бурной и настойчивой исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять. Ведущая роль принадлежит «руке», поэтому необходимо обучение игро­вым навыкам (кубики, рисование), бытовым навыкам (самостоятельное одевание, застеги­вание пуговиц, шнуровка ботинок и др.). Так как проекция кисти руки занимает огромную площадь в коре большого мозга, активность и точность работы мышц руки является пред­посылкой активизации корковых центров.

Постепенно у ребенка вырабатывается система адекватных действий с различными предметами: на стул он садится, ложкой ест, из чашки пьет. Если действия ребенка с предметом ограничить, его познавательная деятельность оказывается обедненной, задер­живается в своем развитии и мышление.

Развитие речи.В развитии речи чрезвычайно важную роль играет также двигательный анализатор. В речи, как было отмечено выше, различают две стороны процесса: понимание (сенсор­ная речь) и артикуляция (моторная речь). Понимание речи физиологически может быть определено как приобретение сигналь­ного значения услышанных слов. Различение звуков речи основывается не только на ана­лизе проприоцептивных импульсов с артикулярного аппарата. Оказывается, участие не­речевых мышечных групп (например, руки) тоже облегчает анализ звуковой речи, осо­бенно тонких движений пальцев, происходит формирование так называемой «думающей руки».

На 2-м году жизни ребенка происходит соединение слов во фразы. Вначале они состоят из 2—3 слов — «речевые цепи» пока еще коротки. К концу 2-го года словарный запас ребенка достигает 200—400 слов, а к концу 3-го — 2000 слов и больше.

В формировании речи важнейшую роль играет также звуковое подражание. Одновре­менно устанавливается связь слова со свой­ствами обозначаемого предмета. При этом процесс идет более успешно, если произнесе­ние слова подкрепляется определенным дей­ствием. Так, например, чтобы обучить ребен­ка новому для него слову «сахар», необходи­мо предварительно ознакомить его с видом, формой этого предмета, подкрепляя это воз­действие вкусовым раздражением.

У детей ясельного возраста быстро разви­вается обобщающая функция слова. В воз­расте 1 года слово эквивалентно одному кон­кретному предмету: «ляля» — только данная кукла; в 2 года слово эвивалентно предметам (все куклы), ребенок на слово отвечает сло­вом, четко сформирована повелительная форма обращения (иди, дай), поскольку это имеет для ребенка важное значение; в 3 года слово объединяет несколько разнородных предметов (кукла, паровоз, машина — все это игрушки); в 4—5 лет слово объединяет не­сколько разнородных групп предметов (иг­рушки, одежда, мебель — все это вещи).

Итак, период до 3 лет является наиболее оптимальным периодом становления и фор­мирования речи. Подтверждением этому мо­гут быть случаи с похищением и последую­щим воспитанием детей зверями. Полноцен­ного формирования речи не происходило и после возвращения их в человеческое обще­ство. Главным в психическом статусе и физи­ческом развитии трехлетнего ребенка являет­ся то, что он успешно обучается речи и само­обслуживанию, выделяя себя из окружающей среды, т.е. начинает оценивать себя как лич­ность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...