Сводная смета затрат на производство
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
В смете затрат на производство отражается общая сумма издержек, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (фирмы), и их структура. В нее включаются: расходы всех структурных подразделений, участвующих в производстве продукции; затраты, связанные с выполнением производственным персоналом работ, не включаемых в состав валовой (товарной) продукции или оказанием услуг непромышленного характера строительными организациями, собственному капитальному строительству и непромышленным хозяйствам; и непроизводственные затраты. В сводную смету не включаются расходы подразделений предприятия, относящихся к другим видам деятельности, а также непроизводственных структурных подразделений, и стоимость продукции собственного производства, потребляемой внутри предприятия на промышленно-производственные нужды (внутрипроизводственный оборот). Смета затрат на производство используется для следующих целей: Q определение общей суммы расходов по предприятию; Q расчета себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции; Q определения и анализа структуры затрат на производство; Q проверки согласованности различных частей плана себестоимости; Q расчета нормативов оборотных средств. Основой для разработки сводной сметы затрат служат следующие расчеты: – расчет затрат на сырье, материалы, технологическое топливо и энергию, используемых в основном производстве; – расчет расходов на оплату труда производственных рабочих основного производства; – сметы затрат (калькуляции себестоимости продукции) цехов вспомогательного производства; – смета расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции, материалов, технологических процессов;
– смета расходов, связанных с освоением новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковых расходов); – смета расходов на специальную технологическую оснастку; – смета общепроизводственных расходов по основным цехам; – смета общехозяйственных расходов; – смета транспортно-заготовительных расходов; – смета коммерческих расходов. Все сметы составляются в соответствии с установленной номенклатурой статей затрат. Комплексные статьи расшифровываются по элементам затрат. Таблица. Форма сводной сметы затрат на производство.
Для проверки правильности расчетов по себестоимости составляется контрольная (шахматная) ведомость, в которой расходы по статьям увязываются со сметой затрат по элементам
Таблица Шахматная ведомость затрат на производство
В современных условиях применяются следующие методы составления сметы затрат на производство, которые зависят от условий производства и конкретных задач планирования: 1. Сметный метод. Он предполагает разработку сметы затрат на производство в целом по предприятию на основе затрат по экономическим элементам, рассчитанным в различных разделах плана предприятия. Данный метод позволяет увязать соответствующие разделы плана между собой, но не обеспечивает должной информации для планирования, анализа, учета издержек производства отдельных внутрипроизводственных подразделений. Такой метод используется, как правило, на завершающей стадии разработки плана предприятия. Он позволяет сбалансировать затраты предприятия и его цехов
2. Калькуляционный метод. Он основан на калькуляции себестоимости товарной продукции.Для установления общей суммы затрат на производство полученная себестоимость товарной продукции корректируется на себестоимость изменения остатков незавершенного производства и на затраты, связанные с работами и услугами, которые не включаются в состав валовой и товарной продукции. 3. Укрупненный метод. Этот метод используется на начальных стадиях планирования, позволяет быстро вносить поправки во взаимосвязанные показатели в случае изменения планов предприятия и оценивать получаемые при этом результаты. Расчеты укрупненным методом выполняются в следующей последовательности: 1) На основании сметы затрат отчетного года рассчитываются фактические расходы на рубль валовой продукции по каждому экономическому элементу. 2) Устанавливаются отправные параметры по ряду важнейших показателей на плановый год: росту объема валовой продукции, росту производительности труда и средней заработной платы, снижению (в процентах) норм расхода материальных и денежных ресурсов. 3) Определяется изменение себестоимости в процентах к базисному году по каждому элементу затрат, исходя из технико-экономических показателей. 4) Рассчитываются плановые расходы на рубль валовой продукции по каждому экономическому элементу с учетом изменения затрат по статьям. 5) Планируемый объем валовой продукции умножается на плановые расходы на рубль валовой продукции и определяется смета затрат по каждому элементу.
6) Из полученной суммы исключаются непроизводительные расходы в сумме затрат базисного года, с поправкой на планируемый прирост валовой продукции. К элементу "Прочие расходы " относятся чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, отчисления средств пользователями автомобильных дорог, отчисления в фонды ведомственных дошкольных учреждений, в фонды на НИОКР и освоение новых видов продукции, отчисления в централизованный инвестиционный фонд, отчисления в целевой фонд содействия конверсии. 1. Товарная продукция в сопоставимых с предыдущим годом ценах 2. В том числе изменение стоимости товарной продукции, не связанное с изменением объема производства (повышение качества, размещение производства и т.п. 3. Товарная продукция за вычетом изменения стоимости по стр. 2 4. Затраты на рубль товарной продукции по плану предыдущего года 5. Себестоимость товарной продукции планируемого года, исходя из уровня затрат предыдущего года Экономия в планируемом году, обусловленная 6. Повышением технического уровня производства 7. Внедрением вычислительной техники 8. Улучшением организации производства, труда. 9. Изменением объема и структуры продукции.10. Улучшением использования природных ресурсов. 11. Отраслевыми и прочими факторами. 51. Содержание финансового плана
Финансовый план предприятия — это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Финансовый план предприятия может включать следующие расчеты и обоснования: баланс доходов и расходов, прибыли и направлений ее использования, объемов капитальных вложений, прироста норматива оборотных средств и источников их финансирования, точки достижения безубыточности. Финансовое планирование охватывает следующие отношения: • между предприятием и различными субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при коммерческом кредитовании; • собственниками предприятия, трудовыми коллективами и отдельными работниками при оплате труда персонала предприятия; • предприятиями, объединениями и Государственным бюджетом при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и получении ассигнований из бюджета; • предприятиями и коммерческими банками при получении и погашении ссуд и при уплате процентов за кредит; • предприятиями и страховыми организациями при страховании имущества предприятий. Основная цель финансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями. В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:
• определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы); • принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов; • определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов; • уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций; • выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли; • определяются финансовые взаимоотношения предприятия с Государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.
Финансовый план составляется на основе следующих данных: • фактических данных бухгалтерского баланса на 1-е число планируемого периода, а также за 2-3 года, предшествующих планируемому периоду; • показателей плана производства и реализации продукции; • сметы затрат на производство или свода расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг; • сметы затрат на содержание объектов социальной и культурно-бытовой сферы предприятия, • данных об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений; • сведений о движении основных фондов и оборотных средств; • расчетов отпускных цен; • норм амортизационных отчислений; • нормативов собственных оборотных средств; • ставок платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды; • лимитов расходов по отдельным статьям, например, на фирменную одежду, представительские и командировочные расходы, плата за выбросы вредных веществ в окружающую среду; • результатов анализа выполнения плана за предшествующий период; • условий расчетов с покупателями продукции, поставщиками материальных ресурсов, с банком по ссудам, с бюджетом по налогам. Этапы составления финансового плана: ~ анализ финансового положения предприятия; ~ планирование доходов и поступлений; ~ планирование расходов и отчислений; ~ проверку финансового плана (баланс доходов и расходов). 5 2. Плановый баланс доходов и расходов предприятия.
Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса. Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов: доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; платежи в бюджет; ассигнования из бюджета. Финансовый план составляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период с целью обеспечить контроль за денежными потоками предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности. Таблица Баланс доходов и расходов (финансовый план) на ––– г., тыс. руб.
Источники доходов и поступлений средств предприятия: 1) Прибыль. План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; в действующих ценах и условиях.Одновременно целесообразно определить влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на издержки производства и прибыль. 2) Планирование амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления предназначены для финансирования затрат, связанных с простым и расширенным воспроизводством основных фондов предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется по формуле: Апл = ОФпл*На / 100 где Апл — плановая сумма амортизационных отчислений, млн р.; На — средняя фактически сложившаяся норма амортизационных отчислений по отчету за год, предшествующий планируемому, %; ОФпл — среднегодовая плановая стоимость амортизируемых основных фондов, млн р. Средняя норма амортизации (На) рассчитывается делением суммы фактически начисленной амортизации по отчету за предшествующий плановому год (Аф) на фактическую среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов (ОФф) по формуле: На = Аф/ОФф*100. 3) Финансовые ресурсы строительства. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в строительстве, планируются при выполнении работ хозяйственным способом в условиях внутрихозяйственного расчета. В этом случае структурному подразделению предприятия, выполняющему ремонтно-строительные работы, доводятся финансовые показатели: плановые накопления; задания по снижению себестоимости работ; норматив оборотных средств. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве (Соб) может быть результатом сокращения потребности строительного комплекса предприятия в оборотных средствах или ускорения их оборачиваемости и рассчитывается по формуле: Соб=(Он-Ок)-(Кн-Кк) где Он — оборотные активы стройки на начало планового периода, млн р.; Ок — потребность стройки в оборотных активах на конец года, млн р.; Кн, Кк — кредиторская задолженность стройки на начало и конец планового периода соответственно, млн р Плановые накопления (Нпл) по строительным работам, выполняемым хозспособом, рассчитываются по формуле: Нпл = У*П*100 где У— планируемый объем строительно-монтажных работ в сметных ценах, млн р.; П— планируемый процент накоплений. 4) Планирование устойчивых пассивов. При составлении финансового плана в качестве финансовых ресурсов планируется прирост устойчивых пассивов. К устойчивым пассивам относятся не принадлежащие предприятию средства, но которые по условиям расчетов постоянно находятся в его обращении. К устойчивым пассивам относятся следующие средства: • задолженность по заработной плате рабочим и служащим предприятия; • отчисления во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда, а также резерв предстоящих платежей по отпускам работающих; • задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, авансовым платежам клиентов. 5) Прочие доходы. В состав прочих доходов входят доходы от выпуска ценных бумаг, паевые (членские) взносы членов трудового коллектива предприятия. Доходы от выпуска ценных бумаг планируются исходя из размера подписки, а также суммы оставшихся в распоряжении предприятия ценных бумаг и предполагаемого объема их продаж. Средства, полученные от размещения облигаций, образуют заемный капитал предприятия. Средства, полученные в результате выпуска и размещения акций, образуют собственный капитал предприятия. При планировании расходов и отчислений в финансовом плане отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей трудового коллектива, прочие расходы, финансируемые за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия. Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда: фонд накопления; фонд потребления; резервный (страховой) фонд.Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает самостоятельно. Однако хозяйственная практика свидетельствует, что наиболее оптимальным соотношением между ими будет следующее: фонд накопления — 60 %; фонд потребления — 40 %. 1) Капитальные вложения. составляют значительную часть инвестиций, направляемых на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Объем и структуру капитальных вложений предприятие планирует самостоятельно. 2) Прирост собственных оборотных средств Основой для планирования инвестиций в расширение собственных оборотных средств служат расчеты по формированию оборотных средств на конец планируемого года. Сравнение полученной величины с нормативом на начало планового периода даст изменение норматива (его рост или сокращение).Норматив оборотных средств — это объем финансовых ресурсов, предназначенных для формирования неснижающихся минимальных запасов оборотных фондов и фондов обращения (сырья, материалов, топлива, готовой продукции на складе и т.д.). 3) Проценты по долгосрочным кредитам. Расходы по обслуживанию долгосрочных банковских кредитов планируются на основе договоров с кредитными учреждениями и сведений банков о возможных изменениях в размере процентной ставки и методики расчета суммы процентов. Расчеты с бюджетом. В финансовом плане предприятия отражаются только те платежи в бюджет, источником которых является прибыль (налог на недвижимость; налог на доходы, налог на прибыль). Все другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды в плане отражаются за балансом "Справочно". На основании выполненных расчетов составляются проверочные таблицы. Назначение таблицы – определение источников финансирования по каждому направлению использования средств и сбалансирование доходов и расходов. Баланс доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы. При этом учитывается целевое использование доходов и очередность их направления по статьям затрат. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.
Суть баланса состоит в обеспечении равенства итогов по каждой статье затрат сумме источников ее финансирования, в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия в планируемом периоде.
План формирования прибыли предприятия.
Целью планирования прибыли является определение возможной ее величины и резервов на основе прогнозирования себестоимости производства и реализации продукции, конъюнктуры рынка, роста инфляции, налоговой политики государства.Планирование прибыли производится по всем видам деятельности предприятия. В процессе планирования учитываются все факторы, которые могут оказывать влияние на финансовые результаты. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли: • прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства; • прибыль от прочей реализации, в частности основных фондов и другого ненужного имущества предприятия; • финансовые результаты от внереализационных операций. Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по отдельным видам хозяйственной деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогами на прибыль и добавленную стоимость (НДС). При планировании прибыли от реализации продукции используются следующие методы: метод прямого счета; аналитический метод. 1) Метод прямого счета. Планируемая прибыль от РП определяется как разница между планируемой выручкой от РП в действующих ценах (без НДС, акцизов и т.д.) и полной себестоимостью продукции. Этот метод наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции. Достоинством методов прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период. Таблица. Последовательность выполнения плановых расчетов.
2) Аналитический метод планирования прибыли базируется на основе: а) показателя затрат на 1 руб. товарной продукции. П = ТП*(100-З%) / 100 П – прибыль от выпуска товарной продукции; ТП – товарная продукция; З – затраты на 1 руб. товарной продукции. Для определения прибыли от реализации продукции полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции. б) показателя базовой рентабельности. Определяется прибыль только по сравнимой товарной продукции. При этом рассчитывается влияние на прибыль следующих факторов: объема производства; себестоимости; Таблица.
Под прибылью от прочей реализации понимается финансовый результат от реализации: основных фондов; сырья; материалов; нематериальных активов в виде лицензий, патентов, торговых марок; ценных бумаг; иностранной валюты и прочего имущества предприятия. Планируемая прибыль определяется в виде разницы между отпускной ценой и балансовой стоимостью имущества, расходами на реализацию, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды, включаемыми в отпускную цену. Внереализационные прибыли (убытки) характеризуют дополнительные возможности предприятия получать доходы в рыночных условиях. К ним можно отнести следующие: • доходы от сдачи имущества в аренду и лизинг; • доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (приобретение акций и долевое участие в деятельности других предприятий, покупка облигаций, предоставление займов другим хозяйствующим субъектам); • сальдо уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек (кроме санкций в расчетах с госбюджетом и внебюджетными фондами); • прочие доходы (прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде; доходы от дооценки товаров; проценты по денежным средствам на расчетных и депозитных счетах предприятия). При планировании внереализационных операций важно учесть не только прибыль, но и убытки, которые могут иметь место в плановом периоде. Основные источники таких убытков: • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, которые необходимо погасить в планируемом периоде; • убытки от уценки товаров; • убытки от списания дебиторской задолженности, истребовать которую не представляется возможным; Оценка чувствительности плановой прибыли проводится в двух направлениях: – анализируются критические значения основных финансовых результатов предприятия. При этом для каждого фактора необходимо установить критическую точку, выход за пределы которой может привести к убыткам; – анализируются факторы эластичности плановой прибыли. Расчет эластичности позволяет определить степень реакции прибыли на изменение факторов, влияющих на ее величину.
|
|
|