Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение миссии и целей фирмы




В широком понимании миссия фирмы рассматривается как философия (концепция) бизнеса, придающая фирме смысл ее су­ществования, и показывающая, как фирма намеревается осуществлять свою деятельность. В этом понимании миссия фирмы изме­няется редко. Ее изменение ведет к изменению характера, содер­жания и структуры хозяйствующего субъекта.

В узком значении под миссией понимается комплекс парамет­ров, которые определяют отличие данной фирмы от аналогичных фирм.

Тре­бования к содержанию миссии:

1. Корпоративная миссия должна быть выражена в сравнитель­но простых определениях и в удобной для восприятия форме.

2. В основе корпоративной миссии должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей.

3. В миссии должны быть учтены интересы субъектов, оказы­вающих влияние на деятельность фирмы (соб­ственники фирмы; персонал; поставщики; клиенты; партнеры; ор­ганы власти и т.п.).

4. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: истории фирмы, в процессе которой вырабатывалась фило­софия фирмы, формировались ее портфель, место на рынке и стиль работы; существующего стиля поведения собственников и менед­жеров; состояния среды обитания фирмы; располагаемых ресурсов; отличительных особенностей фирмы.

Миссия фирмы должна включать:

1. Целевые ориентиры, указывающие задачи, на решение кото­рых направлена деятельность организации. 2. Сферу деятельности фирмы, показывающую, какой продукт фирма предлагает покупателям и на каком рынке его реализует. 3. Моральный кодекс фирмы, определяющий традиции, обы­чаи, верования. 4. Способы осуществления деятельности фирмы.

Цели — это параметры деятельности фирмы, достижение кото­рых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность. В стратегическом планировании цели являются самым глав­ным и основополагающим компонентом.

В зависимости от отрасли, в которой работает фирма, характера и содержания миссии, особенностей внешней среды и других факто­ров, каждая фирма формирует собственную систему целей.

Основные направления установления целей фирмы:

• доходы фирмы, отражаемые в показателях: величина дохо­да; прибыль; рентабельность; доход на акцию и т.п.;

• эффективность, выражаемая в издержках, себестоимости, материалоемкости продукции, производительности и т.д.;

• положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная (по отношению к конкуренту) доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объе­ме продаж и т.п.;

• ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, тру­довые, например, структура и величина основного и оборотного капитала, активы фирмы, кредиторская и дебиторская задолжен­ность и т.д.;

• производственная мощность предприятия, касающаяся за­нимаемой площади, количества установленной техники и т.п.;

Требования, предъявляемые к целям:

1. Функциональность. Цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в за­дачи для нижестоящих звеньев. 2. Избирательность. Цели должны обеспечивать необходи­мую концентрацию ресурсов и усилий. При их постановке должны выделяться основные производственные задачи, на которых необ­ходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ре­сурсы. 3. Множественность. Необходимо ставить много целей, а не одну. Цели необходимы для всех сфер, от которых зависит жизнес­пособность всего предприятия в целом. 4. Достижимость (реальность). Реальность целей означает, что они должны быть достаточно напряженными, т.е. не слишком легкими для достижения, чтобы не расхолаживать сотрудников; они должны быть достижимыми, т.е. не выходить за пределы воз­можностей исполнителей. 5. Гибкость. Гибкость означает возможность корректировки це­лей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации. 6. Измеримость. Она означает возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации. Если цели трудно измерить, то это вызывает разночтения в понимании их смысла, места и роли в стратегичес­ком планировании, затрудняет процесс измерения полученных ре­зультатов деятельности, вызывает конфликты. 7. Конкретность. Данная характеристика целей помогает одноз­начно определить, в каком направлении должна функционировать фирма, что необходимо получить в результате ее достижения, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать. 8. Совместимость. Все цели в системе должны быть совмести­мы. Это означает, что долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные - долгосрочным. При этом цели должны быть органически увязаны между собой, не противоречить друг другу. 9. Приемлемость. Это означает: совместимость целей фирмы с собственными интересами участников фирмы; учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков, общес­тва в целом.

Подходы к процессу структуризации целей: централизованный и децентрализованный.

1. В случае централизованного подхода система целей на всех уровнях иерархии фирмы определяется высшим руководством. Руководители структурных подразделений фирмы получают в плане готовые к реализации цели и детализируют их в заданиях для конкретных исполнителей. Преимущества такого метода состо­ят в том, что все цели в системе подчинены единой конечной цели, т.е. имеют единую ориентацию.

2. При децентрализованном методе формирования целей в про­цессе структуризации участвуют наряду с высшим уровнем управ­ления также все нижележащие уров

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...