Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительные упражнения внимания




Однако, если мы занимаемся практикой без учителя и без предшествующего опыта медитации, было бы лучше до начала таких строгих упражнений в течение целого дня не­сколько недель позаниматься воспитанием общей внима­тельности в нормальных повседневных условиях. Это будет благоразумным и в том случае, если имеется возможность принять участие в строгом курсе медитации под руковод­ством какого-нибудь учителя. Благодаря такой ранней подготовке мы ознакомимся с применением направленного внимания и научимся ценить то «содержание настроения», которое свойственно самообладанию. При этом отпадет также чувство робости и неуверенности, с которым начина­ющие зачастую приступают к практике медитации.

Можно начать эту подготовительную практику внима­тельности с чрезвычайно кратковременного устремления внимания на телесную и умственную деятельность - и повторять это несколько раз в день: при отходе ко сну, сразу после пробуждения, а также в течение дня - столько раз, сколько мы об этом вспомним. При этом особое внима­ние обращено на настроения, на выражение гнева, досады, требовательности и т.д. Успехи, достигаемые в преодолении таких вспышек, придадут уверенность и вместе с тем ободрят практикующего в предпринятой им методической практике. Кроме того, мы обращаем внимание на все, что представля­ется нам в виде новых впечатлений, а мало-помалу также и на само возникновение и исчезновение наблюдаемых процессов. Наконец мы посвящаем подготовительным уп­ражнениям внимательности еще отдельные, строго ограни­ченные промежутки времени: от пятнадцати до тридцати минут. При них можно было бы попробовать упражняться с одним из главных объектов (лучше всего с дыханием), не смущаясь, если при этом не будет достигнута скорая и хорошая сосредоточенность; ибо здесь мы намерены приобрести лишь предварительное знакомство с направленным вниманием. Если по окончании такой подготовки мы возьмемся за методическую практику, тогда мы отведем для работы с главным и второстепенными объектами самое спокойное время дня - скорее всего ранние утренние часы или, если мы не слишком утомлены, один или несколько часов вечернего времени. Начав с короткого периода практики, мы посте­пенно переходим к нескольким часам, потом к половине дня; далее упражняемся в течение свободных дней или недель во время отпуска. В начале особенно желательно по возможности отставить в сторону другие занятия, свойственные свободному времени, а в течение строгой прак­тики сократить общение до необходимого минимума. И если тогда дружеское общение и прочие помехи устранить все же не удастся, мы сознательно откладываем объект упраж­нений на неопределенное время; и как только помехи прекратятся, мы возобновим свои упражнения - «точно так, как человек поднимает с земли тюк, который на время сбросил с плеч» (Комментарий к Поучению).

В начале методических упражнений мы настраиваемся на серьезные и продолжительные усилия. Если мы не подда­димся первоначальной усталости или неудовольствию, мы вскоре найдем у себя новые резервы энергии. С другой стороны, разумеется, не следует доходить до крайностей переутомления; необходимо разрешать себе отдых, если продолжение упражнений несмотря на усталость не сулит нам никакого успеха. Также и во время отдыха можно и даже нужно продолжать практику внимательности, однако с другим объектом и с ненапряженным положением тела.

Избранный главный объект (дыхание или движение брюшной стенки) и второстепенные объекты (упражнения с ходьбой, «чувствую - сижу» и т.д.) сохраняются во всё время упражнений, и к ним не прибавляется ничего нового. «Новое» содержится в самих переживаниях во время упражнений; оно возникает из развивающегося прозреваю­щего познания; а для тех, кто к нему не стремится, новое возникает из нового отношения к жизни и к самому себе. Разумеется, условия жизни и жилища в большом запад­ном городе могут затруднить проведение строгого периода упражнений с его ограничениями и особыми требованиями или даже сделать его вообще невозможным. Поэтому бир­манскому мастеру медитации достопочт. Махаси задали вопрос: можно ли ожидать прогресса, - и насколько, - если мы способны заниматься практикой лишь в течение корот­ких промежутков времени? Ответ был таков: некоторые ученики Махаси тоже занимаются практикой только в свободное время, когда они не связаны профессиональной деятельностью; и они достигли хороших результатов. Ес­тественно, тогда продвижение вперед будет более долгим и трудным; столь же естественной окажется и его зависи­мость от способностей и упорства данного индивида.

При таких ограниченных возможностях практики, а также и продолжении ее по типу периодов строгой медита­ции описанная здесь программа практики должна быть при­способлена к данным обстоятельствам.

1. В подобных случаях вместо общей практики внима­тельности мы обеспечиваем возможно более высокий уро­вень внимательности и рассудительности в течение всего дня, согласовав его с потребностями профессиональной и частной жизни. Также и во время профессиональных занятий можно иметь возможность уделить несколько секунд или минут упражнениям внимательности по отноше­нию к положению тела, дыханию или к другим объектам. Те упражнения, которые вызывают замедление каких-либо функций, как внимательное вставание или ходьба, конечно, необходимо ограничить свободным временем — и лишь той его частью, когда нам никто не мешает, когда за нами никто не наблюдает. Ибо мы принципиально избегаем возмож­ности привлечь к себе внимание других людей какой-то пе­ременой в своем поведении.

2. Каждый промежуток свободного времени, которым мы распологаем утром и вечером, когда нам никто не мешает, мы посвящаем упражнениям с главным объектом и второстепенными объектами. Здесь, даже и при кратковременных упражнениях, особенно важна регулярная практика.

 

 

Глава VII

Внимательность к дыханию,анапанасати

В указаниях относительно упражнений, данных в преды­дущей главе, в качестве объекта внимания были избраны подъем и опускание брюшной стенки. Но у практикующего может возникнуть желание предпочесть этому объекту вни­мательность по отношению к дыханию - или для прямого развития прозрения, или для предварительного достиже­ния состояния углубленности, джхана. Возможно также наличие особой телесной конституции, при которой ока­жется, что дыхание воспринимается более регулярно и от­четливо, чем движение брюшной стенки. Конечно, в таких случаях в качестве объекта следует предпочесть дыхание. И вот для тех лиц, которые по какой-либо причине сделают подобный выбор, здесь нужно дать краткие советы относи­тельно практики внимательности к дыханию, анапанасати. Эти советы послужат также дополнением к общим замеча­ниям в главе IV. Нижеследующее изложение опирается на четыре упражнения внимательности к дыханию, данные в Поучении. Другой метод практики, начинающийся со счета дыханий, подробно изложен в «Вишуддхи-магга».

Для внимательности к дыханию, особенно если при этом целью является достижение углубленности, джхана, в каче­стве сидячей позы явно предпочтительна поза «лотос» с полностью скрещенными ногами. Также и в Поучении при изложении этого упражнения определенно упоминается лишь такая поза. Вместе с тем в странах Запада такой спо­соб сиденья, хотя он и весьма удобен, не следует рассматри­вать как обязательный; в особенности он не важен, если целью является развитие прозрения. Поэтому при затруд­нениях с позой «лотос» практикующий может воспользо­ваться одной из альтернативных сидячих поз, которые были описаны ранее в главе VI.

Мы уже указывали на то, что никоим образом не следует оказывать влияние на естественное протекание дыхания (гл. IV). Нельзя ни задерживать его, ни преднамеренно углуб­лять или втискивать в какой-то определенный ритм. Един­ственная задача здесь заключается в том, чтобы во время упражнения спокойно и внимательно следить за ходом ды­хания, не делая перерывов или хотя бы (в качестве первого приближения к этому) не допуская незаметных перерывов, фиксированным пунктом внимания являются ноздри, о ко­торые ударяется вдыхаемый воздух. Не следует оставлять этого наблюдательного пункта, потому что именно здесь легко заметить входящий и выходящий поток дыхания, вдох и выдох. Не нужно следовать за дыханием в его пути сквозь тело, потому что это отвлекло бы внимание на различные стадии и помешало бы сосредоточению. Точное место, где дыхание ударяется в ноздри, может меняться; например, оно может оказаться расположенным между левой и пра­вой ноздрей. Возможно, мы заметим это, однако не следует обращать на данное обстоятельство особого внимания; мы по мере необходимости констатируем дыхание там, где оно отчетливо ощущается.

Также и в том случае, если внимание твердо удерживает­ся на фиксированном пункте ноздрей, несмотря на это вслед­ствие легкого давления вдыхаемого воздуха может перифе­рически ощущаться путь, по которому воздух проходит че­рез тело. Чувственные восприятия, коими здесь являются ощущения давления, имеют действительный радиус действия над избранным центром, вызывающим наш интерес. Для обо­значения этого обстоятельства и отношения к нему медитирующего в старой буддийской литературе имеется один хороший пример: если человек хочет распилить брев­но, он будет удерживать внимание на месте соприкоснове­ния зубьев пилы с деревом; хотя он замечает и движение пилы взад и вперед, он не обращает особого внимания на него. Точно так же и при этом упражнении следует остано­вить внимание на месте соприкосновения с телом, т.е. на ноздрях, не отвлекаясь слабо воспринимаемыми ощущени­ями вхождения дыхания в тело и выхода из него.

Иногда начинающий делает ошибку в этом упражнении, полагая, что при направленном внимании тело должно на­ходиться в напряжении, а ум - в пристрастном настроении, например заполненным настойчивыми мыслями, как: «Сей­час я медитирую» или «Сейчас я должен сосредоточиться на дыхании». Точно так же любое чересчур резкое или под­черкнуто преднамеренное обращение к дыханию нарушит этот чувствительный телесный процесс и помешает необхо­димой при нем спокойной соразмерности внимания. Чтобы избегнуть подобной ошибочной настроенности, надо, как уже отмечалось, иметь в виду, что дыхание в самом деле существует здесь независимо от наших целей медитации, что нам нужно только наблюдать за ним. Чем более непринуж­денно будет наше направленное внимание следовать за ды­ханием, тем легче будет спокойно и устойчиво следить за его ходом.

В части Поучения, касающейся внимательности к дыха­нию, говорится: «Делая долгий вдох, знает он: я делаю дол­гий вдох... Делая короткий вдох, знает он: я делаю короткий вдох». Это не должно означать, что надо преднамеренно делать дыхание более долгим или коротким; напротив, сле­дует обращать внимание лишь на то, каким является дыха­ние в каждый данный момент наблюдения: сравнительно более долгим или коротким. Естественное ощущение уста­новится в ходе практики; станут также отчетливыми и дру­гие особенности всего процесса.

Благодаря регулярным упражнениям медитирующий дол­жен прежде всего приобрести способность удерживать вни­мание на дыхании долгое время без перерывов или, в начале упражнений, без незаметных перерывов. Если он способен на это в течение приблизительно двадцати минут и не испы­тывает затруднений, он заметит дальнейшие детали процес­са дыхания. Например, для него станет более отчетливым тот факт, что даже текущий момент каждого отдельного вдоха или выдоха имеет длительность во времени, в которой ясно выступают фазы - начальная, средняя и конечная.

Теперь практикующий, может быть, заметит, что его вни­мание охватывает эти три фазы с неравномерной остротой и ясностью. Ему бросится в глаза, что при той или иной фазе внимание бывает слабым или совсем прерывается. Медли­тельные натуры, например, могут пропустить начальную фазу нового цикла дыхания, поскольку они все еще заняты конечной фазой предыдущего цикла; причиной замедлен­ной реакции может быть также утомление. Беспокойные натуры опять-таки могут из опасений, как бы не пропустить начало следующего дыхательного цикла, не уделить долж­ного внимания конечной фазе предыдущего; или же пово­дом для этого может оказаться даже кратковременное бес­покойство ума. Такие колебания внимания вследствие мед­лительности или нетерпенья служат иллюстрацией к предо­стережению, которое в различных формах встречается в буддийских писаниях: «не отставать и не обгонять» (Сутта-нипатта» 8 и след.).

Эта приобретенная способность отмечать такие тонкие различия в остроте внимания может рассматриваться как первый успех в практике, указывающий на усиление сосре­доточенности и утончение внимательности. Наблюдения будут также полезны для самопознания медитирующего, для настройки его умственных задатков и темперамента на хорошо сбалансированное продвижение в практике, при котором он избегнет двух крайностей: вялости и чрезмер­ного рвения.

Теперь, когда мы заметили такие колебания внимания во время отдельного вдоха или выдоха, у нас установится же­лание и стремление устранить эти недостатки и сохранять равномерно явную внимательность в течение всех трех фаз. Если это будет достигнуто, тогда мы осуществили третье из данных в Поучении упражнений: «Ощущая все тело (дыха­ния), я буду вдыхать и выдыхать». Именно такая беспрерыв­но продолжающаяся последовательность внимания произ­водит усиление внимательности и сосредоточенности, рав­но как и всей структуры сознания.

Подобное двойное стремление медитирующего - к не­прерывному наблюдению течения дыхания и к равномерной остроте внимания при отдельных фазах - может оставить после себя совсем незначительное напряжение или беспо­койство в процессе дыхания и в наблюдающем за ним про­цессе сознания. Хотя оно слабо, оно не ускользнет от обо­стренной внимательности. И это в свою очередь вызовет спонтанное желание и стремление устранить и эти после­дние следы беспокойства, привести тело к еще большему спокойствию и освободить его от напряжения. Такова зада­ча четвертого упражнения в Поучении: «С успокоенной те­лесной функцией (дыхания) я буду делать вдох и выдох». Конечно, потребуются продолжительные старания, пока все эти стадии практики станут до некоторой степени прочным приобретением медитирующего, пока он достигнет настоя­щей близости с ним. Но когда такая близость достигнута, можно ожидать дальнейшего продвижения.

И на этой стадии практики, на стадии успокоения дыха­ния, происходит разделение между двумя главными путями буддийской медитации: спокойствием ума и прозрением.

Желая сперва достичь глубокой медитации, джхана, на пути спокойствия ума, саматха, мы должны далее трудиться над последней стадией успокоения ума, чтобы еще более утончить дыхание. Хотя и здесь также внимательность дол­жна охватывать все три фазы процесса дыхания без каких-либо просветов, после достижения этой стадии и способно­сти утончить дыхание медитирующему не надо уделять дан­ной фазе сколько-нибудь особое внимание. Ему не следует, например, следить с подчеркнутой внимательностью за на­чальным и конечным пунктом течения дыхания, хотя они должны естественно оставаться равномерными и ясными. Любая отдельная чересчур обостренная деятельность ума была бы здесь лишь препятствием; напротив, стремящийся к углубленности должен отвлечься от волнообразного ритма дыхания, не прерывая его избирательным вниманием или раз­мышлением. Затем постепенно его умственная сосредото­ченность выиграет в силе и глубине; и как признак этого возникает простой «последовательный образ ума», патиб-хага-нимитта, нечто вроде светящейся точки, или звезды, которая возвещает полную сосредоточенность в углублен­ности, аппана-джхана. Однако усложненные или «драмати­зированные» образные представления или «видения» не яв­ляются признаком прогресса. Их необходимо тщательно отмечать и устранять из ума, пока они не набрали силы.

Если мы посвящаем достижению углубленности всё ра­бочее время упражнения или его половину, тогда кроме глав­ного упражнения мы занимаемся также упражнениями об­щей внимательности, как это описано выше. Однако при этом необходимо избегать аналитического внимания, свой­ственного прозрению, и продолжительных напряженных размышлений. Здесь «общая внимательность» служит ис­ключительно бдительности ума, его успокоению и устране­нию мешающих впечатлений.

После достижения углубленности необходимо для пол­ного ее использования непосредственно присоединить к ней созерцание с прозрением, т.е. во время углубленности нуж­но созерцать существующие телесные и душевные процессы в свете трех признаков бытия, а именно: видеть, что они непостоянны, полны страдания, безличны.

Тот же, кто после достижения четвертой ступени прак­тики, успокоения внимания, хочет идти по прямому пути прозрения, випассана, - направляет свое внимание на от­дельные фазы дыхательного цикла, особенно на его начало и конец. Такой поворот внимательности должен произво­диться в одинаковой степени осторожно и твердо. Потому что здесь не требуются какие-нибудь подчеркнутые воле­вые усилия или мыслительные действия, которые только помешали бы достигнутой степени сосредоточенности. Во время уже успокоившегося дыхания, за которым мы внима­тельно следим, достаточно совсем легкой настроенности на начальное и конечное мгновенье, чтобы дать практике на­правленность на прозрение, а не на углубленность. И здесь также необходимо выполнять упражнения второстепенной и общей внимательности, описанные в главе шестой.

Затем в течение упражнения становится отчетливо видно, что тут протекают два различных процесса: телесный процесс дыхания (или движения брюшной стенки), рупа, и психический процесс, нама, процесс внимательной устрем­ленности или познания телесного процесса. Хотя это раз­личие кажется само собой разумеющимся с теоретической точки зрения, ум, еще не прошедший обучения, будет во время упражнения целиком поглощен телесным объектом и не обратит внимания на психическую составную часть. Од­нако в ходе упражнения благодаря обостренной вниматель­ности установится и укрепится осознание обоих процессов; а затем дыхание или движение брюшной стенки будет регу­лярно представляться чистому наблюдению как парный про­цесс, т.е. телесный и психический - дыхание и знание о нем, опять дыхание и знание о нем и т.д.

При продолжительной практике придет время, когда мы заметим, что конечная фаза вдоха или выдоха (или подъема и опускания брюшной стенки) стала особенно явственной и выразительной, тогда как другие как бы отступают. Демар­кационная линия между концом одного процесса и началом следующего сделается весьма очевидной, и это осознавае­мое от момента к моменту переживание исчезновения и ухо­да, мгновенной смерти отдельного процесса оставит в душе медитирующего глубокое, прямо-таки потрясающее впечат­ление. Здесь отличительное качество бытия, его мимолет­ность, станет непосредственным переживанием. Тот, кто дошел до этого пункта практики, может ожидать дальней­шего прогресса.

Оба результата практики - осознание парности протека­ния дыхания и преобладание конечной фазы - суть есте­ственные последствия развития более зрелой внимательно­сти и сосредоточенности. Они устанавливаются в том слу­чае, если благодаря постоянной серьезной практике уро­вень внимательности и ясности сознания оказался доста­точно высоким. Таким образом, они не могут быть порож­дены преднамеренно или вызваны «по желанию»; интеллектуальное предвосхищение этих результатов останется бесплодным. При словесных наставлениях мастер ме­дитации никогда не будет говорить о той или другой ступе­ни, еще не достигнутой практикующим. Однако в изложе­нии в форме книги целесообразно дать тем, кто практикует­ся без личного руководства, некоторые знаки пути и крите­рии прогресса. Хотя практика под руководством опытного мастера медитации является предпочтительной, всё же се­рьезный, решительный человек способен и в одиночку до­биться хороших успехов, если при этом он останется бди­тельным и самокритичным, избегая двух крайностей: вялос­ти и чрезмерного усердия. Тот, кто сохраняет моральное и умственное равновесие, при этом методе практики не дол­жен опасаться никаких неожиданностей.

 

Глава VIII

Действенная сила Внимательности

В предыдущих главах мы попытались нарисовать карти­ну радиуса действия правильного внимания, который рас­пространяется от использования в повседневной жизни до высочайшей цели учения Будды - освобождения от страда­ний. Поэтому внимательность выступает в буддийских пи­саниях не только в качестве «умственной способности», ин-дрия, обладающей явным контролирующим влиянием, но также и в качестве «духовной силы», бала, которую при ее полном развитии не смогут поколебать силы противодей­ствия (таково само определение «духовной силы» в буддий­ской традиции).

Эта столь далеко и глубоко распространяющаяся дей­ствующая сила дает результаты уже в фазе упражнений в чистом наблюдении. Она поступает главным образом из че­тырех источников:

1) из упорядочивающей и потому называющей функции чистого наблюдения;

2) из ненасильственного, непринужденного образа дей­ствий;

3) из способности сдержанности и безмолвия;

4) из способности непосредственного виденья.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...