Значение чистого наблюдения для освобождения ума
Если мы хотя бы в отдельные дни своих занятий прежде всего постарались бы изо всех сил оставаться в состоянии чистого наблюдения по отношению к окружающим нас людям и событиям, тогда мы сразу же почувствовали бы, насколько более гармонично проходят такие дни по сравнению с теми днями, когда мы уступаем хотя бы малейшему искушению «вмешаться» в течение событий делом, словом мыслью. Как бы защищенные некоей невидимой броней от банальностей и назойливости внешнего мира, мы проходим через эти дни с благотворным чувством свободы и самодостаточной ясности. Похоже на то, как если бы мы после толчеи и тесноты большой толпы вышли на какую-то безлюдную возвышенность и теперь со вздохом облегчения взглянули на эту сутолоку. Если человек до такой степени откажется от людей и от вещей, он благодаря своей сдержанности также почувствует по отношению к ним большее дружелюбие. И это потому, что все связи с ними в форме вовлеченности, отпора, желания или страха, возникающие из отождествления с «я», оказываются разрушенными или хотя бы ослабленными. Вместе с тем чистое наблюдение учит нас также отказу от мирских, а потому порождающих страдание кармических действий, будут ли они хорошими или дурными. Оно учит нас отходу от стремления к обладанию, отказу от вмешательства в естественный ход событий. Упражнение в чистом наблюдении представляет собой к тому же прямой подход к тому познанию истины, которое приносит с собой окончательное освобождение от страданий; это прозрение в истину называется в буддизме випасса-на; в нем и заключается главная ценность метода чистого наблюдения и высочайшая форма его функции освобождения ума.
Прозрение - это прямое и глубокое проникновение в три отличительные черты каждого существования: это существование непостоянно, насыщено страданием, и в нем отсутствует «я», в нем нет субстанциональности. Такое прозрение заключается, однако, не в простом словесно-абстрактном знании этих истин, не в их чисто интеллектуальном признании, которое остается не связанным с индивидуальным жизненным агрегатом. Это скорее некоторое опытное переживание; оно приобретается благодаря повторному ясному наблюдению соприкосновения с собственными телесными и психическими процессами. Оно принадлежит тому роду действенного знания, преобразующего природу человека, о котором французский мыслитель Ж.М. Гюйо сказал следующее: «Кто знает нечто и не действует сообразно со своим знанием, обладает лишь несовершенным пониманием». Такое соприкосновение с истиной, которое достигает зрелости в медитативном прозрении, станет вообще возможным благодаря чистому наблюдению, а также благодаря правильному вниманию, сатипаттхана. Его методическое и медитативное развитие будет изложено в последующих главах этой книги. Однако уже случайное его применение в повседневной жизни, если только мы когда-либо сумеем это сделать, окажет освобождающее и раскрепощающее воздействие на ум; а лучшие внутренние и внешние условия способствуют строгим методическим упражнениям. Самому характеру прозрения свойственно познание предметов внутреннего и внешнего мира, как «чистых процессов», т.е. безличных фактов; и в моменты такого познания ум оказывается на время свободным от алчности, ненависти, ослепления. Но именно это свойственно (в определенной степени и на ограниченное время) уже и начальным упражнениям в чистом наблюдении, действие которых сказывается по мере того, как ум постепенно акклиматизируется в атмосфере высших сфер чистого познания.
Этот отход от вещей и от самого себя, достигаемый благодаря чистому наблюдению, показывает нам в нашем собственном переживании возможность счастья полного от них освобождения. Такое переживание дает нам уверенность в том, что можно осуществить хотя бы временное отстранение от этого мира страданий - вплоть до полного из него выхода. Есть некоторое предчувствие, как бы предвкушение той высочайшей свободы «прижизненной святости», которая характеризуется словами: «В мире, но не от мира». Возможно, наша высочайшая цель находится еще далеко от нас; однако, благодаря внутреннему переживанию при чистом наблюдении, она более не остается чем-то совершенно для нас чуждым. Она обнаруживает для упражняющегося подлинную близость и вместе с тем проявляет положительную притягательную силу, которой не могла бы иметь, если бы оставалась чисто абстрактным понятием. Для того, кто упражняется в чистом наблюдении, чьи упражнения протекают именно таким образом, цель освобождения ума подобна высокому горному массиву на далеком горизонте; очертания этого массива постепенно становятся для приближающегося к нему путника чем-то дружественным и близким. Конечно, главному вниманию путника приходится иметь дело с трудностями и извилинами пути, однако не менее важно то обстоятельство, что его взор временя от времени устремляется на вершины своей цели, когда они внезапно появляются на горизонте его внутреннего существа. Они указывают ему направление, по которому можно проверить, не сбился ли он с пути, не сошел ли в своем странствии на окольную дорогу; они сообщают новую силу его утомленным шагам, придают им бодрость и уверенность; путник не ощутил бы этого, если бы вершины всегда оставались скрытыми от его взора, если бы он только слышал или читал о них; они также предостерегают его о том, что среди «малых радостей пути» не следует забывать о высшем счастье освобождения, о той вершине, которая виднеется на горизонте. Таким образом, упражнения в чистом наблюдении непосредственно способствуют высочайшему освобождению. УПРАЖНЕНИЯ В ПРОЗРЕНИИ Несомненно, состояние восприимчивости, свойственное чистому наблюдению, может и должно занимать в нашей духовной жизни гораздо большее место, нежели то, которое оно обычно в ней занимает. Однако, несмотря на периоды времени, посвящаемые исключительно упражнениям в чистом наблюдении, само это состояние психики может в общем иметь лишь весьма ограниченную продолжительность, так как почти каждый час требует от нас какой-то деятельности - мысленной, словесной или деловой. Прежде всего существует множество необходимых телесных действий или движений, даже если это всего лишь преднамеренное изменение положения тела. Точно так же нам вновь и вновь приходится оставлять свое убежище и самодостаточность молчания и общаться с другими людьми при помощи слов. И ум не в состоянии отвлечься от активных высказываний о себе самом и о внешнем мире: он должен взвешивать, оценивать, решать, выносить суждения. И вот здесь-то появляется прозрение, сампа-джанна, которому мы должны доверить эти три функции - поступки, слова и мысли; прозрение сознает цель; оно целесообразно и истинно; оно находится в согласии с нашими высшими функциями познания. В прозрении вместе с бдительностью и «ясностью» внимательного наблюдения проявляется и особое «знание», указывающее нам направление. Именно в этом смысле следует понимать двойное значение понятия «прозрение»: оно одинаково с познанием, основанным на правильном внимании, на-нья, а также с мудростью, панна; ими должны проверяться все наши жизненные проявления в мыслях, словах и поступках. В самом поучении будут упомянуты лишь разумные поступки и слова, а в отрывке о «созерцании тела» пойдет речь о прозрении; однако само собой понятно, что и мышление необходимо поставить под контроль прозрения.
ЧЕТЫРЕ ВИДА ПРОЗРЕНИЯ Старая буддийская традиция различает четыре вида прозрения: прозрение в цель, прозрение в пригодность, прозрение в области медитации и прозрение свободы от заблуждения. Прозрение в цель прежде всего ставит перед человеком вопрос: действительно ли деятельность, которой он намерен заняться, соответствует его целям, задаче или идеалу? Иными словами, речь идет о том, действительно ли его деятельность в этом, а также и в узко-практическом смысле является целенаправленной. У некоторых людей вполне может случиться, что они не будут особенно нуждаться в ученье или в упражнениях, потому что и без того, в силу своей «врожденной разумности», постоянно действуют целенаправленно. Однако тот, кто серьезно проверяет себя, согласится, что такие случаи встречаются далеко не всегда; к тому же нередко в подобных случаях речь идет о ближайших, грубо материальных целях. Придется признать, что человек дает увлечь себя в определенном направлении не только под действием неразумных страстей, но также весьма часто под влиянием совершенно случайных поверхностных увлечений, мгновенных капризов или любопытства; и оказывается, что само это направление полностью противоречит его жизненной цели или даже выгоде. Под давлением бесконечного разнообразия впечатлений, которые вторгаются во внутреннюю и внешнюю природу из «мира множественности», папанча, вполне понятно - и для среднего человека неизбежно - случайное отклонение от общей целенаправленности жизни. Тем более необходимо сократить их появление, добиваясь их полного устранения. Во всяком случае, этих отклонений от главной жизненной линии вообще и от целесообразности действий в особенности нельзя избежать при помощи вынужденного подчинения предписаниям какого-то жесткого чувства долга или доводам высохшего рассудка. Тогда эмоциональная сторона в человеке наверняка восстала бы против этих запретов и постаралась бы проявить себя в каком-нибудь демонстративно иррациональном образе действий. Поэтому для эмоциональной природы подавление является причиной подобных настроений и эскапад, которые играют роль особого клапана или протеста. И вот для того, чтобы мирным путем добиться от иррациональной сферы ума добровольного участия в разумных, целенаправленных действиях и соответствующем мышлении, необходимо «начинать с начала», т.е. полагаться на прочную основу чистого наблюдения. При помощи этого простого метода, свободного от принуждения и конфликтов, эмоциональные силы ума постепенно сливаются воедино в совокупности характера, его целей и идеалов, предупреждая возможность появления на свет конфликтов и напряжения. Целенаправленная координация разнообразных потребностей и действий человеческого ума может быть достигнута лишь благодаря расширению контроля сознания, осуществляемого на таком естественно-органическом и свободном от принуждения пути, каким является правильная внимательность.
Часто может оказаться, что высокая цель, которую мы забыли или пожелали отложить под влиянием мимолетного настроения, стала совершенно недостижимой в результате изменившихся внешних обстоятельств, в которые мы попали по своему неразумию. Цель может стать недостижимой также и вследствие изменившейся внутренней ситуации, если человек в силу привычки целиком поддается своим настроениям, тогда как раз те энергии ума, которые направлены на достижение цели, в особенности сила воли, мало-помалу настолько расслабляются и угасают, что в конце-концов более не могут быть достаточными для осуществления цели или даже всего лишь для серьезного к ней отношения. Эти замечания можно считать достаточными для того, чтобы читателю стало ясно, как важно принять разумное решение относительно цели и целенаправленности всякой деятельности.
Прозрение в цель имеет и функцию отрицания — это противодействие далеко идущей пустоте жизни, бесцельности, рассеянности и произвольности большей части человеческого существования, которые проявляются как в поступках, так и в мышлении и речи. И его положительная функция состоит в том, чтобы собрать воедино рассеянные силы человека, употребить их с пользой для сознательного образа жизни, придать им целеустремленность и вместе с тем заставить их работать для построения жизненного центра, достаточно крепкого для того, чтобы постепенно сгруппировать вокруг себя все виды человеческой деятельности, а также самые внешние периферические функции. Прозрение в цель укрепляет руководящию роль ума; оно дает ему инициативу там, где до сих пор господствовала слепая реакция на раздражение и наследственный механизм. Внутри мира множественности спутанных впечатлений ясное «прозрение в цель» осуществляет необходимые выбор и оценку. Масштабом, определяющим принципом этого выбора является продвижение в учении Возвышенного, понимание и осуществление этого учения. Как раз в этом и заключается, как говорят старые комментаторы, цель рассматриваемого здесь прозрения в цель. Потому что если человек однажды понял истину о страдании во всей ее тяжести, тогда фактически наиболее неотложным интересом человека станет продвижение по пути освобождения от страданий - истинная и подлинная цель его жизни. Прозрение в пригодность, т.е. понимание своей деятельности при данных обстоятельствах» приносит расчет фактов, из которого видно, что выбор целесообразного и желательного образа действий не всегда находится в нашей власти, а ограничен узкими рамками возможностей внешней обстановки и наших способностей. Прозрение в пригодность учит нас «искусству возможного» т.е. приспособлению к условиям времени и места, задаткам характера и т.п. Оно также обуздывает слепые порывы своевольных страстей, желаний, поставленных целей и идеалов, благодаря чему избавляет нас от некоторых незаметных промахов, вызывающих разочарование, которой мы затем ошибочно ставим в вину идеалу, намерению или самой Цели. «Прозрение в пригодность» делает нас способными выбирать правильные средства, упайа-косалла; этим качеством Будда обладал в максимальной степени - и стольпоразительным образом применял его в поучениях и в руководстве людьми. Прозрение в область медитации. Обапервых вида прозрения задуманы также и для чисто практического применения внутри необходимостей повседневной жизни, хотя и при условии постоянной связи с религиозным идеалом. Встречаясь теперь с третьим видом прозрения, мы вступаем в собственную область учения. С его помощью должны быть введены в повседневную жизнь характерные методы учения, а вместе с четвертом видом, с «прозрением в отсутствие заблуждения» в эту повседневную жизнь вводятся основы непосредственного познания. Комментарий объяснит «прозрение в область медитации как способность «не потерять объект медитации во время повседневных обязанности»- Это также понимается двояко: а) Если человек имеет некоторый специальный, ограниченный предмет медитации, ему следует стараться поставить в связь с этим предметом все нынешние дела и течение повседневных мыслей. Или, выражаясь иначе, деятельность данного момента необходимо по возможности включать в тему медитации, как ее практическую иллюстрацию. Так, например, процесс еды можно легко связать с созерцанием преходящего характера тела, четырех элементов, обусловленности жизненных органов и т.д. Таким образом можно тесно связать друг с другом медитацию и повседневную деятельность к их обоюдной пользе. Если, однако, как это бывает во многих случаях, такую связь установить невозможно, или она оказалась бы неопределенной или искусственной, тогда при необходимости следует сознательно отложить тему медитации и затем не забыть возобновить ее разработку, как только это позволят обстоятельства («отложить как поклажу», - говорит древний комментарий). Это также считается способностью «не потерять объект медитации». б) Однако существует и упражнение в общем «удерживании внимания на настоящем момента», или сатипаттхана; там никогда нет необходимости «откладывать» медитацию, а требуется постепенно распространять ее на всю телесную, словесную и умственную деятельность. Цель устремления находится здесь же: она состоит в том, чтобы вся жизнь стала упражнением в медитации, чтобы упражнение в медитации охватило всю жизнь. Как далеко пойдет это упражнение - зависит от состояния ума в данный момент и от внимательности, а также от возрастающей и создающей привычку силы серьезных, регулярных упражнений. Сфера медитации в упражнениях внимания не имеет каких-либо установленных границ; это скорее некое государство, которое постоянно растет и включает в себя все более далекие области жизни. Имея в виду эту всеохватывающую сферу действия метода сатипаттхана, вполне справедливыми кажутся слова Учителя: «Что же тогда, о монахи, будет [родной] обителью, гочара, такого монаха2, его собственной, наследственной областью? Именно это четвертое устремление внимания на настоящий момент»3. Ученик этой системы воспитания ума должен поэтому вместе с «Шанти-ведой» постоянно спрашивать себя: «Как можно при этих обстоятельствах сделать упражнение во внимательности действенным?» /Бодхичарьяватара VII, 73/. Кто не забывает задавать этот вопрос и затем соответственно правильно поступает, тот обладает правильным вниманием, прозрением в область медитации. Приобрести его далеко не просто. Однако трудности будут уменьшаться, если оба первые вида прозрения подготовили для этого почву. Тогда благодаря «прозрению в цель» сознание уже приобрело определенную степень устойчивости и целеустремленности; и «прозрение в пригодность» содействовало формированию и приспособляемости ума. Если таким образом достигнуто определенное приближение к уровню медитативного сознания, легче будет добиться начального углубления в область медитации, а также его постепенного расширения. Поэтому старый комментарий весьма выразительно говорит: «После того, как монах овладел двумя первыми способами прозрения, он избирает свой «областью» какой-нибудь объект медитации». Прозрение в неослепленность. Благодаря яркому свету истинного знания прозрение в неослепленность устраняет то глубочайшее ослепление, которое окутывает всего человека, а именно - иллюзию «я». Поэтому оно и называется «неослепленностью», асаммоха. Оно заключается в ясном знании в каждый момент того факта, что во всех функциях, протекающих в области других видов прозрения, не существует никакого постоянного и неизменного «я», никакой души, как существа, равно как и никакой неизменной субстанции. Здесь упражняющийся столкнется с величайшим внутренним сопротивлением - потому что против признания этого самого значительного мысленного подвига Будды, учения о том, что «нет я», изо всех сил борется бессознательная часть человека и его долгая привычка мыслить в понятиях «я» и «моего», интенсивная воля к жизни, проявляющаяся как самоутверждение. Трудность будет заключаться не только в чисто интеллектуальном понимании мысли «нет я» и ее одобрении, сколько в ее повторном терпеливом и постоянном умственном приложении к отдельным случаям деятельности и мышления. Как раз это и является особой задачей «прозрения в неослепленность». Лишь в том случае, если человек вновь и вновь продолжает упражнения и созерцает протекающие в каждый данный момент движения тела и появляющиеся точно в это же время мысли или чувства, созерцает их, как чисто безличные процессы, - тогда только ему удастся постепенно уменьшить власть старого эгоистического мышления и наследственных привычек и в конце-концов полностью ее уничтожить. Этот четвертый вид прозрения выполняет еще одну важную функцию, весьма существенную для непрерывного продвижения по пути освобождения от страданий. Вместе с тремя первыми видами прозрения упражняющийся отбрасывает относительную безопасность и свободу чистого наблюдения и оказывается возвратившимся в мир цели и целенаправленной деятельности. В отличие от возможной и необходимой при чистом наблюдении сдержанности, теперь он здесь встречается со следующим фактом: почти каждое действие стремится увлечь его в лабиринт внешнего мира, папанча, который он же и построил. Даже в своей работе над тремя первыми видами прозрения упражняющийся почувствует, что его действия (также и внутри «области медитации») стремятся сковать его и запутать в новых интересах, новых задачах, целях, связях, обязанностях и осложнениях. Это значит, что он станет перед опасностью утратить достигнутое или хотя бы упустить его из виду. Теперь безличное созерцание четвертого прозрения будет для него помощником и опорой. «Здесь, внутри, нет никакого «я», которое действует; и снаружи нет ничего такого, за или против которого мы действуем». Если человек все дальше отходит от своих действий — и не только при важных предприятиях, но и во время не менее значительных повседневных действий по исполнению своих обязанностей, - тогда постепенно устанавливается некоторая благотворная внутренняя независимость от успеха или неудачи, от похвалы или порицания, приносимых действиями. Да и само действие, цель и пригодность которого известны заранее, происходит теперь как бы по своей собственной воле. Поэтому некоторое видимое безразличие, которое появилось вследствие безличного созерцания, означает также не только отсутствие какой бы то ни было траты энергии во время деятельности, но даже возрастание ее, а также и возрастание надежды на успех. Если человек более не привязан к своей деятельности всеми фибрами души, если он не отождествляет себя с ней, не ставит себя в зависимость от успеха и признания, тогда уменьшается также и опасность того, что он силой наследственно созданной направленности своих действий будет увлечен во всё новые сферы моря сансары. Он с большей легкостью сохранит возможность контролирования дальнейшего хода деятельности самого исходного пункта или, когда это возможно, способность отступления под защиту чистого наблюдения, «неделанья». Целенаправленная деятельность неосвобожденного ума большей частью оказывается лишь возобновлением его прежней скованности. Внутри области этой скованности сохранить внутреннюю свободу поведения - в этом и заключается общая задача и работа четвертого «прозрения» в совместном действии с тремя первыми. В отличие от этого - в добавление ко всему сказанному - чистое наблюдение учит свободе действия, или неделанью. Выше мы привели слова Будды, из смысла которых явствует, что освобожденный ум подлинно великого, т.е. святого человека - это не что иное, как совершенное упражнение сатипаттхана. После того, как мы теперь узнали обе свободы - свободу поведения и свободу действия, - мы сможем по достоинству оценить эти слова Будды об освобождающем действии упражнения са-типаттхана. Еще одна функция четвертого вида «прозрения» состоит в том, чтобы пропитать сутью учения Будды, которая имеет решающее значение для освобождения от страданий, а именно: мышлением, свободным от «я», также и активную часть нашей жизни, причем влияние прозрения не остается ограниченным лишь немногими дозволенными нам часами созерцания и медитации. Наша жизнь коротка; уже на этом основании мы не можем позволить себе рассматривать гораздо большую ее часть как всего лишь мертвый груз, как своего рода долю илота, т.е., к сожалению необходимый, но презренный рабский труд, который остается только на низшем уровне культуры. Мы не в состоянии разрешить себе, чтобы большая часть нашей жизненной силы оставалась неиспользованной и неукрощенной, чтобы большая часть наших мыслей, чувств и устремлений могла бы действовать и развиваться по своему произволу - и так часто к нашему несчастью! Даже не говоря о том, что нам необходимо гармонизировать свою жизнь в целом, чего мы добиваемся с помощью метода сатипаттхана, уже самая краткость промежутка нашей жизни требует, чтобы каждое пролетающее ее мгновенье, каждую, даже самую незначительную деятельность мы, в соответствии с их особенностями, подчинили бы труду освобождения. За выполнение этой задачи берется «прозрение в неослепленность», в особенности мышление, свободное от «я». Прекрасно говорит об этой стороне дела тибетская буддийская мудрость: «Необходима система развития ума, которая порождает способность сосредоточивать ум на всем, что есть и что будет. Необходимо такое искусство жизни, которое дает человеку способность воспользоваться каждый действием, как помощью на пути». Такая система, такое искусство жизни — это и есть метод сатипаттхана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|