Два пути в практике буддийской медитации.
Вся область буддийской медитации подразделяется на два больших пути практики: саматтха-бхавана, развитие спокойствия ума, и випассана-бхавана, развитие прозрения. 1. Развитие спокойствия ума добивается аппана-самадхи, того совершенного умственного сосредоточения, которое достигается в глубокой медитации, джхана. Эти состояния углубленности приобретаются при помощи методической практики сосредоточения на одном из сорока традиционных объектов медитации успокоения ума, саматтха-каммат-тхана; они переданы в поучениях Будды, и обстоятельно изложены в «Вишуддхи-магга» («Пути к чистоте»). Благодаря достигаемой в углубленном состоянии высокой степени умственного сосредоточения, осознания и тишины чувственные восприятия временно оказываются отключенными, а рассудочное мышление, которое на первой ступени углубленности еще проявляет незначительную деятельность, на следующих ее стадиях полностью прекращается на всё время их протекания. Уже из этого последнего положения можно заключить, что достижение одного лишь состояния углубленности не сможет привести к высочайшей цели учения Будды, освобождению от страданий. Это состояние раскрываетсяч скорее через прозрение, випассана, т.е. через непосредственное, приобретенное из медитативного зрения проникновение в преходящую, полную страдания и безлично-несубстанциональную природу всей структуры бытия. Однако для этого необходима и рассудочно-мыслительная функция, ви-такка-вичара, конечно, уточненная медитацией, освобожденная от беспокойства, глубокая и стойкая. Практикующему необходимо поэтому после выхода из состояния глубокой медитации продолжить ее развитием прозрения.
2. При развитии прозрения выявленные во время состояния глубокой медитации психические процессы, а также и те телесные процессы, на которых базируется психика, теперь подвергаются анализу и рассмотрению в свете трех свойств бытия (как непостоянство и пр.) Эта процедура -углубленность, за которой следует прозрение, - действует кроме того и в качестве защиты против неверных интерпретаций медитативных переживаний, которые возникают в силу влияний верований, деятельности рассудка или обусловленности чувствами; данное явленние встречается весьма часто у мистиков всех времен, стран и религий. Глубокая умственная состредоточенность, достигаемая благодаря развитию прозрения и в свою очередь необходимая для его развития, имеет степень крепости, упачара-са-мадхи, «пограничной сосредоточенности»1. В этом состоянии углубленности, как и в состоянии «полной сосредоточенности», временно отключены пять главных препятствий к медитации, ниварана, и происходят характерные для сильной концентрации пять «членов углубленности», джхананга - в разной степени крепости. Такой практический метод - «прозрение с предшествующим успокоением ума», саматтха-пуббангама-випасса-на (См. «Ангуттара-никая» IV, 170), - это именно тот метод, который больше всего рассматривается в поучениях Будды. Того, кто следует этому методу, называют саматха-яника, т.е. «тот, кто пользуется спокойствием ума как средством (упражнения в медитации)». Однако весьма нередко в канонических текстах описывается и другой метод, называемый в позднейшей терминологии чистым (или простым) прозрением, сукха-випассана; а того, кто его практикует, называют «тем, кто пользуется прозрением, как средством», випассана-яника. Здесь без предварительного достижения углубленности практикующий стремится прямо подойти к освобождающему прозрению, которое одно только и может принести окончательное освобождение от алчности, ненависти и заблуждения, т.е. способствует достижению святости.
Из канонических текстов, рассматривающих чистое прозрение, назовем «Сусима-сутту»2. Упоминаемые там достигшие святости монахи называются «освободившимися при помощи мудрости», панна-вимутта; комментарий разъясняет, что это означает «без углубленности, через чистое прозрение». Также и во многих других текстах Будда дает указания относительно практики чистого прозрения, не упоминая о состоянии углубленности; чистое прозрение определенно названо ведущим к святости. Так, например, это говорится в «Самъютта-никае» XXXV, 70,1523. В «Ангутта-ра-никае» 1V, 170 сказано о методе «успокоения ума, которому предшествует прозрение», випассана-пуббанга-ма-саматха. Последнее название нельзя, однако, понимать таким образом, как будто для практики прозрения нет необходимости в «успокоенности ума», т.е. в известной степени сосредоточенности; нельзя понимать дело так, что культивирование сосредоточенности впервые потребуется уже после совершенного прозрения. Наоборот, здесь также необходимо достижение высокой степени умственной сосредоточенности. Эта степень сосредоточения при чистом прозрении не называется «пограничной сосредоточенностью» (см. выше), которая, как указывае само название, составляет скорее переходную ступень к полному сосредоточению в состоянии углубленности и по этой причине имеет особый характер. Напротив, в случае чистого прозрения речь идет о мгновенном сосредоточении ума, кханика-самадхи. Это мгновенное сосредоточение ума протекает непрерывно, от одного мгновения к другому, одинаково сильно и спокойно, будет ли то повторное сосредоточение на одном и том же объекте, как при наблюдении за дыханием, или сосредоточение на новых объектах, которые прерывают упражнение и должны восприниматься практикующим с таким же вниманием, спокойствием и собранностью, как и объект медитации. Эта «мгновенная сосредоточенность» по своей силе и способности отключать на время умственные помехи равна «пограничной сосредоточенности» (см. выше). Старые мастера (в комментариях к «Вишуддхи-мага») говорях даже, что она сама по себе может сравниться с «полным сосредоточением», разумеется, это справедливо лишь в том случае, если прозрение достигает своего наивысшего пункта, т.е. проникновения в четыре ступени святости (вступление в поток и т.д.). Здесь подчеркивается мгновенность сосредоточения, потому что в практике прозрения сильнее бросается в глаза мгновенное возникновение и исчезновение воспринимаемого в данный момент объекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|