Сосредоточенность (спокойствие ума)
Сдержанность при чистом наблюдении помогает также приобрести медитативную сосредоточенность ума и, в общем, способствует внутреннему миру и спокойствию духа. Привычка к наблюдающей сдержанности и безмолвию делает ум способным удаляться от ставших слишком шумными и предъявляющих высокие требования внешних обстоятельств в собственную тишину каждый раз, когда это оказывается целесообразным или желательным. При этом мы узнаем, что совсем не важно реагировать на каждое воздействие или соприкосновение с людьми, ситуациями или идеями как на призыв к активному высказыванию. Если мы сократили ненужное вмешательство или чрезмерную хлопотливость, если наши собственные слова и поступки благодаря заблаговременной проверке в состоянии сдержанности стали более спокойными и благоразумными, тогда и внешние трения с окружающим миром уменьшатся, а вместе с этим снизится и внутреннее напряжение. Повседневная жизнь приобретет большую гармоничность, а иногда окажется, что сократился значительный разрыв, существующий между беспокойным повседневным сознанием и необходимым для медитации спокойствием ума. Беспокойные вибрации, более тонкие или более грубые, будут реже вторгаться в часы медитации, и «нарушители спокойствия», уд-хакка-самйоджана, главные препятствия для концентрации, буду проявляться реже, а преодолеть их окажется легче. Регулярное направление чистого наблюдения на постоянно протекающую последовательность внутренних и внешних процессов будет способствовать развитию свойства ума сосредоточиваться на отдельном объекте. Регулярная практика упражнений повысит также крепость и устойчивость ума.
Таким образом, сдержанность и молчание при чистом наблюдении содействуют следующим важным элементам медитативного спокойствия ума: покою, ясности, способности к сосредоточению, крепости и устойчивости, а также уменьшению многообразия объектов. Повышается и средний уровень сознания - и в силу вышеназванных свойств он приближается к медитативному. В ряду семи «членов просветления» (см. Поучение) мы находим, что член «спокойствие» предшествует члену «сосредоточенности»; тот же смысл часто встречается в буддийских текстах: «Если он внутренне спокоен, его ум сосредоточен». Эти выражения станут теперь более понятными в свете указанных рассуждений. МУДРОСТЬ (ПРОЗРЕНИЕ) Будда говорил: «Сосредоточенный ум видит вещи такими, каковы они есть в действительности». И потому все названные выше средства, способствующие собранности ума, одновременно оказывают помощь в приобретении мудрости в буддийском понимании, где главным элементом является неослепленное познание истины. Как было указано в предшествующих главах, это именно та приобретенная в медитации мудрость прозрения, випассана-панна, полное развитие которой становится возможным благодаря познанию действительности, так что она способна выполнить свою высочайшую функцию - освобождение ума от страданий. При нормальном течении жизни человек, разумеется, менее всего заинтересован в том, чтобы понимать вещи и людей в истинном свете: удобнее всего для него определять и регулировать свое к ним личное отношение с точки зрения удовольствия или пользы. Поэтому ему большей частью будут достаточны «первые сигналы», получаемые от внешних впечатлений или от собственных мыслей; а они быстро ассоциируются с привычными или инстинктивными реакциями, которые сейчас же и проявляются. При более близких впечатлениях внимание обычно задерживается на соответствующем объекте лишь на такое время, какое требуется для того, чтобы воспринять эти «первые сигналы». Поэтому в подобных случаях чаще всего воспринимается лишь какая-то отдельная, частная сторона объекта, небольшой подбор его аспектов; таким образом, при этом охватывается лишь незначительная часть длительности жизни и действия объекта. Такое кратковременное устремление внимания на объект затем чрезвычайно легко приводит к ошибкам в восприятии или к ложному его толкованию; даже если это последнее и не будет связано с привычными ассоциативными реакциями, оно оставит нежелательные последствия.
Во многих случаях бесчисленных мелких будничных впечатлений такая ограниченность первым сигналом и механической реакцией на него может оказаться конечной; иногда она бывает достаточной, означая неизбежное упрощение процесса и экономию сил внутри повседневной жизни, которая становится все более запутанной. Однако под давлением растущего многообразия ее аспектов, многосторонности и усложненности нашей цивилизации радиус действия таких отрывочных впечатлений и схематичных реакций окажется чересчур широким, что выразится и в духовной жизни возрастающим влиянием непроверенных лозунгов и шаблонов. Это создает призрачно-окостенелый мир почти бесформенных осколков переживаний, снабженных субъективно подобранными опознавательными знаками и символами, которые главным образом ограничены личными интересами и предвзятыми мнениями и мало говорят о самих вещах или идеях. Когда мы живем в таком мире, сильнейшим образом обусловленном орбитой «я», для познания истины остается мало места. Обе основные ошибки - «я» и «мое» - непременно будут усиливаться, а их тонкие корневые волоски распространяются так широко и глубоко, что устранить их при помощи интеллектуальных средств окажется невозможным. Эти фрагментарные и субъективно окрашенные впечатления также легко приводят к тем четырем ошибочным мнениям об истине, випалласа, которые принимают непостоянство за постоянство, страдание за счастье, безличное за личное и нечистое за чистое. Поэтому иногда бывает целесообразно подвергать точной проверке чистого наблюдения также и вполне надежные будничные впечатления и свои на них рутинные реакции. А там, где требуются новые решения, никогда не следует обходиться без наблюдающей и проверяющей сдержанности.
Благодаря такой привычке к наблюдающей сдержанности приобретается и медитативная мудрость прозрения. Ее объекты, собственные телесные и психические процессы, смогут проявиться в своем полном и истинном свете, когда будет отброшена ограничивающая и искажающая оболочка «я». Наблюдение за протеканием их жизни во всей полноте, за их возникновением и исчезновением будет убедительной иллюстрацией закона непостоянства. В такой же наблюдающей сдержанности эти процессы выступят и во всем своем многообразии как структура отдельных безличных сил, зависимостей, отношений и взаимосвязей. При таком рассмотрении они утратят обманчивую видимость; при чистом наблюдении еще сильнее бросятся в глаза монотонность и неудовлетворенность в беспрерывном потоке этих мимолетных, несубстанциональных процессов; представится в форме собственного переживания и страдание как свойство существования, дукха-лаккхана. Точно так же при помощи простого средства наблюдающей сдержанности можно будет сделать предметом мудрости прозрения все три свойства бытия. СПОНТАННОСТЬ Нам не следует опасаться того, что привычка к сдержанности перед действием исключит или парализует любое спонтанное проявление ценного порядка. Напротив, благодаря практике сама сдержанность станет спонтанным процессом и даст возможность действовать умственному механизму выбора, который исключит всё ненужное с еще большей | надежностью и быстротой реакции, чем известный нам несовершенный способ. Как некоторые рефлекторные движения представляют собой спонтанные защитные меры нашего тела, точно так же и сдержанность послужит развитию духовно-моральной самозащиты. Подобно тому, как человек среднего морального уровня инстинктивно опасается воровства или убийства, так и благодаря наблюдающей сдержанности сфера такого спонтанно функционирующего самосохранения сможет систематически расширяться, а моральная чуткость укрепится. Точно так же мы сможем заменить ошибочные мимолетные мысленные привычки привычками правильными и здоровыми.
Выключение и устранение низких импульсов приносит с собой также большую возможность для развития хороших импульсов. То добро внутри нас, которое прежде могло побеждать лишь при внутреннем противодействии, после борьбы мотивов, теперь способно проявляться свободно и самопроизвольно. Оно будет выступать с большей надежностью и с большей действенностью и силой убеждения по отношению к другим людям. Здесь открывается путь, на котором мы сумеем постепенно преобразовать «преднамеренное добро», сасанкхарика-кусалачитта, в добро непредумышленное, асанкхарика, которое, согласно школе «Абид-хаммы», занимает первый ранг, поскольку связано со знанием. Таким образом, при помощи наблюдающей сдержанности нужно разрушать лишь вредоносные проявления спонтанности. При разумном использовании помощи, данной в учении Будды, фактически не остается ничего, что могло бы противостоять этому ненасильственному, начинающемуся со сдержанности методу сатипаттхана. ЗАМЕДЛЕНИЕ Практика сдержанности противопоставляет стремительному потоку импульсов и невнимательной поспешности сознательное замедление. Конечно, в быстром темпе нашего времени едва ли окажется возможным установить замедление функций в течение рабочего дня. И все же именно в качестве противодействия вредным последствиям «современной поспешности» крайне необходимо сознательно культивировать в свободное время замедленность и сдержанность; это само по себе делается уже из чисто практических и гигиенических соображений. Ибо замедление способствует освобождению тела и психики от напряжения; оно направляет внимание на отдельные фазы сложного процесса или на какую-нибудь трудную задачу и этим делает такие процессы или задачи более понятными и доступными для решения, вследствие чего повышается необходимая работоспособность, возрастает перспектива успеха. А для нашей цели воспитания ума замедление означает действенное средство для создания большой вдумчивости, обуздания чувственности, укрепления сосредоточенности. Но, сверх того, замедление имеет и некоторое специальное значение. Например, в комментарии к Поучению мы читаем, как замедление функций дает практике возможность возвращения утраченного объекта медитации: один монах согнул руку, не стараясь думать в это время о своем объекте медитации в соответствии с правилами практики. Когда ему указали на ошибку, он привел руку в прежнее положение и повторил движение медленно и обдуманно. Объектом его медитации был, очевидно, следующий текст: «При сгибании и вытягивании ясно осознает он свои действия».
В особенности важно сознательное замедление функций для познающего прозрения. Именно чрезвычайная скорость протекания отдельных процессов способствует вере в неизменность, продолжительность и единоообразие сложного процесса. Поэтому замедление и анализ происходящего процесса принадлежит к числу самых действенных упражнений в строгих курсах сатипаттхана. При этом мы замечаем, что даже отдельный шаг никоим образом нельзя считать замкнутым единством; и наблюдение за тем, как каждый из отдельных процессов появляется и исчезает, как бы переходя в следующую фазу, производит на человека все более сильное впечатление. Кроме непосредственной цели в упражнениях практика замедления вырабатывает также и общий успокаивающий ритм в повседневных занятиях, словах и мыслях. Благодаря такому ритму мысли, чувства и чувственные впечатления получают возможность полного завершения вплоть до своих последних тончайших вибраций. Эти слабые, затухающие проявления обычно прерываются нетерпеливым стремлением к новым впечатлениям еще до того, как старые были полностью восприняты или прошли внутреннюю переработку. Особенно рискованные размеры приняло это нервозное стремление ко все новым возбуждениям и все более быстрой их последовательности у обитателей современных больших городов. Такой непрерывный ураганный огонь впечатлений настолько притупляет их чувствительность, что новые раздражения должны быть еще более сильными и грубыми, чтобы принести хоть кратковременное удовлетворение. А следствием оказывается то обстоятельство, что у многих цивилизованных людей уменьшилась восприимчивость к тонким эстетическим ценностям, равно как и способность к подлинной, естественной радости без искусственных возбудителей. Вместо этого появилось задыхающееся волнение, которое не оставляет после себя никакого длительного эстетического или эмоционального удовлетворения. Замедление жизненного ритма и его успокоение, углубление жизненного дыхания проявится и здесь благотворным и осчастливливающим образом. Лихорадочный, прерывистый ритм современной духовной жизни также в значительной мере ответственен за возрастающую поверхностность и огрубение цивилизованных людей и за столь опасный рост нервных заболеваний разный степеней. Если мы не положим конец этим симптомам, тогда все они вполне смогут стать первым шагом к падению среднего уровня сознания. Такая опасность угрожает всем тем на Востоке и на Западе, кто оказывается внутренне беззащитным и неспособным противодействовать нивелирующему влиянию современной цивилизации. Представленная здесь система воспитания ума дает человеку возможность развить ту внутреннюю самозащиту, которая поможет ему встретить эту опасность. Еще раз кратко резюмируя сказанное выше, мы можем сказать, что наблюдающая сдержанность способна повлиять на человеческое сознание и повысить его уровень в четырех направлениях: повысить его интенсивность, его ясность, богатство отношений и свободу выбора. 1. Предмет сдержанного и продолжительного внимания оставит сильное и длительное впечатление - и не только на серию мыслей, следующих сейчас же за текущим восприятием, но и на мысли более отдаленного будущего. Именно эта действующая сила отчетливых восприятий и ясных мыслей является масштабом степени интенсивности сознания. 2. Мимолетные восприятия или рассуждения охватят лишь первое впечатление или то, которое будет важным для оболочки «я», - и оставят без внимания, без выяснения многие аспекты объекта. В результате общая картина материального или умственного объекта останетсяч фрагментарной, расплывчатой. А сдержанное и продолжительное внимание дает отчетливую и обширную картину предмета и таким образом воспитывает растущую ясность функции сознания. 3. Если общая картина объекта оказалась ясной и достаточно обширной, это проявится также и в богатстве, во многообразии ее отношений. В искусственной изоляции никогда нельзя полностью понять объект; это возможно лишь в том случае, если он рассматривается как часть некоторой структуры в своей обусловленной и обусловливающей природе. Видеть новые связи - это главный источник научных открытий и новых философских построений. Это понимание богатства отношений вещей, идей и ситуаций превосходит чисто аналитический подход и ведет к утончению качества сознания, к усилению его творческих возможностей. 4. Наблюдающая сдержанность показывает человеку возможность выбора, которую он не в состоянии увидеть, если его увлекают импульсы, если он находится под влиянием предубежденности. Таким образом, чистое наблюдение расширяет сферу человеческой свободы; при этом оно дает возможность принимать важные решения в области морали и в других областях для блага как отдельной личности, так и для блага всего человечества - и это там, где обычно обладали неограниченной властью слепые предрассудки и механические эгоцентрические реакции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|