Информационный блок порогового уровня.
Нервная система развивается из эктодермы. Как спинной, так и головной мозг имеют особенности развития. Этот процесс очень длительный и его завершение происходит спустя много лет после рождения ребенка. Развитие спинного мозга. На дорзальной поверхности эмбриона (3 неделя развития) от его краниального до каудального концов из скопления эпителиальных клеток эктодермы образуется нервная пластинка (рис. 36 а). Число её клеток постепенно увеличивается в результате чего края нервной\ пластики поднимаются и она превращается в желобок. Вдоль краев желобка образуются медуллярные гребешки, представленные клеточными тяжами. Края желобка продолжают интенсивно расти, постепенно сближаются друг с другом, соединяются и желобок превращается в нервную трубку, которая погружается под эктодерму. Одновременно медуллярные гребешки соединяются, образуя ганглиозную пластинку, которая вскоре продольно расщепляется на два ганглиозных валика. Эти валики, состоящие из малодифференцированных нервных клеток - нейробластов затем смещаются к боковым поверхностям нервной трубки, многократно перешнуровываются, трансформируясь в соматические узлы спинномозговых и черепных нервов.
В этих узлах начинают концентрироваться афферентные нейроны. Их аксоны в своей совокупности образуют задние корешки спинномозговых нервов, которые внедряются в задние столбы развивающегося спинного мозга, а дендриты этих нейронов участвуют в образовании спинномозговых нервов. Часть нейробластов мигрирует из ганглиозных валиков и они являются основой образования вегетативных ганглиев. Сначала развиваются симпатические узлы паравертебральные и превертебральные, а затем возникают парасимпатические узлы – околоорганные и внутриорганные.
Клетки нервной трубки претерпевают дифференцировку, в результате которой они делятся на два вида: спонгиобасты и нейробласты. Из первых формируется нейроглия (опорная ткань), а из вторых – нервные клетки. Постепенно все клеточные образования в нервной трубке начинают располагаться в три слоя, т.е. нервная трубка становится трехслойной (рис. 36 е). Из нейронов внутреннего слоя развивается эпендимальная выстилка центрального канала спинного мозга. Из клеток среднего слоя формируется серое вещество спинного мозга в виде трех пар столбов. Из наружного слоя, почти не имеющего тел нервных клеток, образуется белое вещество спинного мозга, представленное его тремя парами канатиков. Неравномерный рост боковых, вентральной и дорзальной частей нервной трубки приводит к формированию срединных передней щели и задней борозды, которые постепенно разделяют развивающиеся спинной мозг на две симметричные части. В течение первых трех месяцев развития плода длина его спинного мозга в целом соответствует длине позвоночного канала. Но в дальнейшем происходит интенсивный рост в длину позвоночного столба, который быстро опережает рост спинного мозга. В результате этого нижний конец спинного мозга у новорожденного располагается на уровне третьего поясничного позвонка (L III).
Развитие головного мозга. Егоразвитие начинается несколько позднее спинного мозга. К концу первого месяца жизни эмбриона краниальный конец нервной трубки расширяется и двумя перехватами делится на три первичных мозговых пузыря (рис. 37 а).
II. Mesencephalon
III. Rombencephalon
Затем начинается дифференцировка этих трёх первичных мозговых пузырей в результате чего возникает пять вторичных мозговых пузырей (рис. 37 б).
1. Telencephalon I. Prosencephalon
II. Mesencephalon 3. Mesencephalon
4. Metencephalon III. Rombencephalon 5. Myelencephalon
На основе каждого из пяти мозговых пузырей развиваются одноименные им отделы головного мозга. В дальнейшем происходит очень быстрый рост всех пяти отделов развивающегося головного мозга, что приводит к последовательному формированию в сагиттальной плоскости трех изгибов (рис. 37 в).
1. Теменной изгиб – выпуклостью назад в область среднего мозгового пузыря 2. Затылочный изгиб – выпуклостью назад на границе заднего мозгового пузыря и спинного мозга 3. Мостовой изгиб – выпуклостью вперед между первыми двумя изгибами. Развивающийся конечный мозг из непарного образования мозгового пузыря (telencephalon) превращается в два новых меньших по размерам и симметричных пузыря, из которых развиваются полушария большого мозга. Интенсивный рост этих полушарий приводит к тому, что они постепенно покрывают все нижележащие отделы развивающегося головного мозга – промежуточный, средний и задний мозг. Неравномерный и крайне интенсивный рост полушарий приводит к формированию борозд и извилин. Поверхностный слой полушарий, состоящий из скопления множества нейронов, обеспечивает формирование коры большого мозга, или плаща. Конечный мозг достигает наибольшей степени развития по сравнению с другими отделами головного мозга. Плащ покрывает все четыре нижележащие его отделы, которые организуются в ствол головного мозга, включающий промежуточный, средний, задний (без мозжечка) и продолговатый мозг. Примерно к 7 месяцу развития плода его головной мозг приобретает общий вид, соответствующий взрослому человеку. Первичные полости нервной трубки и всех мозговых пузырей впоследствии превращаются, соответственно, в центральный канал в спинном мозге, в IV желудочек в заднем мозге, в водопровод среднего мозга в среднем мозге, в III желудочек в промежуточном мозге и в два боковых желудочка в конечном мозге (рис. 38).
а б Рис. 38. Схема формирования полостей центральной нервной системы: а) последовательные начальные стадии формирования полостей (1-4); б) окончание формирования полостей: 5 – центральный канал; 6 – IV желудочек; 7 – водопровод среднего мозга; 8 – III желудочек; 9 – боковые желудочки.
Из мезенхимы, которая окружает нервную трубку и все развивающиеся на ее основе отделы ЦНС, возникают оболочки спинного и головного мозга – dura mater, arachnoidea et pia mater. Нервная система новорожденного в целом и особенно ЦНС структурно и особенно функционально является далеко незаконченной в своем развитии системой, совершенствование которой продолжается еще несколько лет после рождения ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|