Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

✅ (10 Разница между нововведениями и средствами).




✅ (10 Разница между нововведениями и средствами).

 

Кто-то может сказать: есть вещи, относящиеся к нововведениям, которые мусульмане приняли и делают их, хотя в эпоху Пророка (салля Ллаху `алейхи уа саллам) они не были известны: например, школы, составление книг и другие вещи. И это те нововведения, которые мусульмане одобряют, совершают их и считают, что это одни из лучших дел.

Так как же можно сопоставить это мнение, на котором мусульмане практически единогласно сходятся, со словами предводителя и пророка мусульман, посланника Господа миров (салля Ллаху `алейхи уа саллам) «каждое нововведение — это заблуждение»?

 

Ответ:

Мы должны сказать, что, на самом деле, это не нововведение (бид’а), а средство для достижения чего-либо установленного шариатом. Эти средства могут быть различными в зависимости от времени и места. Одно из утвержденных шариатом правил гласит, что средства имеют те же правовые нормы (ахкамы), что и цели (к которым они приводят), т. е. средства достижения чего-либо, дозволенного дозволены, а средства к запрещенному — запрещены; и если какое-то добро будет средством, приводящим к злу, оно так же становится злом и запрещенным действием.

 

Послушай, что сказал Аллах Всевышний: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству».

(сура «аль-Анъам», 108).

 

Оскорбление божеств мушриков — это не преступление, а истина, и иногда это уместно. Но поругание Господа миров — это преступление, это не уместно и не справедливо. Таким образом, если похвальное по своей сути оскорбление божеств многобожников приводит к поруганию Аллаха, то оно становился запрещенным и запретным. Я привел этот аят в качестве доказательства того, что средства имеют те же правовые нормы, что и цели.

 

Школы, составление книг, классификация наук — даже если всё это и является новшеством, которого не было в эпоху Пророка (салля Ллаху `алейхи уа саллам) оно представляет собой не цели, а средства.

 

И если человек строит школу для того, чтобы в ней преподавалось какое-либо запрещенное знание, то это строительство так же будет запретным, а если он строит школу, где будут обучать шариатскому знанию, то такое строительство будет разрешенным.

 

 

___________________________________

✅ (11 Ответ на хадис: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю…»)

 

Кто-то может спросить: как ты ответишь на слова Пророка (салля Ллаху `алейхи уа саллам): «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю (сунне) в исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград» (Хадис привел Муслим в «Книге заката» (глава о побуждении к раздаче милостыни хотя бы половиной финика или благим словом), № 1017)?

 

Ответ:

Хадис «кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе» произнёс тот же самый человек, который говорил: «Каждое нововведение — это заблуждение». От правдивейшего пророка (салля Ллаху `алейхи уа саллам) никак не могут исходить противоречащие друг другу слова. Невозможно, чтобы одно значение не совпадало с другим или входило с ним в противоречие.

 

И пусть тот, кто думает, что слова Аллаха или слова Его посланника (салля Ллаху `алейхи уа саллам) в чём-либо противоречат друг другу, посмотрит на них еще раз и убедится, что его ложное мнение исходит либо от его ограниченности, либо от каких-то упущений.

 

В словах Всевышнего Аллаха и словах Его посланника (салля Ллаху `алейхи уа саллам) не может быть противоречий. На основании этого можно разъяснить тот факт, что хадис «каждое нововведение — это заблуждение» ни в чем не противоречит хадису «кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе», т. к.

 

Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) говорит: «Кто положит начало обычаю в исламе…» — а нововведения (бида’) — не из ислама.

 

Он говорит: «хороший обычай (сунна хасана)», а нововведение не может быть хорошим, и есть большая разница между установлением обычая и нововведением.

 

Есть еще один неплохой ответ:

Под словами «кто положит начало обычаю (сунне)» имеется в виду тот, кто оживит сунну, которая уже была ранее, но затем прекратила свое существование, и человек ее оживил. Таким образом, это «установление обычая» будет относительным и добавочным, так же, как и значение слова «новвовведение» будет относительным для того, кто оживит сунну после периода времени, когда люди ее оставили и не совершали.

 

Есть и третий ответ, на который указывает сама история этого хадиса: однажды группа людей — делегация из одного племени — пришла к Пророку (салля Ллаху `алейхи уа саллам)

 

Те люди находились в крайне бедственном положении. И пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) призвал своих сподвижников к пожертвованию. Тогда к нему подошел один человек из ансаров, и в его руке был настолько тяжелый мешок с серебром, что он оттягивал ему руку.

 

Он положил его перед посланником (салля Ллаху `алейхи уа саллам); лицо пророка (салля Ллаху `алейхи уа саллам) засияло от радости, и он сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград».

 

Здесь выражение «установит хороший обычай, положит ему начало» означает выполнение какого-либо (уже утвержденного шариатом) дела, а не установление в шариате чего-то нового.

 

Таким образом, значение слов «кто установил в исламе хорошую сунну» относится к практическому выполнению какого-либо (разрешенного) дела, а не к установлению нового закона, что является запрещенным («каждое нововведение — заблуждение»).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...