Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 3. Право и суд в Древних Афинах (разбор конкретных ситуаций)




 

План

1. Характеристика источников права Древних Афин.

2. Брак, семья и наследование в афинском полисе.

3. Преступления и наказания в Древних Афинах.

4. Суды и судебный процесс.

 

Источники

1. Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель; предисл. Е.И. Темновой. М.: Мысль, 1997. Часть первая. III. Законодательство Драконта. IV. Законодательство Солона; Часть вторая. VIII. Организация судов.

http://ancientrome.ru/antlitr/aristot/athenian_politia.htm

http://readr.ru/s-aristotel-afinskaya-politiya.html

2. Аристотель. Афинская полития // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2007. Т. 1: Древний мир и Средние века. С. 154–170.

3. Законодательство Древних Афин по речам Демосфена // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2007. Т. 1: Древний мир и Средние века. С. 171–182.

 

Литература

1. Волкова С.В. О правовом положении женщины в Афинском полисе: Женщины в «идеальном» государстве и в реальной жизни / С.В. Волкова // Известия вузов. Правоведение. 1996. № 2. С. 138–143.

http://lawlist.narod.ru/downloads/magazine/pravoved/1996/2/7.rar

2. Дрожжин, В. Суд на родине Фемиды / В. Дрожжин // Советская юстиция. – 1993. – № 16. – С. 15–18.

3. Кудрявцева Т.В. Народный суд и афинская демократия: автореф. дис.... докт. ист. наук: 07.00.03 / Т.В. Кудрявцева. СПб., 2009. – 42 с.

http://scipeople.ru/publication/97757/

http://dibase.ru/article/15122008_kudryavtsevatv/1

4. Курбатов А.А. Судопроизводство в архаических Афинах / А.А. Курбатов // Государство и право. 1993. № 6 С. 119–127.

5. Никитюк Е.В. Виды преступлений, преследуемых по grafh ajsevbeia в V–IV вв. до н.э. / Е.В. Никитюк // Античное общество – III. Тезисы докладов научной конференции 22–23 марта 1999 года на историческом факультете СПбГУ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/1999-05/nikituk.htm

6. Паршиков А.Е. Организация суда в Афинской державе / А.Е. Паршиков // Вестник древней истории. 1974. № 2. С.57–68.

7. Печников, Г.А. Суд над Сократом и недоказанность участия обвиняемого в совершении преступления / Г.А. Печников // Государство и право. 2003. № 8. С.95–97.

8. Суриков И.Е. Законодательные реформы Драконта и Солона: религия, право и формирование афинской гражданской общины / И.Е. Суриков // Одиссей. Человек в истории. 2006. М.: Наука, 2006. С. 201–220.

http://www.odysseus.msk.ru/numbers/?year=2006&id=34

9. Суриков И.Е. О некоторых особенностях правосознания афинян классической эпохи / И.Е. Суриков // Древнее право. Ius antiquum. 1999. № 2. С. 34–42.

10. Трикоз, Е.Н. Становление системы источников права в Древних Афинах / Е.Н. Трикоз // Известия вузов. Правоведение. 2007. № 4. С. 196–207. *

11. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах / М.А. Чельцов-Бебутов. С.-Пб.: Альфа: Равена, 1995. С. 83–117.

 

Методические советы

Вопрос 1. Чем древнегреческое право отличается от римского? На чём основывалась афинская юстиция, и как это сказалось на источниках права Афин? Кратко охарактеризуйте основные источники права Древних Афин: законы (номос), псефисмы, правовые обычаи, международные договоры, судебные решения, общие принципы.

При ответе на вопросы используйте статью Е.Н. Трикоз.

Вопрос 2. По тексту речей Демосфена (Хрестоматия под ред. Н.А. Крашенинниковой) определите условия заключения брака в Древних Афинах, роль мужа и жены в семье, характер отцовской власти и обязанности детей, и рассмотрите статус эпиклеры. Возможен ли был развод в Древних Афинах?

Какие формы наследования признавало афинское законодательство? По речам Демосфена установите круг наследников по закону. Кто считался в Афинах незаконорожденным и участвовал ли он в наследовании?

Вопрос 3. По тексту речей Демосфена и предложенной литературе (2, 4) определите круг деяний, которые считались в Афинах преступлениями. Приведите названия распространенных политических и религиозных преступлений. Можно ли их чётко разграничить? В чём заключается их общественная опасность с точки зрения афинян?

Рассмотрите виды наказаний, назначавшихся преступникам в Афинах. Различало ли законодательство отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения преступления? Имела ли место коллективная ответственность? В чём заключалась атимия (бесчестие)?

Вопрос 4. Какие органы в Афинах VI–IV вв. до н.э. выполняли судебную функцию? Когда появилась гэлиэя? Опишите порядок формирования и работы этого органа, определите его юрисдикцию.

Назовите формы процесса, характерные для Древних Афин. Почему здесь преобладал состязательный процесс?

Как происходило возбуждение судебного разбирательства? Кто такие сикофанты и почему они стали широко распространены в Афинах? Кто мог выступать в качестве свидетеля в афинском суде? Какое значение имело их количество и «качество» (социальный статус и заслуги перед полисом)? Каково было значение речей сторон в ходе судебного процесса? Они представляли собой произнесения топосов (общепринятых слов и типичных выражений) и упрашивание, вплоть до уничижения, судей. Какой смысл несли в себе эти ритуалы?

При вынесении своего приговора присяжные в Афинах обычно исходили из внеправовых критериев (соображений). Назовите эти критерии.

При рассмотрении вопроса используйте автореферат Т.В. Кудрявцевой и монографию М.А. Чельцова-Бебутова (С. 88–117).

 

ПОЯСНЕНИЯ

Данный семинар предполагается проводить в интерактивной форме – разбор конкретных ситуаций (решение задач).

Студенты осуществляют стандартную подготовку к данному семинару, т.е. готовят письменные конспекты с ответами на приведенные выше вопросы.

Семинар включает в себя следующие этапы:

1. Обсуждение первого вопроса, посвященного характеристике источников права Древних Афин, в ходе которого преподаватель методом опроса проверяет полдготовленность студентов.

2. Показательный разбор 1-2 задач преподавателем. Преподаватель должен показать методику решения задачи. Решение задачи (казуса) должно состоять из:

1) описательной части, в которой необходимо выделить юридически значимые детали, влияющие на решение казуса, и дать им оценку;

2) мотивировочной части, в которой следует сослаться на нормы афинского законодательства и афинскую правовую традицию, позволяющие решить задачу;

3) резолютивной части, в которой формулируется решение.

3. Тренировочный разбор 1-2 задач студентами под руководством преподавателя. Необходимо задействовать максимально возможное количество студентов, предлагая каждому из них дать собственную оценку или высказать своё мнение.

4. Контрольное задание, в ходе которого студенты по отдельности и самостоятельно решают ещё одну задачу, закрепляя полученный навык и демонстрируя знание материала.

ЗАДАЧИ

Задача 1. Шла последняя неделя сбора урожая. Эрехтей, один из самых бедных шестидольников Афин, с каждым днем становился все мрачнее и мрачнее. В этот раз он собрал очень мало зерна с поля Эвклида. В разговорах с семьей он неоднократно упоминал о том, что не сможет отдать Эвклиду плату за арендованное поле.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...