Секретарь председателя Конвента
Людовик XVI Адвокаты Людовика XVI – Р. Десез и ещё один адвокат (Г. Малерб или Ф.-Д. Тронше) Свидетели защиты – 3-5 человека Жирондисты – 3 человека (например, П. Бриссо, П.В. Верньо, А. Кондорсе). Болото – от 3 до5 человек (в том числе: Э.Ж. Сийес, П. Баррас). Якобинцы (монтаньяры) – 3 человека (например, М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон). Свидетели обвинения – 3-5 человек Задание Провести процесс Людовика XVI в виде судебного процесса, на котором отобразить основные стадии: обвинение, защита, вынесение приговора. Процесс должен в основных моментах соответствовать реальному: 1) действующие лица должны называться именами реальных участников процесса или выдуманными (например, для свидетелей), но обязательно соответствующими эпохе; 2) нужно использовать обращение (в том числе, именные и групповые прозвища) и термины, речевые обороты, принятые во времена Французской революции; 3) желательно представить революционную символику, некоторые бытовые детали эпохи (одежда, утварь). Все участники должны знать историю Французской революции и процесса Людовика XVI (в чём его суть, каковы были основные позиции, чем завершился процесс). Участники от разных группировок (жирондисты, болото, монтаньяры) должны знать политическую программу и позицию своей партии в отношении бывшего короля и, исходя из этого, формулировать обвинения и требовать того или иного наказания подсудимому. Те, кто играет исторического деятеля, должны стараться воспроизвести стиль поведения своего героя: темперамент, речь, привычки, внешний вид. Копировать реальный исторический процесс не нужно!
Примерный сценарий игры Председатель Конвента ведёт заседание: открывает его (объявляет суть процесса и порядок разбирательства), вызывает стороны, следит за соблюдением юридических формальностей, поддерживает порядок, проводит процедуру голосования и выносит приговор.
Секретарь должен заранее составить порядок выступающих, записать их имена и в течение процесса вести стенограмму процесса (записывать содержание выступлений), собирать и зачитывать письменные доказательства, считать голоса при голосовании. Обвинение В обвинении Людовика XVI принимают участие все 3 группировки Конвента: жирондисты, болото, якобинцы. Очередность выступления определяется до игры и сообщается Секретарю. Каждая группировка должна: 1) Выставить обвинение из 1-2 пунктов в виде речи 1-2 своих представителей (3-5 минут). 2) Предоставить доказательства вины короля в виде показаний свидетеля или письменного документа (копия реального документа, взятая из сборника документов по истории Французской революции). По каждому свидетелю или документу обвинения можно устроить перекрёстный допрос, но не более 3-4 минут на каждого. 3) Допросить короля и свидетелей защиты (не менее 1 вопроса каждому свидетелю), когда им будет дано слово. 4) Выступить с призывом (заключительным словом) к Конвенту голосовать за тот или иной приговор (1-2 минуты). Защита Адвокат Людовика может выступить с защитной речью (3-5 минут) и представить доказательство невиновности короля или же виновности обвинителей: 2-3 свидетеля и 1-2 документа. По свидетелям и документам можно провести допросы с участием 1 представителя от каждой группировки Конвента. Заключительное слово Представитель каждой партии может сделать заключительное слово (1-2 минуты) с призывом вынести тот или иной вердикт. Последнее (ответное) слово предоставляется и лично Людовику XVI (1-3 минуты). Вынесение приговора Председатель проводит поимённое голосование по двум вопросам:
1) Виновен ли Людовик? 2) Какому наказанию будет подвергнут Людовик? Председатель объявляет приговор.
Примечания: 1. Председатель Конвента должен заранее определить и отслеживать нормативы времени: сколько минут даётся на выступление и допрос свидетеля/документа. 2. В каждой партии нужно разделить роли, чтобы все были задействованы: первый произносит обвинительную речь, второй – допрашивает свидетелей защиты и обвинения, третий – произносит заключительную речь. Хотя вопросы к обвиняемому можно готовить всей группой. 3. Адвокаты Людовика (если их будет двое) тоже должны распределить обязанности: например, первый выступает с защитной речью, а второй допрашивает свидетелей защиты, но при этом первый тоже может участвовать. 4. Свидетели обвинения и защиты должны хорошо подготовиться к своему выступлению. Для этого партии, которая задействует свидетеля, нужно вместе с ним составить легенду (кто, откуда, кем был и кем является сейчас) и показания. Показания не читаются по бумажке, а проговариваются, желательно артистично, натурально. На вопросы свидетель должен отвечать исходя из своей легенды. 5. Участие в голосовании принимают только депутаты Конвента: представители партий, Председатель и секретарь. 6. Необходимо всем участникам процесса знать конституционные акты Французской революции и ссылаться на них в ходе прений: 1) Декларация прав человека и гражданина 1789 г.; Конституция 1791 г.
Источники и литература 1. Великая Французская революция (сайт). – http://larevolution.ru/ 2. Великая Французская революция (сайт). – http://vive-liberta.narod.ru/ 3. Суд Людовика XVI (Стенограмма процесса, тексты выступлений) http://vive-liberta.narod.ru/discuss/process_louis_dscss.htm 4. Беркова, К.Н. Процесс Людовика XVI / К.Н. Беркова. Петербург: Государственное издательство, 1923. http://vive-liberta.narod.ru/biblio/berk_louis_1.htm Сокращенный вариант книги в сб. «Корона и эшафот»: http://depositfiles.com/files/ahsbj2kxo 5. Манфред А.З. Три портрета времен Великой Французской революции: Ж.-Ж. Руссо, О.-Г. Риккети де Мирабо, М. Робеспьер. М.: Мысль, 1989. http://depositfiles.com/files/3wu448tmq 6. Молчанов Н.Н. Монтаньяры: О Ж. Дантоне, М. Робеспьере, Ж.-П. Марате. М.: Молодая гвардия, 1989. http://depositfiles.com/files/kn6pnr2uo 7. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. Часть 1. Падение монархии. 1789–1792. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982.
http://depositfiles.com/files/n8wyovo28 8. Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. М.: Наука, 2007. 310 с.
Семинар 13. Становление и эволюция конституции США План 1. Декларация независимости от 4 июля 1776 г. и её значение: 2. Конституция США 1787 года и ее содержание: а) разработка и принятие Конституции; б) основные принципы; в) система государственных органов. 3. Поправки к Конституции США в конце XVIII – XIX вв.
Источники 1. Образование США // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 2 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2007. С. 53–77. 2. Период образования США // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2007. Т. 2: Современное государство и право. С. 182–186, 191–207. 3. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты: Пер. с англ. / сост. В.И. Лафитский; под ред. и со вступ. ст. О.А. Жидкова. М.: Прогресс-Универс, 1993. 768 c.
Литература 1. Бельсон Я.М. История государства и права США. Учебное пособие / Я.М. Бельсон, К.Е. Ливанцев. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. С. 7–30. 2. Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий / В.А. Власихин, А.А. Мишин. М.: Международные отношения, 1985. 336 c. 3. Иванов В.В. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 г. и Конституции Франции 1791 г.: сравнительный анализ / В.В. Иванов // Государство и право. 2000. № 12. С. 80–84. 4. История буржуазного конституционализма XVII–XVIII вв. / отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.: Наука, 1983. С. 143–162. 5. Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США (историко-критическое исследование). Монография / В.Г. Каленский; отв. ред. А.А. Мишин. М.: Наука, 1983. С. 39–47. 6. Конституция США: История и современность / под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Языкова. М.: Юридическая литература, 1988. 320 с. 7. Права и свободы граждан в конституции США и Билле о правах // США: конституция и права граждан / Отв. ред. С.А. Червонная. – М.: Мысль, 1987. – С. 18–30.
8. Саломатин А.Ю. Модернизационный проект для США: конвент в Филадельфии и сборник «Федералист» об оптимальном конституционном устройстве / А.Ю. Саломатин // История государства и права. 2010. № 15. С. 41–44.* 9. Согрин В. В. Образование североамериканского государства: новое прочтение / В.В. Согрин // Новая и новейшая история. 2002. №1. С. 27–41. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/SOGRIN_3.HTM 10. Согрин В. В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы / В.В. Согрин // Новая и новейшая история. 2004. № 2. С. 3–27. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/SOGRIN_4.HTM 11. Становление американского государства / отв. ред. А.А. Фурсенко. СПб: Наука, С.-Петербургское отделение, 1992. 320 с.
Методические советы Вопрос 1. Назовите причины создания Декларации независимости. Проследите процесс создания Декларации, укажите её авторов. Влияние каких философских концепций эпохи Просвещения прослеживается в данном памятнике? В тексте Декларации выделяют три основные части: социально-философскую часть, перечень злоупотреблений английских властей, резолюция независимости. Укажите границы текста первой части. Назовите основные идеи, изложенные в ней. Назовите неотъемлемые права человека, упомянутые здесь. В чём назначение данной части Декларации? Перечислите нарушения прав американцев со стороны английских властей, изложенные в Декларации. О чем, по вашему мнению, в данном случае идет речь – об юридических фактах или моральной оценке неких событий? Кого в документе называют главным виновником злоупотреблений, и какими чертами он наделяется? Определите отношение авторов Декларации к английскому народу. Что придаёт юридическую весомость провозглашению независимости США с точки зрения её авторов? Назовите полномочия, которые Декларация закрепляла за образованными государствами. Вопрос 2. Проследите ход разработки и принятие Конституции 1787 г.? Рассмотрите группировки, участвовавшие в заседаниях Конституционного конвента в Филадельфии, их предложения по вопросам формы будущего союза и формы правления. Какая из группировок одержала «победу», т.е. настояла на своём варианте? Охарактеризуйте структуру Конституции США 1787 г. (объём, количество статей, перечень вопросов, рассмотренных в ней). Назовите основные принципы Конституции. Укажите основы федерализма (разд. 8 ст. 1, ст. 6), закреплённого в Конституции. Сравните компетенцию федеральных органов и штатов. Какая модель федерации закреплена в американской Конституции? Какая модель разделения властей зафиксирована в Конституции 1787 г. (преобладание законодательной, преобладание исполнительной или паритет этих ветвей власти)? Свою позицию аргументируйте через сравнение полномочий различных ветвей власти.
Определите статус президента (избрание, объём и срок полномочий) по Конституции. Раскройте структуру Конгресса США, порядок образования и работы, компетенцию его палат. Рассмотрите судебную систему, закреплённую в Конституции, и укажите функции Верховного суда в ней. Рассмотрите механизмы «сдержек и противовесов», заложенные в Конституции (разд. 2 ст. 1, разд. 4 ст. 2, разд. 7 ст. 1). Почему В.В. Согрин считает, что принятие Конституции 1787 г. ознаменовало собой «двойной общественный договор» (см. его статью «Политическая власть в США…»)? Вопрос 3. Рассмотрите причины и историю создания Билля о правах. Какая из групп американской политической элиты того времени настояла на его принятии? Какие важнейшие политические права и свободы граждан закрепил Билль о правах (поправки I, IV, V, VI, VII)? Учтите, что Билль исходит из принципа ограничения власти государства, поэтому его формулировки носят запретительный характер (запрещают государству ограничивать права и свободы граждан). Назовите принципы конституционного права, установленные Биллем. Какие принципы судопроизводства были установлены первыми поправками к Конституции? Перечислите поправки к Конституции, принятые Конгрессом в конце XVIII – XIX вв. Какие причины вызвали принятие каждой из названных поправок? Какие тенденции в развитии политико-правовой системы США конца XVIII – XIX вв. они собой знаменовали и закрепляли?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|