Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 14. Эволюция гражданского права континентальной Европы в XIX в. (разбор конкретных ситуаций)




 

План

1. Общая характеристика важнейших гражданских кодексов XIX в.:

а) Французский гражданский кодекс 1804 г.

б) Германское гражданское уложение 1900 г.

2. Субъекты правоотношений:

а) физические лица (граждане) по ФГК;

б) физические и юридические лица по ГГУ.

3. Вещное право по ФКГ и ГГУ:

а) классификация вещей;

б) право собственности (понятие и виды);

в) владение.

4. Понятие договора и принципы договорного права по ФГК и ГГУ.

5. Брачно-семейное право и наследственное право по ФКГ и ГГУ:

а) тип, условия заключения и расторжения брака;

б) отношения между супругами;

в) отношения между родителями и детьми;

г) наследование.

 

Источники

1. Гражданский кодекс Франции 1804 г.

http://forum.yurclub.ru/index.php?app=downloads&showfile=204

2. Гражданское уложение Германии: вводный закон к Гражданскому уложению: пер. с нем. / введ., сост. В. Бергманн. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Вольтерс Клувер, 2008. – 850 с.

http://forum.yurclub.ru/index.php?download=621

3. Из гражданского кодекса 1804 г.; Германское гражданское уложение // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 2 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2007. С. 169–246, 281–296.

4. Французский гражданский кодекс; Германское гражданское уложение // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2007. Т. 2: Современное государство и право. С. 453–538, 583–618.

http://mmkaz.narod.ru/vigp/sources/civil.htm

Литература

1. Антропов Р.В. Кодификация права Германии (конец XVIII–XIX вв.): Автореф. на соиск. уч. степ. канд. юридич. наук / Р.В. Антропов; науч. рук. С.В. Кодан. Тамбов, 2006. С. 8–12 (положения выносимые на защиту).

http://law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100120491

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов / В.Г. Графский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 497–515.

3. Гринько М.А. Институт владения в Германском гражданском уложении 1896 г.: к истории вопроса / М.А. Гринько // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 1999. № 3. С. 91–101.

4. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. 2-е изд., стер. М.: Норма, 2003. С. 618–623, 626–632, 656–675.

5. Насибуллин Р.А. Очерки истории зарубежного права: учебное пособие для вузов / Р.А. Насибуллин. Екатеринбург: Полиграфист, 2005. С. 328–341, 401–408.

6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 2 / О.А. Омельченко. Изд. 3-е, испр. М.: ТОН–Остожье, 2000. С. 105–114, 145–149.

7. Савельев В.А. Гражданский кодекс Германии. История, система, институты: Учебное пособие / В.А. Савельев. М.: Юристъ, 1994. 96 c.

8. Саидов А. Кодексу Наполеона – 200 лет / А. Саидов // Юрист. 2004. № 12. С. 3–15.

http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1233265

9. Томсинов В.А. Статьи о праве собственности в гражданских кодексах Франции и Германии / В.А. Томсинов // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. 2007. № 2. С. 108–111.

10. Томсинова А.В. Понятие «владение» в Германском гражданском уложении 1900 г.: критический анализ / А.В. Томсинова // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2011. № 4. С. 114–124.

http://tomsinov.com/IGPZS/ggu_posession.pdf

11. Фоков А.П. Франция: кодификация гражданского законодательства (историко-правовой аспект) / А.П. Фоков // История государства и права. – 2009. № 11 С. 23–27.*

Методические советы

Гражданский кодекс Франции 1804 г. – образец кодификации гражданского права периода индивидуалистического капитализма. В нём отразились изменения в общественной жизни Европы XVIII–XIX вв.: переворот в поземельных отношениях (отмена феодального землевладения и землепользования), дробление собственности (равенство в правах всех наследников), секуляризация нравов (гражданский брак) и пр.

Германское гражданское уложение (ГГУ) – одна из первых кодификаций гражданского права, отразившая тенденции развития гражданского права в эпоху монополистического капитализма (конец XIX – начало XX вв.).

Главная задача семинара – проследить эволюцию основных институтов гражданского права континентальной Европе, выявить тенденции развития права в зависимости от уровня развития буржуазных отношений.

Вопрос 1.

А) Рассмотрите ход составления и принятия ФГК. Какова роль Наполеона Бонапарта в создании этого кодекса?

Определите значение разных видов источников права для ФГК: римское право, обычное право, революционное законодательство, труды французских юристов, философские доктрины. Почему система изложения правового материала ФГК называется институционной? Чем можно объяснить простоту языка кодекса, редкое использование в нём юридических терминов и небольшое количество отсылочных норм?

Б) Когда началось создание единого гражданского кодекса Германии? Почему не был принят первый проект уложения 1887 г.? Назовите спорные вопросы, возникшие при составлении и принятии второго проекта ГГУ. Почему вступление в действие кодекса было отложено до 1900 г.?

В чём состоит суть пандектной системы изложения правовых норм, характерной для ГГУ? Обратите внимание, что для неё свойственны наличие общей части, сведение институтов в отдельные книги, большое количество отсылочных норм. Охарактеризуйте язык изложения правовых в ГГУ (§§ 116, 145, 320, 903, 905).

Рассмотрите одну-две «каучуковые» нормы (§§ 118, 138, 157, 226, 242 ч. II, 626, 826, 1354). Благодаря чему возможно расширенное и вариативное толкование данных норм?

Вопрос 2.

А) Кого ФГК признает субъектом гражданских правоотношений? Назовите основания получения и лишения гражданских прав. Что представляет собой институт «гражданской смерти»? Обозначьте виды дееспособности, обозначенные в ФГК. Почему в кодексе отсутствуют положения о юридических лицах?

Б) Обозначьте круг физических лиц, имеющих согласно ГГУ право участвовать в правоотношениях. Какими социально-экономическими факторами вызвано расширение круга дееспособных лиц? Какие причины ограничения и лишения дееспособности называет уложение?

Какие виды юридических лиц установлены в ГГУ? Чем отличаются союзы от учреждений? Расскажите о порядке организации и о прекращении деятельности юридических лиц? Что такое «неправоспособные общества»?

Вопрос 3.

А) Рассмотрите классификацию вещей по ФГК и ГГУ. С чем связано подробное перечисление в Кодексе Наполеона предметов, относимых к разряду недвижимых имуществ?

Б) Какое определение права собственности приведено в ФГК (ст. 544)? Насколько широки правомочия собственника, зафиксированные в кодексе? Рассмотрите основные виды собственности по ФГК. Объясните, какие из недвижимых имуществ и почему попали в разряд государственной собственности.

Раскройте содержание права собственности по ГГУ (§ 903). Укажите ограничения прав собственника недвижимости (§ 905, 906) и пределы этих ограничений (§ 907). Интересы каких социальных групп защищают данные нормы? Что такое «шикана» (§ 226) и каково назначение этого института?

В) Как определяет право владения ФГК? Что нового внёс в конструкцию владения ГГУ?

Вопрос 4. Какое определение договора содержит ФГК (ст. 1101)? Назовите основные принципы договорного права, закреплённые в кодексе (ст. 1108–1117, 1134 и 1135). Какие условия действительности договоров законодатель считает обязательными (ст. 1109)?

Даётся ли в ГГУ определение договора? В чём суть договора согласно §§ 145, 154, 241, 305, 433 уложения. Назовите условия действительности договора по ГГУ. Укажите внеюридические ограничения свободы договора по ГГУ (§§ 138, 242). Чем вызвано установление этих ограничений?

Вопрос 5.

А) Какой тип брака утвердили ФГК и ГГУ? Каковы условия заключения согласно этим кодексам? Укажите различия в условиях и способах расторжения брака, установленных ФГК и ГГУ. В чем смысл концепции «брачной вины», на которой основан институт развода в ГГУ?

Б) Назовите права и обязанности супругов согласно ФГК. Рассмотрите личные неимущественные и имущественные отношениях между супругами. Для какого типа семьи характерные подобные отношения?

Как изменилось положение замужних женщин по сравнению с ФГК 1804 г.? Как строились имущественные отношения супругов? Можно ли говорить о том, что ГГУ установил равноправие супругов?

В) Раскройте суть концепции «родительской власти», характерной для ФГК, и содержание концепции «родительского авторитета», получившей закрепление в ГГУ. Проведите их сравнение по следующим моментам: право отца на надзор и воспитание, права отца на управление и пользование имуществом детей. Можно ли утверждать, что к концу XIX в. в европейском законодательстве наблюдается отход от патриархальной семьи?

Г) В чем заключается принцип единства наследственной массы, провозглашенный ФГК (ст. 732). Какие виды наследования предусмотрены в кодексе? Каков порядок наследования по закону в ФГК? Определите наследственные права переживших супругов, законных и внебрачных детей.

Назовите отличительные черты наследования по ГГУ. Рассмотрите регулирование наследования по закону. Какие права на наследство получал переживший супруг по сравнению с другими законными наследниками (§1931)? Какие ограничения свободы завещаний установлены в ГГУ (§ 1938)? Кто имел право на обязательную долю наследства?

ПОЯСНЕНИЯ

Данный семинар предполагается проводить в интерактивной форме – разбор конкретных ситуаций (решение задач).

Студенты осуществляют стандартную подготовку к данному семинару, т.е. готовят письменные конспекты с ответами на приведенные выше вопросы. Вместе с тем каждый студент получает в качестве домашнего задания одну задачу, которую он должен решить, письменно зафиксировав ход решения задачи (правовой институт, о котором идёт речь в задаче; книга или раздел кодекса, содержащий нормы, регулирующие данный институт; статьи, необходимые для решения задачи; решение задачи).

Семинар включает в себя следующие этапы:

1. Обсуждение первого вопроса, посвященного истории создания и общей характеристике Французского гражданского кодекса 1804 г. и Германского гражданского уложения 1896 г., в ходе которого преподаватель методом опроса проверяет готовность студентов.

2. Разбор нескольких задач, выданных студентам в качестве домашнего задания. Студенов следует опрашивать по желанию и вызывать к доске, чтобы они смогли воспроизвести на ней ход решения задачи.

3. Показательный разбор 1-2 задач преподавателем с привлечением студентов. Данный этап необходим в том случае, если студенты не сделали или недостаточно хорошо справились с домашним заданием. Преподаватель должен показать методику решения задачи, но при этом активно задействовать студентов при отыскании необходимых для решения задачи норм.

4. Контрольное задание, в ходе которого студенты самостоятельно решают ещё одну задачу, закрепляя полученный навык и демонстрируя знание материала, а преподаватель на своё усмотрение проверяет конспекты.

ЗАДАЧИ

Для домашнего задания

Задача 1. Землевладелец А. предъявил иск к собственнику промышленного предприятия, находившегося по соседству с его землевладением, с требованием предпринять меры для того, чтобы дым и пепел из заводских труб не проникали на территорию землевладения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...