Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет основных средств, НМА и других долгосрочных вложений




 

Повышение уровня и темпов развития промышленности, увеличение выпуска продукции и снижение ее себестоимости во многом зависят от состояния и развития материально-технической базы, т.е. от степени оснащенности предприятия основными средствами и уровня их использования.

Согласно учетной политике ООО «Лакто-Новгород» к основным средствам относятся объекты учета, используемые в производстве продукции, сроком службы свыше года.

На предприятии применяется единая типовая классификация основных средств по видам: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь. Все виды основных средств являются собственными.

Основные средства предприятия имеют первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость. Объекты ставятся на учет по фактической стоимости приобретения, которая зависит от способа поступления объекта учета. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.

Основные средства на предприятие поступают от поставщиков и оформляются актом приемки-передачи ОС (форма ОС-1). Для обеспечения сохранности ОС каждому объекту присваивается индивидуальный инвентарный номер, который проставляется на объекте краской и в первичных документах в момент ввода и сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии. В случае выбытия объекта его номер не присваивается вновь поступившим объектам.

Выбытие ОС на ООО «Лакто-Новгород» происходит за счет списания объектов за непригодностью к дальнейшей эксплуатации, реализации и оформляется актом на списание ОС (форма ОС-4).

Внутреннее перемещение объектов ОС происходит на предприятии при смене материально-ответственного лица и оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов ОС (форма ОС-2).

На ООО «Лакто-Новгород» ведется книга учета поступления и выбытия основных средств. В этой книге учет движения отражают ежемесячно с начала года нарастающим итогом. Регистрируются инвентарный номер объекта, вид, название, годовая сумма амортизации и месячная, место эксплуатации, способ поступления, причина выбытия.

На основе инвентарной книги учета движение основных средств ведется оборотная ведомость по счету 01 по видам основных средств, обороты и сальдо по которой сверяются ежемесячно с Главной книгой. Синтетический учет поступления основных средств отражается в ж/о № 16, а выбытие в ж/о № 13.

Аналогичная оборотная ведомость ведется по счету 02 "Износ основных средств". Первичные документы по движению основных средств, на основании которых делают записи в регистры, соответствуют унифицированным формам.

ООО «Лакто-Новгород» применяет порядок ежемесячного равномерного начисления износа по основным средствам в течении срока их полезного использования согласно движению основных средств. По грузовому автотранспорту износ начисляется согласно пробегу. На предприятии расчет износа по этой группе объектов составляется ежеквартально. Амортизация зданий и сооружений ООО «Лакто-Новгород» относится на 25/3 счет в разрезе цехов. Амортизация оборудования относится на 25/4 счет в разрезе цехов, отделов. Амортизация зданий, отделов завода относится на 26/17, амортизация по магазину на 44/1.

По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма износа отражают по дебету 91/2 счета.

В процессе эксплуатации ОС изнашиваются. Для поддержания их в рабочем состоянии производится ремонт. Текущий и средний ремонт ведется собственными силами. Учет организован по отдельным объектам и сгруппирован по видам основных средств. По каждому объекту имеется утвержденная смета капитального ремонта. Капитальный ремонт осуществляется с привлечением подрядчиков.

Согласно учетной политике ООО «Лакто-Новгород» расходы на текущий осмотр, уход, проведение текущего, среднего и капитального ремонтов ОС включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат того отчетного периода, в котором были произведены ремонтные работы. Списание затрат по ремонту основных средств отражается по дебету счетов 20 (25, 26) с кредита счетов 10/1 (10/2, 10/3, 10/5, 10/8, 12).

Инвентаризация ОС предусматривает собой выявление фактического наличия объектов ОС, определение его качественного состояния, наличия технической документации. Инвентаризация основных средств на предприятии производится один раз в три года по состоянию на 1 ноября. По результатам проверки составляется инвентаризационная опись по каждому объекту ОС и его местонахождению, подписывается комиссией. На предприятии функционирует постоянно действующая инвентаризационная комиссия, созданная приказом руководителя по ООО «Лакто-Новгород». По мере необходимости создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

Расходы по вложениям в приобретение объекта инвестиционной деятельности в бухгалтерском учете ООО «Лакто-Новгород» отражаются на субсчете 2 счета 08 вне зависимости от технико-экономической природы объекта вложения и его производственного назначения. Примером таких объектов могут служить автомобили, компьютеры, производственное оборудование и т. д. На этом же субсчет относят ценности, которые в перспективе могут быть реализованы, однако не предназначены для продажи изначально. Разумеется, номенклатура затрат по субсчету 2 не ограничивается расходом на приобретение объекта вложений, до его вступления в действие, стоимость по счету капитальных вложений может увеличиться на сумму материалов, издержек обращения, и т.д. Общество не использует счет 07 «Оборудование и установка» и все затраты по оборудованию собираются непосредственно по дебету счета капитальных вложений, поскольку приобретаемые основные средства не нуждаются в технологических операциях установки. Инвестиционная деятельность другого рода, заключающаяся в проведении реконструкции и модификаций отражаемая на субсчете 1 счета 08. Здесь происходит синтетическая калькуляция затрат на этот вид деятельности, включающая в себя учет затрат на расчеты с поставщиками и подрядчиками, прочими кредиторами и других затрат различного характера. Предприятие проводит инвестиционную деятельность подрядным способом и относит задолженности перед подрядчиками в дебет счета 08/1 в соответствии с заключенными договорами. Списание объектов долгосрочных вложений происходит после осмотра и испытания модернизированных линий, на субсчет 08/1-01, где стоимость объекта инвестиций содержится вплоть до введения его в эксплуатацию. В дальнейшем затраты по счету капитальных вложений подлежат списанию на счета внеоборотных активов (в нашем случае основные средства) в разрезе соответствующих субсчетов. В учетной политике ООО «Лакто-Новгород» за рассматриваемый период операции с долгосрочными финансовыми вложениями место не имели, следовательно, обороты по счету 08 целиком представляют собой отражение проведенных долгосрочных инвестиций. Однако процесс учета долгосрочных инвестиций в значительной мере состоит из учета затрат на их проведение, контроля над этими затратами, их списание на соответствующие счета бухгалтерского учета в строгом соответствии с требованиями нормативных документов регулирующих бухгалтерский учет и налоговое законодательство.

Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть собственные средства организаций и привлеченные долевое участие в строительстве, дополнительные взносы участников, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, представляемого на безвозвратной и возвратной основе. Финансирование долгосрочных инвестиций может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. К собственным средствам, являющимся источниками финансирования долгосрочных инвестиций, относят прибыль, остающуюся в распоряжении организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, средства фондов накопления, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, и др.

Согласно Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:

· из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

· из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
- из прав на "ноу-хау" и др.

Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал), а также деловая репутация организации. В бухгалтерском учете и отчетности нематериальные активы отражаются по первоначальной и остаточной стоимости.

Согласно принятой учетной политике в ООО «Лакто-Новгород» синтетический учет нематериальных активов осуществляется на счете 04 "Нематериальные активы" и первоначальной оценке.
Аналитический учет ведется по отдельным видам и объектам нематериальных активов. При этом рекомендуется, чтобы укрупненная группировка нематериальных активов обеспечивала заполнение подраздела 3 "Амортизируемое имущество" формы № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу". Первичным документом, который служит основанием для постановки на баланс того или иного объекта нематериальных активов, должен быть Акт приемки нематериальных активов. Синтетический учет нематериальных активов ведется на счетах 04 “Нематериальные активы”, 05”Амортизация нематериальных активов”, 19”НДС по приобретенным ценностям”, субсчет 2 “НДС по приобретенным нематериальным активам, и счете 91 “Прочие доходы и расходы”.

Расходы по приобретению и созданию нематериальных активов относятся к долгосрочным инвестициям и отражаются по дебету счета 08 “Вложения во внеоборотные активы” с кредита расчетных, материальных и других счетов. После принятия на учет приобретенных или созданных нематериальных активов они отражаются по дебету счета 04 “Нематериальные активы” с кредита счета 08.

Поступление нематериальных активов в счет обмена также первоначально отражается на счете 08 с кредита счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”или 76 “Расчеты с различными дебиторами и кредиторами” с последующим оприходованием по дебету счета 04 с кредита счета 08. переданные в порядке бартера объекты имущества списываются с кредита соответствующих счетов (01,10,12,40 и др.) в дебет счетов продажи (90,91).

Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляют в первоначальной оценке. При наличии в организации нескольких видов нематериальных активов значительной стоимости целесообразно для каждого вида активов открывать субсчета в соответствии с классификацией, принятой в организации. Нематериальные активы в организацию могут поступать в организацию следующими способами: 1.приобретение нематериальных активов за плату; 2.создание нематериальных активов самой организацией; 3.поступление нематериальных активов от учредителей в счет их вклада в уставный капитал организации; 4.безвозмездное получение нематериальных активов от других организаций и физических лиц; 5.поступление нематериальных активов в обмен на другое имущество. В налоговом учете нематериальных активов применяется регистр для учета амортизации нематериальных активов. После окончания процедуры выбытия актива его остаточная стоимость списывается со счета 04 на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Списание объекта НМА после истечения срока его полезного использования с полностью начисленной амортизацией не оказывает влияния на финансовый результат организации, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. При списании НМА приказом руководителя создается специальная комиссия, которая устанавливает причины списания, составляет акт, который передается в бухгалтерию, где ставится отметка в инвентарной карточке о выбытии.

Основная корреспонденция счетов, используемая на предприятии:

 

Содержание операции Дебет Кредит
1. Получены основные средства от учредителей
1.1. Сформирована задолженность учредителей по вкладам 75-1  
1.2. Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал   75-1
1.3. Введен в эксплуатацию объект основных средств    
2. Построены основные средства
2.1. подрядным способом (строительство выполняет сторонняя компания)
2.1.1. Сформирована стоимость подрядных работ    
2.1.2. Учтена стоимость подрядных работ    
2.2. хозяйственным способом (организация строит сама)
2.2.1. Списаны материалы на строительство    
2.2.2. Начисленная сотрудникам, занятым строительством, зарплата    
2.2.3. Введен в эксплуатацию объект основных средств    
3.Приобретены основные средства
3.1. не требующие монтажа
3.1.1. Начислено поставщику по счету    
3.1.2. Учтены расходы на доставку   76,60,23...
3.1.3. Введен в эксплуатацию объект основных средств    
3.2. требующие монтажа
3.2.1. Начислено поставщику за оборудование    
3.2.2. Оборудование передано в монтаж    
3.2.3. Списаны затраты на монтаж   10,70,69...
3.2.4. Введен в эксплуатацию объект основных средств    
4. Получены безвозмездно основные средства
4.1. Приняты к учету основные средства (счет 91,98)   91,98-2
4.2. Начислена амортизация основных средств (счет 98) 20 02 98-2 91
5. Получены по договору мены основные средства
5.1. Реализованы материалы по договору мены    
5.2. Списана стоимость материалов    
5.3. Оприходовано основное средство    
5.4. Произведен зачет стоимости материалов и основного средства    
5.5. Введен в эксплуатацию объект основных средств    

Корреспонденция счетов по учету амортизации:

Содержание операции Дебет Кредит
  Начислена амортизация основных средств 20,23.26,44...  
  Произведена переоценка (дооценка амортизации)    
  Произведена переоценка (уценка амортизации)   83,84
  Списана амортизация   01-В
  Начислен износ   -

 

Списание и выбытие основных средств

 

  Содержание операции Дебет Кредит
1. Списание основного средства за непригодностью
1.1. Списание первоначальной стоимости 01-В  
1.2. Списание амортизации   01-В
1.3. Списание остаточной стоимости   01-В
2. Продажа имущества
2.1. Списание первоначальной стоимости 01-В  
2.2. Списание амортизации   01-В
2.3. Списание остаточной стоимости   01-В
2.4. Получена выручка от продажи    
2.5. Учтен НДС от продажи    
3. Безвозмездня передача имущества
3.1. Списание первоначальной стоимости 01-В  
3.2. Списание амортизации   01-В
3.3. Списание остаточной стоимости   01-В
3.4. Списание расходов, связанных с передачей   10,70,69...
3.5. Начислен НДС, исходя из рыночной цены передаваемого объекта    
4. Передача в счет вклада в уставный капитал
4.1. Списание первоначальной стоимости 01-В  
4.2. Списание амортизации   01-В
4.3. Передача в счет вклада в уставный капитал   01-В

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...