Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманисты Швеции и норвегии




Ярослав Головин, к. филос. наук, г. Москва

Моё не столь глубокое знакомство со шведскими гуманистами произошло| уже сравнительно давно: в 2003 -2004 гг., когда я только-только приехал в Швецию. Я побывал в гостях у председателя (на тот момент) шведских гуманистов Карла-Юхана Клеберга, на одном заседании стокгольмского отделения Общества и на ежегодном общешведском «Дне гуманиста»

Заседания стокгольмского отделения проходят раз в две недели и по форме похожи на заседания Российского гуманистического общества. Сначала делается доклад приглашённым докладчиком, потом вопросы и выступления. Так, на одном из заседаний речь шла о гуманистических сторонах учения Канта и доклад делал приглашённый профессор из Упсальского университета. Для меня было неожиданностью, что гораздо более половины присутствующих (наверное 15 из 20) гуманистов составляли женщины, причём весьма преклонного возраста. На тот момент я совершенно не знал шведского языка, так что далее посещать эти заседания не стал (а когда выучил язык достаточно хорошо, подошло время выезда из Швеции). На общешведском ежегодном «Дне гуманизма» было примерно 100 - 150 человек. Заседания продолжались весь день. На этой встрече торжественно вручалась гуманистическая премия Ингемара Хедениуса, выступал лауреат, потом выступал новоизбранный председатель шведских гуманистов. Карл-Юхан Клеберг, предыдущий председатель, подарил мне очень важную для шведских гуманистов «Шведскую книгу торжеств», которая состоит из стихов, песен и текстов, посвященных различным праздникам и торжествам, и в которой описаны обряды шведских гуманистов. Содержанию этой книги и будет посвящена основная часть моей статьи. Карл Юхан Клеберг с гордостью говорил, что эта книга разошлась довольно большим для Швеции тиражом 30 тыс. экземпляров и стала известна далеко за пределами сообщества шведских гуманистов, которых на тот момент было примерно три тысячи человек. По его словам, гораздо старше шведского и крупнее Норвежское гуманистическое общество, которое насчитывает многие десятки тысяч членов.

Гуманизм в Швеции как общественное движение оформился в 1979 г. Первоначально организация называлась «Гуманистический и этический союз Швеции». С 1999 г. она называется коротко –«Гума. нисты». На главной странице этой организации говорится о главных направлениях деятельности шведских гуманистов: «Мы информируем о гуманизме как мировоззрении; полемизируем с тоталитарными и расистскими идеологиями, религиозными учениями и традициями, исследуем их последствия для индивида и общества; проводим гуманистическую конфирмацию для молодёжи; помогаем советом желающим вступить в брак/партнёрство и провести гу манистическое погребение; выпускаем журнал "Гуманист" с дебатами о культуре и мировоззрении; присуждаем ежегодно премию имени Ингемара Хедениуса.

Наши главные принципы: защита секулярного общества; отмена церковной монополии на похоронную деятельность; нет религиозным школам; нет этике, построенной на религиозных мифах; защита права на свободный аборт; сексуальная свобода для взрослых (с их согласия) и уважение сексуальных меньшинств; нет женским генитальным увечьям и обрезанию у маленьких мальчиков; исследование добровольной эвтаназии; все люди должны иметь право и возможность участвовать в нерелигиозных церемониях на всех этапах жизни».

В рядах шведских гуманистов состоит всемирно известный композитор и музыкант, бывший участник группы «Абба» Бьёрн Ульвеус. Он активно выступает в прессе в защиту секулярного общества, его можно видеть на ежегодном «Дне гуманизма». В 2006 г. он был награждён гуманистической премией Ингемара Хедениуса. «Я чрезвычайно сожалею, что человек отдаёт дань уважения такому множеству заблуждений и глупостей только потому, что они именуются религией», - такое высказывание БьёрнаУльвеуса приведено на странице «Почему мы являемся гуманистами?», главного сайта шведских гуманистов. В гуманистическое общество Швеции входят, среди прочих, депутат шведского парламента, бывший министр в правительстве социал-демократов Морган Юхансон, европарламентарий Мария Карлсамре, председатель Союза против насилия в защиту чести «Не забудем Пелу и Фадиме!», кавалер ордена «Герой Швеции» Сара Мохаммад. Этот союз был создан в память двух молодых девушек, приехавших в Швецию из мусульманских стран и убитых отцами за «преступления против чести», то есть отказ от следования традициям семьи и ислама. Сама Сара Моххамад пережила насилие и побои на своей родине, в курдской части Ирака, за отказ от замужества с нелюбимым человеком, преж­е чем смогла эмигрировать в Швецию.

Одна из важнейших сфер деятельности шведских гуманистов - проведение гуманистических обрядов'. Главных обрядов в жизни шведа издавна чётыре: крещение, конфирмация, свадьба и похороны.

Гуманистическая альтернатива крещению - «праздник приветствия ребёнка» или «праздник приветствия и наречения имени». Шведские гуманисты выложили у себя на сайте интересный ролик4 о том, как это обряд проходит в реальности. Действие начинается прекрасным летним днём на одном из островов шведского архипелага, где многие шведы имеют дачи, а некоторые - живут постоянно. На катерах к острову подъезжают гости, родители выносят ребёнка, которому около года, на веранду. Заслуженный гуманист, в данном случае Карл Юхан Клеберг читает строки из поэмы «Пророк» ливанского поэта Калила Гибрана:

Ваши дети - это не ваши дети.

Они сыновья и дочери Жизни и её желания самой себя.

Они приходят через вас, но не от вас.

И хоть они у вас живут, вам они не принадлежат.

Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,

ибо у них есть свои собственные мысли.

Вы можете приютить их тела, но не их души.

Ибо их души живут в замке будущего,

который вам недоступен даже в ваших мечтах.

Вы можете стремиться уподобиться им,

но не стремитесь сделать их подобными вам.

Ибо жизнь не поворачивает вспять,

и день, который прошёл, не возвращается.

Вы подобны луку, из которого ваши дети посылаются в мир

как живые стрелы.

Далее гости исполняют песни. Некоторые из них приведены вместе с нотами в «Шведской книге торжеств», но это только рекомендации. Как видно из программы праздника, запланировано исполнение мамой и папой любимой песни маленького Эрика «Мой котёнок». Далее следует торжественное увенчания Эрика венком из цветов. Потом очень волнующий момент: обещание отца. Отец, обращаясь к своему маленькому сыну, говорит примерно следующее: ты будешь, конечно, кем ты хочешь, но я надеюсь, что смогу воспитывать в тебе такие качества, как эмпатию - способность понимать другого, уважение ко всему живому, критическое мышление, умение приносить радость людям. Далее, судя по программе, следует приветствие от дедушки и продолжение пения. В конце праздника гости пьют шампанское и оставляют подписи под торжественно оформленной бумагой с объяснением, в честь кого даны мальчику все три его имени Карл Эрик Аксель. Также там написано, какова была девичья фамилия матери и кто первым из далёких предков отца стал носить фамилию Томе. Под текстом слова: «Мы, те, кто собрались здесь сегодня, приветствуем тебя, Эрик, и принимаем в сообщество родственников».

Конфирмация как обряд совершенно не знаком представителю русской культуры. В протестантской Швеции это обряд первого причастия, когда молодой человек может понимать смысл происходящего и сознательно участвовать в таинстве. Фактически это введение молодого человека в мир взрослых, инициация. В современном нерелигиозном обществе родители всё же стремятся провести этот обряд, и для их детей это причастие часто становится не только первым, но и последним в жизни. Гуманистическая конфирмация происходит в летнем лагере на природе. Пятнадцатилетние молодые люди и их наставники живут около недели в снимаемых специально для этой цели хуторских мини-гостиницах. Два раза в день проводятся дискуссии на темы морали, прав человека, равноправия, расизма, любви, отношений между полами, экологии и т.д. В последний день происходит заключительное торжество, примерный план которого приведён в «Книге шведских торжеств»: вход молодых людей, общее пение, торжественная речь взрослого гуманиста, вручение памятных подарков и свидетельств об участии в конфирмации, поздравления родителей.

Что касается свадьбы, то в Швеции долгое время единственной возможностью вступить в брак было венчание в церкви. С 1908 г. у шведов узаконена гражданская регистрация брака. На сегодняшний день гражданскую церемонию предпочитает значительная часть шведских женихов и невест, при этом, разумеется, они совершенно не обязательно имеют какое-то отношение к шведским гуманистам. Гражданская церемония очень короткая, фактически она сводится к вопросам «Желаете ли вы взять в жёны (мужья) такую-то (такого-то)?»

Есть возможность приглашать государственных чиновников на место проведения свадьбы. Некоторые варианты проведения торжества приведены в «Книге шведских праздников» и включает в себя музыку, обмен кольцами, пением и т.д.

Шведская церковь на сегодняшний день имеет монополию на похоронную деятельность, и это означает, что в её ведении находятся кладбища, и она получает государственные деньги на их поддержание. Но, разумеется, саму церемонию похорон родственники могут проводить, как пожелают. В «Шведской книге торжеств» приведены несколько вариантов проведения этой церемонии. Один из вариантов следующий. Все собираются у кладбищенской часовни (иного помещения у кладбища не предусмотрено, как я понимаю), звучит колокол, люди входят внутрь, распорядитель помогает вдове (вдовцу) занять своё место, звучит орган, флейта, потом приветствие распорядителя. Далее общее пение (набор песен прилагается), декламация стихов. Потом поминальная речь распорядителя, причём её примерный вариант, состоящий из 24 пунктов, приведён из книги Джейн Винни Вильсон «Похороны без бога» в переводе с английского. Далее ближайшие родственники кладут цветы в гроб и все собравшиеся покидают помещение и предают гроб или урну с прахом земле. Потом следуют поминки с краткими выступлениями друзей и родственников.

В «Шведской книге торжеств» приведено много стихов и песен, посвященных многочисленным праздникам: Новому году, Международному женскому дню, Первомаю, Международному дню гуманизма, приходящемуся на день летнего солнцестояния, национальному дню Швеции, Международному дню мира и т.д., всего двадцати одному празднику. Среди более чем тысячи стихотворений есть и два стихотворения русских поэтов. Одно - Владимира Высоцкого «Кто сказал, что земля умерла?» в главе, посвященной Международному дню охраны окружающей среды (!), и ещё более неожиданное стихотворение Анны Ахматовой «С новым годом! С новым горем!» (1940), открывающее новогодний цикл. Среди глав о гражданских и нерелигиозных праздниках, можно с удивлением увидеть цикл стихотворений, посвященных Рождеству. Составители сумели найти много нерелигиозных стихов и песен, посвященных этому самому любимому в Швеции празднику.

В заключение приведу некоторые данные о норвежских гуманистах, с которых шведские гуманисты берут пример. В Норвегии Гуманистическо-Этический союз насчитывает 77. тысяч членов. На их сайте (http://www.human.no/) представлена статистика о количестве гуманистических обрядов с 1992 по 2009 г. Количество гуманистических «крестин» возросло за этот период с 1049 до 2294. Количество гуманистических конфирмаций возросло с 4495 до 9872. Почти десять тысяч молодых людей, принявших участие в гуманистической конфирмации в 2009 г. - это 16% всех 15-летних норвежцев. А первая нерелигиозная конфирмация прошла в Норвегии ещё в 1951 г. Количество гуманистических свадеб возросло с 21 в 1995 г., до 686 в 2009г. Важной вехой был 2004 г., когда Гуманистическо-Этический союз Норвегии получил право государственной регистрации брака и соответственно количество проводимых им свадеб возросло с нескольких десятков до нескольких сотен. В 2007 г. гуманисты получили право регистрации «партнёрств» (как я понимаю, это обозначение однополых союзов) и зарегистрировали их с тех пор несколько десятков. Количество гуманистических похорон возросло с 183 в 1992 г. до 583 в 2009 г.

Таким образом, мы видим, что гуманизм в Швеции перестал быть чем-то теоретическим. Он стал образом жизни. Это реальный пласт культуры, мировоззрение, которое морально и практически объединяет значительное число граждан этой страны.

 

 

«Наука, социальная политика и планетарное сообщество»

С 8 по 12 апреля 2009 в Вашингтоне под таким названием прошел XII Мировой конгресс научно-просветительских Центров исследований и гуманистических организаций из США, Англии, Канады, Франции, России, Китая, Австрии, Бельгии, Австралии, Италии, Сенегала, Румынии, Германии и других стран. Фокусом обсуждавшихся проблем был поиск путей прорыва науки и идей гуманизма в широкие круги общества, взаимодействие мировой науки и светского гуманизма с целью выработки эффективных стратегий повышения уровня понимания населением ценностей науки и разума, ответственности индивидов за свое мировоззрение, гражданские действия и моральные нормы.

Повестка дня конгресса была обширной и насыщенной. Конгресс открылся заседанием, посвященным 200-летию со дня рождения Ч. Дарвина и А. Линкольна, выдающимся деятелям века Просвещения. Большой резонанс вызвала тема возрождения иррационализма и углубления интеллектуального кризиса в США, особенно во время президентства Дж. Буша. С докладом на эту тему выступила известный общественный деятель, бывший конгрессмен Патриция Шредер и Сусанна Джекоби, автор получивших признание книг «Свободомыслящие: История американского секуляризма» и бестселлера «Век американского неразумия».

Специальная сессия была посвящена теме «Наука и социальная политика». Роли науки, научного мировоззрения, повышению образованности населения и умению людей отличать достоверную информацию от лженаучной, паранормальной или просто лживой были посвящены доклады научного сотрудника НАСА доктора Дж. Мазера, исполнительного директора Международного института космологии, проф. Роже Бонне и исполнительного директора Китайского исследовательского института популяризации науки, доктора Рена Фуджуна. В докладах отмечалось, что повышение осведомленности населения в области научного прогресса, уважения людей к науке и научной картине мира ведет к улучшению общественной атмосферы, снижению социально обусловленных болезней, преступности и популярности шарлатанства.

Традиционной для мировых конгрессов, организуемых Международным центром исследований, является тема научного скептицизма и расследования заявлений о паранормальных феноменах. Возглавляемый известным философом и общественным деятелем Полом Куртцем Центр исследований уделяет исключительное внимание разработке прикладных методов рационально-скептического исследования для широких слоев населения, в том числе и элементарных методик рационального подхода к информационному пространству, СМИ, рекламе, выступлениям политиков. Эти прикладные программы научно-скептического мышления касаются наиболее чувствительных областей человеческой жизни: образования, здравоохранения, здорового образа жизни, свободного от влияния различных форм иррационализма, заблуждений и предрассудков. Этим вопросам были посвящены доклады известного фокусника, разрушителя химер и разоблачителя современных шарлатанов, целителей и экстрасенсов Джеймса Рэнди, известного психолога, засл. профессора Калифорнийского университета Элизабет Лофтус, старшего научного сотрудника Центра исследований, автора многих книг по расследованию заявлений о параномальных явлениях Джо Никелла, профессора Хартфордширского университета, психолога Ричарда Вайсмана, научного сотрудника Европейского филиала телекоммуникационной компании NEC Армадео Сарма.

Взаимозависимость образованности, научного мировоззрения, рационального мышления, с одной стороны, и уровня и качества нравственного сознания – с другой, обсуждалась на заседании, названном «Планетарная этика». С докладами выступили проф. Лондонского университета Стивен Лоу, проф. Института этики Джорджтаунского Университета Том Бьючэмп. Докладчики отмечали необходимость выработки и принятия на планетарном уровне общих этических принципов, которые отражали бы глобализацию культурных процессов и вместе с тем не разрушали бы своеобразия региональных, национальных и индивидуальных моральных кодексов и стилей жизни.

Секционные заседания конгресса были посвящены темам отделения школы и государства от церкви, секуляризации ислама, будущему научного скептицизма, секуляризму в Индии.

На заключительном пленарном заседании выступили представители национальных гуманистических организаций и Центров исследований. Были заслушаны доклады проф. МГУ, директора Центра исследований Валерия Кувакина (Россия), проф. Моны Абусенны (Египет), доктора Центра исследований Флориса ван ден Берга (Нидерланды), доктора Рэн Фуджуна (КНР), директора Центра исследований Сауреша Лавлани (Англия), директора Центра исследований Амадео Сарма (Германия), директора Центра исследований Жюстина Трoтье (Канада) и др.

В презентации В. Кувакина была дана общая картина развития гуманистических исследований в России и общественной деятельности Российского гуманистического общества. В теоретической части доклада анализировалась роль научного мировоззрения в воспитании студентов и выработки ими рационально-критического мышления.

В работе XII Мирового конгресса гуманистов приняли участие около 500 человек. Следующий Конгресс, организуемый Международным центром исследований (Амхёрст, США) состоится в 2011 г. в Лондоне.

 

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА

8 ноября 2009 года на девяносто четвёртом году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни скончался выдающийся учёный и общественный деятель России Виталий Лазаревич Гинзбург. Страна потеряла человека, чей вклад в науку, безопасность страны и её достоинство был поистине велик и уникален.

Лауреата Нобелевской премии Виталия Лазаревича называли последним классиком физической науки, физиком-энциклопедистом, добившимся значительных результатов в различных областях этого знания – от радиоастрономии и термодинамики до теории сверхпроводимости и астрофизики. Но интересы В. Л. Гинзбурга выходили далеко за круг его чисто профессиональных исследований. Он был чуток к логике развития естествознания, к стратегиям научного поиска, к демаркации науки и лженауки. Хорошо известны его разоблачения «сенсационных» достижений в области «холодного» термоядерного синтеза, критика им спекулятивных идей «научных революций» Т. Куна и др.

В 90-е годы Виталий Лазаревич с нарастающей тревогой и всё большей энергией обращает внимание российской общественности на пышный расцвет шарлатанства и квазинауки, на оккупацию мошенниками и лжеучёными информационного пространства страны. Он настойчиво указывает на недопустимость дискредитации науки, понижения интеллектуального уровня населения, на подрыв высоких научных и гуманистических стандартов российского образования. В это время В. Л. Гинзбург выступает с рядом инициатив организационного характера. Будучи академиком Российской академии наук, он выдвинул идею создания при Президиуме РАН комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификациями научных исследований, которая была создана и до сего дня ведёт трудную работу по защите отечественной науки от воинствующего невежества, рядящегося в одежды науки.

Жизненный и научный путь Виталия Лазаревича был полон достижений и преодолений. К счастью, он описан им самим в книге «О науке, о себе и о других». Но никакая книга не может вместить всей полноты жизни гениального человека. Со смертью людей такого масштаба, непоправимый урон несёт вся страна, вся культура. Это особенно остро ощущается в наши непростые времена. Д. С. Лихачев, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, В. Л. Гинзбург… Называя имена людей, которых считают совестью нации и которые ушли от нас в последние десятилетия, трудно не испытывать глубокой скорби и тревоги за судьбу России. Кто встанет на их место, кто будет олицетворять честь и правду, мужество и гражданское достоинство россиян? На кого из ныне живущих нам равняться? С кого брать пример молодёжи? Трудные вопросы...

Велики общественные заслуги В. Л. Гинзбурга. Особенно в области защиты свободы мысли и совести. Он был принципиальным защитником светского характера государства, защищал общество от посягательств на него любой тоталитарной или авторитарной идеологии – как светской, так и религиозной. Он решительно осуждал преступления сталинизма, в том числе и практику «воинствующих безбожников», и вместе с тем указывал на угрозы клерикализации России, её скатывания в новое средневековье.

В. Л. Гинзбург не был верующим человеком. Он был научным материалистом, атеистом и светским гуманистом. Его принципиальность и открытость в мировоззренческих вопросах имела огромное общественное значение. В сложные и нестабильные времена перестройки и «реформ» у подавляющего большинства населения стали рушиться устои их убеждений. Вместе с разрушением привычного порядка вещей терялось понимание того, что происходит. Россия стала шарахаться из одной крайности в другую. Если раньше верующие скрывали свои убеждения и были во многом изгоями, то теперь их место стали занимать неверующие – атеисты, агностики, скептики, рационалисты, люди равнодушные к религии. Одним из первых свой голос в защиту свободы убеждений поднял Виталий Лазаревич, заявив, что он атеист и что он не склонен скрывать или стыдиться своих убеждений. В условиях клерикального «крена» это стало серьёзным и отрезвляющим фактом нашей общественной жизни. В. Л. Гинзбург восстановил достоинство и честь многих сотен тысяч неверующих в России. Он оказал им неоценимую моральную поддержку. Стало возможным произносить слова «атеизм» и «неверующий» и не бояться подвергнуться осуждению или отчуждению. Неверующие были де-факто признаны в качестве реально существующей и значительной части российского населения.

Особенно благодарны В. Л. Гинзбургу российские гуманисты. Виталий Лазаревич поддерживал все инициативы светских гуманистов. Он был почётным членом Российского гуманистического общества, инициатором создания и членом попечительского совета Фонда «Центр исследований свободомыслия и гуманизма “Человечность”», он подписал всемирно известный документ «Манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму». Во многом благодаря его усилиям понятие светского гуманизма вошло в современное российское словоупотребление, получило права гражданства.

В. Л. Гинзбург был не только учёным, но и мудрым человеком. Он чувствовал дух времени и был глубоко обеспокоен судьбой нашей страны. С исключительной интеллектуальной трезвостью, ясностью и прямотой он называл те линии напряжённости, которые создают наибольшие угрозы России. Среди них он выделял упадок общественных нравов, кризисное положение отечественной науки, чудовищные масштабы невежества и заблуждений населения. Одним из системных кризисных факторов он считал вмешательство церкви и религии в дела государства и государственную систему образования. В одном из своих интервью он отмечал, что будущее мировой цивилизации во многом зависит от того, каким образом будет снято противостояние между светским (гражданским) гуманизмом и религией.

До конца своих дней он верил в силу человеческого разума, в демократию, прогресс науки и культуры.

Его светлый и благородный образ, его идеи, его научное и гуманистическое наследие будут всегда с нами, вселяя в нас мужество, веру в истину и человечность, на стороне которых Виталий Лазаревич был всю свою долгую и плодотворную жизнь. РГО

 

 

Игорь Кондрашин, Валерий Кувакин

РОССИЯ,ВЫСТОЯТЬ И ДВИГАТЬСЯВПЕРЁД!

В нашей стране в последние два десятилетия продолжается «прогрессирующий» рост негативных проблем. Это и коррупция, и технологическая отсталость, и сырьевая направленность экономики, и низкая энергоэффективность и производительность труда, отсутствие цивилизованного гражданского общества, запредельный уровень алкоголизма, наркомании и табакокурения. Это и демографическое убывание (вымирание) населения, и экологические кризисы, и проблемы Кавказа… Уже одно то, что почти половина продовольствия и лекарств поступает из-за рубежа, свидетельствует о неспособности государства даже прокормить и вылечить своё население. Москва в последнее время стала самым дорогим городом мира и самым перенаселённым в России при всё более пустеющих прочих территориях страны. Кто решает эти вопросы? Никто!

Промышленное оборудование страны устарело и изношено на 85 %. Кто занимается его коренным обновлением? Никто!

В стране безжалостно вырубают леса, выкачивают газ и нефть, обкрадывая наших потомков, и всё это вывозится за рубеж ради прибыли кучки олигархов и коррумпированных чиновников. Что останется последующим поколениям россиян? Ничего!

В стране всё интенсивнее идёт загрязнение, замусоривание окружающей среды. Кто решает вопрос её коренной очистки и предотвращения дальнейшего загаживания природы по всем правилам биоэтики? Никто!

В стране не работает практически ни один планетарий и целое поколение россиян не видело звёздного неба с научными пояснениями, становясь средневековыми невеждами, которые с помощью поясов шахидов пробивают себе дорогу в рай. Кто должен открывать им глаза, сообщая установленные наукой факты? Некому!

В то же время в России самая низкая в Европе культура общественного поведения, Кто занимается её повышением? Никто! Россия по вине лоббистов алкогольного бизнеса стала самой пьющей страной в мире. Кто кардинально решает этот вопрос? Никто!

Катастрофически ухудшилось знание русского, родного (!) языка. Сегодня даже обладатели учёных степеней не могут внятно выразить свои мысли, их словарный запас скуден. Кто их излечит от косноязычия? Никто!

Россия в мировых рейтингах продолжает скатываться вниз и по большинству показателей занимает последние строчки. И никто не несёт за это никакой персональной ответственности – ни уголовной, ни административной, ни материальной, ни даже моральной!

Нация россиян, исторически самая значительная в славянской цивилизации, оказалась нежизнеспособной и согласно законам природы, будучи бесперспективной, должна вскоре вымереть, как мамонты. Процесс вымирания россиян и восточных славян уже идёт полным ходом. России, видимо, придётся освободить своё жизненное пространство, уступить свою территорию более приспособленным и перспективным цивилизациям, скорее всего китайцам и исламскому миру.

Есть ли при таком положении дел другой исход событий? Ответ очевиден – нет!

С давних пор считалось, что в России две главные беды – дураки и дороги. Но, как показала история, у нас во все времена существовала ещё более серьёзная беда – неумение выбирать себе достойных правителей. Это началось, как известно, с приглашения варягов, а за ними последовали другие «гости»: татаро-монголы, поляки, немцы.

Сегодняшние итоги плачевны: нация деградирует и теряет смысл жизни, а с ним своё национальное Я и своё будущее. Идёт практически необратимый процесс самоуничтожения коренного населения. Далеко не случайно чиновники, олигархи и бомонд спешно всё доворовывают, «допиливают», уже давно обзавелись «запасными аэродромами» в виде замков, вилл и яхт в Европе, Америке, Израиле. Никто из них будущим России не озабочен.

Важность разумности, мудрости руководства страны, т. е. тех, кто на данный исторический момент возглавляет государство, весьма велика. Ведь государство, как и рыба, «гниёт с головы».

Общество или нация, не сознающая себя как особая целостность, участвующая в общецивилизационном процессе развития, равно как и общество или нация, в которой господствующая система мотиваций не направлена на успех в межнациональной конкуренции, обречена на поражение и в конечном счёте – на разрушение. Поэтому сегодня российское общество стоит перед необходимостью обретения новой самоидентификации, что, как показывает история, отнюдь не представляет собой принципиально неразрешимой задачи. Но восстановление самоидентичности российского общества, обретение им своей подлинности и достоинства может идти только путём глубоко эшелонированной реконструкции всей стратегии социального развития и нового просвещения населения.

Правильно сформулированная государственная стратегия и проводимая на её принципах государственная политика способны объединить жителей страны в единый коллектив, в единую нацию, сплочённо участвующую в соревновании за достойное существование во всемирной семье народов. Освоение новых идей, технологий и ресурсов – основа жизненной перспективы России. Они же – генератор энтузиазма, подъёма физических, интеллектуальных и управленческих сил общества.

Определенная и ясная, конституционно адекватная государственная политическая стратегия – неотъемлемый признак разумной государственности. Принципы, ценности, приоритеты и цели государственной политики разительно отличаются от догматических идей религии и национализма своей легитимностью, конституционностью, научностью, открытостью, позитивностью и созидательностью. В этой политике должны находить своё отражение прогрессивное мышление, стремление к консолидации общества и к обретению максимально возможного числа союзников в международных отношениях. Стратегия государственной политики призвана обеспечивать наиболее полное и эффективное использование человеческих ресурсов страны. Особое значение имеет следование России своей настоящей, уже хорошо изложенной «национальной идее» – Конституции Российской Федерации. Ведь именно её идеи, принципы и ценности составляют основу законности и перспективности государства – и как аппарата управления и руководства обществом, и как страны в целом. Одна из фундаментальных причин относительной стабильности США – исключительное внимание американского общества и государства к своему основному закону. Ещё в 1837 г. начинающий политик А. Линкольн выдвинул тезис о необходимости «политической религии», почитающей Конституцию и законы США как религиозную догму. Впоследствии, после гражданской войны, американское общество выработало такую «гражданскую религию», которая, будучи светской, играет огромную роль в укреплении гражданского, правового, психологического и морального единства населения страны. При этом «гражданская религия», объединяя людей разных вероисповеданий и атеистов на основе их верности Конституции США и интересам светского общества, по сути своей стала прототипом многих государственно-политических стратегии в разных странах.

В современной России все попытки восстановления целостности общества остаются неэффективными. После краха тотальной идеологии, ориентированной на создание «новой исторической общности людей – советского народа», была предпринята попытка заменить её заведомо недопустимой идеологией дикого и криминального капитализма. В итоге общественное самосознание россиян опустилось на архаичный, националистический уровень, что смертельно опасно для Российской Федерации как полиэтничного общества. Не в состоянии поднять уровень гражданственности и упорные усилия по клерикализации общественной жизни. Напротив, неизбежный в этой связке союз национализма и религиозности сеет межэтническую рознь и порождает религиозно-националистический экстремизм.

В прошлом использование государством религии как «духовного» идеологического оружия можно объяснить и оправдать необходимостью консолидации русских княжеств в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия. В наше время глобализации не только экономики, но и общественных связей, массовых миграций и коммуникаций строить государственную стратегию на идеях религии и национальной исключительности не только примитивно, но и антиисторично. Россия населена представителями практически всех религий мира и ещё большим числом неверующих, людей равнодушных ко всякой религии. Разделение населения на более чем сотню национальностей и на множество конфессий, неизбежно враждующих между собой, подобно приготовлению для России «коктейля Молотова». Итогом такой стратегии может быть только одно: мы погрузимся в пучину дремучего невежества и самоистребления.

На это обстоятельство некоторое время назад обратили внимание десять академиков РАН, включая двух нобелевских лауреатов, в письме на имя бывшего Президента РФ. Но их обращение, широко поддержанное в обществе, не было удостоено никакого ответа. Относительно недавно «Аргументы и факты» опубликовали статью известного учёного, популяризатора науки и просветителя С. П. Капицы «Россию превращают в страну дураков», в которой он прямо заявляет, что за последние пятнадцать лет у нас «воспитали страну идиотов».

Не требуется каких-то особых доказательств, что важнейшей чертой индивидуального и национального поведения граждан светского государства должна быть их светскость, соблюдение закона и общих моральных правил общежития. Это – тот мировоззренческий минимум, который служит фундаментом социального здоровья и благополучия страны. Однако в области общественного сознания зияет глубокий провал, заполненный всем чем угодно, но только не здравым смыслом, политической и правовой культурой, просвещённостью. Непросвещённость и лжепросвещённость – засилье лженауки, лжемедицины, паранормальных верований, оккультных практик, предрассудков и т. д., – становится чумой, поражающей разум и совесть населения. Люди не знают, в какой стране они живут и должны жить, не имеют элементарных и правдивых знаний по истории и географии своего отечества. Им ничего не говорит конституционное основоположение, что «Российская Федерация – светское государство» и что государственная политика в области культуры, образования и человеческих отношений основывается на его светском характере. Сами слова «светский», «светскость» практически выпали из обихода, либо изрядно извращены «гламурными элитами».

Государственная конституционная политическая стратегия, способная оздоровить и преобразить нашу страну, должна опираться на такие базовые ценности, как разум, патриотизм и светские морально-правовые (гражданские) ценности. Единство и действенность этих принципов обеспечивает гармоничное соединение лучших личных качеств человека, отражающих его интеллектуальное и моральное достоинство, и патриотизма как консолидирующей гражданской нормы, обеспечивающей энергию общественного развития в условиях геополитической конкуренции. Понимание необходимости переориентации на эти ценности становится всё более актуальным. Здесь нам нужно многое черпать из ценностей гражданского сознания советского человека. Но ещё большее значение имеет современное гражданское просвещение, опыт которого в мире поистине огромен.

Большая ответственность лежит на правящих государственных элитах. Учитывая особенности ментальности россиян, государство должно не только осознать исключительную значимость ценностей разума, светскости и патриотизма, но и выступить в качестве инициирующей силы нового гражданского просвещения. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, жизнеспособность любой нации напрямую зависит от глубины и развитости у населения разумности, патриотизма и гражданственности, т. е. конституционной просвещенности, грамотности.

И действительно, отсутствие всякой работы по воспитанию психологии творчества и созидания, по обучению гуманистическим ценностям и уважению их, по выработке активной гражданской позиции делает человека ущербным, а в широком смысле – неконкурентоспособным. Эта своего рода гражданская «профнепригодность» означает неспособность члена общества выполнять свои прямые гражданские и социальные функции, реализовывать свои права и обязанности в общественной, научной, производственной, культурной, образовательной, досуговой, бытовой и частной жизни. Такой человек – лишь номинальный гражданин России.

Тот, кто невежествен, невоспитан, лишён высокой культуры, в том числе и культуры мышления, не способен и на полноценную эмоциональную жизнь. Ему трудно любить и ценить природу, культуру, других людей, свою страну и даже своих близких. Вольно или невольно он наносит ущерб себе и окружающим.

Нравственность, разум и позитивная социализация, гражданственность являются естественными для каждого нормального человека характеристиками его внутреннего мира, его мировоззрения. Ими в той или иной мере должны обладать все граждане России, составляющие различные социальные слои и возрастные группы вне зависимости от их этничности, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Эти качества составляют суть того человеческого капитала, который является гарантией личного и общественного благополучия и безопасности. Именно этот капитал составляет духовную основу общества, основу его основ. Без него все другие виды капитала – обширность территории, обилие полезных ископаемых, леса и воды и т. д. – перестают быть благом и становятся ресурсами для разграбления и почвой для преступности.

Моральный, интеллектуальный и гражданский капитал – основа достойной государственной политики, способствующей консолидации общества в его стремлении обеспечить поступательное развитие своей страны. Это, в частности, означает, насколько важно наличие такого капитала в сознании государственных служащих, особенно высокого ранга. От реализации этого капитала государством в особой степени зависит единение россиян как «нации по гражданству», сохранение общественно-политической стабильности, восстановление научного потенциала и производственных секторов отечественной экономики, укрепление обороноспособности государства. В любом случае действенность этих ценностей, питаемых системой просвещения, гражданского образования и патриотического воспитания, может проверяться только реальными результатами – ростом показателей цивилизованности нации, а также каждодневными практическими проявлениями разумности, нравственности и чувства патриотизма всем населением страны и, в особенности, её руководства, его эффективной работой.

В истории развития человечества всё большее значение приобретает фактор глобализации. С ним ООН связывает переход мировых процессов развития на более высокий цивилизационный уровень, причём сами эти процессы протекают в более высоком темпе. Вместе с тем, блага глобализации распределяются пока очень неравномерно, а за издержки приходится расплачиваться практически всем, что и вызывает бурные протесты антиглобалистов. Сутью глобализации в итоге становится территориальная реорганизация мирового сообщества на вненациональной основе, характеризуемая ростом системных связей и информационных потоков, при которых возникают тенденции снижения роли национальных государств. Со временем они сольются в нечто большее – глобальную надгосударственную систему. Этот процесс уже находится в начале своего развития и будет осуществляться постепенно и поэтапно. Если вовремя не «оседлать» его, если не стать его активным субъектом, то можно оказаться на обочине, точнее на свалке истории.

Очевидно, что наступает завершающаяся часть цикла свободной, стихийно происходящей самоорганизации социально-экономических образований, основывающихся на достаточно спонтанных и национальных рыночных механизмах. На пороге – новая эпоха развития человечества, в основе экономических отношений которой лежит научно обоснованное прогнозирование событий, планирование и управление социально-экономическими и экологическими процессами. Эпоха демократии естественным образом переходит в своё более совершенное продолжение – ноократию – власть разума и здравого смысла.

Ноократия(от греч. νοῦς – разум, κράτος – власть) – это такая форма общественного правления, приоритетной ценностью для которой является разум, что означает и соответствующий подбор государственного аппарата, т. е. людей разума, реализующих и определяющих политику и функции государства на основе научного анализа политической, социально-экономической, культурной, морально-психологической и экологической ситуации в стране и мире, прогнозирующих ход дальнейшего развития государства как неотъемлемой части единой глобальной экосоциальной системы.

Ноократия формируется на основе позитивных достижений демократии и является высшей формой её развития. К ноократическому направлению можно отнести все те политические движения, которые осуществляют попытку разумного осмысления современных тенденций развития общечеловеческой цивилизации. Уже сегодня ноократическое движение де-факто проявляется в проведении международных симпозиумов, конференций, конгрессов по проблемам развития общечеловеческой цивилизации и разумных взаимоотношений общества и природы; в формировании общественно-политических организаций, деятельность которых направлена на раскрытие смысла природной целесообразности самого существования человеческой цивилизации. В этих мероприятиях явственно просматривается новая парадигма развития цивилизации и государственного устройства, рождаются новые фундаментальные принципы взаимоотношений общества и природы. Подобные общественно-политические течения начинают развиваться и в России.

Ноократия – это самореферентная и самокритичная власть, подотчётная закону и народу как верховному суверену. Она принимает формы соответствующих институтов и государственного аппарата, работники которого отбираются по признакам высокого профессионализма, развитого рационально-критического и рефлексивного мышления, признания норм светской нравственности, высокой культуры и глубокого уважения к своей стране и к человечеству в целом. Организованная на этих принципах власть призвана достойно осуществлять управление государством, должна уметь научно прогнозировать тенденции развития как своей страны, так и всего человечества, принимать рациональные и реалистические политические решения, чётко формулировать стратегию и ближайшие цели национального развития.

Таким образом, первостепенной задачей текущей государственной политики России становится выработка оптимальной стратегии прогресса, учитывающей национальные интересы страны, и объединение всех здравомыслящих сил общества во имя её реализации. В ней должна быть отражена взаимоприемлемая для различных политических групп и течений программа вывода России из системного кризиса, а также необходимая корректировка уже проводимых реформ. Только такой подход позволит осуществить столь необходимую сегодня реконструкцию нашего государства.

Разум, патриотизм и светская нравственность безусловно должны стать стержнем новой государственно-политической стратегии России, оказывая соответствующее влияние на всю систему воспитания и образования граждан. Эти ценности должны найти достойное отражение в её информационном пространстве, играющем ключевую роль в выработке населением политических, экономических и нравственных представлений и предпочтений. Ценностным параметрам новой стратегии должны отвечать, а также в совершенстве владеть ими прежде всего руководители российского государства, весь его чиновничий аппарат.

Однако все эти идеи будут оставаться благими теоретическими пожеланиями, пока в России не возникнет гражданское общество и россияне не выйдут из состояния гражданской депрессии. В нашей стране преобладают жители, а не реальные граждане, которым глубоко не безразлично состояние дел как на общегосударственном, так и на бытовом уровне. Причин тому множество. Но нужно искать не их, а пути изменения этой позорной для всех атмосферы апатии и безразличия. Здесь есть с чего начинать. Хотя бы с организации эффективной системы гражданского образования и светского воспитания. И не нужно для этого плодить новые дорогостоящие структуры. Можно начать с реанимации общероссийского общества «Знание» с привлечением к этой работе добровольцев различных некоммерческих организаций. И в этой области есть чему учить и есть от чего избавляться. Страна доведена до крайних степеней социального и морально-психологического равнодушия. Достаточно сказать, что, по данным социологов, сегодня полностью здоровых людей в стране осталось не более пяти процентов, 20 – 25 % лишь практически здоровы, а остальная часть – хроники, миллионы из которых просто инвалиды. Россия откровенно вымирает. В 2000 г. в стране было 21 млн. школьников, а в нынешнем учебном году их осталось менее 16 млн. Через пять лет их будет всего 13 млн. Сейчас восьмилетних уже вдвое меньше, чем восемнадцатилетних. Но население не просто уменьшается. Становится, как отмечают эксперты, всё больше и больше людей с отклоняющимся поведением, не говоря уже об алкоголиках, наркоманах и бездомных.

Основная беда жителей России – искажённое или неразвитое сознание, бедное и пассивное мировоззрение, невежество, предрассудки, фобии и отчуждённость, подозрительность и нередко состояние безысходности. Одна только эпидемия коррупции создала буквально другую Россию, по существу глубоко больную. Нам нужно возвращаться на позиции здравого смысла, на позицию простых и надёжных, выверенных тысячелетней практикой наших предков моральных и общественных норм. Здесь нечего выдумывать и экспериментировать. За нами стоят тысячелетия исторического опыта всего человечества.

В этой связи вспоминаются суждения великого немецкого философа Г. Гегеля из его «Философии права»: «В государстве не следует желать ничего, что не есть выражение разумности… Обычно, прежде всего, задают вопрос, какой строй является наилучшим. На это можно было бы дать множество ответов, самый общий такой: каждый строй хорош, при условии, что в нём существует хорошее управление. Так высказываются люди, которые хотят прослыть умными, но они лишь обходят вопрос, отодвигают его. По их словам, все государственные устройства хороши, нет среди них наилучшего… Второй ответ гласит: лучшим является тот строй, которым довольны люди, ведь что же требуется ещё, если люди счастливы, довольны… Удовлетворённость вообще не содержит объективного определения, человек может удовлетвориться наихудшим, свиньи довольны, пребывая в грязи, и люди довольны, находясь в самом низком, позорном состоянии… Наилучшее государственное устройство – разумное… Обычно заранее исходят из различных определений – государственный строй должен защищать свободу, служить препятствием произволу, способствовать благу целого, счастью и довольству людей. От всех этих соображений следует освободиться, заботиться надо только о разумности … тогда всё остальное придёт само собой, все эти второстепенные цели будут достигнуты попутно». Следуя совету этого мыслителя, мы должны признать, что забота и усилия государства и граждан должны концентрироваться на создании разумного государственного управления, разумной экономики и разумных отношений между человеком и государством, обществом и государством, личностью и обществом.

Всё более настораживает быстро растущая в России и характерная для самых отсталых стран мира пропасть между богатыми и бедными, препятствующая общественному согласию и грозящая не просто ослаблением государства, но социальным взрывом, который развалит всякую государственность. Необходимо принимать решительные меры против нищеты, ограничивать богатство как законодательными мерами, так и развитием программ просвещения и благотворительности. Большое значение имел бы контроль государства и общественных организаций за деятельностью крупных корпораций и финансовых институтов, стремящихся изобретать различные «бонусные» и другие произвольные системы поощрения, не соответствующие реальному трудовому вкладу работников. Аморализм, паразитизм и произвол монополий и особенно финансовых учреждений становится тяжким бременем для государства и каждого из его граждан.

Сегодня много говорят об инновациях, забывая о том, что во многих случаях нужно реализовать то эффективное в социальных (и не только в социальных) технологиях, что в других странах уже зарекомендовало себя как важный инструмент экономического, социального и культурного прогресса. Поэтому, если России сейчас и требуются какие-то инновации, то они должны быть прежде всего проверенными, хотя и новыми для нас технологиями и идеями. Это важно подчеркнуть потому, что в ряде случаев, гоняясь за новейшим, мы забываем, что существует логика и последовательность в историческом и социальном процессе. Пропустив один шаг, мы не можем делать последующие, поскольку нарушается логика наших действий и всё идет наперекосяк 1. В контексте нашего анализа к уже апробированным и надёжным социальным технологиям обретения и укрепления обществом политического, экономического, морально-правового и интеллектуального здоровья относятся программы гражданского образования и светского воспитания как молодежи, так и взрослых.

Современные информационные и коммуникационные возможности настолько мощны и совершенны, что не составляет больших затрат обеспечить население современными гражданскими знаниями, т. е. знанием о том, что такое гражданин, каковы его права и обязанности, каковы нормы его поведения в различных социальных сферах, каковы общегражданские ценности, как устроено современное общество, как оно работает и каково место индивида в социальной жизни. Осознание себя гражданином – одно из существенных измерений его личностного роста, способ осознания себя, общества и глобального человечества. Это способ возвышения человека на уровень гражданина мира, понимания контуров становления цивилизации будущего.

Гражданское сознание – великое общественное благо, поскольку оно укрепляет не только индивида, но и общество в целом, составляя разумную, моральную, правовую и психологическую энергию государственного строительства как процесса глубоко общенародного и демократического.

Подводя итог сказанному, хочется высказать одну вполне конкретную идею. Нашей стране нужна общенациональная Программа оздоровления России. Подчеркнём ещё раз: речь не идёт о выделении каких-то сумасшедших средств из бюджета страны (это сразу соберёт вокруг них стаю «пилильщиков» и ничего больше). Речь идёт о реальной заинтересованности государства в возрождении России, о его политической воле. Главное здесь – дать зелёный свет тем бескорыстным энтузиастам-общественникам, которые готовы делать большую работу по налаживанию широкой системы просвещения. Нужна серьёзная информационная поддержка процесса формирования добровольческого просветительского движения, вдохновляемого ценностью и возможностями разума, научного мировоззрения и гуманизма и чуждого всякого рода мистической, паранормальной и оккультной экзотики.

Одним из лозунгов нового просветительского движения может быть такой: «Вперед к здравому смыслу, научному мировоззрению и гуманизму!»

1 Нам спустя более 70 лет пришлось возвращаться к рынку в частности и потому, что капитализм в России был, так сказать, задушен в колыбели, так и не успев выполнить, если употреблять слова раннего В. И. Ленина, своей «прогрессивной миссии». Сторонник диктатуры пролетариата попытался сделать это в годы НЭПа, но получался госкапитализм, так как вождь боялся свободного и демократического рынка.

Р.S. редактора: Статья близка по названию и содержанию прошлогодней статье президента РФ Д.А.Медведева «Россия, вперёд!», но более критическая и гуманная. Кувакинский анализ – явно преувеличенно пессимистический, односторонне-абсолютно-негативный, обиженного человека на дикий российский либерализм-капитализм, не оправдавший надежд автора, который обязан быть научно-объективным, например, увидеть в противоречивой российской действительности и политике гуманистические моменты и ростки. Более всего радует идейно-политическая гуманизация Валерия Александровича: сделан смелый и спорный шаг к гуманистической идеологии с заключительным лозунгом: «Вперёд к здравому смыслу, научному мировоззрению и гуманизму!». Но взятые автором на идейно-политическое вооружение аристократические методология разумности Гегеля и теория ноократии-власти разума - не гуманистичны. В методологии Гегелевского разумного государства гуманиста Кувакина не возмутило сравнение людей со свиньями и не остановило признание человеческого счастья второстепенной целью и даже естественный вывод-идеал Гегеля – прусская монархия? А политический принцип ноократии – неравенство людей тем более не совместим с гуманизмом. Эти методология и теория элитаризма-консерватизма-бюрократизма. Наш гуманистический президент, ранее правый идеологический либерал, перескочил гуманизм-центризм в другую крайность, в ультра-правый консерватизм-аристократизм, правда, не во всём, оставшись либеральным антиклерикалом. Новому гуманизму надо разрабатывать свои методологии и теории на основе личностного развития народа. Это следующий творческий шаг гуманистического идеолога Гуманистической партии. Без Российской партии патриотического гуманизма (РП ПГ) все прекрасные гуманные предложения авторов останутся «благими пожеланиями

 

Личная нравственность
   

Пол Куртц

Д вадцать лет тому назад, когда я выдвинул идею Центров исследований, мне трудно было представить, что их развитие будет такой трудной, даже опасной задачей. В своей книге «Евпраксофия: Жизнь без религии» (Eupraxsophy: Living without Religion, Prometheus Books, 1989) я писал о важности светской альтернативы религиозным институтам, особенно для неверующих. Эти Центры должны удовлетворять эмоциональным человеческим потребностям и давать людям смысл жизни без того, чтобы воспроизводить обычные атрибуты наивной веры в сверхъестественное. Центры, опирающиеся на науку, должны были рассматривать жизнь рода человеческого во вселенной в свете натуралистического мировоззрения, они мыслились как Центры, стремящиеся обеспечить человеку доступ к мудрости без какой-либо опоры на теологию.

Сегодня этот проект быстро прогрессирует. В мире действуют около сорока таких Центров, находящихся на разных уровнях развития. Мы призываем к Новому Просвещению. Во-первых, – это использование методов науки для изучения основ религиозной веры, и, во-вторых, – это развитие этических принципов и ценностей, руководствуясь которыми мы можем достойно жить.

Первая часть нашей программы была и остаётся достаточно эффективной. Многие, кто был вовлечён в эту работу по исследованию основ религиозной веры стали скептиками, агностиками или атеистами.

Вторая часть проекта – развитие этических принципов и ценностей – оказалась много труднее, и она ещё далека от реализации. В этом небольшом эссе я хочу обратить внимание на то, что мы недостаточно адекватно связывали её с личной нравственностью, которая должна быть в центре гуманистической этики. К сожалению, личная нравственность слишком часто оказывалась вне поля зрения людей светского мировоззрения, которые львиную долю внимания уделяли освобождению личности от репрессивных институтов церкви или государства и достижению социальной справедливости.

Очевидно, что светские гуманисты должны поддерживать автономию индивида, свободу выбора, его право на частную жизнь. Те, кто привержен открытому, плюралистическому и демократическому обществу, высоко ценят толерантность и уважают различия во взглядах. Светские гуманисты активно защищают права человека, особенно женщин, инвалидов, стариков, детей, бедняков, расовых, этнических групп, сексуальных меньшинств, которые подвергаются репрессиям или притеснениям. Светские гуманисты выступают за то, чтобы плодами демократии пользовались все слои населения. Тем не менее, это не обязательно означает, что все, кто поддерживает эти цели, обладают достаточной личной нравственностью в отношениях с другими. Это банальная истина, но многие, кто привержен «человечности» в абстрактном смысле, часто нечувствительны по отношению к конкретному человеческому существу.

Было бы глупо слепо игнорировать роль общества в развитии добродетелей, достоинства и честности индивида. Нам необходимо взращивать просвещённую личность, которая должна достичь определённой меры этической зрелости и моральной мудрости. Личная нравственность в качестве феномена внутреннего мира человека находится или должна находиться в центре внимания наших гуманистических интересов.

Религиозно обосновываемая мораль с её кодами абсолютных предписаний и запретов – ты должен или не должен делать это – предлагает жёсткие правила, которым необходимо подчиняться. Есть каталог «семи смертных грехов»: гордыня, алчность, блуд, злоба, чревоугодие, зависть, праздность (мы охотно соглашаемся с тем, что кое-что из этого списка действительно нежелательно). Религиозными добродетелями являются вера, надежда (относительно божьего замысла о нас) и забота. Из них первые две отвергаются людьми светского мировоззрения.

Каковы, согласно светскому гуманизму, признаки личного совершенства? Конечно, первыми в этом ряду являются: (1) разумность и интеллект; (2) самоконтроль и осмотрительность; (3) креативность и высокая мотивация; (4) самоуважение и уважительность; (5) радость жизни и эстетический вкус. Цель светского гуманиста – максимизировать жизнь здесь и теперь, реализовать свои возможности; добиться успехов в карьере или в профессии; познать сексуальную радость и обрести опыт влюбленности и любви; стремиться к жизни как радостному изобилию. Есть блага в этой жизни. Но едва ли они есть за её пределами. Эта форма личной нравственности указывает на полноту жизни, достижение в ней высот, на какие мы только способны. Но остаётся решающий вопрос: как она выражается в отношениях с другими людьми?

Позвольте мне сделать несколько нелицеприятных утверждений.

Первое, быть светским человеком или атеистом – это ещё не гарантия высокой моральности или порядочности. Свидетельств, подтверждающих это, великое множество. История XX в. переполнена фактами гибели миллионов невинных людей, пострадавших от рук светских диктаторов, таких как Сталин и Мао, которые без колебаний возлагали эти жертвы на алтарь идеологического абсолютизма. Дегуманизация представлений о человеческом достоинстве была причиной позорных преступлений против человечности.

Наиболее яркой иллюстрацией этого было убийство миллионов камбоджийцев Пол Потом и его приспешниками с 1975 по 1979 гг. В результате фанатичного усилия превратить Камбоджу в утопичное крестьянское общество, было уничтожено около 1,7 миллионов человек, были запрещены религия и торговля, ликвидированы школы. Первый международный трибунал над руководителями Красных Кхмеров был в конце концов созван в этом году.

Конечно, можно возразить, что злодеяния, совершённые верующими, также сопровождались моральным террором. Это массовые убийства в Европе фашистами до и во время второй мировой войны, геноцид в Армении и Руанде, развязанный религиозными силами, разрушение Хиросимы и Нагасаки иудео-христианским народом, самоубийства и терроризм приверженцев Корана, бесконечные войны, которые развязывались во имя Бога.

Да, это совершалось и теми и другими. Быть может, личная нравственность человека не зависит от того, набожен ли он или придерживается атеистических убеждений?

Во-вторых, я, увы, убедился в том, что неверующие могут быть также злобны, черствы и бесчувственны, как и верующие. Мне довелось знать атеистов столь ожесточённых против того, с чем они не согласны, что они вполне готовы были отступиться в этом вопросе от гуманистических моральных принципов. Некоторые из них настолько одержимы личной неприязнью, что проявляют мстительность и зависть, жажду власти и стремление занять высокое положение в ущерб собственным нравственным убеждениям. Они предают коллег и друзей ради собственных эгоистических интересов. Возможно, в этом они поддаются влиянию окружающей среды, которая поощряет стремление к личному превосходству и успех в конкурентной борьбе во имя достижения цели любыми средствами.

***

Таким образом, проблема Центра исследований оказывается следующей. Как мы внутри нашего движения должны развивать уважение к этическим принципам гуманизма и учиться ценить их по достоинству? Существенным здесь, я полагаю, должно быть то, чтобы мы культивировали и развивали личный моральный рост. Как это делать является большой проблемой. Действительно, по моему мнению, это и есть тот главный вызов, который мы должны достойно встретить. Едва ли мы можем создать жизнеспособные светские сообщества в качестве альтернативы религиозным общинам без развития отношений доверия и коллегиальности среди тех, кто разделяет наши идеалы.

Я позволю себе без детализации предложить набор личных качеств морально зрелой личности в её отношениях к другим людям. Человек доброй воли добр и честен, он внимателен и готов помочь другому, благодетелен, альтруистичен, имеет развитое чувство эмпатии, заботлив, способен испытывать чувство симпатии, общителен, терпим, справедлив и ответственен. Авторитарный индивид корыстен, властолюбив, подозрителен, подвержен предрассудкам, вероломен, жесток, безжалостен, мелок, эгоистичен, сверхтребователен, злопамятен, чёрств, не гибок и мстителен.

Человек доброй воли должен сочетать разум и сострадание, рефлективное сознание и заботливое сердце. Мы можем поставить вопрос так: каким образом светский человек, приверженный общим принципам этического гуманизма, развивает в себе личную порядочность?

Я полагаю, что мы должны начинать прежде всего с морального образования детей, ещё в семье, среди любящих родителей; это образование должно продолжаться в школах с детства до юношества. В самом деле, личность высокой морали является главной целью демократического общества, где образованный гражданин – это лучшая гарантия свободы, социальной справедливости и нравственного прогресса.

Побуждать людей развивать моральное достоинство и честь – вот что должно быть приоритетной целью Центра исследований. Если в целом светское сообщество, свободное от религиозных внушений и ограничений, оказывается неспособным воспитывать высоко моральных индивидов, тогда возникает вопрос, не являются ли ошибочными наши собственные гуманистические этические принципы? Что мы имели до сей поры? К сожалению, я вынужден сказать – в лучшем случае переменные успехи. Я полагаю, что это ставит под угрозу всё будущее Центра исследований как общественного движения.

 

К единым основам ДУХОВНОСТИ

Вячеслав Зенин

 

 

«О, бездна, она, похоже, Праотец сущего!»
Лао-Цзы

Первый и единственный общий праздник землян – начало нового тысячелетия – не привёл к оценке того Пути, по которому движется наша цивилизация. Считается, что мир идёт по пути прогресса, а основные устои жизнеустройства правильны. Основой такого успокоения являются доводы о том, что в большинстве стран построена демократия, а мировая экономика управляется структурами типа МВФ (это всё – из категорий «хорошо»). Да и с «духовностью» всё в порядке, ибо её обеспечивают «хорошие» и «мудрые» религии… Однако, если выйти за рамки официальных идеологий и установок, то напрашиваются другие выводы. Взгляд «со стороны» может, например, отметить:

– общая экологическая обстановка близка к «предкатастрофной», что было п

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...