Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В конечном, завершающем периоде




В «Ваджраяне» установлен двойной аспект «бодхисаттвовской мысли»: она имеет не только просветительный и практический импульс, но является совпадением, неразрывным сосуществованием воспринимающей интуиции и метода гнозиса и праксиса (метода), пониманием метода как сострадания, активной силы, которая заставляет нас думать не столько о собственном благе, сколько о благе всех живых существ, томящихся в Сансарном круговороте. Хатха-йога отождествляет эти два аспекта «бодхи» с двумя моментами дыхания, «вдохом» и «выдохом», и поэтому полагает, что психофизический процесс, который должен совершить в человеке реинтеграцию Абсолюта, и движущийся с плана дифференцированной феноменальности, подобно дихотомическому механизму, который можно локализовать в различных частях нервных клеток. Например: два стержня (канала) — женский и мужской (красный и белый) символизируют в человеческом теле разделение единого на двойственность и материализацию принципа, его объективацию в феноменальных явлениях, забвение им себя в двойственности. Поведение (авидья), посредством или через призму которого он является как двойственный (в истинности он един), подобно приятию формы (акара), в действительности чистым и лишенным формы в виде эфира, он лелеется и увеличивается благодаря индивидуализированному сознанию (Читта). Последнее, проходя через гущу «праны», развивается и усиливается игрой субъективных представлений и поддерживающих их основ, всюду блуждающей иллюзии вещей (объектов); йога должна обуздать эту игру праны произведением ниродха, волевой остановки. Этим методом также достигается «Ниродха» индивидуализированных мыслей; таким образом прана, идущая по двум каналам, справа и слева приводится в серединный канал Аван-дуди, где светит, свет Абсолюта благодаря горящему там огню Зиндали, они («двойственности») окончательно сгорают. Там же появляется вместе с загоранием огня Зиндали мудрость бодхи бодхиджняна, которая участвует в указанном процессе и подавляет вновь поступающие чувства «двойственности». А вместо «двойственности» появляется новый положительный момент, т. е реинтеграция неделимого, нераздельного единства Абсолюта, в виде Ваджрасаттвы, Баджрадхары, Махасуха, возвращение Алая-виджняны, после томительного пребывания в Сансарных безначальных волнениях к Абсолюту, который действительно приходит, когда побеждается двойственность (множественность) Это единство суть «Бодхичитта», в «мысли просветления», которая неразрывно включает в себя праджню и упая, шуньяту и каруну, пустоту и сострадание. С этой точки зрения процесс, происшедший «в сфере желания» (кама-дхату), перенесенный в жизнь индивидуума, вносит в систему сексуальную символику.

Бодхичитта — мысль просветления, т. е. Абсолют, реинтегрированный благодаря соединению двух его иллюзорных аспектов, суть Бинду, «капля спермы», т. е. яйцо, порожденное мужским семенем сукла и овулум ракта, т. е. праджней и упая, гнозисом и праксисом, один исчезает — растворяясь в другом. После этого символика становится необыкновенно полной. В данном случае «бинду» суть «анусвара» на слоге хум, т. е. бодхи, мистическое семя Ваджрадхары, «целое».

Как в результате полового акта рождается яйцо (бинду) — (соединение семени мужчины и женщины), так и в йогическом соединении праджни и у паи, представленных лалана и расана двумя каналами справа и слева порождается «Яйцо» в Кандали среднем канале (Аван-дуди), как реинтеграция изначального единства сознания (интуиции), за пределами индивидуализированных мыслей. В этом случае яйцо не может быть ничем иным как вспышкой интуиции или джняны, мудрости потенциального Будды (Алая-виджняны) внутри нас, светящего подобно солнцу в центре среднего канала - Аван-дуди. В других случаях, особенно в «Сиддха-школах», это соединение представляется между йогином и самой кандали, рассматриваемой как его юм, цель и содержание остаются те же самые.

Нередко этот процесс экстериоризации требует в широком посвятительном ритуале присутствия «Мудра», т. е женщины — живого символа праджни: ученик, посредством соединения с нею, производит творческий момент. Но акт не должен исполняться таким образом, чтобы приводить к естественным последствиям; он должен быть контролируем посредством «пранаямы» таким образом, чтобы семя само возвращалось назад, не вытекая вниз, но поднимаясь вверх, пока оно не достигнет «32-лепесткового» центра на вершине головы.

Этот ритуал один из самых тайных и тяжелых, связанный с физическим здоровьем исполнителя. Ритуал нужно исполнять только по наставлению Учителя, сложные комбинации его особо указываются Учителем в ухо ученику «карнатантра» «Падение семени является причиной окончания страсти, а окончание страсти суть причина боли» (см. Дохакаша). Страсть — синоним качипа, сострадания. Это соответствие, эквивалентность между страстью и состраданием проявляется в нормальной Сансарной жизни индивида, т. е. страстно любящие женщина и мужчина сострадают.

В грубом примере: если страстно любимая женщина попадает в беду, мужчина, страстно любящий, может пожертвовать собой для спасения ее. В разгаре возбуждения страсти, оба чувства — (страсть и сострадание) становятся тождественными. Здесь, у бодхисаттв-йогов, цель сострадания состоит в том, чтобы вести всех живых существ к Нирване, т. е. реинтегрировать их в бодхичитте, первичном принципе; сострадание является мотивом гнозиса. Они являются двумя полюсами, через которые совершается процесс этого возвращения и завершается цикл от бодхичитты-причины к бодхичитте-следствию, завершению феноменального опыта, использованию дуалистических выражений (что по желанию кого-либо означает существенное отражение одного процесса); в нем, в действительности, двойственность уже является последствием действия индивидуализации, т. е. ложной посылки «я» и «этого», как внешнего для «я», из-за неведения. И те, которые, оставаясь в этом неведении (авидья), неспособны к возвратному течению через соединение праджни и упаи к Единой — Нирване, два полюса бодхичитты у них выходят из круга и опускаются в объективизированный мир, на план дуализма. Это символизируется «падением семени», т. е. приход к естественным последствиям в результате полового акта.

Здесь, в этих опытах, абсолютная реинтеграция осуществляется через четыре момента, а именно: интуиция 4 состояний, соответствующих постепенному более полному очищению от всей иллюзорной двойственности, приобретается Ваджраяной и применяется в указанных методах, ибо пока «бинду» поднимается до «32-лепесткового» центра Аван-дуди и идет по центральному каналу вниз, на 4 остальных узлах (центрах) Аван-дуди появляются четыре бодхиджняны, тождественные (неразличимые) с шуньей, они полностью очищают Алая-виджняну от всей иллюзорной двойственности. И также применяется в ее сотериологии: состояние бодрствования, сна, глубокого сна без сновидений сушупта и анандами, 4 блаженствами, чья интенсивность становится все более активной (пратхамананда, парамананда, вира-мананда, сахаджананда). В этой символике, которая позволяет посвященному реализовать чистоту божественного переживания (опыта), они соответствуют 4 телам Будды: дхарма, самбхога, Нирвана и Сахаджакаям, каждое из них соответствует адекватно четырем планам реальности: физической, словесной, духовной и интеллектуальной. Таким образом, эти четыре различные состояния блаженства — ананда, все более интенсивные, вытекают в Махасукха — великое блаженство, синоним Ваджрадхары или Абсолюта: Ваджраяна определяет Абсолют как «естественно светящая мыслью» и сюда прибавляет «ананда», блаженство, оно является, как интуиция природы всех Татхагат. Это восхождение совершается в 4 стадии или момента, соответствующих 4 сферам (сакча) или точкам (узлам) Они рассматриваются в этом отождествлении йога (аскеты) с Целым, с 4 телами Будды.

Согласно этому четверичному делению 4 блаженств, выполняется деление «Мудра», т. с. печатей, которые столь важны в Ваджраяне

В этом эзотерическом смысле мудры являются символом 4 моментов реинтеграции или 4 различных моментов пробуждения, ведущего к ней и, следовательно, 4 различных стадий становления с Бытием

Четыре мудры суть:

1) Карма-мудра.

2) Дхарма-мудра (печать Абсолюта дхарма-дхармата).

3) Маха-мудра.

4) Самья-мудра (символическая печать).

Карма-мудра суть отражение через видимые изображения, представления, тенденции к реинтеграции их и ее процесса; так, карма-мудра — это женщина, выступающая в мандале с целью переживания (опыта) через соитие с ней функций гнозиса и средств, которые являются необходимой предпосылкой реинтеграции Ваджрасаттвы. Однако все это имеет место на относительном и иллюзорном плане Соединение или совпадение мудрости и сострадания, которое определенно является единственной и тождественной реальностью, завоевываетДхармакаю. Ученик, вышедший посредством практики указанных йогических методов за пределы мира явлений и реинтегрированный в своей собственной сущности (сахаджа) в чистой форме Нечика или Ваджра-Бхайрава или в каком другом из божественных аспектов, свободно простирающийся от Ваджрадхары, может заново пересмотреть «сотворенных» (отделившихся от Абсолюта) сансарных существ через или посредством Дхармакая и Самбхогакая, может раскрыть себя и, следовательно, проявить Закон. Мудра имеет не только техническое значение в смысле определенного момента мистического восхождения, хотя это и является наиболее тайным смыслом. Мудра, как мы уже видели, также означает юм, божественную энергию, благодаря которой Идам (божество) как бы становится активным; юм — мать, обнимающая Идама.

Мудра также означает символ (эмблему), расположенный на Мандале вместо божества и соответствующий ему. Наконец, Мудра — это определенное расположение рук, устанавливающее синхронность между посвященным и определенным божеством; она является «печатью», приводящей в сознание предназначенную ей мантру, которая выражает через звук ту же самую сущность божества. Здесь мудра имеет огромное значение, ибо явно показывает природу или активность, свойственную указанным божествам.

В литургии весьма многочисленны различные мудры, они применяются преимущественно в школах Йогатантры. Для них требуются посвящения, наставления Учителя.

Перенесение дхармы «сферы страстей» (кама-дхату) в тело ученика-йогина, посредством которой индивид освобождается от остатков иллюзорной двойственности, является последним, завершающим шагом совершенствующегося на пути к изначальному единству — Нирване. Оно является основанием парных представлений, так частых в нашей тантрийской иконографии. Эти изображения называются Я6 и Юм «Мать и Отец» и сейчас я надеюсь, что вполне ясно значение этих фигур.

Я6 и Юм, отец и мать, это только компоненты Бодхи —Читта, В которых парность и растворение (исчезание одного в другом) воссоздается в его изначальном единстве. Поэтому спаривание, преобладающее в иконописи буддийско-тантрийского пантеона, будучи отделено от грубости, кажется непристойным лишь непосвященному взгляду.

Символика может показаться шокирующей, и представители Ваджраяны ответят, предвосхищая современный психоанализ, что это соответствует человеческой похоти, прирожденному, инстинктивному либидо живых существ в сфере Кама-дхату (в двух других сферах — рупа-дхату и арупа-дхагу этого нет. Поэтому они из тех же сфер не могут перейти в Нирвану), все более и более возгоняющемуся по Мере того, как пытаются его обуздать и перенести; поэтому вместо Подавления похоти лучше управлять и переносить его на другие планы. Действительно, в мире Ваджраяны каждое изображение символично: его нужно интерпретировать как книгу, написанную тайными знаками, прочесть которые может лишь посвященный. Например, Ямантака или иначе Ваджра-Бхайрава двурогий, один рог — символ абсолютной истины, другой — символ относительной истины, иначе Нирвана и Сансара. В нем (в Ямантаке) Сансара очищается от условности, причинности, множественности и становится тождественной Нирване. Его 16 ног символизируют 16 разновидностей шуньи и 32 руки символизируют 32 элемента клеши; атрибуты, которые он держит в этих руках, являются орудиями, при помощи которых подавляются указанные клеши. Устрашающий его вид не для запугивания злых духов, как многие непосвященные «востоковеды» трактуют это, а для других, более эффективных, для достижения Нирваны, целей. Пламя, которым весь он охвачен, является пламенем мудрости.

Еще раз возвращаемся к пяти Дхъяни-Буддам, которые имеют первостепенное значение в йогических методах Ваджраяны. Многие, наверное, видели махаянистические и тантрийские иконы спокойных Будд и гневных Идамов, они все (без исключения) на голове носят диадему (спокойные) из пяти драгоценностей, (гневные) — из пяти черепов; указанные диадемы изображают пять Дхьяни-Будд. Первые вступительные к Ваджраяне книги описывают природу пяти клеш и методы подавления их и истинное знание (мудрость), приобретаемые йогами, представленные в пятеричном эзотерическом аспекте, как пять мудростей, которые достигаются средствами йоги — созерцанием и спиритуализацией. Указанные пять мудростей суть пять Дхьяни-Будд. Благодаря методам, добившийся успеха йогин реализует состояние Будды.

Сущность или основание мудрости джняна является Всепроникающая мудрость Дхарма-дхату — это есть «семя», или потенциал Истины или Мудрости, порожденной Дхармакаей — космическим телом Будды.

Дхарма-дхату, называемая Мудростью (разумом) дхармового пространства и представляющая все дхармы (элементы) как шунья, персонифицируется «главой» Дхъяни-Будд Вайрочаной.

Применяя все методы, указанные в Ваджраяне, йогин разрывает путы Сансары, и, победив саму жизнь, «наслаждается» абсолютной свободой. В его сознании светит символическое синее сияние Дхарма-дхату.

1. Вайрочану йогин рассматривает как субстрат сознания (Читта), лишенный всякого бытия и не связанный со скандхами, дхату и аятана и такими мыслительными категориями как субъект и объект. Он безначален и имеет природу шуньи, подобно всем существующим предметам, которые суть шунья в основе, изначальная Дхармакая не имеет разновидностей и пребывает сама в себе. Он, Вайрочана, является мудростью дхармового пространства.

2. Ваджрасаттва или Ваджра-Акшобья, разум (Мудрость) подобно зеркалу, дарующий йогическую силу (сиддхи) ясновидения сокровенной внутренней действительности, отраженной как в зеркале во всех феноменальных или видимых предметах. Эта трансцендентальная мудрость, обитая вне сферы обычного разума, познает Сансару и Нирвану, как отражение в зеркале. Белый цвет его тела есть символ множественности буддийских драгоценностей. Правой рукой у сердца он держит пятиконечный ваджр. Этим символизируется соединение пяти тел милосердия (сострадания) с пятью мудростями. В конечном
счете, соединяясь, они превращаются в единую сперма-бинду. Агрегат зеркального разума — мудрость Ади-Будды. Ваджрасаттва эзотерически является синонимом Самантабхадры, персонификация нерожденного, бесформенного, неизменного Ади или Нирваны. Также мудрость подобно зеркалу символизируется элементом воды, откуда происходит жизненное течение, представленное соком деревьев и кровью людей и живых существ.

3. Ратнасамбхава, благодаря реализации мудрости равномерности,
персонифицированной в нем, йогин смотрит на все вещи с божественной безучастностью, с точки зрения страсти и ненависти (отвращения). Равномерный разум (мудрости) постигает равномерное (без колебаний) существование Дхармакаи и шунью ума и их равномерно вневременное существование. Эта мудрость трансцендентна по своей сущности, она находится вне пределов познаваемости обычным разумом и являет собой Мудрость Дхармакаи. Она, эта мудрость, подлинно познает недвойственную сущность Дхармакаи и шуньи.
Желтый цвет тела Ратнасамбхавы есть символ освобождения живых существ из круговорота Сансара, через распространение знания. Он персонифицирует субстрат сознания (Читта), воспринимающий все сущие предметы (вещей) как не-сущие и лишенные акциденций (качества), но возникающие из пустоты (Ниратмья) всех мирских объектов. Он есть Бодхичитта. Равномерная Мудрость проявляет себя через элемент-землю, и таким образом производит твердые составляющие тела живых существ и органических и неорганических форм.

4. Амитабха персонифицирует различающую мудрости и дарует йогическую силу познания каждой вещи в отдельности, а также всех вещей в единстве. Эта Мудрость без ошибок и колебаний пребывает в Дхармакае. Она является запредельная разуму и в Дхармакае фигурирует как беспрерывно самопознающая Мудрость, поэтому она получила название Мудрости, познающей каждую вещь
в отдельности, и приносит пользу каждому существу в отдельности. Она, благодаря проявлению через элемент-огонь производит жизненное тепло воплощенных человеческих, и ниже, живых существ.

Красный цвет тела Амитабхи символизирует воплотившиеся в нем четыре различные кармы[44] и осуществление им помощи всем живым существам. У сердца он держит лотос, что символизирует нематериальность и бесформенность Дхармакаи. Этот символ указывает также на непричастность Самбхогакаи и Нирманакаи кармам людей, которые уже совершенствовались. Он персонифицирует следующую мысль: так как дхармы (существующие элементы) не имеют происхождения, то нет ни бытия, ни мышления. Бытием это называется в том смысле, в котором называют существующим несуществующее в действительности — небо.

5. Всеисполняющая Мудрость, персонифицированный в Дхъянп-Будде Амогасиддхи, дарует йогину силу настойчивости, упорства, необходимых для успеха во всех йогах, а также силу безошибочного распознавания последствий непогрешимого действия. Всеисполняющий (или всесовершающий) разум уничтожает зависть и, исполняя карму, показывает, что Дхармакая не возникла из отдельных вещей не возникла и из их единства; напротив, эта Мудрость познает, что безличная Дхармакая является источником безначального феноменального мира Зеленый цвет его тела есть символ облегчения кармы живых существ. Он держит у сердца меч, что является символом оказания помощи живым существам посредством смягчения их кармы, и этим мечом разрезает железные путы кармы людей. Всеисполняющая мудрость, использующая как средство проявления элемент-воздух, является источником дыхания жизни.

Пять клеш, источник всех грехов, причина пребывания Алая-Виджняны в Сансаре, подавляется, уничтожается через практику йогических методов. Но на их месте человеческое сознание обретает естественное сияние пяти мудростей. Благодаря практике этой йоги (или пути единения) созерцания и спиритуализации, таинственной мантры долгого хум и т. д., индивид водворяет в себе 5 Дхъяни-Будд, т. е. на пяти узлах его центрального стержня Аван-дуди появляются пять светов мудрости. Пять Дхъяни-Будд по числу соответствуют пяти клешам, и после подавления клеш их место занимают пять Дхъяни-Будд. Многие, особенно современные «буддологи» пишут, что пять клеш в процессе практики йоги не уничтожаются, а переворачиваются в пять мудростей. На самом деле, они подавляются насильно; индивид после их подавления может не приобрести пять Мудростей, например, хинаянистический святой Архат Как приобретаются пять мудростей, мы указали выше, это делается только на пути Ваджраяны.

Практику такого метода созерцания и медитации индивид должен делать через посвящения, детали различных способов этой практики указывает ему Учитель. Для того чтобы лучше выявить трудный для понимания и глубокий смысл тантрийского учения, ученику даже после широкого посвящения (Абишека) необходимо постоянно обращаться к наставнику-Учителю за разъяснениями. Мы еще раз утверждаем за нашими учителями, что «без Учителя-наставника тантрийская практика пуста», сам Будда-Татхагата достиг просветления только через учителей. Он достиг просветления многие кальпы тому назад, когда он прибыл на нашу землю (183 года, четыре тысячи сто восемьдесят три года тому назад) для распространения своего учения, он был уже просветленным Буддой.

В Ваджраяне также главенствующее значение имеет повторение мистических формул «мантра» во время медитации. Для каждого божества-Идама определенной тантрийской системы существуют определенные мантры, даже несколько мантр на одного того же Идама. Эти мантры диктуются Учителем во время передачи посвящения. Непосвященному не положено знать их. Но мы здесь расскажем немного о символическом значении «долгого хум», ибо эта сложная буква встречается во всех длинных и коротких мантрах.

Шесть частей этой сложной буквы «хум» символизируют пять Дхъяни-Будд и плюс Ваджрадара. Йогин, практикующий «йогу долгого хум», в этом символе видит неразлучимость, тождественность блаженства и шуньи. Он должен верить в то, что произнесение буквы «хум» разрушает причину страдания всех живых существ, ибо произносимый звук «хум» вызывает движение всех пяти Дхъяна-Будд, которые своими мудростями вводят двойственности феноменального мира в единство-Бинду, которая символизирует Ваджрадару. Этим самым он достигает недвойственности в воззрении и увеличивает собрание добрых деяний, которые являются причинами блаженства, сопровождаемого в пути святости, и блаженства конечного результата. Текст мантры, продиктованный Буддами, несет в себе мистическую силу, действующую на скрытые энергии, заложенные в скандхах индивидуума. Поэтому даже только махаянистическое повторение их дает индивиду большую мистическую силу в этой жизни и лучшие результаты для будущей жизни. Умственное сосредоточение на этих различных частях мантры, символизирующих «хум», является средством, благодаря которому ум (в его непросветленном состоянии) приготовляется, приспосабливается к чистому (или истинному) опыту и наслаждается тем блаженством, которое происходит от созерцания и повторения мантры, блаженством божественной (или сверхъестественной) Мудрости, мудростей Будд трех времен ничего не упускающей, ничем не пренебрегающей. Незапятнанной, чистейшей от начала времен, совершенной и запредельной понятию и определению, воплощению пяти мудростей, пустоты и сияния, лишенной препятствий.

Проявляющийся в символической форме «хум», отчетливый и полный во всех своих частях и функциях. Но по содержанию он -шунья, пустота всех сансарных характеристик, ибо пустота запредельна человеческим понятиям и определениям, будучи несотворенной изначальной сущностью всех вещей.

Теперь наша Алая-виджняна сделала круг через безначальную Сансару, потеряв все свои множественности, условности, причинности, согласованности, опять пришла к своему первоначальному источнику — Нирване. И великий Нагарджуна восклицает: «Согласованны или причинны отдельные вещи. Мы зовем этот мир феноменальным. Но именно то же самое называем Нирваной. Если мы берем его без Причинности, без Согласованности.

Если отбросить от феноменального мира его Причинности, Согласованности, Множественности, то остается только очищенная частица Татхагаты или Алая-виджняны в чистом виде, природа которой шунья

Если имеются ошибки в нашем движении, то мы приносим извинение и благоговение пред нашим Учителем, подлинно реализовавшим состояние Ваджра-Саттвы и все добрые деяния, накопленные изложением настоящей работы, приобщаем к религии Дхармараджи трех миров Самдан-Намдал-Балсамбы.

Благодаря этим добродеяниям все живое без исключения из сферы страстей, посредством постижения «бодхи» в сфере божественной мудрости, проявляя сострадание, пусть спасают других. И из сферы драгоценностей пусть они дойдут до Нирваны!

Ныне я, испытав невыносимое отвращение к Сансаре, удаляясь в глушь тайги один, завершив блаженную Дхьяну в самовозникшей сфере, пусть на благо всего живого обрету состояние Самантабхадры'

Будущие йоги, погружаясь в блаженную Дхьяну, воспитав в себе отвращение к эфемерному сансарному наслаждению, пусть уходят в тихую лесную обитель и там пусть они обретут блаженство Самадхи.

Пусть все живое найдет этот единственный ваджрный путь совершенствования и быстро обретут состояние Великого Ваджрадары!

 


«Черная тетрадь»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...