Александр Тимофеевич
ХАРЧЕВНИКОВ, кандидат технических наук Р.S.редактора: Мы близки по общей направленности и перспективе. Но не согласны с некоторыми религиозностью и национализмом. Гуманизм. 6 шагов по канату. mcandreev «Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный...». (М.Булгаков. Мастер и Маргарита) Трудно формулировать идею, программу и бизнес-план гуманистического движения. Это как ходить с завязанными глазами по канату под куполом цирка, где любая часть публики может выразить свое неодобрение прицельным метанием неспелых яблок в артиста. Но артист имеет право попросить публику швырять яблоки не в него, а в оппонирующих зрителей. Так я и поступлю, прежде чем идти по виртуальному канату. В зале собрались шесть разновидностей гуманистов: 1) Светские гуманисты (Манифест-2000, школа Куртца - Кувакина); 2) Христианские гуманисты (Общество друзей, либеральная реформация); 3) Неогуманисты – ньюэйджеры (mix магических религий постмодернизма); 4) Киберпанк-гуманисты (манифест Готовцева, киберпостмодерн «Матрицы»); 5) Трансгуманисты – киберсциентисты (киберманифест Турчина - Джослина); 6) Гуманисты – неопозитивисты (релятивизм и неоэмпиризм Поппера). Я рассаживаю их по секторам и делаю всего шесть шагов от неопределенности к пониманию разнообразия гуманистического движения. Каждый шаг, выраженный спорным концептуальным тезисом, будет сопровождаться криками возмущения со стороны категорически несогласных - градом яблок, который согласные обрушат на возмущающихся несогласных. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ. Шаг 1. Гуманизм – мировоззрение, в центре которого постулат о высшей ценности человека, по сравнению с любыми другими ценностями. Этика гуманизма требует
действий в интересах человека, даже если они входят в противоречие с интересами, принципами и целями государственных или корпоративных образований. Мой первый тезис – это единственное, с чем согласны все приверженцы гуманизма. Зал молчит, приготовив яблоки и ожидая следующего шага. Шаг 2. Гуманизм не определяет человека, как биокибернетический автомат, а опирается на представление о человеке, как о загадочном существе, природа которого не может быть адекватно выражена методами естественных и точных наук. Возмущенный крик из 4-го, 5-го и 6-го сектора: «Мракобесие! Мистицизм! Бред!» Киберсциентисты, киберпанки и неопозитивисты категорически не согласны с тезисом. 1-й и 2-й секторы наоборот, согласны с тем, что человек это – тайна, христиане и светские гуманисты обстреливают дальние сектора яблоками.3-й сектор сохраняет спокойствие. Ньюйджерам этот вопрос абсолютно безразличен. Для них тайна всегда там, где ее хочется найти. Шаг 3. Гуманизм отрицает любые суждения о всеобщих ценностях или моральных нормах, кроме объявленных на шаге 1. Все имеет ценность лишь постольку, поскольку пригодно для удовлетворения потребностей и желаний человека в настоящем и будущем. Возмущение 2-го сектора: «Моральный релятивизм!». Христиане этого не переносят. 3-й и 4-й секторы наоборот, в восторге от этого тезиса. Ньюйджеры и киберпанки дружно аплодируют, забрасывая христиан яблоками. 1-й, 5-й и 6-й сектора сохраняют нейтралитет. Светские гуманисты не имеют общей позиции по этому вопросу. Киберсциентисты и неопозитивисты отрицают классические моральные нормы, но признают одну всеобщую ценность: вертикальный научно-технический прогресс. Шаг 4. Гуманизм приветствует любые представления, которые способствуют более счастливому состоянию человека без нарушения принципов шага-1. Иррациональность
или ненаучность этих представлений в данном случае не играет роли. Теперь возмущены 1-й и 6-й сектора: «Предательство науки! Мистицизм!». Светские гуманисты и неопозитивисты таких вещей не любят. 3-й, 4-й и 5-й сектора с тезисом согласны. Ньюйджеры, киберпанки и киберсциентисты аплодируют и обстреливают яблоками протестущих. 2-й сектор в растерянности. Христианские гуманисты согласны с иррациональными и ненаучными представлениями, но только с христианскими, а не с любыми. Шаг 5. Гуманизм – это глобальное политическое движение, имеющее целью перестройку системы государства и права в соответствии с гуманистической идеологией. 1-й и 3-й сектор возмущены: «Политика – грязь! Политика - дерьмо!». Для светских гуманистов и ньюэйджеров гуманизм и политика несовместимы. Но для секторов 2 и 5 приведенный тезис безусловно правилен. Христианские гуманисты давно участвуют в политике, а киберпанк – это, революционное движение. Летят яблоки. 5-й и 6-й сектора не участвуют. Для киберсциентистов и неопозитивистов все, что здесь происходит – уже политика по определению. Они не понимают сути спора. Шаг 6. Гуманизм, с целью своего распространения, роста популярности и влияния, может использовать любые приемы агитации и фандрайзинга (сбора денежных средств), кроме противоречащих шагу 1. 3-й, 4-й и 5-й сектора наоборот, полностью согласны с тезисом. Ньюэйджеры, киберпанки и киберсциентисты аплодируют и ищут возмущенных, чтобы запустить в них яблоками. А возмущенных-то и нет. В 6-м секторе соблюдают нейтралитет: неопозитивисты без всяких тезисов уверены, что раньше или позже жизнь сносит любые границы допустимого. 1-й и 2-й сектора находятся в недоумении. Светские гуманисты и христиане раньше не задумывались о том, как определять границы допустимого в этом деле. ЗАНАВЕС. Представление окончено. Зрители успокаиваются и начинают в духе гуманизма ставить друг другу холодные примочки на места особо точных попаданий яблок. А я могу перейти к построению эскиза такого гуманистического движения, которое могло устроить все 6 группировок. «Перестаньте вы меня мистифицировать и мучить вашими загадками... Я ведь человек несчастный, и вы пользуетесь этим. Лезу я в какую-то странную историю, но, клянусь, только из-за того, что вы поманили меня словами о нем! У меня кружится голова от всех этих непонятностей...» (М.Булгаков. Мастер и Маргарита). Разделим проблему на 3 блока: 1) Наука и мировоззрение. Здесь мы видим согласие только в пункте «человек – высшая ценность». И достаточно. Наука необходима, по крайней мере, как инструмент удовлетворения человеческих потребностей и желаний. Без научно-технического прогресса данную задачу не решить. С этим, видимо, все согласятся. Дальше пусть каждый в этих рамках предлагает свои подходы к формированию мировоззрения – строго научного, или магического, или религиозного, или агностического. Но надо единым фронтом выступить против таких мировоззренческих систем, которые требуют затормозить науку и отказаться от информационных и материальных возможностей прогресса. Конечно, придется жестко конфликтовать с консерваторами и традиционалистами – вот на этом и надо сосредоточить общие усилия. 2). Ценности и мораль. Снова скажем: «человек – высшая ценность». Этого вполне достаточно, чтобы определить: мы – за интересы человека, как индивида, и против навязывания ему внешних и посторонних (корпоративных, конфессиональных, правительственных) целей и ценностей. В этих рамках пусть каждый предлагает обществу свои взгляды на ценности и на мораль, а люди сами выберут то, что им больше по душе. Но надо единым фронтом выступить против таких систем ценностей, которые ставят интересы правительств, корпораций и конфессий выше интересов человека. При этом, конечно, придется идти на конфликт с лицами и организациями, которые продвигают и навязывают подобные системы взглядов. 3) Агитация и фонды. Во-первых, надо сразу избавится от иллюзии, что гуманистическое движение якобы не занимается политикой. Цели, которые поставлены в блоках 1 и 2 это политические цели. Они предполагают борьбу за политическое влияние гуманизма и против консервативных, традиционалистских и тоталитарных политических сил. Значит речь идет о политической пропаганде и агитации, о продвижении политических идей. Следовательно, гуманистическое движение должно занимать четкую позицию по всем острым политическим вопросам. Какую именно? Повторим третий раз: «человек – высшая ценность». Каждый раз, когда предлагается принести интересы человека в жертву какой-то идее, конфессии, правительственной или партийной концепции, гуманистическое движение должно выступить против этого и не допускать никаких компромиссов с такой антигуманной концепцией и с ее проводниками. Такая жесткая конфронтация, естественно, требует значительных фондов. Их невозможно получить просто за счет пожертвований граждан, разделяющих идеи гуманизма и за счет издания малотиражных книг и журналов. Необходимы крупные финансовые проекты. Осталось определить круг таких проектов. Поговорим об этом подробнее.
БРИЛЛИАНТЫ ДЛЯ ДИКТАТУРЫ ГУМАНИЗМА Финансовые проекты должны быть экономически эффективными и не противоречить принципу «человек – высшая ценность». Дополнительно следует учесть, что: 1 - гуманистическое движение в странах СНГ не обладает достаточными стартовыми средствами, поэтому не следует рассматривать капиталоемкие проекты. 2 - гуманистическое движение не получит поддержки традиционалистских правительств, поэтому в СНГ не следует рассматривать проекты, зависящие от такой поддержки. 3 - гуманистическое движение не обладает большим ресурсом времени, поэтому следует рассматривать только проекты с быстрой отдачей. Из сказанного следует, что в первую очередь должны рассматриваться проекты в области негосударственных систем массовой информации и профессиональной кооперации. Как говорят трансперсональные психологи: «Любовь и смерть правят миром». Стремление к любви – это желание счастья, свободы, полноты жизни, радостей общения, взаимопонимания, секса, новых впечатлений и ощущений. Избегание смерти – это поиск безопасности, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, взаимной поддержки. Людей во все времена это интересуют в первую очередь. Эти темы и надо разрабатывать. Капитал любой идеи – это массовый интерес к ней. Именно к ней, а не к любым идеям такого рода. Сейчас гуманистическая идея не имеет четких признаков индивидуализации, она слабо выделяется из общего фона, у нее нет своей линии в социальном спектре. Человек с легкостью скажет я – социалист, либерал, интернационалист, христианин, роккер. Но мало кто скажет: я – гуманист. Это понятно: сказав «гуманист» человек не сообщает собеседнику никакой содержательной информации о себе. Из того, что человек назвал себя гуманистом, не следует в настоящее время никаких выводов о его жизненных, мировоззренческих и политических предпочтениях. Сейчас «гуманист» не воспринимается как четкая и достаточная самоидентификация. Если это не изменить – гуманистическая идея останется интеллектуальной игрушкой нескольких тысяч человек, формой культурного досуга вроде китайской каллиграфии. «Пропал Ершалаим, великий город, как будто не существовал на свете... Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте». (М.Булгаков. Мастер и Маргарита). Для того, чтобы вызвать массовый интерес к гуманистической идее (и, как следствие, создать капитал, преобразуемый в деньги от использования брэнда «гуманистическое движение»), следует четко и ясно ответить на 4 стандартных вопроса. 1) Кто мы? 2) В чем наша миссия? 3) Что мы предлагаем людям? 4) Чем мы отличаемся от других? Попробую дать ответы – как я их вижу. 1) Мы – гуманисты. В самом чистом виде. Без всяких приставок и дополнений. Мы – за человека и против всего, что мешает человеку наслаждаться жизнью и создавать более комфортабельный мир для своих потомков. 2) Наша миссия – продвижение безоговорочного принципа «человек – высшая ценность». Его желания – высший закон, его потребности – высшая цель. 3) Мы предлагаем мир, где человеческие желания и потребности превыше всего. Все остальные цели и ценности – ничто, пыль на дороге, по которой идет человечество. То, что обслуживает желания человека – добро, то, что препятствует их реализации – зло. 4) Мы отличаемся тем, что отрицаем любые ценности которые не совпадают с желаниями и потребностями людей и устраняем все ограничения, кроме тех, которые требуются, чтобы люди могли максимально безопасно, свободно и равноправно реализовывать любые свои потребности и желания. Это эпатирующие ответы, и они вызовут всяческие ехидные замечания. Например:
Что же, гуманисты – за бездумное потребление, отрицающее духовные ценности? Гуманисты приветствуют гедонизм, безответственность, вседозволенность, сексуальную распущенность, наплевательское отношение к культуре и нравственности? Будут яростные обвинения в глобализме, антинародности, антигосударственности, деструктивности, в поощрении порнографии и проституции, в попытке легализовать наркотики, в содействие сектам, в мировом заговоре и т.п. На каждое обвинение будет дан последовательный и четкий ответ «ДА!». Глобализм? Конечно! Человечество едино, нации и границы – пережиток прошлого, людям нужна свобода культурного обмена, а не изоляция. Культура должна служить взаимопониманию людей, а не обоснованию ксенофобии. Антинародность? Конечно! Мы против мифического «народа», который выдумывается идеологами и противопоставляется реальному человеку. Антигосударственность? Конечно! Мы выступаем за реформу государства. Государство должно служить человеку, а сейчас зачастую человека принуждают служить государству. Деструктивность? Конечно! Новое комфортабельное здание должно быть построено на месте старого, а значит, что-то в старом придется разрушить. Поощрение порнографии и проституции? Конечно! Поощряем в форме, безвредной для здоровья, психического комфорта и достоинства людей. Это лучше, чем унизительный запрет на удовлетворение естественных эротических и сексуальных потребностей. Легализация наркотиков? Конечно! Мы за legalize, разрешение легких и безвредных эйфорических средств и запрет опасных веществ. Нельзя ставить чай, кофе, натуральное вино, пиво и коноплю на одну доску с суррогатным спиртом, кокаином и героином. Секты? Конечно! Если у человека есть потребность в религии и ритуалах, то он должен иметь возможность реализовать эту потребность так, как ему нравится. Мировой заговор? Конечно! Мы составили заговор против всего, что мешает людям жить свободно и ярко, в соответствии со своими желаниями. В ходе последующей жесткой дискуссии гуманистическая идея окажется в центре внимания. Газеты и ТВ, по заказу проправительственных традиционалистских групп будут тиражировать протесты против «безнравственных инициатив гуманистического движения». Это – мощный и совершенно бесплатный рекламный поток, который сделает гуманизм ярким узнаваемым брэндом. Привлекательной самоидентификацией для раскованных и свободомыслящих людей, из социально-активного слоя общества. Индивидуализирующий знак «бумажный человечек» с сайта светских гуманистов, который сейчас мало кому известен, станет не менее популярным, чем «трехлопастной пропеллер» пацифистов. Р.S. редактора: ближе к либеральному гуманизму. Но интересно попробовать консолидацию раз-личных гуманистов. Мы её ищем.
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|