Гуманизм как универсалия мировой культуры
Дорогие друзья, Позвольте приветствовать Вас от имени Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) на международной конференции «Век XXI: к новому гуманизму». Признаюсь, к сегодняшнему выступлению я подхожу с особым чувством, ибо наше мероприятие имеет уникальный характер. Это ни много, ни мало, стремление внести коллективный вклад в процесс поиска и утверждения ценностной платформы и базовых культурных универсалий, направленных на преодоление цивилизационного кризиса. Сегодняшняя конференция – это первая в своем роде попытка синтезировать глубокое философское осмысление феномена современного гуманизма с практической имплементацией этих идей на высоком международном уровне. Это отклик России на призыв Ирины Боковой направлять развитие современного мира в гуманистического русло. И тем отраднее отмечать, что встреча эта проходит на площадке представительства Россотрудничества - Российского центра науки и культуры в Париже. В своей деятельности мы как раз и стремимся к тому, чтобы наши центры становились мостами между экспертным сообществом, научными и культурными элитами России и зарубежных стран. Современная система международных отношений претерпевает структурные изменения. Наряду с ее политической, военной и экономической составляющей все большее значение начинает приобретать гуманитарный фактор.Глобализирующийся мир XXI века характеризуется, с одной стороны, многополярностью в международных отношениях, а с другой - возрастающим уровнем противоречий между «старыми» и «новыми» центрами силы. Все это требует, в свою очередь, новой глобальной системы гуманитарного сотрудничества, учитывающей и отражающей современную расстановку сил на международной арене.
Возвращаясь непосредственно к теме конференции, отмечу, что впервые термин «гуманизм» стал широко известен как литературное, художественное и философское движение эпохи Возрождения, пришедшее на смену схоластике Средневековья. В этой связи неизбежно возникает вопрос: почему же мы сегодня возрождаем это понятие, вновь к нему возвращаемся? И какими смыслами стремимся наделить? Я скажу словами немецкого философа Мартина Хайдеггера. В своем философском эссе «Письмо о гуманизме» он задается вопросом: «Каким образом можно возвратить смысл слову “гуманизм”? Люди давно уже не доверяют всяческим «измам». И тут же отвечает: «Какой тут может быть другой смысл, кроме возвращения человеку человечности? Это раздумье и забота о том, как бы человек стал человечным, а не бесчеловечным, "негуманным”, то есть отпавшим от своей сущности». Полагал бы, что это и есть та квинтэссенция, составляющая суть и предмет нашей сегодняшней дискуссии. Став в XV веке ответом на вызовы своего времени, феномен гуманизма претерпел ряд существенных трансформаций и вышел в наше время далеко за пределы своего первоначального содержания и смысла. И сегодня мы можем констатировать: в его основе лежит система фундаментальных ценностей, позволяющих говорить о единстве мировой культуры, о единых духовно-нравственных основаниях существования людей. Как раз эти ценности, выражающие суть позитивных ресурсов человека, его созидательной и благотворной деятельности и должны составлять ключ к пониманию нового гуманизма.Нужно признать, что, несмотря на все надежды, мы сталкиваемся с суровой реальностью. Мы все прекрасно понимаем, что мировоззренческая палитра современного мира не только усложняется, но и становится более хрупкой, неустойчивой. Кризисные явления нашей цивилизации провоцируют лавинообразное распространение социальных пороков, глобализируют экстремизм и терроризм. Нет необходимости доказывать, что угрозы и вызовы XXI века должны парироваться в рамках международного сотрудничества. Действительно, «наведение мостов», стремление к согласованным коллективным действиям – это уже без преувеличения императивы нашего дальнейшего существования.
Наша способность интегрировать принципы культурного разнообразия и межкультурного диалога напрямую определяет процесс достижения устойчивого развития мира. Особенно актуальны проблемы достойного выживания человечества в связи с переживаемым сегодня многомерным глобальным кризисом, который затрагивает судьбы миллионов людей. Многие эксперты полагают, что сегодня следует говорить о первом системном кризисе эпохи глобализации. Политики ставят во главу угла его социально-политическую составляющую, экономисты – финансовую, а философы на первое место выдвигают вопрос о тектонических сдвигах духовно-нравственной основы современной цивилизации. Говорят даже о кризисе гуманизма, не устоявшего в ХХ веке против двух мировых войн и тоталитарных режимов. Это вызывает не только критику гуманизма как такового, но и широкое распространение антигуманизма и нередко сопровождается призывами вернуться к традиционалистским или даже архаическим практикам жизни. Все это порождает тревожную ситуацию, экзистенциальную неопределенность и означает, по сути, потерю основных моральных и мировоззренческих опор человечества. В этих условиях в мировом научном и политическом сообществе идут поиски такой ценностной платформы, которая стала бы мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом. Предпринимаются многочисленные попытки определения универсалии, способной стать подлинно общечеловеческой основой межкультурного и межцивилизационного диалога. В этом контексте в качестве одного из таких краеугольных камней культуры мира мы можем рассматривать новый гуманизм. Надо сказать, что идеи гуманизма периодически «реанимировались» и обновлялись на протяжении длительного времени, продолжая развиваться, однако, в рамках философского, точнее, мировоззренческого понимания. И уж коль скоро мы начали с того, что гуманизм ассоциируется в первую очередь с эпохой Возрождения, то нельзя не упомянуть следующий факт. Несмотря на то, что главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о достоинстве и высоком предназначении человека, она имела свои границы – отличительными чертами гуманизма Возрождения были его элитаризм и европоцентризм.
Однако в наши дни гуманизм уже давно перестал быть привилегией элит. Уже к середине XX века он вошел в жизнь вместе с возникновением ООН, Всеобщей декларацией прав человека и широким спектром национальных и международных гуманистических движений. Конечно, нужно отметить, что важность и ценность неогуманистической парадигмы сегодня просто очевидна. Действительно своевременным шагом на пути ЮНЕСКО в осмыслении понятия нового гуманизма стало программное выступление Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой «Новый гуманизм в XXI веке». Одним из своих приоритетов Ирина Бокова видит принятие нового гуманизма в качестве руководящей концепции. Ее особенностью будет обновление подходов к большинству традиционных направлений деятельности ЮНЕСКО. Подчеркнем, что ЮНЕСКО в качестве ведущего мирового гуманитарного форума располагает очень серьезным потенциалом в интегрировании гуманистических идей в свою повседневную деятельность. В рамках концепции нового гуманизма сотрудничество России с ЮНЕСКО видится особенно продуктивным. Многовекторность российской внешней политики, уважение к разнообразию мира, бережное отношение к традиционным ценностям своей страны и других народов лежат в основе уважения к суверенитету, к праву нации на выбор своего пути, к международному праву в целом, без которых немыслимо развитие международного гуманитарного сотрудничества. Высокая степень открытости миру, «диалогичность» российской цивилизации особенно притягательны сегодня. Важно отметить, что Россия, как демократическое государство, в своей социальной стратегии главной целью обозначила развитие человеческого потенциала, сообразно чему целью российской политики становятся «инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни…».
И главное: отечественный концептуальный гуманитарный потенциал (русский космизм, ноосферология, евразийство, равно как и ряд других достижений в области общественных наук и культуры) всецело соответствует морально-интеллектуальным исканиям человечества в условиях меняющегося мира, в том числе в русле стремления к преодолению межцивилизационного раскола. Русская культура обладает давними и глубинными гуманистическими традициями. Достаточно назвать имена А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, А. Чехова и М. Горького. В рамках русской философии развивались мощные традиции религиозного и светского (научного) гуманизма. К ней принадлежат В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Н.И.Вернадский и др. Эта традиция непрерывно развивалась и в XX веке. Концепция нового гуманизма получила свое выражение в трудах крупнейших философов и ученых, академиков И.Т.Фролова, Н.Н.Моисеева, А.Д.Сахарова, В.Л. Гинзбурга и других. Сегодня эти глубинные интеллектуальные поиски продолжаются современными российскими учеными и философами. К слову, с 1995 года в России существует межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма – Российское гуманистическое общество (РГО), основной целью которого является разработка новых форм просвещения, морального и культурного влияния во имя гуманизации человеческих отношений. Среди документов, принятых гуманистами в последние годы, наибольшую известность имеет «Гуманистический манифест-2000: Призыв к новому планетарному гуманизму», подписанный, в том числе, более тридцатью известными российскими учеными. Манифест представляет собой программу построения глобального сообщества, являясь, по сути, мировоззренческой теорией эпохи неомодернизма, основанной на принципах светского гуманизма. Добавлю также и то, что российские представители принимают непосредственное участие в поиске новой платформы для развития и налаживания межкультурного диалога. Так, например, в рамках «Альянса цивилизаций», инициативы, предложенной Генсеком ООН Кофи Аннаном в 2005 году, МИД России активно подключился к ее программному наполнению. Сформирована рабочая группа по вопросам межцивилизационного диалога и взаимодействия с «Альянсом цивилизаций». Сегодня здесь присутствует Спецпредставитель Министра иностранных дел по взаимодействию с «Альянсом цивилизаций» К.В.Шувалов, полагаю, он мог бы подробнее рассказать об этом направлении.
А кроме того, ежегодно уже в течение девяти лет на греческом острове Родос проводится Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», основателем и президентом которого является председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, доктор политических наук В.И.Якунин, президент ОАО «Российские железные дороги». Резюмируя все вышесказанное, я хотел бы выделить основные позиции, раскрывающие суть нового гуманизма в нашем понимании. Если гуманизм будет развиваться в этом направлении, то стоит стремиться к тому, чтобы действительно рассматривать его в качестве универсалии мировой культуры. Итак, гуманизм нашего времени мы видим как: - глубоко демократическое мировоззрение, основанное на зрелом уровне нравственной и гражданской культуры человека; - беспрецедентно высокий уровень грамотности и просвещенности человека и общества, квинтэссенция новейших достижений науки и культуры; - универсальный язык эмпатического общения и сотрудничества, выражающийся в единстве мышления и действия, мировоззрения и практики, идеалов и повседневности. Новый гуманизм ищет единства многообразия, сочетания культур и традиций. Помимо теории, гуманистические ценности должны обязательно воплощаться во всех формах человеческой деятельности: гражданской и семейной, политической и экономической, моральной и правовой, художественной и научной… Интеллектуальные силы России имеют возможность не только встать в ряды сторонников «нового гуманизма», но и активно поддержать руководство ЮНЕСКО в их развитии и воплощении. Мы имеем все ресурсы, сохраняя набранный темп, содействовать формированию мирового гуманистического движения под эгидой ЮНЕСКО. Учитывая достигнутый уровень развития научных исследований в области современного гуманизма, Россия могла бы стать своего рода его интеллектуальным центром, аккумулируя вокруг себя все заинтересованные силы. Для начала это можно делать в рамках проведения международных форумов, подобных нашему сегодняшнему мероприятию. А в перспективе стоит задуматься и об институционализации этого направления в рамках ЮНЕСКО. Мы сегодня как раз и собрались с тем, чтобы выработать наши основные векторы взаимодействия и подумать о том, как структурно оформить все предложения, которые сегодня прозвучали и еще прозвучат. Очевидно, нам следует разработать дорожную карту по реализации этой инициативы, с тем,чтобы весь глубокий теоретический задел трансформировать в практическое поле.Необходимость эта каждым годом приобретает все более актуальный и злободневный характер. Мы уже растрачиваем ресурсы природные, давайте же беречь ресурсы интеллектуальные. Еще раз подчеркну – современный гуманизм как открытая мировоззренческая позиция, альтернативная любой претендующей на монополию идеологической системе, предлагает человеку осознание всякой жизни как ценности, а также учит его жить за границами индивида, во благо ближнего, планеты и будущего человечества. Р.S. редактора: Ценны предложения рассматривать гуманизм как синтез теории и практики и применять его ко всем сферам общества, то есть как общественную идеологию, но противоречие или страх, не совместимую с «идеологической системой». «Сломав естественный ход биоэволюциина планете, человечество в целом не толькопоставило вопрос о своём дальнейшемсуществовании в этом мире, но, с изуверской страстью жаждет скорейшейсобственной погибели». Б. М. ХанжинНас ждёт экотюрьма.Иссякает терпение Природы. Отечественные записки,Советская Россия, 2008, № 14, стр.7
Читайте также: CОЦИОГУМАНИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|