Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Формы книгораспространения.




Оптовая торговля.

 

Оптовая книжная торговля имеет свою особую историю в книгоиздании. В советский период система оптовой книжной торговли действовала в рамках ее централизованного управле­ния: сверху — от типографии и центрального опта, донизу — в регион, областную книготорговую базу и книжный магазин. Примерно по такой же схеме ранжировались структуры книго­торговых предприятий «Академкниги» и «Военкниги».

Взаимодействие издателя с типографиями и книжной торгов­лей было прописано досконально, система ценообразования была жесткой, по прейскуранту определялись фиксированные по стране цены, а по дополнительным постановлениям утверж­дались скидки от номинала для каждого географического реги­она. Механизм книжной торговли поддерживал сам себя, при­нося стране за счет исключительно высоких тиражей изданий высокую прибыль при относительно низких ценах на книги.

Естественно, что рыночный механизм не мог выдержать та­кую монопольную конструкцию. Оптовая книжная торговля, насчитывающая к 1990 г. 16 центральных оптовых книготорго­вых баз и 75 книготорговых оптовых баз в регионах страны, с первых же шагов рынка стала давать сбои.

Причины этих сбоев очевидны:

— первый удар по финансовой системе оптовой книж­ной торговли и традиционной ее организации нанесли издатели центра, установив прямые договорные отно­шения с книжными магазинами; быстро продаваемые и прибыльные книги стали поступать напрямую в кни­готорговые залы розничных предприятий;

— второй удар по финансовой системе оптовой книж­ной торговле нанесли развившиеся в первые годы ры­ночных экономических неурядиц неплатежи ее рознич­ных партнеров, которые окончательно подорвали дове­рие издательств к оптовикам старой системы и она ста­ла стремительно терять свои позиции на книжном рын­ке России.[11]

Рынок быстро прореагировал на нежизнеспособность старых схем оптового книгораспространения и стал выстраивать соб­ственные мобильные рыночные системы. Оптовая книжная тор­говля с 1990 по 1995 г. в ее традиционном исполнении потеряла до 90% от общего товарооборота книжной продукции.

Отметим в развитии оптовой книжной торговли России осо­бую роль «Центркниги» — главного оптового звена в системе быв­шей ВГО «Союзкниги». Через эту книготорговую базу в 1990 г. проходило до 30% от товарооборота Мининформпечати РФ, то есть около 600 млн. экземпляров книг. Эта цифра превышает объем производства книг всеми издательствами России в 2000 г. Ныне товарооборот этой оптовой базы значительно ниже.

На рынке появились частные фир­мы оптовой книжной торговли, рассчитанные на обслуживание отдельных издательств или распространение специализирован­ных видов книжной продукции целого ряда издательств в основ­ном в густонаселенных регионах страны. [12] Масштаб оптовой книжной торговли теперь таков, что круп­нейшие розничные книжные магазины России имеют товаро­оборот больший, чем подавляющая часть оптовых фирм. Фак­тически функции оптовой торговли книгами оказались распре­деленными между собственно оптовыми фирмами, издатель­ствами и самими розничными книготорговыми организациями.

Основные причины такого положения очевидны: во-первых, в книжной торговле нет достаточных капиталов, чтобы преодолеть имеющую место раздробленность; во-вторых, на данном этапе крупнейшие издательства считают, что выстроенные ими издательско-книготорговые структуры на рынке более конкурентоспо­собны и поэтому не стремятся оказать содействие развитию дру­гих конкурентных структур, даже на кооперативной основе; в-тре­тьих, все более привлекательным для самих книготорговцев ста­новится опыт западных книготорговых сетей, для развития кото­рого они уже начинают выделять средства и искать партнеров.

Образование оптовой книжной торговли издательств явилось их вынужденным шагом в ответ на неспособность государствен­ной оптовой системы справиться с задачами книжной торговли в становлении рыночных отношений в период 1990-1992 гг.

Первый шаг в этом направлении был сделан при выходе из­дательств на прямые договорные отношения с розничными кни­готорговыми предприятиями. В центре и регионах, когда речь шла о местных издательствах, это было сделать не трудно. Дру­гое дело — отношения центральных издательств с региональной книжной торговлей. Причина была не только в том, чтобы просто убрать оптовика-посредника между издателем и розничной ' торговлей, но и в том, что на рынке появилась масса новых из­дателей, опыт посреднической торговли у которых просто не существовал.

Период 1990-1994 гг. можно отнести к периоду наиболее от­ветственному и рискованному в отношении между издателями и книготорговцами России. В это время вырабатывался опыт их взаимодействия и устанавливалось доверие или выявлялась не­обязательность сторон. Именно тогда появились книготорговые представительства центральных издательств в регионах и соот­ветственно региональных книготорговых предприятий в центре.

На местах издательства образовывали специальные склады для хранения и обработки производимых ими книг. По мере рас­ширения производства складская база ряда крупных изда­тельств развивалась, постепенно фактически превращаясь в оптовые книготорговые предприятия, обслуживающие дилер­ские сети в регионах. К числу таких складов, а фактически издательско-книготорговых объединений можно отнести соответ­ствующие образования издательств «ACT», «Просвещение», «Ар­мада», «Терра», «Русич», «Росмэн», «Аванта+».[13]

Издательства, лидирующие по товарооборо­ту на российском книжном рынке, стали образовывать юриди­ческие лица — клубы и книготорговые предприятия для обслу­живания отдельной группы издательств. Например, «Книжный клуб 36*6» — для реализации литературы издательств «Вагриус» и ACT-Пресс, «РиС» — для реализации специальной литературы ряда научно-технических издательств, «Университетская книга» — для реализации литературы университетских издательств. Одновременно региональные книготорговые предприятия созда­ют свои представительства в центре, например «Топ-книга» в Мос­кве и С.-Петербурге для обслуживания крупной оптовой фирмы в Новосибирске и сети книжных магазинов.

Издательско-книготорговые фирмы в 2000 году занимали по величине товарооборота в оптовой книготорговле доминирую­щее положение. Однако признать такого рода структуры в каче­стве модели, определяющей российскую книжную торговлю и устойчивой на ближайшую перспективу, достаточных оснований нет. Созданные для решения част­ных задач конкретных издательств или отдельных издательских групп, они, для того чтобы выжить в рынке, вынуждены будут наращивать свой ассортимент или специализироваться на оп­ределенных группах ассортимента, вступая в острую конкурен­цию с многочисленными фирмами-близнецами, предлагающи­ми один и тот же ассортимент.

В свою очередь, наращивание ассортимента в издательско-книготорговых объединениях неизбежно будет толкать их к об­разованию книготорговых предприятий, обслуживающих по единым схемам всех своих партнеров. Есть и другой сценарий их развития: создание собственных книготорговых сетей и вы­ход с ними за пределы центра, в регионы. Такого рода развитие событий уже происходит. Так, издательско-книготорговое объе­динение «Инфра-М» образовало и развивает свою собственную сеть книжных магазинов, обслуживаемую специализированной оптовой фирмой «Мастер-книга».[14]

Определяющую роль в организации оптовой книжной торговли, играют такие факторы, как предоставление издательствам дополнительных услуг в предпродажной подготовке книг, оперативности в обслуживании покупателей поступа­ющими на рынок новыми книгами, стабильности, регулярной и прозрачной финансовой отчетности, согласованной политики в области ценообразования. Кроме того, имеются и другие условия, без которых оптовая книжная торговля не может получить должного уровня разви­тия. К их числу следует отнести отсутствие в российском книж­ном рынке единого информационного пространства и, что очень важно, готовности самих издательств давать рынку опережаю­щую информацию о своих изданиях.

Оптовая книжная торговля как посредник находится в сере­дине звена «издатель —оптовик —розничный книготорговец». Поэтому для нее является недостаточным удовлетворение тре­бований только одной стороны — издательств. Оптовая книж­ная торговля находится также и под прессом требований роз­ничной книжной торговли, у которой тоже есть к оптовым пред­приятиям свои требования:

— широкого ассортимента;

— предпродажной подготовки книг;

— оперативности в поставках;

— приемлемости в наценках (скидках).

Кроме того, устойчивость оптового зве­на на рынке жестко зависит от широты ассортимента книг, пред­лагаемых оптовыми предприятиями рознице.

Во Владивостоке каждую субботу и воскресенье в ДКЖД собирается книжная ярмарка (так называемая "школьная"), на которой большинство из частных оптови­ков Приморья представляет полученную из издательств литературу - и предлагает ее покупателям по договорным ценам.[15]

В апреле этого года в городе открылся новый магазин «Топ-книги» формата «Литера», предназначенный в основном для мелких оптовиков. Владивосток стал двадцатым городом в России, где «Топ-книга» открыла магазин подобного формата. В магазинах этого формата компания реализует политику низких цен, скидки могут достигать 45% при достаточно высокой общей стоимости покупки, что выгодно и оптовикам, и компании – так как повышается оборачиваемость продукции.[16]

 

Книжные ярмарки.

 

Мировой календарь ежегодных книжных ярмарок таков, что трудно отыскать в нем неделю, когда бы не проводилась книж­ная выставка или ярмарка международного, национального, ре­гионального или местного уровня. Стремление орга­низаторов книжных форумов можно понять, так как ежегодно в мире выпускается более 1 млн. названий книг. Они требуют того, чтобы о них знало как можно большее число читателей и специ­алистов. За рубежом такой процесс называют «Publishing Promotion». Ничто не может сравниться с книжной ярмаркой по эффективности рекламы книг.

Из всех нам известных мировых исследований книжных яр­марок сошлемся на последнее, самое представительное. Его осуществила Российская книжная палата (руководитель темы В.Е Горбась). Специалисты Палаты собрали сведения примерно о 300 книжных выставках и ярмарках в 86 странах мира. Поло­вина из них приходится на Европу, крупнейшие экспозиции представляют ФРГ, Франция и Италия. В списке ярмарок 120 отнесено ими к разряду международных и национальных уни­версальных.[17]

Книжные выставки и ярмарки развиваются как живой орга­низм. Только некоторые из них прочно занимают место в кален­даре постоянных событий. Их в разное время может быть и боль­ше и меньше. В этом отношении показательным является при­мер с ярмарками в России. В начале 90-х их было несколько де­сятков, а в 2001 г. календарь российских ярмарок насчитывает всего несколько. Россия в этом отношении не исключение. Ко­личество проводимых в любой стране книжных ярмарок доста­точно жестко связано со стабильностью ее развития и в какой-то мере с историей ярмарочного движения.

Российские издатели наиболее активно стали осваивать «яр­марочный континент» с начала 90-х гг. В 1994-1997 гг. ежегодно на книжные ярмарки выезжало от 50 до 100 специалистов из российских издательств и книготорговых организаций, пред­ставляя за рубежом примерно 20-30 индивидуальных стендов. Времена, когда наша страна организовывала ежегодно за рубе­жом по государственной линии около 100 коллективных экспо­зиций, ушли в прошлое.[18]

После кризиса 1998 г. количество посещений зарубежных ярмарок нашими специалистами существенно сократилось. Можно предположить, что Франкфуртская книжная ярмарка, ярмарка детской книги в Болонье, Лондонская, Парижский книжный салон. Иерусалимская книжная ярмарка и в какой то мере Лейпцигская книжная останутся в течение ближайших лет наиболее посещаемыми зарубежными ярмарками. Именно на них, на наш взгляд, и надо было бы сосредоточить все внима­ние и поддержку государства. Что касается других ярмарок, то настоятельно звучит вопрос о коллективных экспозициях, тем более что Правительство объявило о своей линии на поддержку соотечественников за рубежом.

Первый опыт проведения коллективных экспозиций изда­тельств на Франкфуртской книжной ярмарке в октябре 2000 г. под эгидой МПТР России оказался в целом удачным. Особенно это важно, так как Биржевой союз Германии принял решение об объявлении России «главным гостем» Франкфуртской книж­ной ярмарки в 2003 г.

В России книжные ярмарки с приходом рынка сыграли исклю­чительную роль. Фактически исчезнувшее с рынка государствен­ное оптовое звено не было быстро заменено какими-то другими, выполняющими их функции книготорговыми фирмами, поэтому в первые же годы появилось два десятка всевозможных книжных ярмарок, проводимых в центре и регионах. Книжные ярмарки по­могали издателям представить свой ассортимент, а книготоргов­цам установить с ними отношения на будущее и купить партии тиражей на коммерческие, с их точки зрения, издания. Собствен­но, это был период, когда фактически единственным источником информации о выходящей книжной продукции были ярмарки.

Конкуренция книжных ярмарок и постепенно налаживающе­еся на книжном рынке разделение труда привели к тому, что количество книжных ярмарок в 1995-1997 гг. стало сокращать­ся. Начиная с 1997 г. была предложена новая концепция ее про­ведения, а с 1998 г. в России проводится две крупные книжные ярмарки: весенняя — «Книги России» и осенняя — Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ).

Они заняли прочное место в календарях российских и меж­дународных книжных ярмарок. Число фирм-участниц ММКЯ в сентябре 2000 года превысило 2000. Они представили книги 70 государств мира, расположив свои экспозиции на площади бо­лее 20000 кв. м. Однако если взять за основу метод подсчета участников Франкфуртской книжной ярмарки, то получится, что на XIII ММКЯ было представлено всего 354 стенда, из них 300 с индивидуальными и 54 с коллективными экспозициями. Для сопоставления приведем основные данные по 52-й Франкфурт­ской книжной ярмарке, прошедшей в октябре 2000 г.: число ин­дивидуальных экспозиций—6887, национальных стендов — 79, число стран участниц — 107, общая площадь — 200000 кв. м. По данным исследования журнала «Книжный бизнес», Мос­ковская международная книжная ярмарка стала местом, где заключается до 80% соглашений о продаже тиражей на россий­ском книжном рынке.

Во Вла­дивостоке каждый год с 1997 года проходит Дальнево­сточная выставка-ярмарка «Пе­чатный двор», организатором которой является Приморская государственная публичная библиотека им. A.M. Горького. В самую золотую пору примор­ской осени книгоиздатели ре­гиона имеют возможность пред­ставить свою продукцию, встре­титься с коллегами, друзьями, потенциальными партнерами.[19] На эту ярмарку собираются представители издательств всего региона – от Сахалина до Якутии, представлены издания учебных центров и университетов, издательства ДВО РАН и весь спектр производимой в регионе продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...