Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Розничная книжная торговля.




 

Помимо книжных магазинов, работающих напрямую с издательствами либо с очень крупными оптовиками, существует множество мелких розничных торговцев, работающих преимущественно с лотков или киосков.

В 80-е гг. в основном была развита торговля книгами только в киосках, к которым мы относим также «народ­ные» книжные магазины и торговлю книгами с прилавков на все­возможных мероприятиях. Лоточная форма торговли, в ее со­временном понимании, была редким исключением, и ее распространение сдерживалось властями. По данным экономической отчетности Госкомиздата РСФСР за 1980-1989 гг., количество киосков, принадлежащих непосредственно отрасли печати, со­ставляло около 1900, их количество несколько сократилось в 1989 г. и полностью исчерпало себя к 1991 г. В 1989 г. наиболь­шее количество киосков Госкомпечати РСФСР было в Москве — 280, Ленинградской области — 198, Краснодарском крае — 89, Хабаровском крае —60.[23]

Основная часть киосков принадлежала органам «Роспечати». Их в 1989 г. насчитывалось около 20 тыс. Развитые формы полу­чили народные книжные магазины. Вообще доведению книг до каждого предприятия в 70-80-е гг. уделялось достаточно боль­шое внимание, на ВДНХ страны лучшим книготорговцам пред­приятий вручались медали за пропаганду книги. Большие объе­динения киосков были образованы на предприятиях оборонно­го комплекса.

С начала 90-х гг. структура предприятий малой розничной торговли в стране претерпела изменения. Неупорядоченность правовой основы в книжной торговле, резкое сокращение ас­сортимента изданий, снижение эффективности розничной и оптовой книжной торговли и неплатежи в 1990-1993 гг. приве­ли к тому, что на улицы городов России выплеснулась самая примитивная и сверхприбыльная в то время форма розничной торговли —лоточная. Лоточники, не имеющие патента на тор­говлю, отличались высокой мобильностью и могли оперативно предлагать покупателям книги только что отпечатанные и пе­реданные в издательство, а нередко и книги, приобретенные ими как часть допечатки тиража прямо с полиграфических предприятий.

Розничная книжная торговля магазинов не могла в то время полностью противостоять торговле с лотков, но не теряла свое­го доминирующего значения. По оценкам экспертов, проведен­ным в то время, лоточная книжная торговля в Москве, С.-Пе­тербурге и других крупных городах России никогда не превыша­ла по обороту десятой части от всей розницы.

Лоточная книжная торговля начиная с 1995-1997 гг. была существенно потеснена розничной книжной торговлей магази­нов, которые к этому времени стали значительно наращивать свой ассортимент и оперативно приобретать его у издателей. У лоточников также перехватывали инициативу частные сетевые предприятия малых форм.

В розничную книжную торговлю в середине 90-х гг. вернулись киоски. Вначале они возникли как расширение функций киосков, торгующих периодическими изданиями, а потом уже и на специа­лизированной основе, создаваемые крупными издательствами и фирмами, распространяющими периодические издания. В 1997-1998 гг. количество киосков, торгующих книгами в Москве и С.-Пе­тербурге, превысило показатели 1989 г. Во многих городах России местными органами власти было принято соответствующее зако­нодательство, вводящее определенные правила в организацию пред­приятий малой розничной торговли. К этому времени киоски по­явились в высших учебных заведениях и стали возвращаться в орга­низации и на предприятия. В качестве их владельцев уже выступа­ли либо сами издатели, либо книготорговые организации.[24]

В настоящее время в России, по оценкам, действует около 18-20 тыс. киосков, что соответствует уровню их состоя­ния на конец 80-х гг., их оборот не превышает 3-5% от общего оборота книг в розничной торговле.

Если обратиться к опыту зарубежной книжной торговли в раз­витых странах Америки и Европы, то следует заметить, что ма­лые формы розничной торговли книгами не занимают там зна­чительного места. Они в основном соседствуют с периодикой, тя­готеют к транспортным узлам и отличаются стандартными параметрами, как по техническим характеристикам, так и про­даваемым в них книгам. Как правило, это дешевые книги карман­ного формата чаще всего серийные издания, путеводители и кар­ты, рассчитанные именно на публику, читающую в транспорте. Ассортимент таких изданий, хотя и ограничен по тематике, дос­таточно представителен и насчитывает 2-3 тыс. названий.[25]

Свое развитие такие формы получили также за счет представ­ления книг определенной тематики в профильных магазинах, а также на начальном этапе и в универсальных продовольствен­ных магазинах (средних и супермаркетах), пока не переросли в своеобразные книготорговые сети—отделы продовольственных магазинов, торгующих определенной тематикой по конкуриру­ющим с книжными магазинами ценам.

В России начала XXI в. уже складываются все признаки орга­низованной малой розничной торговли, подобные малым зару­бежным формам. Можно предположить, что их общее количе­ство в качестве самостоятельных предприятий будет сокращать­ся и что они будут находить свое место на других предприятиях розничной торговли и в транспортных узлах. Отчасти это уже имеет место.

В Москве около 700 киосков. Кроме того, мелкорозничная торговля книгами ведется в более чем 100 точках столицы — на улицах, в метро, в переходах и других обще­ственных местах, а также в спортивном комплексе «Олимпийский».

Петербургская книжная розница развивается достаточно динамично: ежегодный рост этого рынка в денежном выражении составляет 10-15%.

Во Владивостоке розничную продажу книг можно увидеть на центральной площади, где также периодически проводятся тематические книжные ярмарки, в киосках «Роспечати», на продуктовых рынках, в основном - в местах скопления людей, ну и, конечно, в крупных магазинах компаний розничных сетей.

Таким образом, из первого параграфа видно, что оптовые книготорговцы являются посредниками между издательствами и розничным книжным рынком, и некоторые крупные издательства, чтобы сократить цепочку поставщиков, создают собственные оптовые сети и склады, и с ними успешно конкурируют крупные книготорговые фирмы за счет широты предлагаемого ассортимента. Книжные ярмарки, о которых говорится во втором параграфе, являются скорее рекламными акциями, во время проведения которых можно, помимо заключения сделок, можно также ознакомиться с новым предлагаемым ассортиментом продукции или заявить о себе, как о новой компании или издательстве на книжном рынке. В третьем параграфе говорится о продажах книг через Интернет, этот способ торговли сейчас стремительно развивается, и, несмотря на непривычность для российского потребителя, уже завоевал признание. Основным способом книгораспространения по-прежнему остается розничная торговля, как через розничные магазины, так и с лотков и киосков, что видно из четвертого параграфа. Формы книгораспространения во многом пересекаются и перетекают из одной в другую. Например, через Интернет вполне можно сделать оптовый заказ, так же как и через систему заказов во многих розничных магазинах, а в новых оптово-розничных магазинах «Топ-книги» формата «Литера» можно приобрести книги в розницу по почти оптовым ценам. Но если оптовые формы книгораспространения не составляют конкуренцию розничным, то остальные формы книгораспространения конкурируют между собой за внимание потребителя. Поэтому крупной книготорговой компании, стремящейся к дальнейшему развитию и росту следует использовать все формы книгораспространения, чтобы какой-нибудь сектор рынка не остался неохваченным.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...