Розничная книжная торговля.
Помимо книжных магазинов, работающих напрямую с издательствами либо с очень крупными оптовиками, существует множество мелких розничных торговцев, работающих преимущественно с лотков или киосков. В 80-е гг. в основном была развита торговля книгами только в киосках, к которым мы относим также «народные» книжные магазины и торговлю книгами с прилавков на всевозможных мероприятиях. Лоточная форма торговли, в ее современном понимании, была редким исключением, и ее распространение сдерживалось властями. По данным экономической отчетности Госкомиздата РСФСР за 1980-1989 гг., количество киосков, принадлежащих непосредственно отрасли печати, составляло около 1900, их количество несколько сократилось в 1989 г. и полностью исчерпало себя к 1991 г. В 1989 г. наибольшее количество киосков Госкомпечати РСФСР было в Москве — 280, Ленинградской области — 198, Краснодарском крае — 89, Хабаровском крае —60.[23] Основная часть киосков принадлежала органам «Роспечати». Их в 1989 г. насчитывалось около 20 тыс. Развитые формы получили народные книжные магазины. Вообще доведению книг до каждого предприятия в 70-80-е гг. уделялось достаточно большое внимание, на ВДНХ страны лучшим книготорговцам предприятий вручались медали за пропаганду книги. Большие объединения киосков были образованы на предприятиях оборонного комплекса. С начала 90-х гг. структура предприятий малой розничной торговли в стране претерпела изменения. Неупорядоченность правовой основы в книжной торговле, резкое сокращение ассортимента изданий, снижение эффективности розничной и оптовой книжной торговли и неплатежи в 1990-1993 гг. привели к тому, что на улицы городов России выплеснулась самая примитивная и сверхприбыльная в то время форма розничной торговли —лоточная. Лоточники, не имеющие патента на торговлю, отличались высокой мобильностью и могли оперативно предлагать покупателям книги только что отпечатанные и переданные в издательство, а нередко и книги, приобретенные ими как часть допечатки тиража прямо с полиграфических предприятий.
Розничная книжная торговля магазинов не могла в то время полностью противостоять торговле с лотков, но не теряла своего доминирующего значения. По оценкам экспертов, проведенным в то время, лоточная книжная торговля в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах России никогда не превышала по обороту десятой части от всей розницы. Лоточная книжная торговля начиная с 1995-1997 гг. была существенно потеснена розничной книжной торговлей магазинов, которые к этому времени стали значительно наращивать свой ассортимент и оперативно приобретать его у издателей. У лоточников также перехватывали инициативу частные сетевые предприятия малых форм. В розничную книжную торговлю в середине 90-х гг. вернулись киоски. Вначале они возникли как расширение функций киосков, торгующих периодическими изданиями, а потом уже и на специализированной основе, создаваемые крупными издательствами и фирмами, распространяющими периодические издания. В 1997-1998 гг. количество киосков, торгующих книгами в Москве и С.-Петербурге, превысило показатели 1989 г. Во многих городах России местными органами власти было принято соответствующее законодательство, вводящее определенные правила в организацию предприятий малой розничной торговли. К этому времени киоски появились в высших учебных заведениях и стали возвращаться в организации и на предприятия. В качестве их владельцев уже выступали либо сами издатели, либо книготорговые организации.[24] В настоящее время в России, по оценкам, действует около 18-20 тыс. киосков, что соответствует уровню их состояния на конец 80-х гг., их оборот не превышает 3-5% от общего оборота книг в розничной торговле.
Если обратиться к опыту зарубежной книжной торговли в развитых странах Америки и Европы, то следует заметить, что малые формы розничной торговли книгами не занимают там значительного места. Они в основном соседствуют с периодикой, тяготеют к транспортным узлам и отличаются стандартными параметрами, как по техническим характеристикам, так и продаваемым в них книгам. Как правило, это дешевые книги карманного формата чаще всего серийные издания, путеводители и карты, рассчитанные именно на публику, читающую в транспорте. Ассортимент таких изданий, хотя и ограничен по тематике, достаточно представителен и насчитывает 2-3 тыс. названий.[25] Свое развитие такие формы получили также за счет представления книг определенной тематики в профильных магазинах, а также на начальном этапе и в универсальных продовольственных магазинах (средних и супермаркетах), пока не переросли в своеобразные книготорговые сети—отделы продовольственных магазинов, торгующих определенной тематикой по конкурирующим с книжными магазинами ценам. В России начала XXI в. уже складываются все признаки организованной малой розничной торговли, подобные малым зарубежным формам. Можно предположить, что их общее количество в качестве самостоятельных предприятий будет сокращаться и что они будут находить свое место на других предприятиях розничной торговли и в транспортных узлах. Отчасти это уже имеет место. В Москве около 700 киосков. Кроме того, мелкорозничная торговля книгами ведется в более чем 100 точках столицы — на улицах, в метро, в переходах и других общественных местах, а также в спортивном комплексе «Олимпийский». Петербургская книжная розница развивается достаточно динамично: ежегодный рост этого рынка в денежном выражении составляет 10-15%. Во Владивостоке розничную продажу книг можно увидеть на центральной площади, где также периодически проводятся тематические книжные ярмарки, в киосках «Роспечати», на продуктовых рынках, в основном - в местах скопления людей, ну и, конечно, в крупных магазинах компаний розничных сетей.
Таким образом, из первого параграфа видно, что оптовые книготорговцы являются посредниками между издательствами и розничным книжным рынком, и некоторые крупные издательства, чтобы сократить цепочку поставщиков, создают собственные оптовые сети и склады, и с ними успешно конкурируют крупные книготорговые фирмы за счет широты предлагаемого ассортимента. Книжные ярмарки, о которых говорится во втором параграфе, являются скорее рекламными акциями, во время проведения которых можно, помимо заключения сделок, можно также ознакомиться с новым предлагаемым ассортиментом продукции или заявить о себе, как о новой компании или издательстве на книжном рынке. В третьем параграфе говорится о продажах книг через Интернет, этот способ торговли сейчас стремительно развивается, и, несмотря на непривычность для российского потребителя, уже завоевал признание. Основным способом книгораспространения по-прежнему остается розничная торговля, как через розничные магазины, так и с лотков и киосков, что видно из четвертого параграфа. Формы книгораспространения во многом пересекаются и перетекают из одной в другую. Например, через Интернет вполне можно сделать оптовый заказ, так же как и через систему заказов во многих розничных магазинах, а в новых оптово-розничных магазинах «Топ-книги» формата «Литера» можно приобрести книги в розницу по почти оптовым ценам. Но если оптовые формы книгораспространения не составляют конкуренцию розничным, то остальные формы книгораспространения конкурируют между собой за внимание потребителя. Поэтому крупной книготорговой компании, стремящейся к дальнейшему развитию и росту следует использовать все формы книгораспространения, чтобы какой-нибудь сектор рынка не остался неохваченным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|